Сергея Хрущева Никита Хрущев кризисы и ракеты

1

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Из книги Сергея Хрущева «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»        «ХХ съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы… Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца… Аппарат жаждал спокойствия и стабильности… Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры… Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.        Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств… отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращение «малоэффективных» подворий и приусадебных участков. Крестьяне проклинали ещё совсем недавно столь популярного преобразователя… Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования… Отец исчерпал себя. Его время истекло…».

INCLUDEPICTURE «http://ege.edu.ru/demo-ege/1×1.gif» \* MERGEFORMATINET

О каком историческом периоде говорится в приведенном отрывке? Какое положение занимал в те годы Н.С. Хрущев?

Какие суждения о причинах неудач политического курса Никиты Хрущева можно сформулировать на основе приведенных высказываний? INCLUDEPICTURE «http://ege.edu.ru/demo-ege/1×1.gif» \* MERGEFORMATINET

Как Вы охарактеризуете отношение Сергея Хрущева к деятельности его отца, выраженное в приведенном отрывке? Выскажите и обоснуйте свое мнение о деятельности Н.С. Хрущева.

2

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

«Рузвельт. …Я хочу заверить… собравшихся за этим столом членов настоящей конференции… в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. …Я думаю…, что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.

Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества…

Сталин. …Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы… использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы…

Рузвельт. …Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции… Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе… Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».

Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.

Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

3

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Из «Архива Русской Революции»

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград еще ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

В переходные дни петроградская Дума играла очень важную роль. Так как правительство было арестовано, все антибольшевистские силы, как гражданские, так и военные, стали группироваться вокруг Думы, которая, в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политического центра… Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в ее руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и еще долгое время спустя Дума вела открытую борьбу против большевиков, пока последние, наконец, не решились распустить ее».

Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

Почему автор называет большевиков победителями? В силу каких обстоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной?

Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении?

4

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Из письма читателя журнала «Коммунист», присланного в редакцию в начале 1960-х гг. с пометкой «Прошу поместить следующие подслушанные в пути мысли и ответить на них людям».

«Н.С. Хрущев называет наших руководителей «слугами народа», это все равно, что черное назвать белым… Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин ее ему устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, боятся разрешить самому народу подумать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей… Опубликуйте, кто из депутатов и сколько получил «за» и «против» (персонально), зачем скрывать это от избирателей?

Доверяйте людям, приобщайте к руководству страной, решению общегосударственных дел… Проводите референдумы.

Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет… Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду наши руководители были похожи на трудящихся больше, чем на буржуев… По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его только вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в седле».

Как назывался период, когда было написано это письмо? Что было отличительной чертой этого периода?

Какие проблемы жизни советского общества волнуют автора? Укажите не менее 3-х проблем. Какие пути решения проблем он предлагает? Укажите не менее 2-х путей решения.

На основе текста и знаний по истории укажите не менее 2-х причин существовавших проблем, названных автором.

5

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

6

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <.>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление. в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние. растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <... >

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное — под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это — случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <...> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас…

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

7

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Карамзин Н.М. “История государства Российского”. кн. 2, т. 8. М., 1989, с. 49–66; кн. 3, т. 9. М., 1989, с. 49–50, 91–98.

«Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками…»

“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, — мог безопасно теснить, грабить…

Затейливый ум изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника.”

Ключевский В.О. “Курс русской истории.” Соч. М., 1957, т. 2., с. 187–188.

“Царь родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство царя, рано испортили этот ум, дали ему неествественно болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих.

Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность этого царя. Он совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…

Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои попленил и много иного содеял над робами своими…”

О каком правителе идет речь в документах? Когда он правил?

Выпишите положительные и отрицательные моменты в правление этого царя.

Расскажите на основе документов и полученных знаний на уроках истории о самом тяжелом периоде его правления (хронологические рамки, причины, события, последствия и значение).

В чем авторы видят причины формирования тяжелого характера царя?

8

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Рассказ летописца «Повести Временных лет».

«В лето 6453 (945). В то лето сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не у бъют его. Так и этот: если не убъем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало».

Карамзин Н.М. «История государства Российского».

«Он (Игорь) действительно хотел мира для своей старости; но корыстолюбие собственной дружины его не позволило ему наслаждаться спокойствием… Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде Апреля. Целию их путешествий, как вероятно, было и то, чтобы укреплять общую государственную связь между разными областями, или содержать народ и чиновников в зависимости от Великих Князей. Игорь, отдыхая в старости, вместо себя посылал, кажется, Вельмож И Бояр, особенно Свенельда, знаменитого воеводу, который собирая государственную дань, мог и сам обогащаться, вместе с Отроками своими…Им завидовала дружина Игорева, и Князь, при наступлении осени, исполнил ее желание; отправился в землю Древлян, и забыв, что умеренность есть добродетель власти, обременил их тягостным налогом. Дружина его — пользуясь, может быть, слабостию Князя престарелого — также хотела богатства и грабила несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже Игорь вышел из области их; но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия…»

Как авторы оценивают древнерусского князя и его действия?

Что такое полюдье.? В какое путешествие и с какой целью русские князья отправлялись в ноябре каждого года?

Что послужило причиной смерти князя Игоря согласно этим источникам?

Какие последствия имело это событие для развития Киевской Руси?

9

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

…Наикрепчайше обещаем… по принятии короны Российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника… никакого не определять. Ещё обещаемся, что… мы ныне учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

Ни с кем войны не всчинять.

Миру не заключать.

Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

Вотчины и деревни не жаловать.

В придворные чины… не производить.

Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Как назывался документ?

Кем и зачем он был составлен?

Кто и когда подписал этот документ и был ли он исполнен?

Кто обладал реальной властью по этому документу? Докажите выдержками из документа.

Как можно назвать систему управления, которая установилась бы в России, если бы этот проект был осуществлён? Как называлась на тот момент система управления в России?

10

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Отрывок из «Книги о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова, посвящённый положению крестьян

Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо от своей лености, а потом от не рассмотрения правителей и от помещичьего насилия и от небрежения их… Помещики на крестьян своих налагают бремена неудобоносимые, ибо есть такие бесчеловечные дворяне, что в работную пору не дают крестьянам своим единого дня, чтобы ему на себя работать… Или что наложено на коих крестьян оброку… то положенное забрав, и ещё требуют с них… И многие дворяне говорят: «Крестьянину де не давай обрости, но стриги его как овцу догола». И тако говоря, царство пустошат, понеже так их обирают, что у иного и козы не оставляют, и от такой нужды дома свои оставляют и бегут иные в понизовые места, иные ж к украённые, а иные и в зарубежные…

Крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради они не весьма их и берегут, а прямой им владетель – всероссийский самодержец, они владеют временно.

И того ради, надлежит их царским указом охранять, чтобы крестьяне были прямыми, а не нищими, понеже крестьянское богатство – богатство царственное.

…Лучше и помещикам учинить распоряжение указное, по чему им с крестьянам оброку и иного чего имать и по скольку дней в недели на помещика своего работать… Того судьям вельми надлежит смотреть…

Определите примерное время выхода этой книги (век).

Какие повинности выполняли крестьяне в пользу помещиков?

В чём видел Посошков причины крестьянской бедности (перечислите по мере их важности)?

Почему, по мнению Посошкова, помещики не берегли своих крестьян?

Почему государство должно было заботиться о помещичьих крестьянах?

Какие меры предлагал Посошков принять в интересах крестьян?

11

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Отрывки из инструкции помещика приказчику, управляющему вотчиной:

Господскую мою пашню под сев озимой ржи и пшеницы, вывезя прежде на оную навоз… и класть оный подесятинно, смотря по земле: где земля добротнее и сочнее, тут реже, а где выпахивается и ко урожаю хуже, на оную чаще; и разбивши порядочным образом, не давая… долго лежать и сохнуть, тотчас запахивать… и пахать глубже, дабы истребить травяные коренья… А под яровой сев ежегодно к будущей весне землю вспахивать осенью… А во время… рекрутских наборов… собой отнюдь ничего с миром не делать и в рекруты без ведома моего не отдавать, а… прислать ко мне всем крестьянам список… приложа при том и мирской приговор, кого следует отдать…

Крестьянам между моими работами давать на их собственное изделие дни четверг, пятницу и субботу еженедельно… также и праздники оставлять на их волю; а когда нужда востребует, то, брав и у них дни, опосля возвращать им из моих.

Почему помещики заботились о лучшей обработке полей?

В чём заключались меры, принимаемые для повышения урожайности?

Кто такие рекруты и когда они появились в России?

Что такое «мир»? Учитывал ли помещик его решения при отдаче крестьян в рекруты?

Равноценными ли были дни, которые забирал помещик, а затем возвращал крестьянам? Почему вы так думаете?

Как назывались повинности крестьян в пользу помещиков?

12

Прочитайте исторический источник и выполните задания к нему.

Отрывки из книги, написанной в конце XVIII в., и ответьте на вопросы:

Три воинских искусства: первое – глазомер – как в лагере стать, как маршировать, где атаковать, гнать и бить. Второе – быстрота… Десяток отломал – первый взвод снимай вещи, ложись. За ним второй взвод, и так взвод за взводом… На первом десятке отдыху час… Так взвод за взводом, чтоб задние, между тем, отдыхали… при сей быстроте и люди не устали. Неприятель нас не чает… Вдруг мы на него как снег на голову… Третье — натиск… У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает. Вытяни линию, тот час атакуй холодным оружием. Недосуг вытягивать линию – подвинь из закрытого, из тесного места… Кавалерия должна действовать всюду, как пехота… казаки везде пролезут… Богатыри! Неприятель от вас дрожит; да есть неприятель больше…проклятая немогузнайка! Намётка, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, бестолковка… Ученье свет, а неученье тьма… Последнюю кампанию неприятель потерял сосчитанных 75000, только что не 100000. Он искусно и отчаянно дрался, а мы с одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение!

Кто автор книги и как она называлась?

Каковы основные военные принципы?

Почему при высокой скорости продвижения солдаты не очень уставали?

Что было необходимо для успешной атаки?

Что автор считал наиболее опасным в военном деле?

Какие доводы приводил автор, подчёркивая необходимость обучения войск?

Каких еще российских полководцев вы знаете? Назовите не менее трех.