Сии, практически не затрагивает эту тему. Если культура средизем

История Армении

Армения – одна из самых древних стран на нашей планете. К сожалению, классический курс истории, преподаваемый как в средних школах, так и в колледжах и вузах России, практически не затрагивает эту тему. Если культура средиземноморских античных государств (в частности, греков и римлян) изучается обстоятельно и подробно, то армянской истории уделяется всего пара страниц учебника, да и то в виде разбросанных по тексту случайных абзацев. По образованию я юрист, а не историк, но думаю, что справедливость нужно восстанавливать – хотя бы понемногу и в кратком, конспективном варианте.

В истории Армении короткие периоды спокойного благополучия сменяются трагедиями, истинный размер которых сложно преувеличить. При этом армяне по сути своей – народ-созидатель; народ с потрясающей волей к жизни; народ, сохранявший национальное самосознание в самые тяжелые моменты. Прошедшая сквозь тысячелетия мудрость, чувство собственного достоинства, удивительная теплота армянской дружбы и любви, умение стоять насмерть за близких и дорогих людей – вот далеко не полный список классических добродетелей детей Айастана…

Итак, начнем с далекого прошлого. Существует несколько гипотез происхождения армянского народа. Одни ученые считают, что он сформировался в период с конца II тысячелетия до н. э. до IV-II вв. до н. э., когда индоевропейцы, мигрировавшие с запада, смешались с хурритами, урартами и прочими племенами, населявшими на тот момент Армянское нагорье. Другие говорят, что этнические армяне жили в этих краях с гораздо более древнего периода (эту гипотезу называют «хайасской» »). Также существует легенда об Айке Айке (Хайке) – праотце всех армян, потомке самого Ноя. Знаменитый историк Мовсес Хоренаци говорит, что, подняв в Вавилоне восстание против тирании Бэла, Айк ушел в Армению, где и обосновался.

Так или иначе, в XIII—XII веках до н. э. племена, живущие на территории Армянского нагорья, проходят процесс первичного объединения в союзы. В это время Армению называли Наири («страна рек»: действительно, истоки Евфрата и Тигра находятся на Армянском нагорье). К началу IX в. до н.э. Наири превращается в царство Урарту. Интересная и необычная цивилизация базировалась в первую очередь на земледелии и скотоводстве, но жители Урарту занимались и строительством. Так, Тейше-баини, крепость, созданная в VII в. до н. э. –– это холм Кармир-Блур на территории сегодняшнего Еревана.

В «Истории» того же Хоренаци есть рассказ, главными героями которого являются царь Урарту Ара Прекрасный и ассирийская царица Семирамида (в армянском варианте – Шамирам), влюбившаяся в него, но получившая отказ. В ходе военных действий, предпринятых оскорбленной Шамирам, Ара был убит, и попытки царицы воскресить его не увенчались успехом. Впрочем, существует мнение, что в первоначальной, дохристианской версии этой истории Ара все-таки воскрес; это роднит данную легенду с историей египетского Осириса и дает возможность толковать ее, как опоэтизированное древнее объяснение возрождению природы после зимы.

В VI в. до н. э. Урарту пало. Ему на смену пришло древнее Армянское царство, первыми царями которого были Ерванд I и Тигран I. Вначале эта страна, обладавшая богатством и военной мощью, находилась в союзных отношениях с Персией, но уже в 521 году до н. э., согласно клинописям персидского царя Дария I, в результате неудачного восстания Армения становится сатрапией государства Ахеменидов. Владычество Персии длилось около двухсот лет. Древний историк Ксенофонт пишет, что главными занятиями армян опять-таки были земледелие, скотоводство и садоводство.

В 330 г. до н. э. Александр Македонский завоевал Персию, присоединив к своей империи и Армению. Но поскольку его войска не проходили по армянской территории, страна была достаточно самостоятельной. В 189 г. до н. э. Арташес, правитель области под названием Великая Армения, центр которой располагался в Араратской долине, провозгласил себя царем. Другая область Армении, малая Армения, на тот момент находилась под властью Митридата, однако Арташес I вскоре присоединил к своему государству эту землю. Третья же часть страны – Софена (Цопк, район нынешнего Диярбакыра) – вошла в состав Большой Армении только через 70 лет, уже при внуке Арташеса Тигране II Великом. Этот царь вошел в историю, захватив Атропатену (область на северо-западе современного Ирана), Сирию и Палестину; Тигран II построил город Тигранакерт, составивший конкуренцию тогдашней столице Арташату, стоявшему на реке Аракс; именно при Тигране II Великая Армения простиралась от Малого Кавказа до Палестины, от Каспийского до Средиземного морей…

Рассказывая о династии Арташесидов, царствовавшей около 200 лет, нужно подчеркнуть, что именно во время их правления все Армянское нагорье говорило на армянском языке, создавались новые города, крепли торговые связи с другими странами, росло богатство страны, развивалась промышленность. Но, к сожалению, достижения Тиграна II не были долгими: столкновения с римлянами привели в 60-х гг. до н. э. к распаду пестрой империи. Армения стала яблоком раздора между Римом и Парфией: в течение первого столетия нашей эры на армянском престоле сменилось несколько царей, склонявшихся к стороне Рима, пока в 53 г. царем не сделался Трдат I, брат парфянского властителя и представитель следующей царской династии — Аршакидов. Сам император Нерон, потерпев поражение в войне с Парфией, призвал Трдата в Рим и венчал его на царство.

В 286 г. армянский престол занял Трдат III. В 287 г. один из его сподвижников Григорий (св. Григорий Просветитель), бывший на тот момент христианином, отказался совершить обряд поклонения языческой богине Анаит. За это Григорий был брошен в темницу. Следующими жертвами Трдата стали девы-Рипсимеянки, бежавшие из Рима христианки, убитые в Вагаршапате в связи с отказом самой Рипсимэ выйти замуж за Трдата. После жестокой казни царь тяжело заболел, и излечить его смог только чудом уцелевший в темнице Григорий. Выздоровевший царь со всеми приближенными в 301 г. принял крещение и сделал христианство официальной государственной религией страны.

Св. Григорий стал первым католикосом Армянской церкви, а после полученного видения построил в Вагаршапате прекрасный храм Эчмиадзин. Церковная иерархия была организована по принципу административной системы, у каждого нахарарства (княжества) был свой епископ. Религия сыграла большую роль в армянской истории: именно она помогала народу выстоять в трудные минуты, и нередко именно из-за христианской веры враги терзали Армению.

Последующие десятилетия отмечены войнами. Многие правители южных областей страны – нахарары – перешли под покровительство Ирана, и войско поредело. Римская же империя, заключив в 361 г. крайне невыгодный мир с Персией, оставила Армению на произвол судьбы, отказав ей в дальнейшей помощи… Развернувшаяся вслед за этим борьба с персами была жестокой: захватчики разрушали армянские города, обманом захватили в плен царя Аршака II, замучали его жену. А когда сын Аршака Пап в 371 г. одержал победу над шахом и стал проводить на родной земле смелую и независимую политику, то он был убит уже римскими легионерами.

В 387 г. Великая Армения была разделена между Римом и Персией. Тем не менее в начале V века в стране начался культурный подъем, главной причиной которого стало создание Месропом Маштоцем армянского алфавита. Создание национальной письменности укрепляло христианство, что очень не понравилось персам; но попытки насильно обратить армян в зороастризм привели к восстаниям по всей стране. После знаменитой Аварайрской битвы, возглавленной Варданом Мамиконяном (она состоялась 26 мая 451 года), персы сняли запрет на христианство. Однако только Нварсакский договор 484 года дал стране полунезависимый статус и официальную свободу вероисповедания.

В середине VII века войска Арабского халифата – молодого, но мощного исламского государства – вторглись в пределы Армении, разгромив персидских Сасанидов. Государство вновь раздирали на части, теперь уже византийские императоры и арабские калифы, чьи наместники, соответственно, именовались «востиканы» и «куропалаты». Большая часть территории оказалась под владычеством арабов, и официально Армения стала провинцией Арабского халифата. Завоеватели проводили жестокую политику, и около ста лет на исстрадавшейся земле разгорались восстания. Что же касается Византийского господства, то тут сложилась принципиально иная ситуация: так, многие византийские императоры того времени имели армянское происхождение, и влияние армянского народа на Восточную Римскую империю было заметным.

Восстановление армянской государственности произошло в 885 г., когда «ишхан-ин-ишхан» («князь князей») Ашот I из рода Багратидов принял титул царя, подтвержденный и Халифатом, и Византией. Этот период можно считать переходом к феодальному строю с сопутствующей феодальной раздробленностью. Впрочем, само Багратидское, или Анийское (от названия новой столицы страны – Ани) царство было процветающим. В получившей наконец передышку Армении развивались и торговля, и культура, и строительство, заметно росло население.

Увы, внутренние конфликты между армянскими княжествами, добившимися самостоятельности ко второй половине X века, не позволили счастливой эпохе задержаться надолго. Византийцы и турки-сельджуки практически одновременно напали на страну, за короткое время опустошив и разрушив большую часть армянской территории. И далее мы можем наблюдать, как около 1080 г. армянская государственность под предводительством Рубена I «переезжает» на юго-запад, к берегам Средиземного моря, образуя Армянское Киликийское царство.

Это государство находилось в опасном кольце мусульманских соседей, что предполагало определенные сложности существования. Киликийские цари заключали союз с крестоносцами, христианскими правителями Сирии и даже с монголами. При Левоне II, коронованном в 1198 г., Армянская Киликия упрочила свое положение на политической карте мира; в исторических документах часто встречаются фразы о прекрасных церквях и дворцах, оживленной морской торговле, духовной развитости страны. Западное влияние привнесло новизну в культуру Киликии, однако армянам в очередной раз попытались навязать другую веру, теперь уже католичество. Разделившаяся на сторонников и противников такой перемены, сразу же ослабшая страна в 1375 г. была захвачена египетскими мамелюками. Так Киликийская Армения утратила независимость, и переходила в XV – XVI вв. от египтян к туркменам, персам и османам…

Но вернемся на земли исторической Армении. После нашествия сельджуков северная ее часть управлялась династией Закарян, номинально находясь под властью Грузии. Остальная территория до 1242 г. – монгольского завоевания – принадлежала Атабекам Азербайджана. Нашествие монголов стало новым тяжелым испытанием: пришельцы разрушали города и уводили в плен мирных жителей. А походы Тамерлана (с 1386 г.) окончательно открыли тюркским кочевым племенам дорогу в разоренную Армению, вытесняя коренных жителей с их законной земли. Весь XV в. монгольские и туркменские завоеватели терзали армянскую землю грабежами и массовыми убийствами.

В это время турки-османы взяли Константинополь. Христианская Византия пала, и «ворота в Азию», к удовольствию турецкого султана, были распахнуты настежь. Но Персия не собиралась уступать Кавказ западным соседям. В результате постоянных войн Восточная Армения стала персидской провинцией, а Западная отошла к Турции. Выгодное стратегическое положение страны опять обернулось против нее… Ирано-турецкие войны шли в течение XVI – XVIII вв., и армянская территория многократно переходила из рук в руки; в ходе хитроумных стратегических уловок шахов и султанов сотни тысяч людей были изгнаны из Армении, и многие из числа переселенцев гибли, не выдерживая тягот пути. Тяжелые, темные века приостановили развитие культуры в стране, но у армянского народа оставалась вера в Бога и в лучшее будущее. Люди мужественно боролись, по всей стране поднимались освободительные движения.

В начале XIX века на Кавказ пришла Российская империя. После русско-персидской войны 1803 – 1813 гг. был подписан Гюлистанский договор, согласно которому Персия отдала России Карабахское ханство и Сюник. А по Туркманчайскому договору 1828 г. территория Эриванского и Нахичеванского ханств также перешла под власть русского царя. Насильно переселенные в Персию армяне наконец-то начали возвращаться на свою историческую родину.

Но немало армян проживало и в соседней Османской империи. Если вначале их положение было относительно терпимым (особенно в Константинополе-Стамбуле), то ко времени правления султана Абдул-Гамида II вопрос выживания встал более чем остро. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. увенчалась присоединением Карса к России, а сами армяне пытались восстановить свою историческую независимость путем вооруженных восстаний. Все эти события лишь подстегнули турецкую сторону к кровавому и насильственному решению «армянского вопроса»…

За последнее десятилетие XIX века посланные султаном отряды истребили огромное количество армян. Сасун, Эрзрум, Трабзон, Ван тонули в крови, массовые убийства были неслыханно жестокими. Фактически 1894 – 1896 гг. можно назвать первой частью геноцида армян. В 1908 г. власть Абдул-Гамида закончилась, но вставшие во главе государства младотурки оказались еще более безжалостными: резня в Адане полностью подтвердила это.

1915 г. стал апогеем уничтожения армян – путем депортации в южные пустыни и зверских массовых убийств. Однако террор продолжался еще несколько лет: так, в 1920 г. турки вырезали практически все армянское население Киликии. В разных источниках приводятся разные цифры, и, откровенно говоря, все они кажутся заниженными; но практически все справки сходятся на том, что погибло более полутора миллиона человек. На сегодняшний день геноцид армян признан Россией, Канадой, Германией, Францией, Италией, Швейцарией, Австралией и еще многими странами. Однако официальная Турция продолжает говорить о гражданской войне и депортации, категорически отрицая факт геноцида… 24 апреля – это день, когда весь мир скорбит по невинным людям, погибшим лишь за свою принадлежность к армянскому народу.

В описанные годы Восточная Армения, относившаяся к Российской империи, развивала и культуру, и экономику, осваивала свои природные богатства, активно налаживала торговые связи. По всему Закавказью были известны армянские предприниматели, многие из которых жили в Тбилиси и в Баку. Тем не менее предпосылки к следующему этапу в истории Армении – социалистическому – складывались уже тогда. Так, в конце XIX в. начали образовываться различные политические партии (например, «Дашнакцутйун»), в стране появились сторонники марксистского учения.

Когда Октябрьская революция 1917 г. положила конец монархии, социалистическое правительство дало народам распавшейся империи право на создание собственных государств. Также советские власти провозгласили самоопределение Западной Армении. В ответ на это в начале 1918 года Турция отправила на восток войска; армянская армия, пополненная народным ополчением, смогла разбить турок на самых подступах к Еревану. 28 мая 1918 г. Армения была провозглашена республикой.

В ходе нового турецкого вторжения (1920 г.) молодая республика чуть не потеряла половину своей территории, недавно возвращенной ей по Севрскому договору, однако в ноябре в страну вошла Советская армия. Итогом тех смутных лет стал Карсский договор, согласно которому Турция получила часть исторических армянских земель, включая гору Арарат, а Азербайджан – Нахичевань; в 1922 Армения вошла в состав СССР.

С того момента и до перестроечного периода судьба Армении подобна судьбам других советских республик. Коллективизация сельского хозяйства; репрессии 30-х годов, унесшие жизни многих представителей армянской интеллигенции; жесткая партийная линия и контроль практически всех сфер жизни – сквозь все это пришлось пройти древняя страна. Сотни тысяч солдат отправились в годы Великой Отечественной войны воевать с фашистами, демонстрируя присущее армянскому народу мужество и огромную силу духа; многие из них погибли, вписав свои имена в страшную летопись «роковых сороковых». В списках героев тех лет мы видим много армянских имен и фамилий…

Многие из приехавших из-за рубежа этнических армян, увы, подверглись «чисткам» уже в послевоенный период. Однако советская власть позволила стране отдохнуть от бесконечных вооруженных конфликтов со старыми врагами-соседями. Армения прошла процессы индустриализации и урбанизации, укрепила свою экономику и промышленность, обрела видных деятелей науки и искусства.

Конец 80-х – время «новых веяний» – окрашен такими печально известными событиями, как Спитакское землетрясение (1988), разрушившее Гюмри и Спитак, и Карабахский конфликт. Если в первом случае причиной беды стала сама природа, то вторая ситуация порождена исключительно человеческим фактором. После того, как парламент Нагорного Карабаха проголосовал за миацум («воссоединение», слияние этой области, исторически заселенной армянами, с самой Арменией), началась война. Только в мае 1994 года стороны подписали мирный договор. Де-факто связь Карабаха с Арменией прочна, очевидна и понятна; де-юре миацум не признан.

Демонстрации и волнения, начавшиеся за несколько лет до описываемого момента, привели к прогнозируемому финалу: в августе 1990 Армения объявила о независимости от СССР. Год спустя первым президентом страны стал Левон Тер-Петросян, которого в 1998 сменил Роберт Кочарян; с апреля 2008 главой государства избран Серж Саргсян. В девяностые страна переходила к рыночной экономике, переживая и подъемы, и спады; но подробно говорить о том десятилетии я не буду, поскольку точек зрения на новейшую историю масса, а сама я не жила в постперестроечной Армении и не могу судить происходившие события объективно.

…Подвести вышесказанному единый итог сложно. Я позволю себе повториться, вновь восхитившись армянской стойкостью и энергией; подчеркну тот общеизвестный факт, что разбросанные по всему миру армянские диаспоры оказывают влияние не только на историческую родину, но и на страны своего нынешнего проживания; отдам должное самобытной, многовековой культуре Армении.

И если что-то для меня и является аксиомой в нашем непредсказуемом мире – так это то, что армянский народ всегда будет строить Завтрашний день по правилам чести, любви и мудрости.