Системы образования города

СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

КИМРЫ

Публичный доклад

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….стр. 4

Цели и задачи муниципальной системы образования…………….стр. 6

Доступность образования……………………………………………стр.6

Результаты деятельности системы образования……………… стр. 12

Условия обучения и эффективность использования ресурсов……стр.24

Меры по развитию системы образования г. Кимры………………стр.30

Заключение (решения, принятые по итогам общественного обсуждения)…………………………………………………….……..стр.33

В последние годы внимание и требовательность к образованию со стороны родителей, общественности, власти значительно возросли. Доступность качественного образования для разных слоев населения рассматривается как необходимое условие достойного будущего, как для отдельного человека, так и для государства в целом.

В жизни любого человека образование является важнейшим инструментом, при помощи которого он, получив его, в дальнейшем максимально полно должен реализовать себя.

Образование должно помочь человеку осознать свою жизненную цель и выстроить траекторию ее достижения. Муниципальная система образования призвана реализовать право граждан на получение основного общего образования, закрепленное в Законе Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании».

Что происходит в муниципальной системе образования города Кимры? С какими проблемами она сталкивается сегодня и на что нацелена в будущем? Всесторонне представить общественности ответы на эти и другие вопросы – цель данного доклада. Документ является аналитическим описанием современной действительности, его назначение не только привлечь внимание граждан к важной отрасли муниципалитета — «Образование», но и способствовать вовлечению большого круга людей к участию в ее управлении.

В докладе представлена структура муниципальной системы образования. В таблицах и диаграммах дана информационная карта системы по состоянию на 31 августа 2012 года.

Сформулированы цели и задачи деятельности муниципальной системы

образования, указана динамика ее результатов и основные проблемы (финансовое и материально-техническое обеспечение, обеспечение условий безопасности образовательного процесса и охраны здоровья детей, развитие информационного пространства образовательных учреждений города, оптимизация сети, кадровая политика, качество обучения и воспитания).

Намечены перспективы развития муниципального дошкольного, общего и дополнительного образования в контексте современной модели образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Настоящий доклад адресован работникам образовательных учреждений, органам представительной и исполнительной власти, общественным организациям, Управляющим Советам МОУ, родительскому активу и другим заинтересованным лицам.

Доклад подготовлен отделом образования администрации города Кимры.

Введение

Социально-экономическое развитие города

Город Кимры был основан в июне 1917 года, до этого было торгово-промышленное село, прославившееся как обувное царство, обувавшее царскую армию.

Площадь территории города – 43,6 кв. км.

Город расположен на берегах великой реки Волга, на юго-востоке Тверской области на расстоянии 101 км от города Твери и 145 км от города Москвы, имеет с ними удобную железнодорожную и автомобильную связь. В городе проходят ветки Московской и Октябрьской железных дорог.

Между городами и большинством населенных пунктов района поддерживается регулярное автобусное сообщение.

На территории города имеется свой порт, проходят туристические маршруты как по р. Волга, так и по территории города.

В городе также есть Кимрский драматический театр, здание которого было построено в 1942 году. На берегу Волги на средства жителей города и района воздвигнут обелиск Победы.

К настоящему времени в города Кимры наиболее развиты следующие отрасли:

– машиностроение (ОАО «Савеловский машиностроительный завод» и ООО «Кимрский машиностроительный завод»),

– легкая промышленность (ЗАО «Производственной обувное предприятие «НИКС», филиал Кимры ЗАО «Компания «Фарадей», ООО «Обувная фабрика «Каприз-ТМ», ЗАО «Кимрская обувная фабрика «Красная звезда», ООО «Фирма Сириус», ЗАО «Кимрский льнотрикотаж», ОАО «Кимрская фабрика им. Горького»);

– пищевая промышленность (ОАО «Кимрский хлебокомбинат);

– деревообрабатывающая промышленность (ЗАО «Савеловский завод деревообрабатывающего оборудования»);

– полиграфическая промышленность;

– транспорт (ОАО «Кимрское автотранспортное предприятие», ООО «Порт Кимры»);

– наука (КО «ВНИПИ Морнефтегаз», ОАО «Газпромгеофизика» НПФ «Центргазгеофизика», ООО «Бормаш», ОАО «МДС-микро», 000 ПФ «Кимрский завод теплового оборудования», ЗАО «Хамильтон Стандарт- Наука).

Приоритетными видами деятельности предпринимателей являются:

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

транспорт и связь.

Особенности инфраструктуры: в большинстве своем горожане проживают в благоустроенном жилье, но есть и частично благоустроенные дома, где отсутствует либо центральное отопление, либо водоснабжение, либо канализация, либо газоснабжение.

В небольшом количестве имеются также и полностью неблагоустроенные жилые дома, где нет никаких видов благоустройства.

На территории города расположены парки, скверы, набережные.

Соседство с Московской областью, хорошо налаженное транспортное сообщение (автобусное и железнодорожное) оказывают существенное влияние на социально экономическое развитие города. Заработная плата в Московской области и Москве даже в сфере образования в разы больше, чем в городе Кимры, поэтому по-прежнему существует отток кадров, в том числе и педагогических. Около 20% трудоспособных кимряков работают за пределами города.

1.2 Демографическая ситуация

Характерным для нашего города и всей России долгое время являлся демографический спад.

Общая численность населения

Численность населения в городе сокращается

На 01.01.2006 г. — 50, 5 тыс. чел;

на 01.01.2007 г. — 49,8 тыс. чел;

на 01.01.2008 г. – 49,4 тыс. чел.

на 01.01.2009 г. –48,9 тыс. чел.

на 01.01.2010 г. — 48,3 тыс. чел.

на 01.01.2011 г. — 49,6 тыс. чел.

На 01.01.2012 г. численность населения города Кимры составила 48,6 тыс. чел.

Соотношение рождаемости и смертности по городу Кимры за период

с 2008 по 2012 год

Сокращается и контингент обучающихся. Однако необходимо отметить, что с 2002 года наблюдается увеличение рождаемости, что повлечет за собой постепенное увеличение численности контингента школ.

Однако прогноз Госкомстата о том, что повышение рождаемости продолжится до 2010 года, а затем пойдёт на убыль, что связано с вступлением в активный репродуктивный период жизни (15-49 лет) малочисленного поколения, рождённого в 1993-2000 годах, подтверждается. В организации учебного процесса это проявится в уменьшении количества классов и их наполняемости.

Рождаемость в городе Кимры

200020012002200320042005200620072008200920102011431441502548518534514524536548521517

Цели и задачи муниципальной системы образования.

Деятельность муниципальной системы образования города Кимры была направлена на достижение цели: повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению Тверской области за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.

В программе развития муниципальной системы образования на 2012- 2014 годы были определены следующие задачи:

1. Достижение качества образовательных результатов обучающихся

2. Обеспечение качества условий предоставления образовательных услуг

3. Совершенствование управления муниципальной системой образования

Доступность образования.

Система образования города Кимры включает в себя 43 образовательных учреждений, в том числе

15 дошкольных образовательных учреждений;

две гимназии, обеспечивающие получение повышенного уровня образования;

8 общеобразовательных учреждений школьного типа;

одна вечерняя (сменная) школа;

одно специальное (коррекционное) учреждение VIII вида;

одно учреждение для детей с девиантным поведением;

девять учреждений дополнительного образования;

6 учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Образовательная сеть включает в себя: 7 государственных и 36 муниципальных образовательных учреждений.

SHAPE \* MERGEFORMAT

SHAPE \* MERGEFORMAT

Существующая система образования позволяет реализовывать федеральную и региональную образовательную политику, направленную, прежде всего, на обеспечение доступности качественных образовательных услуг для всех слоев населения вне зависимости от места проживания.

В целях поддержки федеральной образовательной политики, направленной на диверсификацию (вариативность) образовательных услуг в образовательных учреждениях города реализуются общеобразовательные программы, программы профильного обучения, коррекционные программы.

Достаточно развитая система профессионального образования предлагает разнообразные формы подготовки профессиональных кадров для обеспечения потребности рынка труда города и региона.

Муниципальная система образования на протяжении ряда лет функционировала достаточно стабильно и в 2012 году не претерпела значительных изменений.

В 2011 – 2012 учебном году в дневных общеобразовательных учреждениях

функционировало 189 классов, в которых обучалось 4451 обучающийся, на ступени начального общего образования – 1 972, в том числе 521 первоклассник;

на ступени основного общего образования – 2060 обучающихся;

на ступени среднего (полного) общего образования – 419 обучающихся.

В вечерней (сменной) школе 153 обучающихся.

В городе созданы условия для получения специального (коррекционного) образования.

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении по программе 8 вида обучалось 45 обучающихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения врачебной комиссии обучались на дому по индивидуальным программам.

Из 4451 детей, обучающихся в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Кимры, 68- дети-инвалиды, среди которых 28 детей-инвалидов обучались индивидуально на дому (из них, 8 – 8 вид, 5 – не имели медицинских показаний к работе с компьютером). Остаётся 15 детей-инвалидов индивидуально обучающихся на дому. Все 15 вошли в проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». Критерии включения обучающихся в проект:

а) наличие у ребенка официального статуса — инвалид;

б) наличие рекомендаций к индивидуальному обучению на дому;

в) отсутствие противопоказаний к использованию дистанционных форм обучения;

г) согласие родителей на включение в проект.

Сформированы реестры детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционном обучении, и учителей, занятых в проекте на 2011 и 2012 года.

Сформирован кадровый состав сетевых педагогов для организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Это высококвалифицированные педагоги города, имеющие большой опыт педагогической деятельности.

Количество педагогических работников, прошедших обучение по организации дистанционного образования детей-инвалидов – 30 чел.

В рамках реализации Национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, в соответствии с Распоряжением Администрации Тверской области от 06.10.2009 № 792-ра «О реализации проекта дистанционного образования детей-инвалидов в Тверской области», с Приказом департамента образования Тверской области от 21.08.2009 № 348/1-08 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов на территории Тверской области» и в целях организации и осуществления дистанционного образования детей-инвалидов в городе Кимры сформирована муниципальная нормативная база дистанционного обучения детей-инвалидов.

На основании Государственного контракта №1219 от 25.11.2010 года нами получено 15 комплектов компьютерного оборудования для детей-инвалидов города Кимры, среди которых 6 комплектов начальной школы, 5 основной школа,4 средней полной.

Проведена передача и установка компьютерного оборудования всем участникам проекта.

В 2011-2012 учебном году продолжил свою работу созданный на основании решения КДНиЗП и приказа отдела образования на базе ВСОШ класс для подростков цыганской национальности, в котором обучалось 11 подростков.

Дошкольное образование детей.

Сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, формируется в соответствии с запросами родителей и детей. В городе функционирует 15 дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, из них:

4 – дошкольные учреждения комбинированного вида с приоритетным осуществлением коррекции речи воспитанников (№1,15,22,28);

11 — дошкольные учреждения общеразвивающего вида.

Дошкольные учреждения рассчитаны на 3075 мест, в них воспитывается 2513 детей.

Заявление для постановки на учет детей в ДОУ может быть подано самостоятельно на сайте с использованием сети интернет или в отделе образования на основании личного заявления.

По состоянию на 01.09.2012 года охват детей услугами дошкольного образования составил 94.1%.

Для увеличения охвата детей услугами дошкольного образования:

— проводится ремонт в филиале МОУ «Средняя школа №5» для детей старшего дошкольного возраста (группы предшкольной подготовки);

— увеличена плановая наполняемость ДОУ на 317 мест в связи с изменением расчета площади помещений ДОУ на 1 ребенка в соответствии с новыми СанПиН;

— имеются внутренние резервы в действующих дошкольных учреждениях №№ 5,6,20,24,28,50.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые в городе системные меры по решению проблемы доступности дошкольного образования, острота проблемы сохраняется в дошкольных учреждениях, расположенных в центре города (2,4,22, «Звездочка).

Неустроенными в желаемые дошкольные учреждения остались 38 детей. В настоящее время родителям предлагается устроить детей, в дошкольные учреждения, расположенные в других районах города, без снятия с очереди из желаемого ДОУ.

Спрос населения на предшкольное образование в ДОУ полностью удовлетворен. Существуют свободные места в группах для детей старшего дошкольного возраста. Проводится работа с населением по предложению образовательных услуг детям, не посещающим ДОУ.

Педагогический процесс в детских садах города в 2011-2012 учебном году выстраивался на основе общеобразовательных программ «Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду» с учетом Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

В МДОУ №№1, 15, 22, 28, 50 наряду с задачами общеразвивающей направленности успешно решаются и коррекционные: для детей с нарушениями речи функционируют логопедические группы.

Кроме общеобразовательных программ, в ДОУ использовались дополнительные образовательные программы дошкольного образования по физкультурно – оздоровительному, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому направлениям развития ребёнка. Концентрация усилий педагогических коллективов на развитие способностей детей в данных направлениях обеспечивает положительную динамику развития ребёнка. В МДОУ организовано 48 кружков по данным направлениям. Условия для кружковой работы созданы в нефункционирующих группах ДОУ и других оборудованных помещениях. В ДОУ №24 «Золотая рыбка», №50 «Сказка» функционируют бассейны. Дополнительным образованием охвачено 685 дошкольников.

Педагоги и воспитанники ДОУ принимают активное участие в фестивалях и конкурсах различной направленности. Городской фестиваль детского творчества, участие в Дне города, спортивные мероприятия, профессиональные конкурсы представляют, возможность обмена опытом работы творчески работающих воспитателей, музыкальных руководителей, хореографов, инструкторов физического воспитания, логопедов, повышение их профессионального мастерства.

Кадровый потенциал ДОУ позволяет говорить о том, что педагогические работники могут обеспечить качественную реализацию образовательных программ. Количество детей на одного педагогического работника составляет — 9,6. Курсы повышения квалификации прошли 29 педагогических работников. Организована работа городских методических объединений для начинающих воспитателей, творчески работающих педагогов, логопедов, музыкальных руководителей, семинары для руководителей ДОУ, их заместителей по воспитательной работе.

Размер родительской платы за содержание одного ребенка в ДОУ составляет 1060 рублей в месяц. Посещают ДОУ по муниципальным льготам – 70 детей. Кроме того, родителям выплачивается компенсация части родительской платы, вносимой ими за содержание ребёнка в дошкольном учреждении: на первого ребёнка –20%, на второго-50%, на третьего и последующих детей-100%.

Дополнительное образование детей

Предоставление дополнительного образования детям на территории муниципального образования город Кимры в 2011-2012 учебном году обеспечивалось за счет функционирования муниципальной системы дополнительного образования детей, структурными элементами которой являлись:

-три детские школы искусств (ДШИ №1,2,3);

-центр развития творчества детей и юношества им. Панкова;

— центр детский морской;

-четыре спортивные школы (ДЮСШ №1,2,3,4).

Кроме того, дополнительное образование предоставляли и все общеобразовательные учреждения города. В 138 кружках на базе общеобразовательных учреждений занимались 2425 детей. Обучающиеся имели возможность получать дополнительное образование следующих направленностей:

— технической;

— эколого-биологической;

— туристско-краеведческой;

— спортивной;

— художественной и др.

Необходимо отметить, что образовательные учреждения достаточно равномерно расположены на территории города. В сложившихся микрорайонах имеются и дошкольные учреждения, и общеобразовательные учреждения. Это отвечает запросам большинства жителей города, которые при выборе образовательного учреждения руководствуются принципом «шаговой доступности».

Но нужно отметить и то, что в последнее время увеличивается число родителей, для которых главную роль при выборе образовательного учреждения играют условия и качество предоставляемых образовательных услуг и выбор делается в пользу ОУ, расположенного далеко от дома. Чтобы сократить транспортные расходы, обучающимся предоставляется возможность приобретения льготных билетов на автобус.

Профессиональное образование

Получив основное общее образование, выпускники 9 классов могут продолжить свое образование и получить профессию в учреждениях начального профессионального образования. Система профессионального образования в большей степени соответствует структуре потребностей городского рынка труда.

№ п/п



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст