Система менеджмента качества подготовки специалистов в условиях

на правах рукописи

Рубцова Светлана Юрьевна

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания

(информатизация образования)

Автореферат диссертации на соискание

ученой степени доктора педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в центре информационных технологий в образовании

Учреждения Российской академии образования

«Институт содержания и методов обучения»

Научный консультант:

член-корр. РАО, д-р техн.наук, профессор

Григорьев Сергей Георгиевич

Официальные оппоненты:

член – корр. РАО, д-р пед.наук, профессор

Логвинов Игорь Иосифович

д-р пед.наук, профессор

Мотова Галина Николаевна

д-р техн.наук, профессор

Куклин Владимир Жанович

Ведущая организация:

Московская Финансово-промышленная академия

Защита диссертации состоится «23» июня 2011 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.06 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения».

Автореферат размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии по адресу http://vak.ed.gov.ru и на сайте ИСМО РАО по адресу http:// www.ismo.ioso.ru

Автореферат диссертации разослан «___» __________ 2011 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук Е.А. Седова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Реформы и преобразования системы высшего профессионального образования требуют дальнейшего совершенствования информационного обеспечения процессов подготовки специалистов. Подходы к обучению, воспитанию и управлению различными образовательными процессами с использованием новейших информационных технологий занимают ключевые места во многих научных исследованиях и государственных программах. Развитие экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий выступает основной составляющей обновления профессионального образования.

Все это определяет актуальность эффективной информатизации сферы высшего профессионального образования. В работах А.Г. Абросимова, С.А. Атанасяна, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, И.Б. Готской, А.П. Ершова, С.А. Жданова, Ю.И. Капустина, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, В.П. Кулагина, М.П. Лапчика, С.И. Макарова, С.В. Панюковой, И.В. Роберт, Н.Х. Розова, А.Н. Тихонова и ряда других исследователей внимание концентрируется на повышении качества подготовки специалистов в условиях использования информационных технологий. В этих работах рассматривается широкий круг проблем, связанных с информатизацией различных подсистем функционирования высшего учебного заведения, среди которых особую роль играют системы управления вузом и, в частности, управление качеством профессиональной подготовки. На формирование механизмов управления качеством во многом влияет регламент комплексной оценки подготовки специалистов учреждениями высшего профессионального образования, он, как известно, содержит и показатели эффективности внутренних систем контроля качества образования. Особо следует отметить декларацию Министерства образования и науки России о включенности российского высшего образования в глобальную систему образования, что акцентирует своевременность и современность гармонизации основных аспектов жизнедеятельности вузов в соответствии с критериями качества. Повышение качества образования является приоритетом интернационализации образования: «Качество – основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования».

Разработка и внедрение проектов по созданию системы качества образования в вузе необходимо в силу ряда причин. По оценкам социологов, в настоящее время наша страна оказалась в «демографической яме», что привело к сокращению числа абитуриентов, а, следовательно, усилению конкуренции между вузами за желающих учиться в них. И качество образования будет важным аргументом в этой борьбе. Но если демографические трудности носят временный характер, то глобализация рынков – это долговременный процесс. Достижения в сфере телекоммуникаций и практическая реализация образования на протяжении всей жизни создают предпосылки для появления дистанционных форм в образовании, что может привести к проникновению зарубежных университетов на образовательный рынок нашей страны. Система подготовки специалистов в вузе должна быть адекватной требованиям работодателей, только таким путем можно получить гарантии престижной, высокооплачиваемой работы, это является дополнительным стимулом для абитуриента при выборе вуза.

Проблема качества образования многоаспектна и поэтому требует для своего исследования привлечения результатов научных исследований из разных областей знаний:

— философии (Б.В. Ахлибинский, Ю.В.Крянев, М.А.Кузнецов, В.Н. Сагатовский, Н.И. Храленко, А.П.Шептулин и др.);

— общеэкономической теории (Г.Беккер, М.Блауг, У.Боуэн, Д.Вейзи, Э.Денисон, Д.Кендрик, Д.Минцер, Л.Туроу, Т.Шульц и др., а также отечественные экономисты Е.Н.Геворкян, С.А. Дятлов, Т.Л. Клячко, Я.И. Кузьминов, Л.Л. Любимов, В.Н. Марцинкевич, Д.В. Нестерова, Н.В. Соболева, Л.И. Якобсон и др.);

— теории управления (В.И. Байденко, С.А. Богомолов, О.С. Виханский, Т.П. Воронина, А.Н. Джуринский, В.Я. Захарова, В.А. Кальней, Э.М.Коротков, В.Н. Нуждин, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, А.И.Субетто, С.Р. Филонович, С.Е. Шишов, а также К.Арджирис, Б.Вард, Э.Деминг, М.Мак Гилл, С.Мейсел, Д.Риттер, Д. Слокум, В.Чандлер, П.Эрто и др.);

— методологии образования (Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, М.С.Каган, Б.М.Кедров, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Г.П.Щедровицкий и др.);

— проектирования образовательных систем, построения и развития систем непрерывного профессионального образования (Н.Е.Астафьева, В.П.Беспалько, А.Л.Денисова, З.Д.Жуковская, Н.В.Кузьмина, А.Г. Молибог, Н.В. Молоткова, В.Н.Столетов, Н.Ф.Талызина, Ф.Р.Филиппов, В.Е.Родионов, А.П. Тряпицина и др.);

— концепции качества подготовки специалистов (Ю.П.Адлер, В.И.Байденко, Е.Ж.Володина, О.В.Голосов, А.Л.Денисова, А.П.Егоршин, В.Н.Козлов, В.Т.Колосова, Э.М.Коротков, И.Я. Лернер, В.П.Панасюк, Т.И.Руднева, Н.А.Селезнева и др.);

— квалитологии (В.И. Байденко, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева, Г.Б.Скок, А.И.Субетто, Ю.Г. Татур, М.В. Челышкова и др.);

— математической статистики в оценке качества обучения (А.Г. Аветисов, Г.Г. Азгальдов, В.Е. Каплан, В.А. Качалов, Б.А. Прудковский, А.И. Севрук, Д.Гласс, Д.Стенли и др.);

— методологии создания систем качества в вузе (В.А.Антропов, В.А.Балабан, Э.С. Бука, Е.Б.Гаффорова, Г.Г.Кадамцева, В.В.Левшина, В.Н.Нуждин, Е.Н.Рузаева, В.А.Харин и др.);

— философии технологии всеобщего управления качеством (TQM) и международных стандартов серии ИСО 9000 (Ю.П.Адлер, Н.Г.Багаутдинова, Г.В.Воробьев, В.А.Качалов, В.В.Левшина и др.).

Исследование указанных литературных источников свидетельствует, что управление качеством образования в вузе во многом связано с информационной обработкой большой совокупности документов, отражающих функционирование учебного заведения, определяющих весь перечень проблем качества образования. В литературе принято говорить о системе менеджмента качества и, в частности системы менеджмента качества подготовки специалистов (СМК), эффективность которой зависит от содержательной структуры документации. Обязательный состав документации СМК определен международными стандартами (МС) ИСО 9001, принципы же ее разработки и поддержки установлены МС ИСО/ТО 10013:2001. В соответствии с этими стандартами, основными объектами документирования в СМК являются процессы. Перечень таких процессов определяется наряду со стандартами, конкретными условиями, сложившимися в вузе. К числу обязательных процессов, предусмотренных стандартом, относятся управление: документацией, записями, процессами проектирования и разработки, процессом учебно-организационной деятельности, процессом методической деятельности, а также ряд других.

В современных условиях в работе вуза особое значение приобретают адаптированные к условиям конкретного вуза личностно-ориентированные технологии обучения, позволяющие анализировать качество работы преподавательского состава и качество подготовки студентов. Особое значение получает внедрение данных технологий в СМК вуза. Такие технологии могут быть представлены в виде соответствующих документируемых процессов. Однако, как показал анализ литературы, внедрение в СМК вуза подобных процессов не получило достаточного освещения.

Еще одной составляющей эффективности СМК является характер, вид и форма документации. Документирование процессов способствует достижению их соответствия установленным требованиям, обеспечению воспроизводимости и прослеживаемости, оцениванию их результативности и эффективности, а также достижению уровня необходимой подготовки персонала. В соответствии со стандартами ИСО каждая организация определяет характер и масштаб документирования СМК, а документация СМК – часть информационной системы организации, именно она способствует повышению результативности и эффективности различных видов деятельности в вузе. При создании документов СМК многие вузы используют текстовые описания. Документы получаются громоздкими и неудобными для использования. Это определяет необходимость поиска более совершенной формы документов, логичной и простой по построению, содержащей минимум текстового описания, наглядной, понятной и что особенно важно в современных условиях — технологичной. Особое значение такие качества документов приобретают в условиях информатизации образования вуза.

Информационная поддержка автоматизации видов деятельности, осуществляемых в высшем учебном заведении возможна в рамках информационной образовательной среды вуза. Проблемам создания и эксплуатации информационной образовательной среды (ИОС) вуза посвящен ряд работ А.Г.Абросимова, С.Л.Атанасяна, С.Г.Григорьева, В.В.Гриншкуна, А.Д.Иванникова, В.А.Кудинова, В.П.Кулагина, А.Н.Тихонова и других исследователей. Основное внимание в этих работах посвящено организации учебного процесса в рамках информационной образовательной среды. Однако проблема организации документооборота, обработки документации вуза, в части документации СМК, в таких условиях не нашла достаточного освещения в доступной литературе.

Особенностью построения СМК является необходимость организации коллективной работы над документами системы качества. Для решения этого вопроса, в условиях использования информатизации образования вуза, целесообразно применить технологии современных коммуникационных сетей, например, технологии социальных сетей, известные как технологии web 2.0 и web 3.0. Отличительной особенностью таких технологий является возможность совместной подготовки и ведения документов, в нашем случае документов СМК, а также, при определенном развитии, и возможность предварительной автоматизированной обработки данных из этих документов с использованием системы агентов, ориентированных на требуемые действия. Существует ряд работ, выполненных как в нашей стране, так и за ее пределами, в которых рассмотрены технологии web 2.0 и web 3.0. Это публикации T.O’Reilly, T.Berners-Lee, J.Hendler, O.Lassila, Д. А.Губанова, М.С.Заботнева, В.А.Кудинова, Ю.М.Кузнецова, В.П.Кулагина, Н.А.Ларичева, Б.Л.Линецкого, Д. А.Новикова, Прохорова А. Н., А. Г.Чхартишвили и других. Однако в процессе создания и эксплуатации СМК в вузах данные технологии не нашли должного отражения.

Нельзя не отметить, что использование технологий web 2.0 при эксплуатации СМК вуза требует соответствующей подготовки персонала вуза. Таким образом, актуализируется задача создания специального корпоративного курса для подготовки и переподготовки сотрудников. В качестве основы такой системы также могут быть использованы технологии web 2.0. Известен ряд работ В.П.Кулагина, Ю.М.Кузнецова, а также ряда других авторов, в которых среда web 2.0 рассматривается как основа для построения учебной работы. Вместе с тем, вопрос о возможности использования этих технологий для построения курса по подготовке к работе с СМК вуза, работающей в телекоммуникационной среде остается открытым.

В рамках решения обозначенных выше проблем необходимо провести исследование, нацеленное на выработку педагогических, методических и технологических основ объединения в одну унифицированную систему технологий и средств информатизации, используемых в процессе построения СМК вуза. Необходима разработка требований и рекомендаций к разрабатываемым документам, которые упростили бы создание и использование СМК в вузах различного профиля, позволили бы выстроить методологию подготовки преподавателей и сотрудников к работе с этой системой в условиях системной и комплексной информатизации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для современной системы высшего образования характерно наличие противоречий между потребностью в создании эффективно функционирующей СМК, способной обеспечить конкурентоспособность вуза в современных условиях, и отсутствием разработанных критериев определения необходимости включения процессов, в том числе процессов, адекватных личностно-ориентированным технологиям, в состав СМК вуза, определения формы и структуры документов, описывающих процессы данной СМК, а также требований к ним в условиях информатизации образования в вузе, отсутствием разработанных методов использования технологий web 2.0 в процессе создания СМК вуза, отсутствием корпоративных учебных курсов, подготовки и переподготовки сотрудников вуза к работе с СМК. Указанные противоречия определяют научную проблему исследования, состоящую в необходимости разработки методологических, теоретических и практических подходов к формированию СМК вуза в условиях информатизации образования, обеспечение готовности сотрудников вуза к обеспечению ее функционирования.

Цель исследования состоит в выявлении системы теоретических и методологических положений, определяющих компонентную структуру и регламентирующих порядок разработки и использования системы документов СМК, а также обеспечение её эффективного функционирования на основе подготовки персонала к работе с СМК в условиях информатизации образования вуза.

Объект исследования: информатизация образования в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: формирование и использование СМК в условиях информатизации образования в вузе.

Гипотеза исследования: Эффективность подготовки специалистов в высшем учебном заведении, функционирующем в условиях информатизации, может быть существенно повышена в случае разработки теоретических и методологических основ построения и использования СМК, предполагающих:

– обеспечение вуза СМК, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО 9001 и ИСО/ТО 10013:2001, а также потребностям вуза, соответствующим реальным условиям его функционирования;

– СМК будет содержать достаточный комплекс документации, соответствующий современным требованиям унификации и стандартизации системы документов, функционирующей в телекоммуникационных сетях на основе технологий web 2.0;

– приобщение преподавателей и сотрудников вуза к работе с СМК вуза в современной телекоммуникационной среде.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

На основе анализа научных источников выявить существующие подходы к формированию и развитию СМК вуза;

Определить основные подходы к развитию СМК вуза на основе формализации технологий личностно-ориентированного обучения в виде совокупности процессов;

Разработать критерии определения необходимости и достаточности включения процессов менеджмента качества в СМК вуза с учетом условий функционирования конкретного вуза;

Построить систему требований, определяющих форму, вид и структуру документов, допускающих возможность коллективной работы с документами, обеспечивающих функционирование СМК в телекоммуникационных сетях, позволяющих реализовать автоматизированную обработку в рамках информационной образовательной среды вуза, сформированной в соответствии с технологиями web 2.0;

5. Разработать содержание корпоративного учебного курса подготовки сотрудников и преподавателей в области использования СМК в условиях информатизации вуза, разработать традиционные и электронные образовательные ресурсы для данного курса;

6. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанных подходов и принципов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— системный подход как направление научного познания (У.Р.Эшби, П.К. Анохин, А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);

— теория деятельности, интегральный подход к обучаемому как личности и субъекту деятельности (А.Л.Алексеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.В.Сериков, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин И.С.Якиманская и др.);

— работы по проблемам внедрения в практику компетентностного подхода к обучению (М.Холстед, Т.Орджи, Б.Д.Эльконин, С.Е.Шишов, Л.М.Долгова, О.В.Чуракова, В.И. Байденко, В.В.Шаповал, И.А.Колесникова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, М.Стобард, В.Чинапах, Я.И.Лестед, В.А.Кальней, В.А.Сластенин, А.В.Баранников, Е.А.Ракитина, О.Г.Смолянинова и др.);

— теоретические основы высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, В.В. Афанасьев, В.И. Горовая, В.П. Елютин, О.Т. Лебедев, В.А. Сластенин, Е.И. Смирнов, В.А. Якунин и др.);

— теория и методология информатизации образования (С.Г. Григорьев, С.А. Жданов, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, А.И. Ракитов, А.Я. Савельев), создания и использования средств обучения (С.Г. Шаповаленко, Л.С. Зазнобина, Т.С. Назарова, Е.С. Полат и др.).

— педагогическое проектирование и моделирование (А.П. Аношкин, С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Н.И. Суртаева, А.П. Тряпицина, А.И. Уман и др.), а также личностно-ориентированная педагогика (А.Л. Алексеев, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Источниками исследования явились научные труды по философии, теории управления, психологии, экономике, педагогике, квалитологии, информатизации образования, касающиеся процессов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в учебную и организационно-управленческую деятельность вузов, Закон Российской Федерации «Об образовании», международные стандартов качества ИСО, учебные планы, программы и пособия, компьютерные программные средства и документация к ним, выпущенные в Южно-Сахалинском институте экономики, права и информатики, учебные и методические материалы других вузов, многолетний опыт работы автора в области высшего образования.

Для решения поставленных задач использовались такие методы как: анализ научной литературы; анализ учебных программ, учебных пособий и методических рекомендаций по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в вузе, изучение специфики различных областей деятельности вуза; изучение методов построения СМК в вузах нашей страны и за рубежом; изучение, анализ и обобщение передового опыта педагогов и сотрудников вузов, наблюдения, беседы с педагогами, абитуриентами, студентами, родителями и администрацией вуза и предприятий заказчиков; проведение учебных занятий со студентами; анкетирование; различные виды экспериментальной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

В рамках создания СМК разработаны и реализованы личностно-ориентированные технологии образования, способствующие формированию у выпускника вуза навыков профессиональной деятельности, способности не только продуцировать, но и трансформировать идеи в реальный продукт;

Разработаны принципы создания и функционирования информационной поддержки СМК, обеспечивающей руководителей вуза сведениями о состоянии процессов через показатели достижения целей;

Разработаны критерии определения необходимости и достаточности включения процессов менеджмента качества в СМК вуза с учетом условий функционирования конкретного вуза. Установлены условия, обеспечивающие эффективное использование процессного подхода в управлении качеством образовательных результатов;

Построена система требований, определяющих форму, вид и структуру документов, допускающих возможность коллективной работы с документами, обеспечивающих функционирование СМК в телекоммуникационных сетях, позволяющих реализовать автоматизированную обработку в рамках информационной образовательной среды вуза, сформированной в соответствии с технологиями web 2.0;

Разработано содержание учебного курса подготовки сотрудников и преподавателей к использованию СМК в условиях информатизации вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— в выявлении специфики использования процессного подхода в управлении качеством подготовки специалистов, способного выступать в качестве средства повышения качества образовательных результатов;

— разработке критериев определения необходимости и достаточности включения процессов в СМК вуза с учетом особенностей функционирования вуза, формирования системы требований для определения формы, вида и структуры документов, допускающих возможность коллективной работы с документами, функционирование СМК в телекоммуникационных сетях, позволяющих реализовать автоматизированную обработку в рамках информационной образовательной среды вуза, сформированной в соответствии с технологиями web 2.0,

— создании методологии разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузе, основанной на организации механизмов управления структурными подразделениями, учитывающими в своей деятельности требования к специалистам (выпускаемой продукции), позволяющей готовить их в соответствии с требованиями рынка труда;

— сформированности принципов и механизмов организации управления системой качества подготовки специалистов, учитывающих организационную структуру вуза с документированием всех процедур управления деятельностью на всех уровнях образовательного процесса;

— разработке структурно-функциональных диаграмм процессов и выполнении анализа их взаимодействия, что позволило обеспечивать контроль деятельности структурных подразделений и персонала для достижения требуемого качества образовательных услуг;

— разработке методической системе учебного курса подготовки преподавателей и сотрудников в области использования СМК в условиях информатизации вуза.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке алгоритма построения системы управления качеством на основе МС ИСО 9000:2000, ориентированной на инновационный поиск и развитие вуза;

— разработке модели системы менеджмента качества вуза;

— разработке процедур мониторинга качества, процедур корректирующих и предупреждающих действий, выявлении несоответствий при подготовке специалистов;

— разработке процедур, позволяющих установить зависимости между входной информацией с требованиями к специалистам и выходной, определяющей качество их подготовки, а также мониторинг и анализ предложений и требований к выпускникам вуза и совершенствования образовательных процессов для повышения качества выпускников;

— обосновании основных принципов функционирования процессной модели обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: процессного подхода, системности, непрерывного развития процессов, единства цели и направлений деятельности, ориентации на субъектов образовательного процесса, принятия решений, основанных на внешних и внутренних факторах;

— разработке диагностических критериев в соответствии с процессной моделью обеспечения качества образовательной деятельности и методики документирования системы менеджмента качества в вузе;

— создании и внедрении учебного курса по подготовке преподавателей и сотрудников к использованию СМК в условиях информатизации вуза.

Основные положения выносимые на защиту

1. Использование личностно ориентированных технологий в СМК вуза обеспечивает переход от предметно-ориентированного подхода к личностно-ориентированным формам организации образовательного процесса и созданию системы персональной дифференцированной подготовки выпускников, что обеспечивает вузу дополнительные конкурентные преимущества.

Осуществление и повышение эффективности процесса подготовки специалистов на основе использования личностно ориентированных технологий обеспечивается при реализации следующей совокупности педагогических условий: активизации ценностного и оценочного отношения студентов к учебной деятельности и ее результатам на рефлексивной основе; определяющей роли личностно ориентированных заданий в выборе предметного содержания вузовских курсов по критерию его ценности для потенциального личностного развития студентов; организации ситуаций, направленных на продуктивное сотрудничество преподавателя и студентов и совместный поиск при выполнении комплекса творческих заданий; установлении субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом.

2. Перечень процессов, используемых в СМК, определяется набором требований, к числу которых относятся нормативные акты, практика функционирования СМК родственных вузов, потребностями и особенностями системы высшего образования в регионе.

Современные подходы к управлению качеством подготовки специалистов в вузе предполагают использование процессного подхода, предусматривающего идентификацию основных и вспомогательных процессов, задание их входов и выходов, владельцев, параметров и требований к ресурсам. Образовательный процесс с точки зрения менеджмента качества является специфическим процессом, к которому трудно применить все требования, предъявляемые к процессам в управлении качеством. Использование процессного подхода в управлении качеством образовательного процесса возможно только в отношении процессов, его обеспечивающих.

СМК подготовки специалистов в вузе с помощью процессного подхода становится успешной только тогда, когда осуществляется перевод требований к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускника в конкретные образовательные результаты, сформулированные в форме владения способами (технологиями) профессиональной деятельности, проверяемые в рамках государственной итоговой аттестации и инструменты оценки степени их достижения; определяются планируемые промежуточные результаты обучения по всем разделам учебного плана и способы оценки достижения этих результатов, с установлением «входов» и «выходов» между изучаемыми дисциплинами; большая часть промежуточных результатов обучения по всем разделам учебного плана на завершающих этапах обучения представляется в форме владения способами (технологиями) профессиональной деятельности; в процессе разработки планируемых результатов учебной деятельности по всем разделам учебного плана используется единая таксономия, обеспечивающая ориентацию деятельности преподавателей и студентов на формирование и освоение технологий профессиональной деятельности;

3. Эффективное функционирование СМК вуза возможно на основе использования методов коллективной работы над документами, описывающими процессы в вузе, в рамках системы электронного документооборота, функционирующего в информационной образовательной среде вуза, построенной на основе технологий web 2.0;

4. Для использования автоматизированных средств пропедевтической обработки документов необходимо проведение унификации и стандартизации в рамках вуза документов, описывающих процессы СМК.

Реализация СМК подготовки специалистов в вузе связана с разработкой методики документирования основного состава организационно-распорядительных документов системы менеджмента качества: Политики в области качества, Руководства по качеству, документированных процедур, структурно-функциональных диаграмм и карт процессов.

5. Успешное функционирование СМК в информационной образовательной среде вуза возможно при условии специальной подготовки персонала вуза к работе с этой системой. Содержание курса подготовки должно включать в себя изучение теории качества, принципов работы с коммуникациями и электронным документооборотом.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения педагогической науки, известные подходы к подготовке педагогов и информатизации образования, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе, соответствием полученных выводов основным положениям теоретико-педагогических и методических концепций, корректностью моделирования, опытом экспериментальной деятельности, апробацией и внедрением работ автора.

Этапы исследования. Все работы, проводимые в рамках описываемого исследования, можно разделить на три основных этапа.

На первом этапе (2000-2003 г.г.) проводился детальный анализ научных источников, на основании которого удалось выявить теоретические и практические аспекты информатизации высшего образования, существующие подходы к систематизации средств информатизации образования. Кроме этого, на первом этапе отбирались области и пути реализации различных аспектов СМК вуза, исследовались возможности использования СМК в информационной образовательной среде вуза.

На втором этапе (2003-2007 г.г.) проводились работы по построению системы процессов, входящих в состав СМК вуза, разрабатывался комплекс теоретических и практических требований и рекомендаций по созданию системы документов, описывающих процессы СМК, определялись технология и методика практического применения СМК вуза.

На третьем этапе (2007-2010 г.г.) исследовался процесс внедрения и апробации результатов, проводились эксперименты, нацеленные на проверку эффективности разработанных методов и средств информатизации, основные положения и результаты исследования оформлялись в виде диссертационной работы.

Экспериментальной базой настоящего исследования явилось подразделение управления качества Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в НОУ ВПО «Южно-Сахалинского институт экономики, права и информатики».

Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на XIV региональной научно-практической конференции «Научный поиск – 2009: новые направления и результаты исследований» (Южно-Сахалинск, 2009), региональной научно-практической конференции «Гуманитаризация профессионального образования: методология, теория, практика: исторический опыт, современные тенденции» (Владивосток, 2008), XIII городской научно-практической конференции «Научный поиск – 2008: новые направления и результаты исследований» (Южно-Сахалинск, 2008), региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления организацией» (Хабаровск, 2008), XII городской научно-практической конференции «Научный поиск – 2007: новые направления и результаты исследований» (Южно-Сахалинск, 2007), II-й Международной научно-практической конференции «Стратегический курс развития экономики и кадрового потенциала Сахалинской области в континууме стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (Южно-Сахалинск, 2005), X городской научно-практической конференции «Научный поиск – 2005: новые направления и результаты исследований» (Южно-Сахалинск, 2005), I-й научно-практич. конференции профессорско – преподавательского состава фил. ДВГАЭиУ в г. Южно-Сахалинске (Южно-Сахалинск, 2002), III научно-практической конференции молодых ученых Сахалинской области (Южно-Сахалинск, 2001), Всероссийской научной конференции с международным участием «Технология – XXI» (Киров, 2001), I Международной конференции студентов и преподавателей Дальнего Востока и стран АТР «Студенческая наука на пороге третьего тысячелетия» (Южно-Сахалинск, 2000 г),I Международной научно-практической конференции «Высшее образование на Дальнем Востоке и странах АТР на пороге 21 века» (Южно-Сахалинск, 1999), научно-практической конференции молодых ученых Сахалинской области (Южно-Сахалинск, 1998), научно-методических семинарах Центра исследования проблем качества образования (Москва, 2004), Красноярского государственного технологического университета (Красноярск, 2005), Дальневосточного государственного университета экономики и сервиса (Владивосток, 2008), Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики, Московского городского педагогического университета, центра информатика и информационных технологий института содержания и методов обучения РАО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, формулируются цель исследования, его объект, предмет, гипотеза и задачи, характеризуются методы, научная новизна и практическая значимость исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту, данные об апробации и внедрении.

В первой главе «Формирование системы менеджмента качества в условиях информатизации вуза» приведены результаты анализа теоретических и методических проблем качества в высшем профессиональном образовании, внутривузовского управления качеством образования, понятийно-терминологическая компонента менеджмента качества, реализации МС ИСО 9000-2000 в управлении качеством образования в вузе; проанализированы особенности внедрения системы менеджмента качества в информационной образовательной среде.

В первом параграфе данной главы рассмотрены теоретические и методические проблемы качества в высшем профессиональном образовании.

Наступивший XXI век нередко называют веком качества, поскольку в настоящее время качество стало основным фактором, определяющим состояние, развитие и совершенствование системы образования. Новые требования общества к выпускникам системы образования, обусловленные развитием науки и производства, инициируют создание современных концепций систем менеджмента качества образования, закладывающих теоретическую базу для эталонной модели качества процесса и результатов образования на основе международных стандартов. Актуальным становится вопрос признания качества российского образования за рубежом. Одним из способов подтверждения этого является формирование системы менеджмента качества вуза. Как показывает многолетний опыт, достижение требуемого уровня качества и его дальнейшее совершенствование наиболее продуктивно осуществляется путем внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9000. С учетом этого в первой главе исследованы процессы совершенствования и повышения качества образования, ориентированные на оценку и измерение состояния и результатов, использующие диагностику в управлении качеством образования.

Деятельность Министерства образования и науки РФ, направленная на повышение качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях, интеграция российского образования с другими образовательными системами в рамках Болонского соглашения, возросшая конкуренция между вузами на рынке образовательных услуг и рынке труда, нашли отражение в тесно связанных между собой процессах:

• в переходе к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего и показатель наличия и эффективности внутривузовской системы качества образования;

•в ежегодном конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», проводимом Министерством образования и науки России с 2000 года, что способствует созданию и совершенствованию в вузах собственных систем менеджмента качества;

• в распространении работы по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) и других моделей менеджмента качества.

В диссертации рассматривается концепция внутривузовского управления качеством, представляющая собой сложную динамическую систему теоретико-методологических и технологических знаний, аккумулирующая перспективные направления развития системы образования на основе понимания качества как универсального метафактора, позволяющего интегрировать парадигмальные и частнопредметные знания в единое целое. Ее нормативно-правовой основой выступили законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственный образовательный стандарт, нормы и принципы, сложившиеся в высших образовательных учреждениях, а также нормы и требования прогностического характера. Декомпозиция целей системы управления качеством образования представлена на уровне общей и частных целей, отражая стратегический подход к постоянному совершенствованию качества.

В качестве частных целей, которые в процессе практической реализации конкретизируются, определены:

• создание адаптивного образовательного пространства;

• проектирование содержания образования с учетом общечеловеческих и национальных ценностей;

• создание многоуровневых полифункциональных программ;

•обеспечение равнодоступного для каждой личности выбора уровня и качества образования;

• фундаментализация содержательно-смысловой системы знаний;

• повышение педагогического и специально-предметного мастерства преподавателей;

• ориентация будущих специалистов на мотивацию деятельности, основанную на понимании значимости профессиональной подготовки;

• развитие у будущих специалистов интеллектуальной самостоятельности и интеллектуальной инициативы;

• формирование у субъектов образовательного процесса способности к самоуправлению (саморазвитию, самовоспитанию, самореализации);

• комплексная компьютеризация академического процесса, обеспечивающая использование информационных технологий в учебном процессе, а также доступ студентов и преподавателей к мировым и отечественным базам данных статистической и финансовой информации, а также регулярный доступ к зарубежным библиотекам;

• построение эффективной системы управления вузом, решающей задачи качественной подготовки специалистов.

Один из подходов к управлению качеством в образовательных организациях реализован под руководством Н.А.Селезневой и А.И.Субетто при разработке научных основ Национальной системы качества высшего образования в России.

Н.А.Селезнева и А.И. Субетто рассматривают управление качеством, во-первых, как воздействие «субъекта управления» на процессы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества объектов и процессов при их жизненном цикле и в цепи жизненных циклов и, во-вторых, как организацию им обратной связи (контроля, анализа и оценки) в соответствии со сформированными целями, нормами и доктриной образования.

Рассматриваемая в нашем исследовании концепция Н.А.Селезневой дуального управления качеством высшего образования развивает системную методологию управления качеством образования. В данной концепции «системогенетический закон дуальности управления и организации» преломляется через принцип дуальности управления качеством функционирования (консервативный момент) и качеством развития (инновационный момент) образовательных организаций. В управлении качеством высшего образования это позволяет отдельно выделить процессы управления качеством функционирования (обеспечение качества) и процессы управления качеством развития (улучшение качества – прогресс).

Модель управления качеством, сформированная на основе данной концепции, представляется следующим образом.

Реализуемый в вузе образовательный процесс складывается из процесса трансляции знаний и процесса развития структур личности обучаемых: знаниевой, мотивационной, информационной, ценностно-нравственной, деятельностной (профессиональной).

В рамках настоящего исследования качество системы определяется качеством всех ее компонентов: качеством ресурсов (входа), качеством потенциалов (потенциальное качество), качеством процессов (технологий), качеством результата (выходов). Управление качеством функционирования образовательной организации направлено на текущее обеспечение образовательных процессов и на формирование потенциалов.

Отметим также, что в системе управления качеством образования возрастает роль педагогического и управленческого мастерства преподавателя, который должен участвовать в принятии решений. С точки зрения синергетической концепции функция активизации и управления кадрами должна быть ориентирована на поддержание внутренних тенденций саморазвития системы, отвечающих целям повышения качества образования. Это положение определяет ведущую роль данной функции в системе внутривузовского управления качеством образования. Все это подчинено достижению максимального соответствия внутренних, частных целей системы или ее элементов желательному для управляющего направлению. Это реализуется, прежде всего, обеспечением соответствующих тенденций ресурсами. А поскольку людские ресурсы являются основными для социальных систем, именно их мобилизация создает благоприятные условия для движения системы в нужном направлении.

Функционирование системы управления качеством осуществляется в условиях соответствующей информационно-аналитической среды, которая как отдельный компонент системы, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

• функционирование и развитие системы и всех ее элементов происходит в соответствии с функционированием взаимодействующих с ней систем, в противном случае нет гарантии достижения прогнозируемых целей (например, взаимодействие системы в данном вузе и системы высшего образования России, системы экономического развития страны и т.п.);

• в процессе взаимодействия каждая система стремится к самовыживанию и сбалансированному развитию;

• система поддерживает и обогащает собственный энергетический и формационный баланс за счет тех систем, с которыми она вступает во взаимодействие с помощью стабилизированных обратных связей;

• элементы системы должны быть динамичными, иметь возможность перехода от одного состояния в другое;

• система должна иметь направленность на достижение результата, достаточного для своего функционирования и дальнейшего развития.

Для управления социальными процессами, к которым относится и процесс профессиональной подготовки, нужна не только информация о субъекте и объекте управления. Их качества, особенности функционирования определяются качествами всей системы образования, внешней среды, их связью с другими явлениями и процессами. Поэтому рассматривать их изолированно и считать, что они меняются только под воздействием управленческой информации (от субъекта к объекту), неверно, так как меняется внешняя среда, а также степень влияния окружающих факторов.

Обязательным предметом исследования являются также те информационные факторы, которые влияют на устойчивость образовательной системы и управления всеми ее компонентами, а также информационные условия представления управляющих решений, заранее обеспечивающих достижение определенных целей управления. Необходимым является и констатация того, что информационные факторы и условия должны реализовываться совместно с решением педагогических, психологических, дидактических, методических и других проблем, механизм решения которых во многом носит информационный характер, подчиняется информационным закономерностям.

В соответствии с основной идеей кибернетики, по своей сущности управление является информационным процессом. Следовательно, применительно к рассматриваемой проблеме, все взаимодействия, связанные с поддержанием внутренней организованности системы управления качеством представляют собой некий процесс, имеющий информационный характер. Информация в данном случае понимается как воспринятые и осознанные сведения, необходимые для анализа конкретной ситуации, дающие возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития. Эти сведения позволяют выработать несколько альтернативных решений, из которых можно выбрать оптимальное решение и осуществить контроль за его выполнением. Следует заметить, при анализе педагогической информации возникают затруднения, связанные с адекватностью ее количественного измерения практической ценности, а также сложности, связанные со способами сбора, обработки, анализа и предоставления статистических данных. Статистическая адекватность педагогической информации существенно зависит от того, насколько быстро и каким способом она предъявляется пользователю. Частично, а иногда и полностью эти проблемы снимаются по мере развития компьютерных технологий, использования в образовательном процессе специализированных программных средств по обработке статистической информации.

Наиболее продуктивным в дидактических исследованиях является «ценностный» подход к информации, так как в педагогическом процессе происходит в большей мере не накопление, а переработка информации. При этом необходимо учитывать, что в системе управления качеством процедура формализации информации должна осуществляться с учетом хранения таких ее свойств и характеристик, как ценность и полезность.

Большое значение имеет устойчивость информационной среды, определяемой следующими факторами:

1. Фактор информационной открытости системы предполагает ее максимальную открытость для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников информации и для увеличения возможностей ее аналитической обработки. Внутренняя информационная неопределенность снижает устойчивость управленческих процессов. Позитивную роль в устойчивости управленческих процессов играет рост, как объема информации, так и скорости поступления в систему информации извне.

2. Фактор прогнозирования предполагает, что при формировании системы управления качеством должны быть заложены все возможные информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней по отношению к системе ситуации, а также механизма ее собственного поведения, что обеспечивает максимальное снятие внутренней информационной неопределенности.

3. Фактор умеренной жесткости управления предусматривает уровневую управляющую структуру, построенную по правилу: снижение требований к точности обработки информации по мере повышения уровня управления (и наоборот). При этом необходимо учитывать, что введение излишней структурной жесткости может вызвать потерю устойчивости и кризис развития системы.

4. Фактор сохранения работоспособности системы обеспечения качества предполагает, что при ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры, организационный механизм системы должен продолжать функционировать, возможно, с некоторой потерей эффективности. Избежать данного состояния можно при введении дублирующих связей.

5. Фактор обособленности отдельных элементов системы предполагает, что каждый элемент системы обеспечения должен иметь тенденцию обособления, стремиться к обладанию определенной независимости от других элементов, что значительно повышает его устойчивость.

6. Фактор конечного информационно-технологического покрытия предполагает, что возможности информационных технологий и методы управления должны «покрывать» все управленческие функции некоторым конечным числом информационно-технологических компонентов, взаимодействующих между собой. Каждая управленческая функция должна реализовываться некоторым определенным заранее набором компонентов информационной технологии.

Совокупность выделенных факторов обосновывает необходимость представления формализуемых компонентов системы управления качеством на основе создания информационно-аналитической среды с использованием средств современных информационных технологий.

Обобщив вышеизложенное, можно констатировать, что под управлением качеством следует понимать совокупность действий субъекта управления, направленных на выполнение согласованных требований к характеристикам объекта управления

Во втором параграфе главы рассмотрены возможности применения международных стандартов ИСО в системе высшего образования.

При формировании модели управления качеством в вузе целесообразно ориентироваться на МС ИСО серии 9000:2000. Подобное построение системы управления качеством образования в вузе позволит внедрить основные принципы и методы TQM в практику высшей школы. Известно, что принципы и методы TQM ориентированы на удовлетворение требований и ожиданий всех потребителей образовательных услуг. В этой связи, прежде чем приступить к построению и внедрению СМК, важно установить требования потребителей. Мы выделяем несколько причин, которые затрудняют построение СМК в вузе:

1. В повышении качества образования заинтересованы основные потребители образовательных услуг. К ним относятся: государство, общество, работодатели, студенты и их родители. Но в ходе своей работы вузы в первую очередь стремятся к выполнению требований государства. Эти требования содержатся:

• в государственных образовательных стандартах;

• в показателях государственной аттестации и аккредитации вузов.

2. В наибольшей мере потребителями выпускников вузов являются работодатели. Таким образом, одной из главных задач вуза является выполнение требований к выпускникам, предъявляемых со стороны потенциальных работодателей.

3. Сам вуз заинтересован в построении собственной СМК, так как от этого зависит его конкурентоспособность среди других вузов.

Значительным преимуществом ИСО 9001:2000 является также то, что требования к системам общего руководства качеством, установленные в этом стандарте, не только ориентированы на обеспечение соответствия качества продукции и (или) услуги, но также включают потребность организации в демонстрации ее возможностей добиться удовлетворения потребителей, в частности, за счет улучшения качества выпускаемой продукции и производимых услуг. Следует подчеркнуть, что удовлетворению требований потребителей в данной версии стандартов ИСО уделяется значительно большее внимание, что четко прослеживается в модели процесса общего руководства качеством, представленной в новой версии этих стандартов.

Исключительно важным для вуза представляется также ориентация МС ИСО 9001:2000 на процессный подход, так как вся основная деятельность вуза может быть представлена в виде трех групп процессов: основные процессы, процессы менеджмента и обеспечивающие процессы.

Как показывает опыт работы российских вузов, процесс создания СМК следует рассматривать как сложный и длительный инновационный проект, который по времени в среднем занимает два-три года и включает в себя следующие этапы:

I этап – подготовка к разработке системы качества;

II этап – разработка проекта системы качества;

III этап – внедрение системы качества.

Создание СМК вуза на основе МС ИСО серии 9001 предполагает наличие IV этапа – подготовка СМК к сертификации и процесс сертификации СМК.

С учетом специфики как сферы образования, так и условий разработки системы качества нами разработан и обоснован проект по разработке и внедрению СМК образования в вузе на основе МС ИСО серии 9000, рассчитанный на три года.

При разработке СМК вуза вся деятельность в области качества образования нами распределена по четырем основным уровням: административный, проектный, процессный и оценочный (мониторинговый).

Административная деятельность предполагает участие руководства учебного заведения всех уровней в управлении учебным заведением через СМК.

Проектная деятельность подразумевает разработку и планирование процессов (учебный процесс, научная деятельность, финансовая, хозяйственная и т.д.), а также создание условий (планирование ресурсного обеспечения) для их реализации.

Процессная деятельность заключается в реализации, в претворении в жизнь плана процессов, сформированного в результате проектной деятельности.

Оценочная деятельность предполагает мониторинг качества образования, самоанализ, внешнюю экспертизу, анализ результатов образовательного процесса и всего того, что с ним связано.

Все перечисленные уровни располагаются в иерархическом порядке (хотя по важности все они могут быть равноценны). Уровни связаны друг с другом обратными связями.

Для эффективного использования системы документооборота СК необходимо наличие системы электронного документооборота в вузе. Необходимо учитывать, что главное при внедрении системы качества – это не разработка документов, а создание системы мотивации для руководства и всего коллектива вуза.

СМК затрагивает все сферы деятельности высшего учебного заведения, ее эффективное функционирование требует объединения в одну унифицированную систему всех используемых технологий и средств информатизации. Необходимы однотипные требования и рекомендации, которые бы обеспечили использование в вузе в современных условиях системной и комплексной информатизации как вуза, так и всего общества. В качестве такой системы может быть предложена ИОС вуза.

В третьем параграфе главы рассмотрена идеология ИОС и ее роль в СМК.

Различные аспекты ИОС рассматриваются в работах А.А. Андреева, А.Г.Абросимова, Я.А. Ваграменко, А.В. Хуторского, Ю.С. Брановского, Л.Н. Кечиева, Г.П. Путилова, С.Р. Тумковского, Б.П. Овечкина, О.Н. Подковырова, С.В. Зенкиной, И.Г.Захаровой и некоторых других исследователей. Все авторы едины во мнении, что создание ИОС – не только техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации используется весь научно-методический, организационный и педагогический потенциал образовательного учреждения.

Оценивая приведенные выше работы, следует сказать, что не исследованы пути привязки СМК вуза к существующим ИОС. На основе проведенного анализа определений, а также с учетом сложившихся особенностей внедрения СМК образовательной деятельности в вузе, под информационно-образовательной средой вуза наиболее целесообразно понимать, следуя С.Л. Атанасяну, программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами поддержку и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов, педагогов, администрацию вуза, родителей, общественности.

Различные модели ИОС, применительно к отдельным видам образовательной деятельности, создаются под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации. Например, уже разработаны основы «Концепции создания и развития информационной образовательной среды открытого образования». Как следует из этой Концепции, в настоящее время практически создана телекоммуникационная основа системы открытого образования. Непременным условием эффективного использования соответствующих компьютерных сетей является качественное информационное наполнение, обеспечивающее поддержку процесса обучения, научных исследований и управления образованием. В этом случае ИОС призвана наполнить созданные телекоммуникационные каналы необходимой информацией и, как следствие, обеспечить качественно новые условия для развития всей системы образования. Определенный интерес представляет предлагаемая Концепцией структура информационного представительства учебного заведения в локальных и глобальных компьютерных сетях. Практически все ее элементы с незначительными изменениями могут быть использованы при разработке ИОС вуза, поскольку они соответствуют большинству из имеющихся в вузе видов деятельности, сопряженной с процессами сбора, хранения и обработки информации. В числе подобных структурных элементов в концепции определены:

административный модуль, обеспечивающий настройку подключаемых модулей, регистрацию пользователей всех категорий, связь с административными модулями других учебных заведений и региональной образовательной среды;

электронный отдел кадров, обеспечивающий создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;

электронная библиотека, обеспечивающая накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей;

система контроля знаний;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст