Система командного нападения в баскетболе

Министерство образования Российской Федерации

Красноярский государственный педагогический университет

ИНСТИТУТ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВимени Ивана Ярыгина

РЕФЕРАТ

СИСТЕМАКОМАНДНОГО НАПАДЕНИЯВ БАСКЕТБОЛЕ

Выполнил:

Студент 3 курса, стипендиатПравительства РФАлександр ЗАВЬЯЛОВ

Преподаватель:

Преподаватель кафедрыспортивных дисциплинВладиславГеннадьевич ИВАНОВ

Красноярск 2001

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Стратегия и тактика ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Классификация тактики ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Функции игроков ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Тактика нападения ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Контратака ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Позиционное нападение ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

 Нападение против зонной защиты ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

ЛИТЕРАТУРА ⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅⋅

03

06

08

08

09

11

17

20

25

26

ВВЕДЕНИЕ

БАСКЕТБОЛ (от английского слова basket — корзина и ball — мяч) — очень популярная и увлекательная спортивная командная игра, заключающаяся в забрасывании руками мяча в подвешенное кольцо с сеткой (корзиной), прикрепленное к щиту на высоте 305 сантиметров.

Официальной родиной баскетбола являются США, хотя игра «пок-та-пок», в которую играли ольмеки в Мексике в Х веке до нашей эры, очень похожа на баскетбол. «Оламалитзли» была разновидностью той же игры у ацтеков в Мексике в ХVI веке (если цельный резиновый мяч попадал в закрепленное каменное кольцо, то игрок получал одежду от всех зрителей).

Современный баскетбол, в основу которого, возможно, была положена немецкая игра «корбболл», изобретен доктором, профессором Джеймсом А. Нейсмитом (1861-1939) и впервые представлен гимнастическому классу колледжа YMCA в Спрингфилде (Springfield) штата Массачусетс (Massachusetts) в середине декабря 1891.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

Первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец, к перилам балкона, по обе стороны спортивного зала, Найсмит прикрепил две простые корзины, в довершение всего, вывесил на доске объявлений список первых тринадцати правил, которые должны были управлять этой новой игрой. В Россию баскетбол попал, когда ему было 15 лет от роду, и первый официальный матч был проведен в 1906 году в Петербурге.

С течением времени баскетбол изменялся. По началу это была игра терпения и стратегии: большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20 очков.

В 1932 году была основана Международная федерация любительского баскетбола (FIBA), а в настоящее время в ней состоит более 175 стран мира. Чемпионаты Европы по баскетболу проводятся с 1935, Чемпионаты мира — с 1950, в программе Олимпийских игр мужской баскетбол впервые появился в 1936 на играх XI Олимпиады в Берлине (Германия).

Современный баскетбол значительно отличается от своего первого «прабаскетбола», начиная с Джеймса Найсмита, баскетбол прошел длинный путь. И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире.

Современные крупнейшие баскетбольные турниры обычно проводят в залах высотой не менее 7 метров на прямоугольной площадке размером 26х14 метров (рис.1). Параллельно лицевым линиям на стойках устанавливают щиты (рис.2), на которых укреплены корзины (металлическое кольцо с натянутой сеткой без дна). Окружность мяча 75-78 сантиметров, масса 600-650 граммов. В игре участвуют 2 команды по 12 человек каждая. Одновременно на площадке находятся по 5 игроков (их можно менять). За мяч, заброшенный с игры, команде начисляется 2 очка, со штрафного — 1. Побеждает команда, набравшая большее число очков. Матч для мужчин длится 40 минут чистого времени (секундомер останавливается после каждого свистка судьи); для женщин — 36 минут; для юношей и девушек (15-16 лет) — 30 минут и для мальчиков и девочек (13-14 лет) — 24 минуты. Время игры делится на 2 половины (тайма) с 10-минутным перерывом. Если по истечении установленного времени игры у команд равное число очков, назначают дополнительно по 5 минут игры, пока одна из команд не выигрывает.

В настоящее время баскетбол — это не просто любительская игра, но это профессиональная спортивная сфера (специализация), в которой разработано масса всевозможных «спортивных хитростей». Разработаны схемы защиты и нападения, реализуется тактика игры против конкретного соперника, вербальное и невербальное общение внутри команды, между тренером, находящимся за пределами игровой площадки и игроками команды. Существуют целые клубы «фанатов» конкретной команды, идет мощный процесс зарабатывание денег. Все это — конечно же результат многолетней усердной физической и творческой работы спортсменов и тренеров, а также правильная спортивная политика государства.

Одной из наиболее интересных сторон баскетбола, направленной именно на достижение главной цели (набор очков) посвящен данный реферативный обзор: СИСТЕМА КОМАНДНОГО НАПАДЕНИЯ.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Закономерности ведения спортивной борьбы в соответствии с ее масштабами расчленяют на стратегию и тактику. Стратегия изучает теорию и практику спортивной борьбы в объеме всего соревнования и с главным соперником, а тактика изучает эти процессы в масштабе одной встречи.

Стратегия тесно связана с тактикой. Она является ведущей, ибо определяет конечную цель спортивной борьбы, силы, средства и способы ее решения. Взаимообусловленность стратегии и тактики и ведущее положение стратегии объясняется тем, что тактический успех, то есть успех в отдельной встрече, подчинен решению общей стратегической цели. И в то же время решение одной стратегической цели находится в прямой зависимости от успешного решения тактических задач.

В период подготовки к соревнованию в круг вопросов, изучаемых стратегией, входят:

1)закономерности и тенденции развития процесса игры;

2)опыт участия в соревнованиях;

3)основы управления подготовкой команды к соревнованиям;

4)подготовка резервов;

5)условия и характерные особенности соревнований;

6)взгляды и возможности соперников;

7)основные стратегические направления подготовки и принципы ее планирования;

8)средства, способы и формы ведения борьбы;

9)основы материально-технического, научно-методического и медицинского обеспечения команды.

В период участия в соревнованиях главными вопросами стратегии являются:

1)основы построения соревновательного режима;

2)распределение средств и сил по главным направлениям;

3)способы оперативного управления.

Стратегия представляет собой систему знаний о закономерностях соревновательной борьбы. Знание этих закономерностей позволяет тренеру предвидеть характер и условия предстоящих соревнований и руководить командой.

На основе изучения закономерностей развития процесса игры, опыта подготовки и участия в соревнованиях, потенциальных возможностей команды, новых средств и способов подготовки и ведения соревновательной борьбы, взглядов и возможностей основных соперников составляется стратегический план.

Таким образом, стратегия — это основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям, и вместе с тем, является областью практической деятельности тренера, относящейся к процессу подготовки команды к соревнованию и управлению ею в процессе состязаний.

Тактика — это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей — ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований, закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на данный, конкретный матч. Они базируются на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника (составы команд, уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническая и тактическая оснащенность) и учете определенных внешних условий, в которых протекает данная встреча (погода, оснащенность и состояние поверхности площадки, особенности оборудования, реакция зрителей). Без учета указанных факторов команда не может достигнуть максимального результата. Поэтому при выборе тактики игры следует исходить, во-первых, из реальных возможностей игроков, учитывая, прежде всего, их сильные стороны, для раскрытия которых строятся и разучиваются комбинации; во-вторых, из расчета силы и слабостей реального соперника в турнире, матче.

Тактическая же подготовка предполагает, прежде всего, изучение различных игровых комбинаций. Под комбинацией подразумеваются заранее разученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, направленные на создание одному из баскетболистов условий для атаки кольца. Кроме того, комбинация может быть творчески создана и реализована игроками на основе типовых взаимодействий, их сыгранности и накопленного соревновательного опыта.

В ходе проведения заранее разученной комбинации предполагается логическое ее развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты введения или сбрасывания мяча в игру (при начальном и спорном броске, при вбрасывании из-за боковой и лицевой линии или при штрафном броске).

Для большей эффективности, разработанные игровые комбинации тренеру необходимо обсуждать с игроками, на которых эта комбинация рассчитана. Ему необходимо знать сильные стороны своих игроков, но помнить, что сами игроки знают их еще лучше и поэтому могут внести существенные коррективы в предложенные комбинации.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты. Каждый раздел ее подразделяется на группы в зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные, групповые и командные. В свою очередь, каждая из групп, исходя из форм ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игрока без мяча и действиями игрока с мячом). В зависимости от конкретного содержания игровых действий виды подразделяются на способы. Способы, имеющие различные особенности выполнения, обусловливают появление вариантов. Например, одним из способов позиционного нападения является система нападения через центрового игрока. Исходя из количества центровых, единовременно оперирующих на поле, эта система может располагать тремя вариантами: нападение через одного центрового, через двух и через трех центровых.

ФУНКЦИИ ИГРОКОВ

Организация действий команды предполагает распределение функций между ее игроками. Функции игроков определяются с учетом цели игровой деятельности — нападать и защищаться.

В баскетболе сформировалось следующее разделение игроков по функциям: защитники, крайние нападающие, центровые. В настоящее время все более отчетливо наблюдается дифференциация и внутри этих функций. Так, среди защитников выделяются атакующие защитники, активно участвующие в атаках кольца вплоть до борьбы за отскок у щита соперника, и задние защитники, участвующие преимущественно в розыгрыше мяча и страховке тыла команды, а среди центровых — первые (основные) центровые, действующие преимущественно на острие атаки вблизи щита соперника, и вторые центровые, свободно маневрирующие в районе линии штрафного броска и часто атакующие кольцо с ходу.

Однако в современном баскетболе игроки, независимо от выполняемых ими функций, должны владеть широким арсеналом средств и способов ведения игры, как в нападении, так и в защите. Таким образом, формирование квалифицированного баскетболиста проходит по двум связанным между собой направлениям: совершенствование в универсальных приемах игры и совершенствование в приемах, специфических для выполнения своих функций.

По-видимому, распределение игроков по функциям никогда не потеряет своего смысла. Полная универсализация баскетболистов без распределения их по функциям нецелесообразна, так как она не учитывает морфологических данных игроков, их склонностей и способностей к решению тех или иных соревновательных задач. Рациональное распределение игроков по функциям создает более благоприятные условия для полного раскрытия ими своих возможностей, а следовательно — и для более эффективного использования каждого игрока в общих интересах коллектива команды.

ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ

Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. Нападение — основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план.

Главная цель нападающей команды — забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого как можно быстрее, необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение возможности борьбы за отскок. Тактика нападения дает возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы и формы ведения планомерной атаки.

По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и коллективные. В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются на групповые и командные.

Групповые действия — это исключительно важные тактические типовые блоки, из которых складывается фундамент слаженных комбинационных действий команды. В групповых действиях проявляются навыки творческого взаимодействия игроков. Универсальными для тактических схем являются определенные способы взаимодействий двух и трех игроков.

Однако основа успеха нападения в баскетболе — коллективные действия, направленные на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки кольца. Без командных действий, требующих четких организационных форм, взаимопонимания, сыгранности, подчинения индивидуальных стремлений интересам всего коллектива, не может быть полноценной игры в нападении Нападающая команда, состоящая из очень сильных игроков, но не умеющих грамотно взаимодействовать с партнерами, редко может достичь победы над квалифицированным соперником.

В ходе тактических действий команда старается обеспечить:

1)чистый выход под щит соперника игрока с мячом;

2)беспрепятственный (или с минимальным сопротивлением) бросок со средней дистанции или трехочковый бросок с дальней дистанции;

3)кратковременное численное превосходство нападающих над защитниками на определенном участке поля;

4)благоприятные условия для единоборства нападающего с защитником, что предполагает:

а)исключение подстраховки защитниками друг друга;

б)временное увеличение дистанции между нападающим и опекающим его защитником, позволяющее провести подготовительные действия к атаке;

в)вынужденное быстрое сближение защитника с нападающим (противодвижение);

г)действия нападающего, успевшего набрать скорость, против защитника, находящегося в статическом положении;

д)превосходство нападающего над защитником в росте;

е)превосходство нападающего над защитником в атлетизме, быстроте, координации;

ж)превосходство нападающего над защитником в психологических качествах;

5) страховку тыла против возможной контратаки.

Когда команда овладевает мячом, перехватив его или из нейтрального положения (при розыгрыше спорного мяча, при борьбе за отскок), она стремительно переходит в нападение против соперников, не успевших вернуться и организовать командную защиту. Когда же команда овладевает мячом в ситуациях, которые вызывают некоторую паузу в игре, то ей приходится бороться с соперниками, успевшими организовать командную оборону с определенных исходных позиций.

Поэтому всем игрокам важно предусматривать вариант внезапного овладения мячом, каждый раз, переходя в контратаку, стремясь в минимальное время преодолеть расстояние до щита

КОНТРАТАКА

Контратака — это наиболее зрелищное и быстрое использование всех возможностей для достижения результата. Быстрая игра требует высокой техники. Стремление играть на высоких скоростях похвально и приемлемо лишь в том случае, когда скорость не превышает уровня техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем достижений. Поэтому, стремясь готовить быстрый прорыв, необходимо тренировать и исполнение всех технических элементов на высоких скоростях, применяя как активное, так и пассивное сопротивление защитников в ситуациях, когда численность нападающих к защитникам составляет 1-1, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4 и при численном равенстве.

Идея контратаки состоит в стремлении не только быстро двигаться к щиту соперника, но и быстро переводить мяч к щиту соперника с помощью резких передач, или, если нет свободного адресата для получения мяча, с ведением мяча, с активным продвижением вперед. Игроки стремятся в завершающей стадии быстрого прорыва создать в передней линии атаки треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен находиться игрок с мячом, а два других игрока — слева и справа от него, на 4-5 м впереди.

Контратака возможна при следующих ситуациях:

1)при перехвате мяча;

2)при взятии отскока на своем щите;

3)после пробивания соперником штрафных бросков;

4)после выигрыша спорного мяча;

5)после того как сопернику удается забить мяч.

Наилучший исход быстрого прорыва — взятие кольца соперника при численном преимуществе или реализации ситуаций в численном равенстве: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4. Это легче, чем обыгрывать защиту 5-5, которая уже построила свои оборонительные порядки.

В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха:

1)начало быстрого прорыва — подбор мяча, первый пас, движение игроков, их старт;

2)средняя стадия развития атаки — переход игроками средней линии поля, их продвижение вперед;

3)завершение атаки — передачи мяча на скорости и бросок в непосредственной близости от щита.

Время проведения «отрепетированного быстрого прорыва» зависит от скорости движения игроков, передач мяча и завершающего броска. Например, в конце 80-х годов ХХ века сборная СССР затрачивала на эшелонированный быстрый прорыв 5-7 секунд.

При мощном и высоком центровом схема 1 позволяет проводить контратаку за счет одного длинного паса через всю площадку. Центровой №5 после подбора мяча от щита передает его убегающему в отрыв №2.

Особенно успешно проходила такая атака при построении зонной или смешанной защиты, когда один из защитников или крайних нападающих, играющих в передней линии обороны, получал задание убежать в отрыв в момент броска по нашему кольцу, в расчете на то, что гиганты смогут завладеть мячом, отскочившим от щита, и сделать длинный пас через все поле. Естественно, такая система контратаки требует особой согласованности действий, и ее отработка занимает значительное время в тренировочном процессе.

Разыгрывая схему 2, игроки №5, №4, №3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся сделать первый пас игроку №2, который передает мяч игроку №1. Игрок №1 устремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки №2 и №3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с №1 и завершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под щитом соперника численное преимущество.

Если в первом эшелоне завершить атаку не удалось, то в действие вступает второй эшелон — центровые игроки №4 и №5. Они, каждый по своей стороне площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них, на чьей стороне оказывается мяч.

В случае подбора мяча с левой стороны от щита, как показано на схеме 3, центровой игрок делает быстрый пас игроку №2, который открывается для получения этой передачи к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области пересечения боковой линии поля с центральной игрок №1 получает пас от игрока №2, затем передает его игроку №4, который рвется вперед по левому краю. У игрока №4 три возможных продолжения атаки: дать мяч игроку №5 или №3, убегающим к щиту соперника по прямой, или сделать пас игроку №2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать самому открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации. Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне.

Осуществление схемы 4 возможно, если игрок №4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро уводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии игроку №1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть выше. Игрок №2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и с ведением устремляется вперед. Игроки №5 и №3 обгоняют ведущего мяч вдоль боковой линий, игрок №4 обгоняет его справа, а игрок №2 остается чуть сзади в страхующей позиции. Таким образом, у игрока №2 есть четыре варианта для выбора направления атаки.

При разыгрывании схемы 5 игрок №5 делает скидку на игрока №4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Поймав мяч, №4 делает пас вперед игроку №1, который открывается для получения этой передачи после заслона от игрока №3. Игроки №2 и №4 поддерживают атаку. Такая комбинация может разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост, хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового игрока.

Простейший способ завершения контратаки — это кратчайший путь игроков к щиту соперника, как указано на схемах 1-5. Однако при развитии контратаки возможны варианты со скрестными заслонами, как показано на схеме 6, взаимодействием типа тройки (схема 7), постановкой заслонов для игроков второго эшелона в центре поля (схема 8).

Многие команды в мире, в том числе и сборная СССР, после того как не удалось завершить контратаку результативным броском, при переходе к позиционному нападению тратили драгоценное время на расстановку игроков, давая тем самым противнику подготовиться к оборонительным действиям и занять всем защищающимся выгодные позиции. Именно поэтому быстрое или безостановочное нападение после контратаки («транзишн гейм») все чаще используется в тактике лучших команд мира.

ПОЗИЦИОННОЕ НАПАДЕНИЕ

В процессе игры очень важно взаимопонимание игроков, например, во время атаки разыгрывающий (игрок №1) или капитан команды еще на своей половине поля должен быстро и четко объявить о том, какая комбинация нападения будет разыгрываться. Каждая комбинация в арсенале команды должна иметь условное название и обозначение. Капитан команды или разыгрывающий игрок жестом или голосом оповещает партнеров о том, какая комбинация будет проводиться в начинающейся атаке.

О том, какие комбинации будут на данном отрезке времени наиболее эффективны, заранее оговаривается с разыгрывающим или капитаном команды. Берутся в расчет слабые стороны защиты соперника, наше преимущество в росте, в индивидуальном мастерстве, удачная игра одного из наших игроков против данного соперника, возможности смены противником системы защиты и так далее.

Целью комбинаций является освобождение игрока для атаки с излюбленной позиции либо создание условий для обыгрывания один на один. В комбинации, как правило, участвуют все пять игроков. Одни создают ситуацию для непосредственной атаки кольца, другие отвлекают защиту и готовы, в случае необходимости, заменить первых или выполнить иную функцию: отвлекающий маневр, страховку тыла, борьбу за отскочивший мяч…

Расстановка игроков ни в коем случае не должна лишать игроков творческой инициативы, фантазии, умения самим «делать игру». Расстановка, скорее, должна помочь им в этом, навести определенный порядок, чтобы два, а то и три игрока не шли все вместе на получение одного мяча, облегчая, тем самым, игру защитникам. Часто бывает так, что после первой комбинации не создалась еще удобная ситуация для атаки, но игрокам недостает терпения, и атака начинается из неудобной позиции. Поэтому важно иметь систему комбинаций, переходящих из одних построений в другие.

Построение комбинаций, акцент на определенных игроков в завершающей фазе во многом зависит от возможностей баскетболистов. Возможна система построения атаки и без стабильного центрового игрока. Такая система сопряжена с проведением комбинаций с широко открытой трехсекундной зоной.

НАПАДЕНИЕ ПРОТИВ ЗОННОЙ ЗАЩИТЫ

В случае применения противником зонной защиты, прежде всего, следует уяснить, почему он это делает, в чем его слабости и как их использовать.

Главные принципы действий против зонных систем защиты:

1)стремительным нападением разбить зону до ее построения;

2)вести мяч только в проходе под кольцо для его атаки;

3)до получения мяча занять удобную для атаки позицию обязательно лицом к корзине (кроме центровых);

4)«разбить» зону изнутри, предварительно растянув передачами мяча по периметру с обязательными угрозами бросков по кольцу издали, а затем передать мяч в центр;

5)«разбить» зону бросками издали и со средних дистанций, предварительно «сжав» зону передачами на линию штрафного броска и в центр с последующими откидками мяча снайперам;

6)комбинации, разученные против личной защиты, в основном годятся и против зонных защит;

7)определить, когда соперник поставил зонную защиту и какую именно зону он применяет, для этого необходимо одному из игроков пробежать через центр трехсекундной зоны в угол площадки и определить, следует ли за ним соперник; если нет, то значит стоит зонная защита;

8)целесообразно создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки;

9)броски по кольцу должны следовать только из удобных, подготовленных позиций, ясных для всех членов команды;

10)в связи с тем, что зонная защита создает хорошие предпосылки для организационной контратаки, владеющая мячом команда должна позаботиться о страховке тыла;

11)при проведении комбинации против зонной защиты, требующей концентрации игроков на одной из сторон поля, следует помнить о том, что в этом случае подбор мяча будет легче осуществить с противоположной стороны, так как зона всегда смещается в сторону мяча.

Выставляя на площадку состав с одним центровым игроком, можно успешно проводить комбинации против таких зонных построений, как: 1-2-2, 2-1-2, 1-3-1, 1-1-3. Имея в составе двух центровых, удобнее разбивать зонные защиты 2-2-1, 2-3, 3-2.

Необязательно иметь комбинации против всех зонных построений, однако нужно иметь хотя бы по одной против однотипных вариантов зоны. Целесообразно противопоставлять зонным защитам иное построение атаки. Так, против зонной защиты 3-2 применять расстановку 2-3, против 1-3-1 применять 2-1-2, против 2-3 применять 3-2 и так далее.

В тех случаях, когда комбинация не завершилась броском по кольцу, следует вернуть мяч разыгрывающему игроку и повторить ее с другой стороны. Вообще, в комбинациях против зонной защиты важно не столько их построение, сколько четкое и верное проведение. Точность, уверенность, стремительность, дисциплина и инициатива — вот основы успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На первый взгляд баскетбол — это просто увлекательная спортивная командная игра, в которой 2 команды из 5 человек пытаются обыграть друг друга, причем делается это «чисто» с интуитивной позиции, а так как пойдет игра, где окажется мяч в конкретный отрезок времени рассчитать практически невозможно, баскетбол превращается в игру случайностей — кому больше повезет, кто окажется в нужном месте в подходящее время выхватывает инициативу в свои руки. В принципе, исход матча, возможно, было бы знать еще до игры — победит команда более «сильная», «ловкая» и «высокая». Так оно и есть, но только на обывательском уровне.

Профессиональный баскетбол — это борьба интеллектов, творчества, расчета, мастерства, тренированности и многого другого. В профессиональном баскетболе рост, ловкость и сила имеют большое значение, но не самое главное. В баскетболе главное — это сыгранность команды, проявляющаяся в заранее подготовленных комбинациях нападения, защиты и контратаки.

Результатом игры является интегральный результат всех видимых и невидимых граней повседневной жизни, начиная от реальной готовности баскетболиста к конкретной игре и заканчивая его личным благополучием в общественной и личной жизни. Но все же решающую роль играет, конечно, стратегический план, разработанный тренером, в котором обязательно должны иметь место замены игроков в негативных ситуациях и исключение жалости. Тренер должен уметь пренебрегать некоторыми важными соревнованиями во благо высшей цели, которую ставит перед собой тренер и игроки. Личные качества тренера как человека и как наставника играют решающую роль в игре всей спортивной жизни команды по баскетболу.

ЛИТЕРАТУРА

1.БАСКЕТБОЛ: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.М.Портнова. — Изд. 3-е перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.

2.БАСКЕТБОЛ: Учебник для физкульт. ин-тов. / Под ред. Н.В.Семашко. — Изд. 2-е перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 264 с.

3.БОЛЬШАЯ Российская энциклопедия / Internet (http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00006/84700.htm&encpage=bse). — Russ Portal Company Ltd, 2001. — 12.09.01.

4.БОЛЬШАЯ Энциклопедия Кирилла и Мефодия. — CD —1996.

5.ГОМЕЛЬСКИЙ А.Я. Баскетбол. Cекреты мастера / Цит. по Internet (http://www.slamdunk.ru/literature/secret/strategy.htm). — 11.09.01.

6.ИСТОРИЯ баскетбола / Internet (http://millstone.narod.ru/records/records1.htm). — 12.09.01.

7.КОМПЬЮТЕРНЫЙ толковый словарь ОРФО (версия №5). — Информик, 1997.

8.ОЖЕГОВ С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. — 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1989. — 750 с.

9.ФЕНИН В.И. Баскетбол. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 48 с.

Рис.2.Баскетбольная стойка и щит с корзиной.

Рис.1.Площадка для игры в баскетбол.

Схема 1.

Развитие быстройконтратакипутем длинного пасачерез всю площадку.

Схема 2.

Развитиебыстрой контратакичерез середину поля.

Схема 3.

Развитиебыстрого прорывапо боковой линии.

Схема 4.

Развитиебыстрого прорывапосле штрафного броскав наше кольцо.

Схема 5.

Развитиебыстрого прорывапосле розыгрышаспорного мячав центральном кругеили на линииштрафного броска на нашей половине поля.

Схема 6.

№2 и №3пересекаются и ставятзаслон друг другу по лицевой линии,затем №4освобождает №3,а №5 — №2для последущей атаки.

Схема 7.

Двойной заслондля №4 от №1 и №2с передачей мяча №3и выходом №4 к щиту.

Схема 8.

№1 ведет мяч через центр,№2 ставит заслон для №4,№3 ставит заслон для №5,№4 и №5 стремятся завершить атаку,получив пас от №1.

Схема 9.

Игроки №2 и №3 при пробегании по лицевой линии ставят друг другу заслон, после чего получают заслоны от игроков №5 и №4 и выходят к игроку №3, владеющему мячом для начала движения типа “восьмерки”. Игроки №4 и №5 освобождают друг друга для выхода под щит и получения мяча. В случае, если ни один игрок не освободился в удобной для броска позиции, все игроки возвращаются к первоначальной расстановке, лишь поменявшись сторонами.

Схема 10.

“Восьмерка без центра”. №1 передает мяч №2 из рук в руки, при передаче ставит заслон оппоненту №2 и двигается в правый угол для постановки заслона №5, переходит на место №2. №2 получив пас от №1, с ведением двигается навстречу №3 и, отдав ему мяч, ставит заслон для оппонента №3 и продолжает движение в левый угол, где освобождает партнера №4 от оппонента. №4 занимает место №3. №3 идет навстречу №5 и повторяет маневр №1. Все игроки ждут момента для прохода к щиту либо броска с удобной позиции.

Схема 11.

№3 вводит мяч в игру из-за боковой линии. №4 ставит заслон для оппонента №1. №1 получает пас от №3. №3, отдав пас от №1, делает рывок к щиту и получает заслон от №4. №2 ставит заслон оппоненту №5. №5 делает рывок к щиту слева. У №1 три возможности: пас №3, пас №5 под щит либо №2 для продолжения атаки.

Схема 12.

Начало то же, что и в схеме 19. №4 освобождает №1 для получения мяча. №5 в момент получения №1 мяча ставит его оппоненту заслон со спины. №1 уходит дриблингом. №2 и №4 освобождают №3 для атаки. №5 после заслона идет к щиту.

Схема 13.

Атака против зонной защиты 2-3. №1 пасует №3 и идет в левый угол, получая два заслона: от №4 на штрафной линии и №5 на нижних углах. №1 получает мяч №3 для атаки с трехочковой позиции либо для передачи №5 или №4 под щит.

Схема 14.

Атака против зонной защиты 1-3-1. №4 ставит заслон оппоненту №1. №1 дриблингом смещается вправо. №2 тут же открывается в правом углу для броска. №5 освобождает №3 для атакис противоположного левого угла. №5 и №4 готовы для атаки: №5 из-под щита, №4 со штрафной линии. У №1 несколько возможностей для продолжения: передачи №2 или №3 для бросков издали, №5 под щит, №4 на линию штрафного броска.

Схема 15.

Атака против зонной защиты 3-2 №1, отдав пас №2, идет в левый угол. Получив заслон от №4 и №5, №1, если он свободен, получает мяч от №2 и либо атакует либо разыгрывает первую ситуацию с центровым №5. Если же №1 не свободен, то №4 идет в правый угол и освобождает №3 для атаки с трехсекундной зоны. №4 и №5 — под щитом.

Схема 16.

Атака против зонной защиты 2-1-2. №3 отдает мяч №4 и вместе с №2 они делают скрестный проход с заслонами вокруг №5. №2 идет на бросок, №3 — под щит. №1 ставит заслон оппоненту №2 и страхует тыл. У №4 несколько вариантов: отдать пас №2, №3, №5 или атаковать самому.

Схема 17.

Атака против зонной защиты 1-2-2. №1 пасует №3. №4 выпускает под щит №5 и тут же вместе с №2 они ставят двойной заслон для №1. №3 может сделать пас №1 для броска, №5 под щит и №4, выходящему после №5 к щиту.

Схема 18.

Атака против любых зонных защит. №4 и №5 меняются позициями: №5 поднимается на штрафную линию послезаслона от №4. №4 открывается под щитом. Они попеременно меняются местами. №3 и №2 готовы для бросков с углов.

Схема 19.

Атака №3 после трех заслонов при его движении по лицевой линии и выходе на трехочковый бросок. Вначале заслон делает №4, затем №5 и последний — №2. №1 смещается с ведением вправо и передает мяч №3 для броска.

~ Cистема командного нападения в баскетболе ~

PAGE20

~ Институт Спортивных Единоборств имени Ивана Ярыгина ~



Страницы: 1 | 2 | Весь текст