Система работы учителя по развитию умений в области творческого

ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

УМЦ факультета гуманитарного образования

Опытно-методическая разработка

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА В ФОРМАТЕ ЗАДАНИЯ С2 «ПИСЬМО» В РАМКАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КПК: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

ВЫПОЛНИЛ:

КОСТРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

МОУ СОШ№4 Г. ПРИОЗЕРСКА

ПРИОЗЕРСКОГО РАЙОНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ГОЛУБЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

СТАРШИЙ МЕТОДИСТ УМЦ

ФАКУЛЬТЕТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербург 2011-2012

Содержание:

Введение—————————————————————стр.3-4

Теоретическая часть————————————————стр.4-10

Практическая часть————————————————стр.11-21

Заключение———————————————————-стр.21-23

Библиография——————————————————-стр.23-25

Приложения———————————————————стр.25-54

№1 ————————————————————стр.25-28

№2 ____________________________________стр.28-42

№3 ____________________________________стр42-50

№4 ____________________________________стр.51-52

№5 ___________________________________стр.53-54

№6_Диск с записью открытого урока и презентации к уроку.

1.

Введение.

Иностранный язык, один из ведущих учебных предметов в школе. Уровень требований к владению языком растет также как и уровень мотивации учащихся к изучению языка, что обусловлено мировыми процессами глобализации и требованиями рынка труда. При этом обучению письменной речи традиционно отводится второстепенное место на уроке. С другой стороны, результаты ЕГЭ показывают, что один из самых низких результатов получено по заданию С 2- эссе. Значительная часть сдающих экзамен просто не приступали к выполнению этого задания или не раскрыли тему. Это вполне объяснимо — задание С 2 предполагает не только владение основными лексическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными навыками, но и умением аргументировано излагать свою точку зрения, знанием основных требований к организации текста, что является заданием повышенной сложности. Обучение творческому письму требует особого внимания , разработки специальной системы упражнений и времени на уроке . Кроме того необходимо специально учить разным форматам письма, обращая внимание на организацию текста и его лексическое и грамматическое оформление.

Актуальность данной темы достаточно высока в условиях нашей школы, где каждый год от 7 до — 40 % учащихся 11 класса выбирают английский язык в качестве экзамена по выбору в условиях обучения в старших классах по базовой программе. Статистика такова.

Год

Количество моих выпускников, выбирающих экзамен по английскому языку

% от общего количества учащихся 11 класса, обучаемых мною

2011-2012

3

20%

2010-2011

2

12%

2009-2010

1

7%

2008-2009

7

40%

2007-2008

5

30%

В этой ситуации подготовка к написанию эссе может быть частично вынесена на консультации, частично проводиться в системе на уроках развития письменной и устной речи.

Таким образом, предметом исследования данной опытно-методической разработки является письмо, как один из видов речевой деятельности. Объект исследования процесс обучения творческому письму на заключительном этапе обучения в средней школе. Гипотеза — формы и методы работы учителя на уроке и на консультациях , а также применяемая система упражнений по обучению творческому письму способны поднять уровень умений учащихся на старшей ступени обучения в области творческого письма.

Цель данной опытно-методической разработки — разработка и апробация эффективных приемов и форм работы на уроке и на консультациях, направленных на развитие умений в творческом письме.

Основные задачи данной работы это

проанализировать нормативные документы, и методическую литературу по данному вопросу;

разработать систему заданий для развития умений в письменной речи; провести апробацию этой системы,

разработать систему контроля

сравнить полученный результат с результатом выполнения подобных заданий до применения данной системы работы.

Ожидаемый результат – умения учащихся в области творческого письма возрастут.

2.

Теоретическая часть

В методике различают термины «письмо» и «письменная речь».

По определению Роговой Г.В. письмосложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей.

Соловова Е.Н. определяет письмо в методике как овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

графику – систему знаков-графем

орфографию – правописание, систему правил использования знаков

запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности

письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

Письменная речь, по определению Солововой Е.Н., — это процесс выражения мыслей в графической форме. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь.

Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. В работах Пассова Е.И. письмо выступает лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Один из основных методических принципов, заложенных в методике Пассова Е.И. – это принцип устного опережения. Этот принцип предполагает начинать изучение новой темы с введения новой порции лексического и грамматического материала, овладении им в устной речи, а только затем, на следующем этапе, представление нового материала в письменных текстах для чтения. Что касается письма, его функция сводится к записи микротекстов на слух для развития слуховой памяти и фонематического слуха учащихся. Предлагается выработать умение записывать материал с однократного предъявления , не выделяя на это дополнительного времени на уроке. Кроме того, предполагается письменное выполнение домашних заданий, часто в форме письма к другу или заметок в газету.

