Серия «В помощь организаторам воспитательной работы»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы»

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению

«Профилактика правонарушений и преступлений в подростково-молодежной среде»

Казань

2009

Научный руководитель: Зиннуров Айрат Канафиевич, заместитель министра образования и науки РТ, к.п.н.

Авторы-составители:

Сафина Эльвира Рашидовна — начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Пухова Юлия Валентиновна — ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Бачева Татьяна Сергеевна — ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Хабибуллина Алсу Мирзаяновна – ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;Дергунова Марина Александровна — главный специалист Управления образования исполнительного комитета муниципального образования «город Казань»;

Архипова Светлана Владимировна — заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г. Казани;

Александрова Марина Раифовна — заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;

Бирсанова Любовь Анатольевна — заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» Советского района г. Казани;

Гомыжева Светлана Александровна — заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани;

Самаркина Ирина Николаевна — заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 130» Московского района г. Казани;

Муллахметова Альфия Рахимзяновна — директор ИМЦ Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Введение

Данное пособие разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях и является методическим пособием для педагогов и представителей администрации учебных заведений республики.

Согласно Федеральному закону от 01.05.2007 № 65-ФЗ, стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, выполнения работ или оказания услуг.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности деятельности, работ.

Работа по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях Республики Татарстан проводится в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ, Комплексной программой по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 года, Постановлениями Правительства Республики Татарстан, решениями и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Татарстан, муниципальных органов управления образования, Уставом образовательного учреждения.

Документ проработан и одобрен с Министерством внутренних дел РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты населения РТ, Прокуратурой РТ, Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров РТ.

Задачей данных методических рекомендаций является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях образовательного учреждения, в том числе начинающим педагогам.

Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;

организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:

учащиеся;

педагогические работники;

члены семей учащихся.

1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

2) Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:

-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

-обучение педагогов эффективной коммуникации;

-создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей учебного заведения.

3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

Системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом основных значимых других лиц;

Программно-целевой подход;

Обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

Поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

Циклическое расширение охвата контингента;

Анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;

Обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации;

Мониторинг и оценка эффективности проводимой образовательным учреждением профилактической работы.

Психолого-педагогическое просвещение

Психолого-педагогическое просвещение родителей в образовательных учреждениях

Родительские собрания на правовую тематику

(для 1-4 классов)

1 класс

Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа.

Отношения в семье как основа взаимопонимания

мини-лекция, практическое занятие

Режим дня в жизни школьника

семинар-практикум

Поощрения и наказания детей в семье: за и против

родительский ринг

2 класс

Законы жизни семьи, законы жизни класса

лекция-информация.

У здоровых родителей здоровые дети

практикум.

Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей

консультация со специалистом, беседа

Семейные традиции в воспитании детей

ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.

3 класс

Детско-родительские конфликты в семье

обмен опытом

Законодательство о браке и семье

мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта.

Досуг и здоровье детей

презентация проектов родителей

Праздники и будни нашей жизни

Родительско-ученический капустник

4 класс

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

мини-лекция, дискуссия

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Обсуждение результатов работы проблемных групп

Досуг родителей с детьми

деловая игра

1 КЛАСС

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ

Форма проведения: лекция, беседа.

Вопросы для обсуждения:

Знакомство родителей со школой.

Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Устав школы.

Особенности обучающих программ, требования к учащимся.

Перспективы развития образовательного учреждения.

Знакомство со службами школы. Психологическая служба школы. Медицинский работник в школе, Совет профилактики и др.

Роль родителя в успешном обучении ребенка.

Обсуждение с родителями данной темы является важной для их мотивации к посещению родительских собраний и предполагает знакомство с особенностями образовательного учреждения и программ обучения в начальной школе. В начале занятия родителей можно информировать о специализации класса, особенностях технологий обучения и воспитательных подходах к школьникам. Если школа реализует развивающее обучение необходимо познакомить родителей с программами и особенностями подготовки домашних заданий. Следует коснуться вопросов адаптации первоклассников, режима дня. Необходимо познакомить родителей со специалистами школы и дать им возможность очертить круг проблем, которыми они занимаются.

Важно акцентировать внимание родителей на факторах успеха в обучении детей и формирования у них адекватной самооценки. Важно выделить факторы защиты родительского воспитания ребенка: адекватные методы воспитания, грамотная помощь ребенку в преодолении трудностей.

Обобщая результаты занятия, следует подчеркнуть необходимость особого внимания родителей к детям в период адаптации и формирования у ребенка позиции школьника. В заключение занятия необходимо рекомендовать им посещать их для повышения собственной родительской компетентности.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.- 2002. — №3.

2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – 2002. – С. 11-13.

4. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. – М., 1999.

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.

Вопросы для обсуждения:

Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.

Родительские роли.

Этика внутрисемейных отношений.

Ролевые приоритеты семьи, климат домашнего уюта.

Можно выделить четыре вида отношений в семье:

— психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения);

— психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку);

— социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение);

— культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует).

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей.

Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений.

Семейный конфликт (по Е.Н.Корнеевой) — конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав семьи.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — М., 1997.

Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. — М., 1996.

Голод С.И. Стабильность семьи.- Л., 1984.

Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. — М., 1986.

Желдак И.М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство. — Минск, 1998.

Матушкин С.Е. У вас растут дети.- М., 1994.

Культура семейных отношений/Сборник статей.- М., 1985.

Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.

РЕЖИМ ДНЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

Форма проведения: семинар-практикум или беседа

Вопросы для обсуждения:

Здоровье школьника и школьные нагрузки.

Особенности рационального организованного режима дня.

Приемы сохранения психического и физического здоровья ребёнка с помощью режима дня.

Предлагается показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня; убедить родителей в необходимости формирования привычки выполнения режима дня, умения организовывать себя. До собрания возможно проведение анкетирования, подбор статистического материала, подготовка комплекса упражнений, памятки для родителей, написание сочинения «Как я делаю уроки» Родители работают в группах, отстаивая свою точку зрения на родительские запреты «нельзя».

Данное занятие можно также провести в виде беседы между родителями в теплой и непринужденной обстановке. Родители обмениваются опытом в воспитании ребенка, чему больше уделяют внимание.

Мероприятие также можно провести в виде беседы между родителями в теплой и непринужденной обстановке. На этом собрании родители обмениваются опытом воспитания ребенка.

Рекомендуемая литература по теме:

Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться.- М. 2003

Василевич Л.П. Дневник самопознания. — Минск, 2002.

Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания. Книга для учителя.- М. Просвещение, 1993

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы

Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: ЗА И ПРОТИВ

Форма проведения: родительский ринг

Вопросы для обсуждения:

Виды поощрений и наказаний в семейном воспитании.

Значение поощрений и наказаний в семье (анализ педагогических ситуаций).

Последствия поощрений и наказаний.

Подведение итогов ринга (рефлексия).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст