Совершенствование информационной компетентности педагогов в усло

На правах рукописи

Базаржапова Туя Жамьяновна

Совершенствование информационной

компетентности педагогов

в условиях инфокоммуникационной среды

Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Улан-Удэ

2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент,

проректор по непрерывному образованию АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Ваганова Валентина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры «ВТ и информатика» ФГБОУ ВПО

«Бурятский государственный университет»

Самсонов Виктор Серафимович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры «Системы информатики» ФГБОУ

ВПО «Восточно-Сибирский государственный

университет технологий и управления»

Чимитова Елена Гендуновна, 

Ведущая организация:ОГАОУ ДПО «Иркутский институт

повышения квалификации работников

образования»

Защита диссертации состоится 25 апреля 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а».

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, ауд. 1110.

Автореферат разослан 25 марта 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

канд. пед. наук, доцент

Т.Н. Суетина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный период жизни России характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с запросами общества, переходящего к новому этапу своего развития – информационному. Обнаружение дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их внедрение в образовательный процесс, развитие сети Интернет и предоставление новых сетевых сервисов актуализируют непрерывное совершенствование информационной компетентности педагога.

Стратегическое значение информационной компетентности педагога в развитии образования, в повышении ее качества подчеркиваются в нормативных актах федерального уровня: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», «Концепции информатизации сферы образования в России», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и др.

Информационная компетентность педагога (далее – ИКП) рассматривается как некоторый сравнительно новый, но быстро набирающий вес элемент профессиональной компетентности специалиста образования. Информационная компетентность педагога – это умение целенаправленно работать с информацией и способность использовать информационные и коммуникационные технологии для получения, обработки и передачи ее различными средствами и методами.

Проблемы определения сущности информационной компетентности педагога и ее содержания исследованы в работах Ю.И. Аскерко, Е.В. Бурькова, С.А. Быкова, Д.В. Голубина, М.В. Горячева, А.В. Гоферберг, Т.А. Гудковой, А.Н. Завьялова, Н.В. Кисель, И.А. Кулунтаевой, Т.В. Панковой, А.Ю. Петухова, М.Ю. Порхачева, Т.Г. Рыбалко, Л.Б. Сенкевич, М.В. Утенина, Л.Б. Эрштейн и др. ученых.

Вопросы развития информационной компетентности педагогов затронуты в работах Л.Р. Вотяковой, А.М. Витт, Т.Г. Головко, Э.Ф. Морковиной, М.В. Романовой, О.М. Самохваловой, О.Г. Смоляниновой, Е.В. Сидоровой, О.М. Толстых, Ф.Х. Хабибуллина.

Кроме этого, в отечественной педагогике существует достаточно большой ряд исследований по проблеме внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс (В.Л. Акуленко, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых, Н.И. Гендина, С.Д. Каракозов, О.А. Кизик, М.Б. Лебедев, Н.Х. Насырова, А.М. Пуляевская, И.В. Роберт, В.А. Фокеев и др.).

Различные аспекты совершенствования подготовки педагогических кадров в области ИКТ в системе повышения квалификации работников образования рассматриваются в работах П.Ю. Белкина, C.B. Богдановой, Н.Л. Дашниц, Т.А. Лавиной, A.M. Семибратова, И.А. Смольникова, О.В. Урсовой и др.

Исследование состояния информационной компетентности работающих учителей убеждает в серьезном отставании традиционной системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в совершенствовании ИКП. В настоящее время большинство учителей не обладает информационной компетентностью, сформированной на достаточном уровне, для осуществления своей профессиональной деятельности с использованием современных информационных и коммуникационных технологий и средств. Современной системе образования требуются специалисты с новым типом мышления, соответствующие требованиям постиндустриального общества, расширяющие информационное пространство до мировых масштабов и способные в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности.

Таким образом, для развития информационной компетентности педагога является насущной необходимость поиска современных форм, методов и средств повышения квалификации, в условиях которого развитие исследуемой компетентности представляет собой не столько результат, сколько процесс, механизм, обеспечивающий непрерывность, сохранение и воспроизводство информационной деятельности. Поэтому в настоящее время требуется создание современной инфокоммуникационной среды, которая позволит обеспечить процесс развития педагога через информационную деятельность, развить их самостоятельность и креативность, реализовать возможности, интересы и способности, организовать доступ к новым источникам информации и взаимодействие между ними.

Современная инфокоммуникационная среда в поствузовском образовании – это зона интерактивных взаимоотношений и диалогического общения субъектов образования друг с другом и с информационным ресурсом. Информационная деятельность, организуемая в данной среде, состоит в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиций решаемой педагогической задачи, в использовании полученной информации при планировании и реализации учебной деятельности, в структурировании и представлении информации в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам обучения.

В педагогической практике накоплен некоторый опыт подготовки учителей в области ИКТ. В частности, реализованы такие программы, как «Обучение для будущего» корпорации Intel, программы Федерации Интернет-образования, программа «Партнерство в образовании» компании Microsoft, программы, реализуемые Национальным фондом подготовки кадров в рамках выполнения проекта «Информатизация системы образования», кроме того, функционируют интернет-площадки для сетевых педагогических сообществ и т.п. Несмотря на разносторонность выполненных исследований и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, задача совершенствования информационной компетентности педагога в поствузовском образовании остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения.

Слово «совершенствование» в словаре C.И. Ожегова описывается через глагол «совершенствовать», что значит «делать лучше, совершеннее». В рамках личностно-развивающего подхода синонимами слова «совершенствование» являются слова «развитие», «профессиональное развитие». Развитие (филос.) — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Под профессиональным развитием педагога понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений учителя. Отсюда, совершенствование педагогов является процессом, направленным на активное качественное преобразование педагогами своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии. Отметим также, что совершенствование личности в большей степени зависит от самой личности, от его мотивов, от потенциальных возможностей и способностей, от способностей к самоопределению «среди других», «для других» и «для себя», от направленности, компетентности и гибкости.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению следующих противоречий:

— между возрастающими современными требованиями к уровню информационной компетентности педагогов и недостаточным уровнем разработанности процесса совершенствования информационной компетентности педагога;

— между педагогическим потенциалом инфокоммуникационной среды и отсутствием теоретически обоснованной и практико-ориентированной технологии реализации этого потенциала при совершенствовании информационной компетентности педагога;

— между необходимостью в объективной оценке уровня развития ИКП и неразработанностью диагностических методик, критериев и показателей ее оценки.

Представленные противоречия определили общую проблему исследования: каким должно быть научно-педагогическое и организационно-технологическое обеспечение процесса совершенствования ИКП в инфокоммуникационной среде, и обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Совершенствование информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды».

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать модель совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды.

Объект исследования – информационная компетентность педагога.

Предмет исследования – процесс совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды.

Гипотеза исследования. Совершенствование информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды будет успешным, если:

— выявлено содержание понятия информационной компетентности педагога и ее структурные компоненты;

— создана инфокоммуникационная среда как тренирующая интерактивная система, ориентированная на использование эффектов динамической адаптации педагога к ее параметрам и на формирование у него адекватного поведения в ней;

— разработана технология совершенствования информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды, определяющая этапы и ступени совершенствования ИКП, критерии и показатели уровня ее сформированности;

— выявлены и реализованы педагогические возможности инфокоммуникационной среды в совершенствовании информационной компетентности педагогов.

В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие задачи:

1) на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы уточнить сущность информационной компетентности педагога и выделить ее структурные компоненты;

2) определить теоретико-методологические основы организации инфокоммуникационной среды в сети Интернет и выявить ее педагогические возможности в процессе совершенствования ИКП;

3) разработать модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной образовательной среды;

4) теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию совершенствования ИКП в условиях инфокоммуникационной среды;

5) экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели и технологии совершенствования информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды.

Методологическую базу составили:

— общие положения философии о природе человека и его деятельности (работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.П. Зуевой и др.);

— философские концепции информационного общества (идеи Д. Белла, Б.С. Гершунского, С. Пейперта, Т. Стоуньера, О. Тоффлера и др.).

— положения системного подхода в образовании (исследования П.К. Анохина, В.П. Беспалько, В.И. Генецианского, Н.В. Кузьминой, В.П. Симонова, С.А. Смирнова, Л.Ф. Спирина, Н.В. Талызиной и др.),

— концепции андрагогического подхода (С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, Ю.И. Калиновский, Ю.Н. Кулюткин и др.);

— теории развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

— основы компетентностного подхода в образовании (В.А. Адольф, В.А. Болотов, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, Е.Я. Коган, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Дж. Равен, М.Н. Скаткин, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и др.);

— фундаментальные разработки в области информатизации и реализации информационных средств обучения (А.П. Ершов, О.А. Козлов, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.).

Теоретической основой исследования явились:

— ведущие положения андрагогики, педагогики и психологии, идеи в области непрерывного образования взрослых и повышения квалификации педагогов (В.П. Беспалько, С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, Ю.И. Калиновский, Ю.Н. Кулюткин, М.Ш. Ноуз и др.);

— основные положения системы образования, раскрывающие особенности его развития и перспективы в условиях информатизации общества (Б.С. Гершунский, Н.Л. Дашниц, И.Г. Захарова, В.А. Извозчиков, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.С. Самсонов, А.Ю. Уваров, С.А. Христочевский и др.);

— исследования, связанные с внедрением информационных и коммуникационных технологий в педагогическую практику, формированием сетевых образовательных сообществ, использованием дистанционных технологий в системе повышения квалификации (Л.Н. Горбунова, А.Б. Драхлер, М.Б. Лебедева, Е.А. Патаракин, Е.С. Полат, Л.Н. Рулиене, А.М. Семибратов, О.В. Урсова, В.А. Ясвин и др.).

Основные методы исследования:

— теоретические методы (анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, синтез, прогнозирование, моделирование);

— эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение документов, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты);

— методы математической статистики обработки полученных данных.

Базой научного исследования являлся АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования», ГОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум», МОУ СОШ Джидинского и Еравнинского районов Республики Бурятия. Всего исследованием было охвачено 60 педагогов.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап (2005-2007 гг.) – подготовительный. На первом этапе исследования изучалось современное состояние проблемы совершенствования информационной компетентности педагогов в инфокоммуникационной среде. С этой целью был проведен теоретический анализ понятия информационной компетентности педагога, изучены технологии взаимодействия профессиональных сообществ в сети Интернет. Разработан научный аппарат исследования, выявлены компоненты и определены уровни информационной компетентности педагога. Осуществлялось уточнение понятийного аппарата, определение теоретической и методологической основы исследования, уточнение темы исследования, разработка гипотезы и постановка задач исследования, составление плана и программы экспериментальной работы.

II этап (2007-2009 гг.) – экспериментальный. На втором этапе были проанализированы готовность современных педагогов к взаимодействию в сети Интернет, спроектирована и создана инфокоммуникационная среда в сети Интернет. Основой для организации среды стал web-сайт с доменным именем «teacher03.ru», на котором были разработаны удобный интерфейс и система поддержки по работе на сайте. Это дало возможность сформулировать рабочую гипотезу о возможности совершенствования информационной компетентности педагогов в инфокоммуникационной среде. Разработана и описана модель совершенствования информационной компетентности педагога в инфокоммуникационной среде, апробирована технология совершенствования ИКП в сети Интернет.

III этап (2009-2013 гг.) – обобщающе-систематизирующий. Этот этап включал анализ эффективности экспериментальной работы и необходимую коррекцию теоретических положений, обобщение и анализ материалов эксперимента, систематизацию полученных данных, формулировку выводов. Определены дальнейшие перспективы исследования, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнено понятие «информационная компетентность педагога» как способность педагога к информационной деятельности с использованием современных информационных и коммуникационных технологий и технических средств, представленная совокупностью мотивационного, технологического, информационного, коммуникативного компонентов, определены критерии и уровни развития ИКП;

— выявлены педагогические возможности инфокоммуникационной среды в совершенствовании ИКП, обеспечивающие построение открытой системы персонифицированной поддержки педагога и создание банка учебно-методических материалов педагогов, направленных на улучшение качества образования, эффективную организацию познавательной деятельности педагогов, создание и развитие возможности для их информационного взаимодействия и профессионального общения;

— теоретически обоснована и реализована структурно-содержательная модель совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды, включающая покомпонентное представление ИКП, этапы, ступени и результат ее развития.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании и теоретическом описании модели и технологии совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды, в выявлении педагогических возможностей инфокоммуникационной среды в поствузовском образовании, в расширении представлений о способах совершенствования информационной компетентности педагогов, в определении критериев и показателей сформированности уровней информационной компетентности педагога.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

Создана и реализована инфокоммуникационная среда в сети Интернет, на сайте HYPERLINK «http://teacher03.ru»http://teacher03.ru, направленная на совершенствование информационной компетентности педагогов Республики Бурятия.

Разработана технология совершенствования ИКП, включающая этапы, ступени, критерии и показатели, определяющие траекторию развития педагога и обеспечивающие его непрерывное самосовершенствование.

Подготовлена диагностическая методика, позволяющая определить уровень и динамику совершенствования информационной компетентности педагога. Диагностическая методика представлена уровнями ИКП (А, В, С), ступенями совершенствования (I, II, III) и статусами педагогов (педагог – автор, педагог – рецензент, педагог – администратор). Разработаны критерии и показатели совершенствования информационной компетентности педагога.

Материалы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования в современной практике образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его теоретическим обоснованием, выбором методов исследования, длительностью и репрезентативностью экспериментальных наблюдений, статистическим анализом экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

Информационная компетентность педагога является значимым фактором его успешного профессионального становления и проявляется в способности педагога к информационной деятельности с использованием современных информационных и коммуникационных технологий и технических средств.

Информационная компетентность педагога представляет собой взаимосвязь структурных компонентов: мотивационного, информационного, технологического и коммуникативного.

Мотивационный компонент содержит систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений.

Технологический компонент предполагает владение педагогами определенным объемом практических умений работы в сети.

В информационный компонент входят способность и готовность обрабатывать информацию в инфокоммуникационной среде.

Коммуникативный компонент подразумевает наличие способности и готовности к взаимодействию в сети, владение педагогами коммуникативными навыками.

Модель совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды, отражает процесс профессионального развития педагога, в котором в соответствии с целью выделены:

компоненты ИКП: мотивационный, технологический, информационный, коммуникативный;

этапы совершенствования ИКП: мотивационно-диагностический, содержательно-технологический, практико-прикладной;

ступени совершенствования педагога: I – автор, II – редактор и публикатор, III – администратор;

результаты, проявляющиеся в последовательном повышении статуса педагога в инфокоммуникационной среде: педагог – автор информационного сообщения, педагог – рецензент, педагог – администратор сайта.

Педагогические возможности инфокоммуникационной среды обеспечивают совершенствование информационной компетентности педагога и выражаются в следующем:

— в построении открытой системы поддержки, предоставляющей каждому педагогу собственную траекторию обучения и развития,

— в создании банка учебно-методических материалов педагогов, направленных на улучшение качества общего образования в Республике Бурятия;

— в эффективной организации познавательной деятельности педагогов и коренном изменении организации процесса совершенствования ИКП путем смещения его в сторону взаимодействия со средой, с субъектами этой среды;

— в создании и развитии возможностей для информационного взаимодействия и общения профессионалов в сети Интернет.

Технология совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды направлена на поэтапное и поступенчатое развитие ИКП, в результате чего педагог приобретает статусы «педагог – автор информационного сообщения», «педагог – рецензент», «педагог – администратор сайта». В рамках технологии представлены уровни, отражающие направленность профессиональной мотивации и покомпонентную сформированность ИКП, охарактеризованы ступени ИКП, позволяющие педагогу идентифицировать себя в инфокоммуникационной среде сети Интернет.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты научного поиска диссертанта обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Бурятского государственного университета, опубликованы в материалах следующих научно-практических конференций: «Механизмы реализации концепции модернизации образования в условиях Байкальского региона» (г. Улан-Удэ, октябрь 2005 г.), «Бизнес-образование в условиях глобализации» (г. Иркутск, апрель 2006 г.), «Образование и глобализация» (г. Улан-Удэ, июль 2006 г.); «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» (г. Томск, сентябрь 2006 г.), «Бизнес-образование и эффективное развитие экономики» (г. Иркутск, май 2007 г.); «Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы, перспективы, развитие» (г. Улан-Удэ, сентябрь 2007 г.); «Подготовка управленческих кадров в ходе реализации регионального комплексного проекта модернизации образования и Приоритетного национального проекта «Образование» (г. Улан-Удэ, июнь 2008 г.); «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы» (г. Улан-Удэ, июнь 2009 г., июнь 2011 г.).

За время исследования проведены методические семинары «Сетевое взаимодействие школ и педагогов Бурятии», «Организация информационно-коммуникационной среды на школьном сайте» для учителей Усть-Эгитуйской СОШ Еравнинского района, Ехэ-Цакирской СОШ Закаменского района, школ Джидинского района, ГОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» г. Улан-Удэ; разработаны и проводятся лекции и семинары в рамках курсов повышения квалификации в АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»; создан и модерируется сайт teacher03.ru.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, первостепенные задачи и методы исследования, кратко изложены основные положения, выносимые на защиту, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды» представлен анализ исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, рассматриваются подходы современных ученых к изучаемому вопросу, уточняются понятия «информационная компетентность педагога» и «совершенствование ИКП», определяются структурные компоненты ИКП, раскрывается организация инфокоммуникационной среды, направленная на совершенствование ИКП, построена модель совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды.

Исследование понятия «информационная компетентность педагога» позволило зафиксировать три основных подхода к нему. Первый связан с формированием информационной компетентности педагога в соответствии с логикой развития понятий «ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» и «ИКТ-компетентность». Акцент при этом ставится на технологическом компоненте, на умении использовать технические средства для организации хранения, обработки и передачи информации (И.А. Зимняя, Е.В. Иванова, А.В. Могилева, Ю.В. Нейверт, С.Е. Шишова и др.). Второй подход определен преобладанием информационного аспекта (О.И. Кочурова, Л.Г. Осипова, О.Г. Смоля-нинова, А.В. Хуторской и др.), в котором исходным является информация и рассматривается процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности педагога. Третий – культурологический подход, в основе которого – информационная компетентность, является составляющей информационной культуры (Б.С. Гершунский, Д.В. Голубин, С.Д. Каракозов и др.).

Проведенный анализ показал, что понятие «информационная компетентность» на сегодняшний день нельзя назвать однозначно определенным. К числу значимых признаков информационной компетентности относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного процесса, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, способность организовать взаимодействие средствами коммуникационных технологий.

В результате анализа определений в качестве основополагающего для нашего исследования мы принимаем следующее: информационная компетентность педагога (ИКП) – это способность педагога к информационной деятельности с использованием современных информационных и коммуникационных технологий и технических средств.

Уточнение структуры и содержания информационной компетентности вслед за Д.В. Голубиным, Н.В. Кисель, Н.Н. Моисеевым, Л.А. Прониной, Е.Л. Харчевниковой и др. позволило выявить основные структурные компоненты: мотивационный, информационный, технологический, коммуникативный.

Мотивационный компонент ИКП отражает систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений к процессу совершенствования ИКП. Он выражается в наличии устойчивой внутренней мотивации к качественному осуществлению информационной деятельности, в осознании значимости информационной деятельности педагога, в способности к самореализации и самовыражению в профессиональной деятельности, в необходимости диагностирования себя как создателя и потребителя информации, в способности к самоконтролю и оценке себя в профессиональной деятельности.

Содержание технологического компонента ИКП включает понимание принципов работы компьютера и его периферийных устройств (принтера, сканера, модема и т.д.), способность и готовность к использованию разных приемов обработки, способов представления, хранения информации с помощью компьютера, способность и готовность к использованию основных видов программного обеспечения, способность и готовность к использованию сетевых технологий для решения профессиональных задач, обеспечение эффективности построения педагогической деятельности на основе информационной деятельности, способность к поиску и выбору программных продуктов и компьютерных средств для использования в учебном процессе, способность и готовность к применению образовательных ресурсов Интернет в профессиональной деятельности и самообразовании, способность оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием ИКТ.

В информационный компонент ИКП входят понимание основ информатики, современных информационных и коммуникационных технологий, способность к выполнению операций анализа, синтеза и обобщения информации, способность и готовность к организации процесса восприятия информации, владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации, способность к оцениванию достоверности информации из различных источников информационной среды, понимание правовых норм работы с информацией, способность к определению возможных источников и стратегий поиска информации, ее получения и передачи, готовность к анализу полученной информации и ее оценке, способность и готовность к созданию и хранению информации в форме знаний для использования ее в профессиональной деятельности.

Коммуникативный компонент ИКП рассматривается как понимание информационных основ педагогической коммуникации, способность и готовность к применению различных способов, форм и средств для установления коммуникативной связи, способность и готовность к организации общения в системе «ученик – компьютер – учитель», в сети, в профессиональном сетевом сообществе.

Понятие «совершенствование ИКП» нами определено как процесс, направленный на качественное изменение определенных характеристик субъекта, достижение им полноты всех достоинств в информационной деятельности, стремление к совершенству. Мы отмечаем, что совершенствование личности в большей степени зависит от самой личности, от ее потенциальных возможностей и способностей, от мотивов деятельности, а также от специально организованной среды как основного условия и средства совершенствования ИКП. Несмотря на то, что существует много различных вариантов развития компетентности педагогов, мы предлагаем осуществлять процесс совершенствования информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды, организованной в сети Интернет.

Подразумевая под инфокоммуникационной средой совокупность субъектов информационного взаимодействия, информации, инфраструктуры и отношений между ними, мы подчеркиваем, что она должна иметь творческо-развивающий характер, тем самым обеспечивать «демократичную среду саморазвития, реализации потенциальных возможностей и взаимообогащения каждого субъекта». Мы так же, как М.Н. Очиров, отмечаем, что данная среда должна быть направлена на «непрерывный процесс самоидентификации педагога» и должна обеспечивать ему собственную траекторию совершенствования, а также создание и развитие информационного взаимодействия и общения.

Инфокоммуникационная среда, реализованная в сети Интернет, является программно-телекоммуникационной средой, реализованной едиными организационно-методическими и технологическими средствами, направленными на обеспечение совершенствования профессиональной компетентности педагога. Такая среда, с педагогических позиций, позволяет построить открытую систему поддержки и развития педагога, интерактивное взаимодействие педагогов; организовать персонифицированную мотивированную траекторию развития ИКП, обеспечить непрерывность совершенствования профессиональной компетентности специалистов образования.

Предлагаемая нами модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды представляет собой теоретически обоснованную конструкцию совершенствования информационной компетентности педагога, реализующуюся в три этапа (мотивационно-диагностический, содержательно-технологический, практико-прикладной), отражающую ступени развития информационной компетентности педагога и статус педагога как результат совершенствования его ИКП в условиях инфокоммуникационной среды.

Как сказано выше, под ступенями развития информационной компетентности педагога мы понимаем поэтапные изменения сценария действий педагога в инфокоммуникационной среде: от сценария «Педагог – Сеть», далее «Педагог – Педагог», «Педагог – Информационный ресурс – Педагог», к сценарию «Педагог – Сетевое сообщество». Согласно первому сценарию работы, педагог лишь выходит в сеть, знакомится с ее возможностями и информационным наполнением, приобретает простые навыки поиска и взаимодействия в сети (это может быть общение в чате, пользование электронной почтой и др.). По второму сценарию деятельности, «Педагог – Педагог», учитель уже взаимодействует с коллегой с помощью средств сети Интернет. Сценарий «Педагог – Информационный ресурс – Педагог» – это деятельность либо по созданию информационного ресурса, либо по выражению отношения к нему, либо по модерированию некоторого информационного ресурса для многоканального редактирования. Сценарий же «Педагог – Сообщество» позволяет сгруппировать все сетевые взаимодействия либо на основе восприятия информационных ресурсов, либо на личностно ориентированных отношениях.

Под статусом мы понимаем положение личности педагога в сетевом сообществе, его место и роль в системе межличностных отношений, определяющие права, обязанности и привилегии. В представленной модели статус педагога меняется от ступени к ступени: педагог – автор информационного сообщения, далее педагог – рецензент и, наконец, педагог – администратор сайта.

Если выбор ступени осуществляется самим педагогом в зависимости от самостоятельно определенного уровня его информационной компетентности, то изменение статуса зависит только от содержательного изменения ИКП, то есть от степени профессионального совершенствования. Это значит, что педагог, пройдя первый, мотивационно-диагностический, этап, определив свой уровень информационной компетентности и ознакомившись с возможностями среды, может попробовать себя как в роли автора информационного сообщения, так и в роли редактора, публикатора и администратора сайта. Пройдя содержательно-технологический и практико-прикладной этапы, педагог закрепляет свои способности и может определить уровень ИКП и тем самым определить свой статус в инфокоммуникационной среде.

Во второй главе «Экспериментальная реализация модели совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды» описывается реализация модели совершенствования информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды и ее экспериментальное исследование.

Реализацию модели совершенствования информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды можно разбить на несколько шагов: создание среды как условия совершенствования ИКП – создание сайта, создание и организация среды как средства совершенствования – организация инфокоммуникационной среды, применение технологии совершенствования ИКП, представленной как практически обоснованная система деятельности, направленная на качественное преобразование информационной компетентности педагогов.

Модель совершенствования информационной компетентности педагога (ИКП) в условиях инфокоммуникационной среде (ИКС)

Основным условием, а также и средством, в предлагаемой технологии совершенствования ИКП является инфокоммуникационная среда, организованная в сети Интернет по методике построения порталов на сайте с доменным именем http://teacher03.ru. При создании сайта была использована система управления сайтом CMS Joomla 1.5 (CMS – Content Management System – система управления сайтом).

Сегодня web-сайт – это система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, обеспечивающим людям возможность взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информационные ресурсы в соответствии со своими интересами. Современный web-сайт предоставляет пользователям не только информацию и инструменты сетевого общения, но и инструменты хранения пользовательских данных, систему комментирования как средство ведения дискуссий, систему расписания и планирования событий в общем календаре, систему проведения тематических дискуссий с помощью добровольного присоединения к интересующим группам пользователей, систему проведения опросов и другие формы и средства взаимодействия.

Технология совершенствования ИКП рассматривается нами как процесс, направленный на качественное преобразование и приращение способностей для осуществления профессиональной информационной деятельности педагогов. Данная технология совершенствования ИКП в условиях инфокоммуникационной среды реализуется в три этапа: мотивационно-диагностический, содержательно-технологический, практико-прикладной – и преследует следующие задачи: 1) формирование компетенций, необходимых для выполнения действий в инфокоммуникационной среде; 2) совершенствование полученных компетенций.

На первом этапе – мотивационно-диагностическом – проводится диагностика уровня информационной компетентности педагога, развитие у него ценностной ориентации на самосовершенствование, самоидентификацию в информационном пространстве и определение педагогом индивидуальной траектории совершенствования информационной компетентности. Для этого предлагается определить уровень готовности и мотивации педагога с помощью анкетирования, а также диагностировать уровень информационной компетентности методом самооценки.

Анализ результатов показал, что уровень готовности педагогов к участию в эксперименте достаточно высок, об этом свидетельствуют показатели: 92,2 % педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации по применению ИКТ в профессиональной деятельности, 85,5 % педагогов с педагогическим стажем от 3 до 10 лет имеют компьютер, 40% педагогов обеспечены выходом в сеть Интернет, а 25,5% опрошенных хорошо владеют персональным компьютером (ПК), постоянно пользуются ресурсами сети Интернет в профессиональных целях. Однако у педагогов недостаточно сформирована мотивация к совершенствованию информационной компетентности в инфокоммуникационной среде. В качестве причин названы: 1) слабое владение ПК, 2) недостаток времени, 3) незнание ресурсов сети Интернет, 4) отсутствие профессиональной надобности в инфокоммуникационной среде для профессионального роста.

Измерение уровня информационной компетентности педагога осуществлялось покомпонентно с помощью следующих критериев:

Критерии мотивационного компонента ИКП:

— потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения;

— потребность в реализации творческих способностей, саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности;

— потребность в достижении успеха и повышении статуса личности.

Критерии технологического компонента ИКП:

— владение навыками работы с Интернет-сервисами и технологиями, сервисами среды сайта;

— способность работать с информацией (поиск и сбор нужной информации, ее оценка по степени важности для образовательного процесса; применение и оперирование найденной информацией);

— владение способами взаимодействия в сети Интернет и способность организовать взаимодействие с окружающими и удаленными людьми, событиями и объектами.

Критерии информационного компонента ИКП:

— способность и готовность осуществлять поиск, использование, обработку, создание и редактирование информации;

— способность к использованию сетевых ресурсов, созданию и редактированию сетевого контента;

— владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации.

Критерии коммуникативного компонента ИКП:

— способность к установлению коммуникативной связи различными способами, средствами;

— способность и готовность использовать различные формы коммуникаций (электронная почта, списки рассылки, форумы, чаты, теле- и видеоконференции);

— способность и готовность к адресным коммуникативным действиям, информативным коммуникативным взаимодействиям, способность найти оптимальный путь передачи необходимой информации (методичность), согласованность (гармонизация) своих коммуникативных действий с намерениями других участников, использование возможностей обратной связи для коррекции процесса коммуникации.

Уровень информационной компетентности педагога определяется нами общей суммой набранных баллов по каждому компоненту. Каждый компонентный критерий имеет показатели от 0 до 3 баллов.

Уровень «С» развития информационной компетентности имеет педагог, получивший от 13 до 18 баллов. Для педагога с данным уровнем характерны стойкая осознанная потребность в совершенствовании информационной компетентности в инфокоммуникационной среде, потребность в реализации творческих способностей, в саморазвитии, самосовершенствовании. Он хорошо владеет информационными и коммуникационными технологиями, технологиями обработки информации, охотно идет на контакт в сети, стремится повысить свой статус в среде. Может самостоятельно вести свой информационный ресурс в сети, поддерживать его, искать решения по увеличению его рейтинга и степени доступности.

Уровень «В» развития информационной компетентности имеет педагог, получивший от 7 до 12 баллов. Потребность совершенствования информационной компетентности, как правило, высокая. Педагог стремится получить новые знания, методы их поиска и применения. Инфокоммуникационную среду он рассматривает как средство совершенствования своих познавательных и творческих способностей, как способ достижения успеха и повышения статуса, но не всегда это приводит к ощутимым результатам. Он готов идти на контакт, но не всегда владеет необходимой информацией либо технологией.

Уровень «А» развития информационной компетентности имеет педагог, получивший до 6 баллов. Степень выраженности потребности совершенствования информационной компетентности – средняя или низкая. Педагог проходит этапы совершенствования информационной компетентности не по собственному желанию, а по требованию администрации или руководителя курсов, методиста и т.д. Как правило, у такого педагога наблюдается низкий уровень владения ИКТ, осуществления информационной деятельности.

Результатом первого этапа совершенствования ИКП является осознание педагогическим работником необходимости совершенствования информационной компетентности, развитие у него ценностных профессионально-личностных установок, стремление изменить свою деятельность на основе новых освоенных компетенций и выбор траектории совершенствования.

Второй этап – содержательно-технологический – направлен на освоение педагогом индивидуальной образовательной программы совершенствования информационной компетентности:

— на определение степени полноты структуры информационной компетентности (освоение необходимых знаний, умений, способов деятельности и средств);

— на освоение новых видов деятельности в сети (например, умение использовать средства сети для создания ситуаций творчества, сотрудничества и познания);

— на выбор новых форм организации деятельности в инфокоммуникационной среде, ранее не существовавших в его субъективном профессиональном опыте (например, использование таких форм взаимодействия в сети как форум, конференции и пр.);

— на освоение новых методов осуществления деятельности в инфокоммуникационной среде в зависимости от выбора своей роли во взаимодействии (автор, редактор, публикатор, администратор).

Третий этап – практико-прикладной – это этап применения освоенных педагогом информационных компетенций в соответствии с выбранной системой совершенствования. Данный этап является эмоционально- и практико-оценочным и отражает удовлетворение / неудовлетворение от выполнения операций в среде сайта. У педагога-участника в процессе выполнения групп задач совершенствуются способности работать на сайте, также условно разбитые нами на три компонента информационной компетентности (технологический – I группа умений, информационный – II группа умений, коммуникативный – III группа умений).

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа (констатирующий и формирующий). Результаты экспериментальной работы направлены на выявление, с одной стороны, исходного уровня информационной компетентности педагогов, и уровня совершенствования ИКП по предлагаемой технологии, с другой. Обработка результатов экспериментальной части исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики. В частности, использовался метод t-критерия Стьюдента. Большие массивы данных обрабатывались на компьютере в программных приложениях SPSS 19 и MS EXCEL.

Для констатирующего эксперимента был проведен отбор испытуемых педагогов в количестве 60 человек из общего количества зарегистрированных на сайте (217 человек). Данное количество участников эксперимента было учтено как в констатирующем, так и формирующем эксперименте. Целью констатирующего эксперимента было определение исходного уровня информационной компетентности педагогов.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии у педагогов преимущественно среднего и низкого уровней информационной компетентности (уровень А имеют 39,7% испытуемых, уровень В – 34,4%, уровень С – 25,9%).

В ходе формирующего эксперимента у педагогов определялись следующие параметры.

Устойчивая мотивация к совершенствованию ИКП, которая выражается в том, что внутренние потребности стали преобладать над внешними. Актуальными стали такие мотивы, как ориентация на конструктивное преобразование собственного опыта работы, стремление к успешной педагогической деятельности на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий, осознание необходимости «приращения» информационной компетентности в условиях инфокоммуникационной среды.

Способность и готовность к деятельности в инфокоммуникационной среды, выражающиеся в том, что педагоги создают свои аккаунты, персональные страницы и блоги, размещают свои статьи, организовывают обсуждения.

Способность и готовность к организации и обработке информации в сети Интернет: выбор формата, стиля, направленности информационных сообщений и ресурсов.

Способность и готовность к поддержанию контактов в сети, проявляющиеся в ведении персональных страниц и блогов, в организации и / или участии в обсуждениях на форуме, в знании сетевого этикета.

После целенаправленного экспериментального обучения с помощью разработанной нами технологии совершенствования ИКП можно констатировать наличие значительных положительных изменений общего уровня информационной компетентности педагогов экспериментальной группы. Нами были выделены следующие изменения: педагоги стали воспринимать инфокоммуникационную среду как возможность проявить и развить свои творческие способности, расширить кругозор и приобрести ценный опыт во взаимодействии с коллегами, необходимый для дальнейшего профессионального совершенствования.

Качественный и количественный анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку материалов исследования, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей.

В зависимости от характера полученных данных рассчитывались следующие параметры: EMBED Equation.3 – среднее арифметическое, δ – среднее квадратическое отклонение, m – ошибка среднего арифметического, t – критерий достоверности различий сравниваемых величин, р – уровень значимости.

Итоги исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Определение уровня информационной компетентности педагога в условиях инфокоммуникационной среды

Тест

EMBED Equation.3

δ

m

T

p

Уровень ИКП



Страницы: 1 | 2 | Весь текст