Смысловая программа повествовательного рассказа доста­точно жест

Развитие связной речи у детей с ОНР

По методике В.К. Воробьевой

Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:

динамичен, в нем происходит быстрая смена действий

смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события

описательный рассказ же статичен, фактически не имеет заданной извне программы, ее необходимо создавать намеренно и самостоятельно.

В.К. Воробьевой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространенного в логопедии метода словесного выяснения о чем говорится в сообщении, с опорой на вопросы логопеда. Это способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – ЦЕПНОЙ РАССКАЗ

Учитывая психологические аспекты, формирования связной речи должно

осуществляться поэтапно.

Мы часто слышим, такие задания как: «Составь рассказ» и ребенок теряется,

ведь он не знает правила построения рассказа.

В.К.Воробьева предлагает построить процесс обучения не на словесных,

а предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он

был поставлен в условия решения МЫСЛИТЕЛЬНОЙ задачи.

В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаимосвязанных между собой раздела:

Iраздел. Формирование ориентировочной основы действий поузнаванию связного сообщения — рассказа.

2раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

3 раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

4 раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

I раздел. Формирование ориентировочной основы.

Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении.

Таким образом, нужно ввести понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится понятием.

Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет».

На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормированной речи.

Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных упражнений следующего типа:

Сравнение рассказа и набора слов из него.

Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.

Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения.

Сравнение рассказа и его деформированного варианта.

Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения.

Рассказ повествовательного характера

В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе

Рассказ повествовательного характера

Сорвал ветер с дерева листок. Покру………….

Деформированный вариант рассказа.

Так муравей оказался на берегу. Пригнал …………

Основным ориентиром для опознания рассказа-повествования является представление о событии, которое можно изобразить на картинке или представить себе мысленно.

Дети усваивают, что один образец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнести с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле.

Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки.

В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он поднимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка.

На занятиях целесообразно использовать графические схемы.

Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав которого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем предикативная часть высказывания может быть выражена как глагольным словом, так и прилагательным.

Графическая запись простого предложения распространенного каким-либо второстепенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом:

II раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста.

Задачей раздела является ознакомление детей с правилами, по которым строится рассказ и в этом ему поможет План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?»

Опираясь на план, дети доказывают правильность своего выбора, следуя при этом порядку его пунктов.

Для развитие навыка связного говорения большое внимание должно быть уделено:

формированию мотивации к связному рассказыванию

формированию относительно длительного рассказа.

Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие:

— упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.

— упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

— упражнения на развитие замысла

Упражнения на восстановление порядка серии картин

Детям предлагается:

отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ

восстановить заданный порядок картинок по памяти;

найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.

Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

—найти «пропавшую» картинку и определитьместо в ряду заданных;

—найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;

— и т.д.

Упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с последующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик».

Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

Предъявляя графическую схему необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово — предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе.

Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам.

Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же , так как две одинаковые картинки.

Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи

Задачи III раздела

-закрепление усвоенных правил на материале тренировочных упражнений,

постепенный переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.

Решение таких задач осуществляется на материале новых речевых заданий, построенных по принципу от простого к сложному.

Построить сообщение с опорой на графическую запись значительно легче, и поэтому следует начинать с заданий, стимулирующих именно такие сообщения. Постепенно в речевую практику детей вводятся задания без опоры на содержательные компоненты, но с опорой на модель будущего рассказа.

В дальнейшем элементы графической записи постепенно снимаются и заменяются анализом в устной речи, вначале с опорой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем и без опоры.

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей.

Минимальное обращение учащихся к вербально-графической программе во время пересказа служит сигналом для снятия вербальной конкретизации и перехода на графическую программу.

Таким образом, происходит постепенное свертывание «внешних опор».

Типология речевых упражнений разнообразна:

воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленный план;

пересказ с частичной опорой на план;

воссоздание текста по памяти;

краткий пересказ с предварительным выделением «смысловых вех».

Конспект занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.

Вид занятия: формированию навыков связной повествовательной речи.

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Домашние животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: научить детей пересказывать рассказ « Лакомка» с опорой на предметно-графическую схему.

Задачи:

— (обучающая) ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе; закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; учить адекватному использованию лексики, обозначающей поведение животный, их отличительные признаки, а так же действия, выполняемые животными в различных ситуациях;

— (развивающая) развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд состоящий из 6 элементов;

— (воспитательная) воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

— (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Сенсорно-

словарная

работа

Новый материал.

Знакомство детей с предметно-графическим планом

Динамическая пауза

Составление рассказа с опорой на схему

Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе

Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Итог

Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Педагог предлагает в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) сообщается в нем

Чтение рассказа:

Наша Мурка всем на удивленье любила мед.

Запах меда шел из малинника.

В малиннике стоял улей.

Улей охраняли пчелы.

Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.

Теперь Мурка близко не подходит к меду.

После прочтения рассказа, ребята из банка предметных картинок отбирают только те, о которых говорится в нашем рассказе.

Уточняя значение слова «улей», предлагается ряд картинок: скворечник, дупло, собачья будка.

— Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.

Первый квадрат – это первое слово, далее стрелка- это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение.

Посчитаем количество предложений в нашем рассказе.

Далее дети находят предметные картинки к первому предложению и заполняют строчку.

Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

«Вышла кошечка гулять»

Сосредоточим внимание детей на первых двух предложениях, закрыв весь текст экраном.

— Что интересного заметили?

— Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

— Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

Помните, как мы с вами делали новогоднюю гирлянду? Покажите пальчиком, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют РАССКАЗ.

Внимательно слушайте и повторяйте за мной предложения.

Сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ «Лакомка», а поможет вам в этом наша схема.

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садтится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.

Ребята отбирают нужные картинки и объясняют, почему выбрали именно эту.

Шесть предложений в рассказе.

«читают» предложение.

Дети выполняют действия соответствующие тексту.

В двух предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане две одинаковые картинки.

Вот как дружат предложения.

Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.

Ответы детей.

Конспект занятия — Знакомство детей с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Дикие животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: познакомить детей с новыми средствами синтаксического сцепления предложений – местоимения, производные слова, контекстные синонимы.

Задачи:

— (обучающая) познакомить детей с новыми способами связи предложений в рассказе; закрепить основной способ – прямой лексический поворот; закрепить и уточнить знания детей о диких животных; учить образовывать производные слова, т.е парадигмы словообразования;

— (развивающая) развивать точность, прочность запоминания;

— (воспитательная) воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение



Страницы: 1 | 2 | Весь текст