Сергей александрович

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УДК [351 : 368] (476) (043.3)

ОСЕНКО

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(специализация – экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)

Минск, 2012

Работа выполнена в Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Научный руководитель

Васина Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, УО «Частный институт управления и предпринимательства», кафедра финансов

Официальные оппоненты:

Ивуть Роман Болеславович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Белорусский национальный технический университет, кафедра экономики и управления на транспорте

Зайцева Марина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, УО «Белорусский государственный экономический университет», кафедра финансов и финансового менеджмента

Оппонирующая организация

УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Защита состоится 17 января 2013 года в 15 час. 00 мин. на заседании совета по защите диссертаций Д 07.01.01 при Академии управления при Президенте Республики Беларусь по адресу: 220007, г. Минск, ул. Московская, 17, ауд. 203, тел. (+375 17) 222-76-42.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Автореферат разослан 14 декабря 2012 года.

Ученый секретарь

совета по защите диссертацийЗеневич А.М.

КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Рынок выполняет важную функцию: ориентируясь на платежеспособный спрос, учитывая постоянно изменяющиеся потребности, он заставляет добиваться снижения издержек в продвижении услуг, создает конкуренцию. Однако рыночные механизмы не способны в полной мере удовлетворить все запросы потребителей и обеспечить поступательное развитие для достижения общегосударственных целей, особенно в условиях высокой изменчивости внешней среды. Не является исключением и страховой рынок. Обеспечить целенаправленное, предсказуемое и эффективное развитие страхового рынка с позиции интересов национальной экономики в целом можно в том числе путем реализации адекватного современным условиям государственного регулирования на основе планирования.

Негативные тенденции в экономике республики последних лет выявили недостаточную степень адаптируемости государственного регулирования страхового рынка к происходящим во внешней среде изменениям и предопределяют поиск новых подходов к повышению его эффективности. Этому способствует реализуемая на современном этапе политика по либерализации экономики, предполагающей переход от преимущественно административной системы управления к системе, основанной на рыночных механизмах косвенного регулирования.

В этой связи важной и актуальной проблемой является разработка научно-практических рекомендаций по повышению качества регулирования страхового рынка Республики Беларусь на основе стратегического планирования, позволяющих обосновать целевые ориентиры его развития, повысить эффективность и результативность процесса разработки мероприятий и последующей их реализации.

Результаты, полученные в ходе исследования, использованы при разработке Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2011 № 631 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № ГР 5/33822).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами. Диссертационное исследование проводилось на фоне происходящих в экономике Республики Беларусь изменений и ставило перед собой цель способствовать решению проблемы повышения эффективности регулирования национального страхового рынка на основе планирования.

Положения диссертационного исследования использованы при разработке Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011–2015 годы во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № ГР 1/7866), а также при обосновании показателей развития рынка страховых услуг на 2012 год (утверждены Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь С.Н. Румасом 6 января 2012 г. № 30/224-1205).

Кроме того, отдельные предложения автора диссертационного исследования использованы при принятии на уровне государства нормативного документа, регламентирующего порядок исчисления темпов роста страховых взносов в сопоставимых ценах (постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.10.2008 № 153/262 «О расчете показателя по росту объемов поступления страховых взносов в сопоставимых ценах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № ГР 8/19709)).

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы – разработка научно-практических рекомендаций по повышению качества регулирования страхового рынка Республики Беларусь.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

– разработать методику оценки влияния факторов макроэкономической среды на динамику развития рынка добровольного страхования;

– разработать методику определения целевых показателей развития страховых компаний республики;

– разработать организационно-экономический механизм стимулирования страховых компаний к достижению максимальных результатов деятельности;

– разработать организационно-методическое обеспечение стратегического планирования развития страхового рынка.

Объектом исследования является страховой рынок Республики Беларусь. Предметом исследования – стратегическое планирование развития страхового рынка Республики Беларусь. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен недостаточностью теоретических и методических разработок в области планирования применительно к современным условиям развития страхового рынка Республики Беларусь.

Положения, выносимые на защиту

1. Методика оценки влияния факторов макроэкономической среды на динамику развития рынка добровольного страхования в Республике Беларусь. В основу методики положена выявленная зависимость поступлений страховых взносов участников рынка добровольного страхования Республики Беларусь в целом и его отдельных сегментов от таких факторов, как численность занятых в экономике, соотношение среднедушевых денежных доходов и бюджета прожиточного минимума, прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг), стоимость основных средств в экономике, индексы потребительских цен и стоимости строительно-монтажных работ, валовой внутренний продукт. Выявленная зависимость формализована в виде системы аддитивных эконометрических моделей, предназначенной для анализа и прогнозирования динамики и объема поступлений страховых взносов по рынку добровольного страхования в целом и его отдельным сегментам (личному страхованию, страхованию имущества граждан, страхованию имущества предприятий и страхованию ответственности).

Предлагаемая методика создает предпосылки для использования научно обоснованных оценки и прогноза развития страхового рынка на основе выявленных взаимосвязей наряду с применяемыми в настоящее время подходами, базирующимися на использовании экспертных оценок с применением прямого счета. Методика обеспечивает объективность определения значений целевых показателей развития рынка добровольного страхования и повышает точность их расчета, снижает вероятность принятия непродуктивных решений, повышая тем самым качество государственного регулирования страхового рынка.

2. Методика определения целевых показателей развития страховых компаний Республики Беларусь на основе дифференцированного подхода. Методика базируется на выявленной автором закономерности развития компаний на рынке добровольного страхования республики, суть которой состоит в том, что рост доли страховой компании до определенного уровня сопровождается ускорением обеспечиваемых ей темпов роста поступлений страховых взносов, дальнейший рост влечет замедление динамики поступлений страховых взносов. В основу методики положен алгоритм последовательного вычисления целевых показателей развития страховых компаний республики, начиная с компании, имеющей максимальную долю на рынке.

Новизна предлагаемой методики заключается в дифференцированном подходе к оценке возможностей развития каждой страховой компании. В отличие от существующего уравнительного подхода предлагаемая методика учитывает различия в уровнях развития страховых компаний и используемых ими стратегиях и позволяет обеспечить соответствие определяемых темпов роста поступлений страховых взносов возможностям каждой страховой компании.

Применение методики на практике повысит эффективность функционирования страхового рынка посредством определения для каждой страховой компании оптимального уровня целевого показателя развития, что будет способствовать достижению прогнозных темпов роста страхового рынка республики.

3. Организационно-экономический механизм стимулирования страховых компаний к достижению максимальных результатов деятельности, предусматривающий формирование внебюджетного фонда поддержки развития страхования за счет отчислений страховыми компаниями части прибыли.

Отчисления во внебюджетный фонд развития страхования предлагается осуществлять регрессивно в зависимости от уровня выполнения страховой компанией темпа роста поступлений страховых взносов по видам добровольного страхования. Предложенные автором нормативы отчислений рассчитаны на базе фактических результатов работы страховых компаний республики.

Формирование внебюджетного фонда поддержки развития страхования на уровне государства предлагается в целях стимулирования в обществе потребности в страховых услугах. Средства фонда предлагается использовать для формирования положительного общественного мнения о необходимости страхования, развития системы обучения, проведения маркетинговых исследований страхового рынка, организации научных исследований в области страхования.

4. Организационно-методическое обеспечение стратегического планирования развития страхового рынка, включающее впервые разработанные научно-практические рекомендации по формированию государственных программ развития страховой деятельности, требования и обоснование содержания разделов программ, технологическую схему их разработки, согласования и утверждения, а также методику количественной оценки эффективности реализации конкретных мероприятий и программ в целом, базирующуюся на применении алгоритма последовательной оценки степени достижения целевых установок на всех уровнях «дерева целей» программы.

Применение на практике предложенного организационно-методического обеспечения стратегического планирования позволит повысить качество государственного регулирования страхового рынка, обоснованность целевых установок и путей их достижения. Объективная количественная оценка эффективности выполнения программы и конкретных целевых установок повышает ответственность участников процесса за выполнение мероприятий, способствует росту эффективности решения поставленных задач.

Личный вклад соискателя. Диссертация является научным исследованием, выполненным соискателем самостоятельно. Содержащиеся в диссертации и выносимые на защиту положения разработаны соискателем лично, имеют научную новизну, практическую, экономическую и социальную значимость.

Апробация результатов диссертации. Основные выводы и положения диссертационного исследования обсуждены на научно-практических конференциях, в их числе: «Актуальные проблемы развития финансово-кредитного механизма в инновационной экономике» (Минск, 2007), «Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования» (Минск, 2009), «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость» (Минск, 2009). Материалы исследования рассмотрены в рамках V Международного ежегодного научно-практического конкурса на лучшую работу по страховой тематике «От идеи до воплощения – один шаг» (Алматы, Казахстан, 2010).

Практическая значимость результатов диссертационного исследования подтверждена Министерством финансов Республики Беларусь (справка от 5 апреля 2010 г. №13-1-16/110, акт от 4 июня 2010 г., акт от 6 июня 2011 г. №13-1-14/213).

Опубликованность результатов диссертации. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, в том числе 9 статей в изданиях, соответствующих п.18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, объемом 2,3 авторского листа, 3 статьи в материалах конференций, 2 статьи в иных изданиях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, библиографического списка и приложений. Полный объем диссертации составляет 165 страницы. Объем, занимаемый 10 таблицами, 19 рисунками, 17 приложениями, библиографическим списком, включающим 135 наименований (в том числе 14 публикаций соискателя), составляет 74 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе 1 Теоретико-методологические основы стратегического планирования в системе регулирования страхового рынка проведен анализ теоретических положений стратегического планирования и определена его специфика применительно к страхованию, обоснованы функции стратегического планирования развития страхового рынка, отмечена важность прогнозирования как способа повышения информированности в условиях неопределенности.

На основании проведенного анализа теоретических положений установлено, что развитие страхового рынка находится в тесной зависимости от экономической среды и в современных условиях неизбежно сталкивается с проблемами, обусловленными ее нестабильностью. При этом специфика страховых услуг обусловливает особенности стратегического планирования в страховании.

В диссертации определено, что стратегическое планирование развития страхового рынка является непрерывным во времени процессом принятия стратегических решений, определяющих необходимость осуществления конкретной деятельности. Под стратегическими понимаются те решения, которые имеют существенное значение для функционирования страхового рынка и предполагают такое изменение его потенциала, возврат к которому если и возможен, то требует больших временны́х, трудовых и финансовых затрат.

Современное понимание стратегического планирования позволяет определить систему стратегического планирования в регулировании развития страхового рынка как комплекс, состоящий из подсистем управления планированием, принятия решений и обеспечивающей подсистемы, тесно взаимосвязанных между собой.

В исследовании отмечается важность прогнозирования в системе стратегического планирования страхового рынка. Использование методов прогнозирования является одним из способов повышения информированности, позволяющим проводить анализ и оценить итоги реализации возможных сценариев развития событий.

Особое внимание уделено анализу теоретических и практических результатов научных работ зарубежных авторов, посвященных изучению взаимосвязи развития страхования и социально-экономического развития страны. Результаты проведенного анализа убедительно показали, что состояние и развитие страхового рынка тесно связаны с уровнем экономического развития государства. При этом их влияние является обоюдным, а его степень определяется не только социально-экономическими показателями развития государства, но и историческими и политическими особенностями.

В главе 2 Современное состояние планирования в системе государственного регулирования страхового рынка Республики Беларусь проведен анализ развития страхового рынка республики и дана оценка состояния планирования в системе государственного регулирования страхового рынка, что позволило определить направления повышения качества государственного регулирования.

Ретроспективный анализ основных показателей развития национального страхового рынка показал, что деятельность страховщиков становится все более востребованной, и страхование рассматривается как залог успешного развития экономики, поддержания экономической стабильности в обществе, обеспечения социальной защищенности граждан.

Развитие страхового рынка тесно связано с протекающими в стране общеэкономическими процессами. Это подтверждает дифференциация отношения страховых взносов к ВВП и среднедушевого объема страховых взносов в странах Европейского союза, Центральной и Восточной Европы, свидетельствующая о закономерности достигнутых Республикой Беларусь показателей развития страхового рынка. Между тем, отсутствие тесной корреляционной связи между динамикой ВВП и объемом страховых взносов в Республике Беларусь является отражением весьма сложных связей между общеэкономическим развитием и страховым рынком и обусловлено особенностями его формирования и развития.

Современная модель страхового рынка Республики Беларусь во многом сформирована под влиянием обязательного страхования. Однако введение массовых видов обязательного страхования стимулировало спрос на соответствующие виды добровольного страхования. Если развитие обязательного страхования предопределяется главным образом проводимой государством политикой, а также внешними факторами, находящимися вне влияния страховщиков, то определяющим фактором развития добровольного страхования является повышение благосостояния населения. Внерыночным фактором роста страховых взносов следует также рассматривать индексы цен на товары и услуги, поскольку они приводят к росту страховых сумм.

Для страхового рынка республики характерно наличие тенденций к его качественным изменениям, которые проявились в повышении экономической и институциональной значимости отрасли и росте ее доли в экономике, постепенном выравнивании структуры страховых взносов в пользу добровольного страхования. Одновременно с этим роль страхования как источника инвестиционных ресурсов невысока.

Проведенная оценка стратегического планирования в системе государственного регулирования страхового рынка республики на различных этапах его развития показала, что оно обладает рядом недостатков (таблица 1).

Таблица 1 – Основные недостатки реализации стратегического планирования в системе регулирования развития страхового рынка Республики Беларусь

Этапы

Основные недостатки реализации стратегического планирования

1991–1997 гг.

отсутствует государственная программа развития страхового рынка

отсутствует эффективный механизм регулирования структуры капитала страховых компаний

отсутствуют эффективные методы регулирования видовой структуры страхового рынка

отсутствуют целевые показатели развития страхового рынка

1998–2005 гг.

программы развития страхового рынка носят декларативный характер

принятие значимых решений по развитию страхового рынка осуществляется вне рамок утвержденных программ

отсутствуют целевые показатели развития страхового рынка

с 2006 г. по н.вр.

неполный перечень целевых показателей развития рынка

отсутствует четкость целевых установок развития страхового рынка

недостаточно полно определены направления достижения целевых показателей развития страхового рынка

установление идентичных плановых показателей развития для страховых компаний республики

отсутствует оценка эффективности реализуемых мероприятий

Примечание – Разработка автора.

Функционирование страхового рынка в кризисных условиях (2008–2009 гг.) показало необходимость повышения уровня адаптируемости государственного регулирования страхового рынка к происходящим во внешней среде изменениям. Это, в свою очередь, требует разработки инструментария, с помощью которого можно было бы объективно оценивать текущие тенденции развития рынка и определять его перспективы.

Оценка реализации стратегического планирования развития страхового рынка Республики Беларусь позволила выделить следующие проблемные вопросы, решение которых будет способствовать повышению качества государственного регулирования страхования.

Во-первых, отсутствует аналитический инструментарий, позволяющий оценивать динамику развития страхового рынка, особенно сегмента добровольного страхования, в зависимости от уровня экономического развития страны, обеспечивать необходимой информационно-аналитической базой процесс формирования, принятия и корректировки стратегии.

Во-вторых, уравнительный подход при формировании показателей развития страховых компаний, а также отсутствие экономической мотивации страховщиков, которая служила бы решению национальных задач и обеспечивала рост страхового рынка.

В-третьих, отсутствует единый порядок осуществления государственного стратегического планирования развития страхового рынка, согласованность основных элементов его системы по целям, задачам и мероприятиям. Более того, отсутствует скоординированность на практике не только процессов разработки программ развития, но и их реализации, в том числе внесения корректив в случае изменения внешней среды.

Изложенные проблемы и недостатки государственного регулирования страхового рынка Республики Беларусь предопределили направления повышения его качества, одним из которых является разработка научно-практических рекомендаций, позволяющих обосновать целевые ориентиры развития страхового рынка, повысить эффективность и результативность процесса разработки мероприятий и последующей их реализации.

В главе 3 Совершенствование стратегического планирования страхового рынка Республики Беларусь разработаны методика оценки влияния факторов макроэкономической среды на динамику развития рынка добровольного страхования в Республике Беларусь, методика расчета целевых показателей развития страховых компаний на основе дифференцированного подхода, организационно-экономический механизм стимулирования страховых компаний к достижению максимальных результатов деятельности, предусматривающий формирование внебюджетного фонда поддержки развития страхования за счет отчисления страховыми компаниями части прибыли, а также организационно-методическое обеспечение стратегического планирования развития страхового рынка республики.

В исследовании установлено, что страховой рынок Республики Беларусь развивается под влиянием особых, только ему присущих факторов.

Видам обязательного страхования в большей степени присущи факторы специфического характера. Поскольку объем взносов по видам обязательного страхования зависит от закрепленных в нормативных правовых актах порядка и условий их проведения, прогнозные показатели развития обязательного страхования в высокой степени предсказуемы. Это позволило опустить рассмотрение данного сегмента в рамках исследования.

В отличие от обязательного страхования существенное влияние на объем взносов по добровольному страхованию оказывает спрос. Это положение принято в качестве основополагающего при разработке методики оценки влияния факторов макроэкономической среды на развитие рынка добровольного страхования.

В исследовании установлено, что развитие рынка добровольного страхования в значительной степени зависит от показателей, характеризующих экономический рост. Кроме того, выявлен ряд факторов, оказывающих влияние на рынок добровольного страхования (таблица 2).

Таблица 2 – Факторы, влияющие на развитие рынка добровольного страхования

Условное обозначение

Показатель, единицы измерения

anet

Численность населения, занятого в экономике (Average annual number of employed in the economy), тыс.чел.

mipclbt

Соотношение с бюджетом прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов (Money incomes of different types relative to subsistence level average per capita money incomes), проценты

cpit

Индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим годом (Consumer price index), проценты

pibt

Индекс стоимости строительно-монтажных работ по сравнению с предыдущим годом (Price index for building and assembly works), проценты

pst

Прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг) (Profit from sales of products, work, services), млрд руб.

faovt

Стоимость основных средств в экономике по первоначальной стоимости на начало года (Fixed assets of the economy at original value), млрд руб.

gdpt

Валовой внутренний продукт (Gross domestic product), млрд руб.

Примечание – Разработка автора.

Указанная зависимость формализована в виде системы аддитивных эконометрических моделей, предназначенной для анализа и прогнозирования поступлений страховых взносов по рынку добровольного страхования в целом и его отдельным сегментам (личному страхованию, страхованию имущества граждан, страхованию имущества предприятий и страхованию ответственности).

Использованы временные ряды показателей (факторов) начиная с 1993 г., по сегменту добровольного страхования ответственности – с 1995 г.

В моделях учтены структурные изменения, свойственные динамике поступлений взносов, путем включения соответствующих фиктивных переменных. Наиболее важными из них определены следующие:

введение обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам (1998 г.); страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (1999 г.); страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (2004 г.);

исключение страховых взносов по видам добровольного страхования из состава затрат, относимых предприятиями на себестоимость продукции (работ, услуг) (2003–2004 гг.);

сокращение количества страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (2004 г.).

Система аддитивных эконометрических моделей имеет вид:

avipt = Ft(apipt, apicpt, aleipt, alipt);(1)

DLapipt, = ft(DLmipclb, Lcpi, DLane, D(1996), D(2004));(2)

DLapicpt = gt(DLmipclb, Lpib, D(1997), DU(1998;2008), DU(1999;2008));(3)

DLaleipt = pt(DLfapv, DLps, D(1993), DU(1997;1999), D(1999), DU(2003;2004));(4)

DLalipt = ht(DLgdp, D(2001), D(2005)),(5)

где avipt – сумма страховых взносов по видам добровольного страхования, млрд руб.;

apipt – сумма страховых взносов по личному страхованию, млрд руб.;

apicpt – сумма страховых взносов по страхованию имущества граждан, млрд руб.;

aleipt – сумма страховых взносов по страхованию имущества юридических лиц, млрд руб.;

alipt – сумма страховых взносов по страхованию ответственности, млрд руб.;

DU(∙)t, D(∙)t – фиктивные переменные соответственно для изменения уровня и выбросов в момент времени t;

L – натуральный логарифм показателя;

DL – первая разность логарифмов показателя.

Анализ свойств системы моделей (1)–(5), проведенный на принадлежащих двум временным промежуткам (1993–2008 гг. и 1993–2009 гг.) статистических данных, показал неизменность состава объясняющих переменных и влияние независимых переменных (т.е. в уравнениях знаки коэффициентов, характеризующих прирост взносов при однопроцентном росте фактора, сохранились, несколько изменились лишь их значения) (таблица 3). Это позволило утверждать, что построенная система моделей устойчива к изменениям входных данных.

Таблица 3 – Значимость факторов, влияющих на развитие сегментов рынка добровольного страхования

Сегмент рынка добровольного страхования

Фактор

Прирост страховых взносов при 1%-м росте фактора

личное страхование

соотношение денежных доходов населения и бюджета прожиточного минимума

1,01 – 1,04%

численность занятого в экономике населения

4,67 – 4,74%

индекс потребительских цен

1,004 – 1,01%

имущественное страхование интересов граждан

соотношение денежных доходов населения и бюджета прожиточного минимума

1,53 – 1,54%

индекс цен на строительно-монтажные работы

1,03%

имущественное страхование юридических лиц

стоимость основных средств в экономике

0,33%

прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг)

0,29 – 0,30%

страхование ответственности

валовой внутренний продукт

0,99 – 1,01%

Примечание – Разработка автора.

Проведенные в исследовании диагностические тесты подтвердили, что построенная система моделей (1)–(5) является стабильной, обладает устойчивыми прогностическими характеристиками и может быть использована для прогнозирования развития рынка добровольного страхования.

Сопоставление результатов прогноза на 2010 г., полученных с помощью системы моделей (1)–(5), с фактическими данными развития страхового рынка добровольного страхования убедительно подтвердило обоснованность использования на практике разработанной системы моделей (таблица 4).

Таблица 4 – Прогнозируемый темп роста поступлений страховых взносов по видам добровольного страхования на 2010 г.

Показатель

2010 г.

прогноз

факт

Темп роста поступлений страховых взносов по видам добровольного страхования, ВСЕГО, %

137,6 (123,5 – 151,6)

129,2

в том числе по:

личному страхованию, %

141,9 (127,9 – 151,9)

138,0

страхованию имущества граждан, %

135,2 (116,7 – 153,7)

118,0

страхованию имущества предприятий, %

141,8 (131,1 – 152,5)

136,1

страхованию ответственности, %

123,3 (123,5 – 151,6)

132,3

Отношение страховых взносов к ВВП, %

0,41 (0,37 – 0,45)

0,41

Примечание 1 – В скобках приведена оценка доверительного интервала прогноза.

Примечание 2 – Разработка автора.

Таким образом, создан аналитический инструмент, позволяющий строить прогнозы в зависимости от проводимой экономической политики, повысить точность, достоверность и обоснованность прогнозных оценок, снизить вероятность принятия непродуктивных для развития рынка решений.

В основу предложенной в исследовании методики расчета целевых показателей развития страховых компаний на основе дифференцированного подхода положено сформулированное автором общее правило развития страховой компании: увеличение доли на рынке характеризуется замедлением динамики поступления страховых взносов, а в последующем – ее снижением. Данное правило позволил сформулировать анализ достигнутых страховыми компаниями показателей развития с 2005 г. по 2010 г. (рисунок 1).

1 – Белгосстрах, 2 – ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко», 3 – ЗАСО «ТАСК», 4 – ЗАСО «Промтрансинвест», 5 – ЗАСО «Белнефтестрах», 6 – СООО «Белкоопстрах», 7 – БРУПЭИС «Белэксимгарант», 8 – УСП «Белвнешстрах», 9 – СБА ЗАСО «Купала», 10 – ЗСАО «БелИнгострах», 11 – ЗАСО «КЕНТАВР», 12 – ЗАО «СК «ЭРГО»

Рисунок 1 – Зависимость между долей страховой компании на рынке и темпами роста поступлений страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни

Примечание – Разработка автора.

Дифференциация достигается путем доведения страховым компаниям соответствующих темпов роста обратно пропорциональных их доле на рынке с применением специально рассчитываемого коэффициента пересчета.

С введением дифференцированного подхода представляется возможным сократить диспропорции между плановыми заданиями страховых компаний, стимулировать их к более эффективному использованию своих производственных возможностей.

В целях побуждения страховых компаний к достижению максимальных результатов деятельности, а также формирования финансовой грамотности населения в области страхования и стимулирования потребности в страховых услугах в исследовании предлагается создание специально для этих целей государственного внебюджетного фонда развития страхования.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст