Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении

Геральдика — Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» — геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

INCLUDEPICTURE «../../_lager2008/_color/гербы/Геральдика%20—%20Грааль%20легенды%20о%20Короле%20Артуре%20и%20рыцарях%20круглого%20стола.files/arthur.gif» \* MERGEFORMAT Герб Артура. Поздняя французская версия

Гербом называют особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

?

(Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Постепенно геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными очетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной сарматской кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Основы геральдики и символика в игровых гербах и знаменах.

Вообще, для чего отряду, рыцарю, клану и др. иметь знамя, герб, и прочую атрибутику? Ну, во-первых, в любой команде должна быть какая-то своя идеология, своя история, и, наконец, своя святыня, поругание которой может послужить прекрасным поводом для объявления священной войны, и прочих интересных вещей.

Общие правила составления такой необходимой вещи необходимы для того, чтобы при одном взгляде на штандарт вашей команды все сразу поняли, кто вы такие, и каких жизненных принципов придерживаетесь. (То есть, если на вашем гербе изображен дракон, раздирающий пасть льву, и все это на фоне скрещенных мечей и прочих агрессивных символов, то, наверное, вы крутые. И вряд ли стоит брать такой герб простой мирной деревушке…)

Основные правила составления:

Основой всякого герба, безусловно, считается щит. Известны пять форм западно-европейского щита. По правилам теоретической геральдики дамы и девушки должны были пользоваться ромбовидными щитами.

Цвета. Обычно использовались те цвета, которые легче было воспроизвести. Светлые цвета чередуются с темными, чтобы все они хорошо выделялись. Из светлых цветов используются желтый и белый. Их называют металлами—золотом (ор) и серебром (арджент). Остальные цвета изображались при помощи эмали (финифти).Это — черный (траур), красный (гюльз), синий (лазурь), зеленый (верт) и пурпурный. Одно из основных правил — не разрешается накладывать металл на металл и финифть на финифть. (То есть не рисовать золотом по серебру, серебром по золоту и проч.) Действительно, даже при том, что сейчас вы вряд ли будете использовать позолоту, думайте о том, чтобы цвета были контрастными, и старайтесь придерживаться этого правила.

Деления и ординарии. Композиция, например способ разделения щита называется делением, основные рисунки — ординариями (то есть геральдические фигуры. К негеральдическим относится загрузка — животные, оружие, цветы и др., о них чуть позже.) Щит, разделенный по вертикали называется рассеченным, по горизонтали — пересеченным. Поля разделяются разными, контрастными цветами, то есть щит как бы делится на части, причем на каждой однотонной части может располагаться отдельный рисунок (см. Загрузка.) Вообще, крест показывал что рыцарь, владелец герба был крестоносцем, но если вам очень нравится крест, а роль никакого отношения к крестовым походам иметь не может, то придумайте собственное объяснение, что может значить крест. Существует еще один милый символ — косой жезл, знак незаконнорожденного. Изобразив его на щите вам не придется подолгу навязывать всем рассказ о своей несчастной судьбе, и вы сможете отвечать на вопросы, которые возникнут у народа, односложными трагическими фразами.

Загрузка. Как уже говорилось, это различные негеральдические фигуры, которые могут изображаться как поверх делений, так и на каждой отдельно взятой части щита. Это могут быть животные (дракон, лев, орел, единорог… и более мирные, типа овечки, это к слову о мирной деревушке.), оружие (меч, секира, ятаган) (а можно и не один, и побольше, побольше, и скрестить и это ужас что получится , особенно если сверху кошмарик какой-нибудь нарисовать… ), также это могут быть цветы ( по типу французской лилии, английской розы, или терновника). Те кто считают, что цветы, это так, «цветочки», а «ягоды» это что-то более зубастое, то вспомните Ланкастеров и Йорков, с их «розочками».

Фигуры загрузки когут быть разные, здесь нет строгих ограничений… знаете в Европе на гербах даже манжеты и шпоры рисовали.

Тут опять же нужно помнить о таких нюансах, как то, что лев — символ отваги и силы, но никак не хитрости, орел — благородства, а дракон — богатства и опять-таки силы. Также, кроме этих символов могут быть изображены силы стихий: огонь, вода, камни.

Если вы используете в качестве загрузки более нестандартные вещи, то придумайте красивую легенду, как и почему этот символ оказался на вашем щите.

Пример: В 1329 король Шотландии Роберт Брюс, находясь на смертном одре, поручил рыцарю Дугласу Черному перенести его сердце в Палестину, считавшуюся святой землей. В Андалузии Дуглас Черный погиб в жестокой схватке с маврами, держа до последней минуты в руках ларец с сердцем своего короля. С тех пор род Дугласа имел на своем щите изображение сердца, увенчанного королевской короной, и девиз «Исполнить или умереть!»

Прочие элементы. К ним я отношу короны или шлемы над шитом, щитодержатели, ленты и тому подобные вещи.

В исторических аналогах на верху щита, вплотную к нему помещался шлем. (Кстати, в женских гербах он не использовался.) Шлемы могли венчаться коронами, которые подразделялись на княжеские, графские и т.д. Короны могли располагаться также на самих щитах, сверху.

Вообще, корона может располагаться над щитом и без шлема, так как тот только осложняет общий вид. Также следует помнить, что корона является символом власти, причем передающейся по наследству, родовой власти.

Шитодержатели (две зверюшки по бокам щита) — вещь не обязательная, разве что так, для красоты, и не несет в себе глубокого смысла.

Ленты, которые могут обвиваться вокруг всего, чего можно, выглядят всегда очень красиво. На них может располагаться имя рыцаря, или девиз, или что-то еще.

Так же позади шита могут быть два скрещенных меча,( символ не мирный, но может символизировать как агрессивность, так и готовность защищать свои земли.) Кроме мечей можно скрещивать ветви (например виноградные — символ изобилия), а вообще зелень — символ молодости, красоты, и опять же изобилия.

Некоторые рекомендации. Ну хорошо, придумали и нарисовали герб. И куда его теперь? Куда только можно! Начнем со знамени (помните, о поруганной святыне?). Всё таки лучше смотрится штандарт — висит себе, все видно, и вешать можно куда угодно, и с собой носить удобно. Знамя же зависит от ветра — во время ходьбы или бега с ним по большой поляне оно смотрится роскошно, но… пожалейте знаменосца, во время официального пира в лагере он что, по периметру носится со знаменем в руках должен?

Далее. Становится возможным такие вещи как — гербовая бумага, личные эмблемы на одежде и знаменах вассалов, и еще куча интересных заморочек. ( Из статьи Волошиной Дины Новосибирск)

Мы предполагаем, что в то условное время, когда происходят события игры, геральдика еще не успела стать фетишем и наукой, а остается всего лишь опознавательным знаком для рыцарей на поле боя, и символом фамилии для дам. Поэтому правил немного, они достаточно просты. Главный критерий, использовавшийся при составлении правил – максимальное разнообразие, при максимальной простоте. Нам бы очень хотелось видеть у господ рыцарей красивые и исполненные смысла гербы.

На игре персонажам равно не рекомендует кичиться знанием геральдических правил, либо бравировать своим невежеством в данной области. Вместе с тем, игрок, готовясь на роль благородного человека, обязан составить свой герб в полном соответствии с нижеприведенными нормами.

Цвета.

В геральдике используется восемь цветов, которые делятся на две группы: металлы и эмали (финифти). Металлы – это серебро (белый) и золото (желтый). Эмали (финифти) — это лазурь (синий), червлень (красный), пурпур (пурпурный или фиолетовый), зелень (зеленый), чернь (черный) и оранж (оранжевый). При составлении герба следует руководствоваться основным правилом геральдики: металл наносится только на эмаль, а эмаль – только на металл. Финифть на финифть и металл на металл не накладываются. Единственное исключение в данном правиле – это чернь, на которую в некоторых случаях могут наноситься другие эмали. Однако это исключение действует только для самых простых гербов, не имеющих сложного деления.

Цвета имеют свою символику. Однако следует помнить, что ранняя геральдика – процесс творческий, а потому владелец герба имеет право вкладывать в цвета на своем щите какое-либо значение, не предусмотренное «официальным» толкованием. Общепринятая символика цветов в геральдике такова:

Золото: знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро: благородство и откровенность, а также чистота невинность и правдивость.

Червлень(красный): храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитая в борьбе.

Лазурь(синий): великодушие, честность, верность, безупречность.

Зелень: надежда, изобилие, свобода и радость.

Пурпур: благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь(чёрный): осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях, а также печаль или траур.

Оранж: активность, неукротимость, подверженность страстям, ярость.

Деление щита

Нам известны простые истинные и составные истинные деления. Четыре главных деления разделяют щит на две части. Это рассечение (вертикальная черта по центру), пересечение (горизонтальная черта по центру), скошение справа (диагональ через центр слева направо) и скошение слева (диагональ через центр справа налево). Игрокам рекомендуется по возможности ограничиться этими видами делений. Однако если кому-то хочется сделать себе герб посложнее, то допустимо использование составных делений. А именно: рассечение и пересечение (две черты, горизонтальная и вертикальная, проходят через центр и делят щит на четыре части), скошение слева и справа (две диагональные черты слева направо и справа налево проходят через центр и делят щит на четыре части) и клинчатое деление (через центр проходит четыре линии – горизонтальная, вертикальная, две диагонали — и делят щит на восемь частей или «клиньев»).

В каждой части разделенного щита может быть изображено свое гербовое поле и на нем – свои фигуры. При этом увлекаться разнообразием все же не рекомендуется. Рыцарь с излишне сложным или пестрым щитом может вызвать недоумение, а у некоторых консерваторов – даже смех. С другой стороны, если вы хотите ярко выделиться из толпы – сложный герб подойдет для этого наилучшим образом.

Примечание: традиционно, когда говорят «правая» (или «левая») сторона щита, то имеют в виду правую (или левую) сторону, по отношению к тому, кто стоит за щитом, а не к тому, кто смотри на него спереди.

Фигуры

В гербовом поле щита размещаются гербовые фигуры. Они делятся на геральдические и негеральдические. Геральдические фигуры в свою очередь бывают почетными и простыми. При этом стоит отметить, что все эти деления — достаточно условны и никак не влияют на выбор фигур для герба. Не стоит думать, что изображение почетной фигуры на щите делает рыцаря знатнее тех, у кого в гербе содержатся лишь простые или негеральдические фигуры. Классификация фигур в большей степени интересует герольдов, нежели рыцарей.

К почетным геральдическим фигурам относятся: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь (левая или правая), стропило, кайма, крест, косой крест, вилообразный крест. Традиционно почетные фигуры занимают около трети площади гербового поля. Однако если почетных фигур в гербе несколько то они могут изображаться и меньшего размера.

Глава – горизонтальная полоса по верхнему краю щита.Оконечность – горизонтальная полоса по нижнему краю щита.Пояс – горизонтальная полоса через центр щита.Столб – вертикальная полоса через центр щита.Правая перевязь – диагональная полоса через центр слева направо.Левая перевязь – диагональная полоса через центр справа налево.Кайма – полоса, проходящая по всему периметру щита.Стропило – две диагональные полосы, идущие снизу и встречающиеся в середине верхнего края (перевернутая «галочка»).Крест – столб и пояс, пересекающиеся в центре щита.Косой крест – две перевязи, пересекающиеся в центре щита.Вилообразный крест – три полосы, выходящие двух верхних углов и середины нижнего края (или из нижнего угла), встречающиеся в центре щита (буква Y).

Простые геральдические фигуры когда-то образовались из почетных путем их уменьшения, урезания, удвоения и так далее. К простым фигурам относятся:

Острие – треугольник, имеющий своим основанием одну из сторон щита.Щиток – фигурка, повторяющая своими очертаниями контур щита, размещается в центре щита, занимая треть его площади.Вольная часть – квадрат, чуть меньше четверти щита, расположенный в правом верхнем (реже в левом верхнем) углу.Клин – прямоугольный треугольник, лежащий прямым углом вниз, расположенный как правило в правом верхнем углу.Квадрат – квадрат, расположенный в центре гербового поля.Брусок – «лежащий» прямоугольник, расположенный в центре гербового поля. Отношение ширины к длине = 1/2.Гонт – «стоящий» прямоугольник в центре гербового поля. Отношение ширины к длине – 1/2.Ромб – равносторонний ромб, расположенный в центре гербового поля, острым углом вверх.Просверленный ромб – ромб, в центре которого изображен небольшой круг, такого же цвета, как и гербовое поле, в котом размещена фигура.Сквозной ромб – ромб, в центре которого также изображен небольшой ромб, такого же цвета, что и гербовое поле, в котором размещена фигура.Веретено – сильно сжатый с боков и вытянутый ромб, стоящий вертикально.Дуга – выгнутая вверх узкая полоса, пересекающая щит в нижней трети.Фланги – сегменты круга, расположенные по обеим сторонам щита сверху донизу.Внутренняя кайма – узкая полоса, проходящая по всему периметру щита, на некотором расстоянии от края.Безант (монета) – золотой круг.Диск – серебряный круг.Каравай (хлеб) – червленый круг.Ягода – лазоревый круг.Яблоко – зеленый круг.Пурпурный шар – пурпурный круг.Дыра – черненый круг.Апельсин – оранжевый круг.

Примечание: традиционно круг, окрашенный металлом, называется «круг», круг, окрашенный эмалью, называется «шар».

Изображения геральдических фигур можно посмотреть HYPERLINK «http://www.excurs.ru/pravila/figures/Figures.htm» здесь.

Негеральдических фигур очень много. Именно здесь возможна фантазия и некоторая вольность в изображениях. Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и фантастические.

Естественными фигурами называются природные объекты — это животные, рыбы, птицы, растения, изображения человека.Искусственными фигурами называются объекты, созданные человеком — это оружие, архитектурные сооружения, предметы гражданского, военного и религиозного быта.Фантастические фигуры — объекты придуманные, заимствованные из мифологии и литературы, изображения фантастических существ, например, единорога или грифона.

Естественные фигуры:

Лев — символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия. Бык — символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства. Конь — совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.Собака — символ преданности и повиновения.Кошка — символ независимости.Овца (ягнёнок) — символ кротости.Лань — символ робости.Волк — символ злости, прожорливости и алчности.Медведь — символ предусмотрительности и силы.Олень — символ воина, перед которым бежит неприятель.Кабан (вепрь) — символ мужества.Слон — символ долгой памяти.Антилопа (изображается с кабаньими клыками и зазубренными рогами) – свирепая сила и опасность.Кролик – здоровье, богатство.Орёл — символ власти и господства, великодушия и прозорливости.Павлин — символ тщеславия.Пеликан — символ родительской любви.Ворон — символ долголетия.Журавль (с камнем в одной лапе) — символ бдительности.Сокол – стремление к лучшему.Лебедь – стремление к развитию и совершенству.Сова — символ мудрости.Аист — целомудрие, чистоту, почтительность, осмотрительность и бдительность.Утка — брачный союз, счастье, преданность.Ласточка – мир и семейная гармония.Пчела — символ трудолюбия.Муравей — также символ трудолюбия.Бабочка — эмблема непостоянства.Дельфин — эмблема силы.Змей — символ предосторожности и мудрости.Змей, поражаемый героем – борьба со злом.Змей, свернувшийся кольцом – вечность.Змей ползущий — печаль, раздор, неблагодарность, зависть.Дуб — символ крепости и силы.Оливковое дерево (ветвь) — символ мира.Пальма — символ долговечности.

Искусственные фигуры:

Арфа (лира) — размышление, созерцание.Бурдюк — показывает того, кто доставил воду в лагерь или в осажденное место.Башня (замок) — великолепие и основательность. Иногда показывает того, кто в одиночку сражался за своего короля, или того, кто добился победы военной хитростью.Ворота крепостные — эффективная защита в критическом положении.Горн (рожок) — готовность к драке.Застежки, пряжки — правильное управление, приносящее победу.Колесо — благосостояние.Колесо св. Екатерины (лазоревое колесо) — эмблема того, кто готов подвергнуться большим испытаниям ради христианинства.Копье — рыцарское служение и благочестие.Корабль — показывает того, кто прославился в морской экспедиции.Кошелек — щедрый и великодушный управляющий.Лестница — тот, кто был бесстрашен во время штурма.Маяк (светильник) — тот, кто охраняет государство, или тот, кто вовремя предупредил об опасности.Меч — праведное и благородное стремление к ратной славе.Наконечник копья — ловкость, остроумие и проницательность.Подушка — знак власти. Подушка имеет, как правило, четыре кисточки, по одной в каждом из углов.Рога — сила духа.Рог изобилия — щедрость природы, дар.Рожок охотничий — тот, кто любит быстрое преследование.Раскрытая ладонь — вера, искренность и правосудие.Рука в латной перчатке — человек, готовый к военному предприятию.Седло, стремена, шпоры — подготовленность для усердной службы.Сердце — милосердие, искренность.Сердце пылающее — горячая привязанность.Колонна — сила духа и постоянство.Стрелы (наконечники стрел) — готовность к войне.Скамья (табурет) — гостеприимство.Якорь — надежда или военно-морская служба.Луна — безмятежное правление.Подкова — удача.Солнце — слава и блеск.Щит — защита.

Изображения негеральдических фигур моно посмотреть HYPERLINK «http://www.excurs.ru/motivs/Motivs.htm» здесь.

Фантастические фигуры:

Двуглавый орел – высшая власть.Дракон – сокровенное знание.Побежденный дракон (с опущенной головой) – преодоление порока.Вайверн (двуногий крылатый дракон с хвостом, свитым кольцом) – стремление к победе любой ценой.Единорог – чистота и целомудрие.Феникс – воскресение, возрождение и даже бессмертие.Грифон – уверенность в своих силах.Василиск – война, смерть.Йейл (рыже-коричневая антилопа с кабаньими клыками и длинными загнутыми рогами, направленными в разные стороны) – Саламандра – стойкость и иммунитет к опасности.Энфийлд (волк, с головой и хвостом лисицы и с передними лапами как у орла) – сокрушение врагов.Пегас – слава, красноречие и созерцание.Кентавр – мудрость.Гарпия – победа над коварным врагом, скрытая ярость.

Изображения фантастических фигур можно посмотреть HYPERLINK «http://www.excurs.ru/bestiary/Bestiary.htm» здесь.

Девиз

На гербе может быть изображен девиз. Девиз пишется на девизной ленте, которая изображается в нижней трети щита. Концы ленты могут быть прямыми или раздвоенными. Традиционно девиз пишется на латыни, если владелец хочет подчеркнуть свое высокородство.

Наследование гербов

Мы предполагаем, что сын наследует герб отца, добавляя к нему соответствующий маркер (см. ниже) до тех пор, пока самостоятельно не избирает себе сюзерена и не приносит ему присягу. Будем считать аксиомой, что в нашей легендарной Британии человек, возведенный в рыцарское звание, обладает очень большой самостоятельностью и сам избирает, кому служить. В том числе, в некоторых случаях он может даже идти против воли отца. Поэтому, после самостоятельной присяги сюзерену, рыцарь имеет право взять новый герб, вложив в него то значение, которое сочтет нужным. Однако, это именно право, а не обязательное правило.

Наследуя отцовский герб, рыцарь добавляет в него специальную фигуру-маркер, которая сообщает о том, какой он сын по старшинству.

Турнирный воротник — означает старшего сына. При том, что воротник с тремя зубцами располагается на щите наследника при живом отце, с пятью зубцами — при живом деде, с семью — при живом прадеде.Полумесяц – означает второго сына. Рога направлены вверх.Пятиконечная звезда – означает третьего сына. Может быть любого цвета.Мартлет (безногая птица, похожая на ласточку) – означает четвертого сына.Кольцо – означает пятого сына.Лилия — означает шестого сына.Роза — означает седьмого сына.Мельничный крест (прямой крест с раздвоенными и загнутыми в разные стороны концами) – означает восьмого сына.Цветок с восемью лепестками – означает девятого сына.

Отдельные маркеры существовали для бастардов – незаконнорожденных сыновей, которые, если были признаны своими отцами, имели права немногим отличавшиеся от детей, рожденных в браке. Бастарды помещали в наследуемый герб один из следующих знаков:

Косой жезл – «брусок», размещенный в центре щита по диагонали справа налево.Волнистая кайма – «кайма», с волнистым краем.Наборная кайма – «кайма», состоящая из чередующихся участков двух разных цветов.

Женские гербы

Форма гербов женщины меняется вместе с её социальным статусом. Герб незамужней женщины или вдовы изображается на ромбовидном щите. Это объясняется тем, что традиционный гербовый щит был частью военного снаряжения мужчины, и считалось, что женщинам он не подходит. Щит в форме ромба — это намёк на веретено, бывшее непременным атрибутом средневековой женщины. До замужества герб женщины повторяет герб её отца, но к верхнему углу ромбовидного щита привязана ленточка — «бант возлюбленной». Герб замужней женщины показывается вместе с гербом мужа на щите обычной (мужской) формы — герб мужа на справа, герб жены — слева. Герб вдовы несет эти же изображения, но вновь переходит на ромбовидный щит.

Тем не менее рыцарские идеалы сумели надолго пережить своих создателей. Эпоха Нового времени наложила на них свой отпечаток, и рыцарское кредо «жизнь — ничто, честь — все» было в конце концов трансформировано в девиз французского ордена Почетного легиона : ЧЕСТЬ И РОДИНА