Между тем, письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся, умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.

Этап обучения

Умения в области письменной речи

начальная школа

написать поздравление другу, составлять план текста, делать выписки из текста

основная школа (9 класс)

заполнять таблицы, кратко фиксировать содержание прочитанного или прослушанного текста; делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях, в проектной деятельности; заполнять анкету, формуляр (например, Landing Card), автобиографию в форме CV, указывая требующиеся данные о себе; составлять краткую аннотацию к прочитанному тексту; писать поздравление, личное письмо зарубежному другу, адекватно употребляя формулы речевого этикета, принятые в данном жанре в странах, говорящих на английском языке, излагая различные события, впечатления, высказывая свое мнение; писать краткое сообщение, комментарий, описание событий, людей с использованием оценочных суждений и уместных лингвистических средств связи (linking words); составлять небольшие эссе, письменно аргументировать свою точку зрения по предложенной теме/проблеме.

Средняя школа (11 класс)

По кодификатору

Заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка.2.4.1.Описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в письме личного характера.2.4.2. Делать выписки из иноязычного текста. 2.4.3 П.Описывать явления, события, излагать факты в письме делового характера. 2.4.4 П .Составлять письменные материалы, необходимые для презентации проектной деятельности 2.4.5 П. Описывать факты, явления, события, выражать собственное мнение/суждение. 2.4.6 П . писать формальное письмо с опорой на заданный алгоритм и готовить презентации по выполненному проекту.

Анализируя нормативные документы, можно сделать вывод, что умениям в области письменной речи отводится не менее важная роль, чем умениям в других видах речевой деятельности. Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Обучение письму на начальном этапе представляет собой обучение технике письма, включая в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи. На среднем этапе продолжается формирование орфографических навыков. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

В методике выделяют лингвистический, психологический и методический компоненты содержания обучения письму.

Лингвистический

Психологический

Методический

графика

орфография

каллиграфия письменная речь.

Преодоление трудностей, связанных с обучением письменной речи.

На начальном этапе: использование print script, особенности орфографии, незнакомый алфавит

На среднем этапе: формирование орфографических и грамматических навыков

На старшем этапе: овладение коммуникативной письменной речью

овладение учащимися рациональными приемами усвоения графики, орфографии изучаемого языка,

овладение записью, реферированием, аннотированием на ИЯ

овладение коммуникативной письменной речью во всем многообразии текстов

В рамках урока умение составлять письменные тексты формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера.

В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец.

Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (проблемный тезис) или визуально (просмотр видеофильма, фотография).

Многообразие письменных сообщений можно классифицировать в зависимости от сферы их применения. Т. Хедж дает следующую классификацию типов экспрессивной письменной речи в зависимости от ее назначения и сферы функционирования, а также виды письменных сообщений, в которых реализуется каждый из этих типов и которым целесообразно обучать в зависимости от конкретных условий и целей.

Types of writing (T.Hedge)

Study writing

Professional writing

Social writing

Personal writing

Creative writing

essays

research reports

summaries

reviews

annotations

abstracts

notes

Business letters

Progress reports

Resumes/

Curriculum vitae

Applications

public notices

contracts

memoranda

minutes

advertisements

articles

notes

letters

invitations

messages

instructions

diaries

journals

reminders

addresses

recipes

shopping lists

packing lists

poems

stories

rhymes

drama

scripts

lyrics

Е.Н.Соловова предлагает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке в рамках программы средней школы:

заполнение анкет;

написание различного рода писем и ответов на них;

составление автобиографии/резюме;

написание заявлений;

написание рецензий;

написание аннотаций;

написание докладов;

написание сочинений/эссе;

написание поздравительных открыток;

написание записок.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию. Критерии оценки умений письменной речи –это содержание и полнота насколько учащиеся успешно справились с выражением содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости); организация текста (логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфография и пунктуация.

Анализ требований нормативных документов и методической литературы свидетельствует о том, что показателями сформированности умений письма являются успешность осуществления письменного общения; качество содержания продуцируемого письменного текста; качество языковой стороны письменного текста; степень самостоятельности в выполнении письменных заданий. Успешность осуществления письменного общения определяется разнообразием ситуаций, в рамках которых создается письменный текст; наличием речевого намерения; способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации. Качество содержания письменного текста определяется разнообразием тематики; количеством передаваемых фактов; уровнем языковой трудности; разнообразием предложений и речевых, в том числе этикетных, формул; объемом письменного текста. Качество языковой стороны определяется правильностью языковых средств и точностью информации, передаваемой в письменном тексте; степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам. Степень самостоятельности определяется: уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста; отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи или необходимости исправления текста; отсутствием необходимости помощи.

Таким образом, умения создавать письменные тексты различных функциональных видов являются объектами контроля письменной речи. Для того чтобы создавать тексты эпистолярного жанра (открытки и письма), необходимо владеть умением выбирать языковые средства (формулы речевого этикета) в зависимости от адресата. Это умение проверяется в ходе текущего контроля при формировании умений письменной речи. Для этой цели можно, например, предложить задания на установление соответствия.

Сформированность всей совокупности умений создавать тексты эпистолярного жанра (умений выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с заданной ситуацией общения и целью высказывания, с учетом адресата, используя при этом соответствующий стиль речи) проверяется во время рубежного или итогового контроля. Учащимся предлагается самостоятельно написать открытку или письмо личного характера. Для этой цели используются тестовые задания открытой формы с развернутым ответом, направленные на решение коммуникативных задач.

Следующий вид тестовых заданий направлен на проверку умения составлять письменное высказывание с элементами рассуждения. Это задание высокого уровня сложности требует от учащегося умений выражать свое мнение по одной из проблем современной жизни в письменной форме, приводить аргументы, доказательства, примеры, делать выводы. Обучение этому виду письма начинается на старшем этапе.

Стимулы, побуждающие учащегося к письменному высказыванию в этом задании, могут быть сформулированы словесно (формулировка утверждения, с которым тестируемый может согласиться или не согласиться; текст проблемного характера), или визуально (просмотр видеофильма, фотография и др.).

Данный вид письменного текста, также как письмо, имеет свои структурные особенности. При написании письменного высказывания с элементами рассуждения важным является умение логично и последовательно передавать на письме определенное содержание, разделяя при этом текст на абзацы и используя необходимые средства логической связи.

Письменное высказывание с элементами рассуждения должно иметь определенную структуру: введение, в котором тестируемый формулирует проблему; основную часть, в которой необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, аргументировать его, привести примеры из литературы или из личной жизни и заключение, в котором необходимо сделать окончательные выводы, подтвердить свою позицию по данной проблеме.

Итак, тестирование письменной речи предполагает проверку умений создавать различные функциональные виды письменных текстов с помощью коммуникативно-ориентированных заданий.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что успешность обучения написанию эссе по сути зависит от уровня сформированности техники письма, владения лексическим и грамматическим аспектами речи, обучение которым начинается на начальном этапе. Предполагается также наличие определенного уровня социо-культурных и компенсаторных компетенций, позволяющих строить логичные высказывания по теме, а также перефразировать текст-стимул задания. Все это требует огромной работы, направленной как специально на развитие умений в письме, так и на развитие умений в других видах речевой деятельности, учитывая их взаимовлияние.

3.

Практическая часть.

Цель данной работы — разработка и апробация эффективных приемов и форм работы на уроке и консультациях к экзамену, направленных на развитие умений в творческом письме, которые проверяются на завершающем этапе обучения в формате задания С 2- эссе в рамках ЕГЭ. Это задание высокого уровня сложности и вызывает наибольшие трудности. В плане экзаменационной работы это последнее 46-ое задание — письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение». Максимальный балл -14. В соответствии с кодификатором, в этом задании проверяется умение описывать события, факты, явления, в том числе, с выражением собственного мнения, суждения ( пункт 4.6). Объем высказывания 200-250 слов, время на выполнение 40 минут. Параметрами оценивания данного задания являются:

-точность и полнота выполнения поставленной коммуникативной задачи ( содержательная сторона речи);

— соблюдение заданных требований к объему текста;

— структурная организация текста;

-лексическое разнообразие текста и лексическая грамотность;

-грамматическая грамотность речи;

— орфографическая грамотность;

— соблюдение норм пунктуации, принятых в английском языке.

Цель задания:

Проверить владение когнетивными стратегиями письменной речи:

Способность определять суть заданной проблемы;

Определить свою позицию по заданной проблеме и аргументировать свою точку зрения;

Анализировать заданную коммуникативную ситуацию с различных позиций и точек зрения, выдвигать контраргументы;

Делать выводы.

Проверить речевые умения письменной речи:

Логически выстраивать письменное высказывание определенного объема, используя необходимые средства связи;

Грамотно структурировать текст;

Выбирать нейтральный стиль речи;

Использовать разнообразные речевые модели и структуры для реализации коммуникативной задачи ( передавать информацию, описывать людей или ситуацию, сравнивать или сопоставлять факты, мнения или суждения, аргументировать свою точку зрения)

Грамотно использовать языковой материал (лексику и грамматику ) для решения поставленных коммуникативных задач.

Работа по формированию, совершенствованию и развитию письменной речи начинается на начальном этапе обучения и продолжается на протяжении всего периода обучения в средней школе следующим образом:

класс

формируемые умения, навыки и компетенции

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст