Сейчас идет резкое падение интереса к знаниям, к учебе. Снижение

Выступление на МО

учителей гуманитарного

цикла предметов.

Учитель Пучкова Л.И.

Сейчас идет резкое падение интереса к знаниям , к учебе. Снижение грамотности , красноязычие ( ученики не могут иногда проговорить простое русское слово, часто при словарной работе не знают значения простых общеупотребительных слов). Изучая русский язык. Читая произведения и анализируя их . я исхожу из того , что нужно научить детей правильно говорить , именно , то что он хочет донести до другого , правильно писать .Чтобы предупредить неуспеваемость существует много методов и приемов в работе учителя . Но самое главное важно развивать интерес к предмету. Только интересное может запомниться на долгое время .Но_ развивая интерес к предмету , надо знать психологические особенности детей данного класса ‘, данного возраста, каждого ученика. Я использую на уроке игровые моменты так как только в игре ребенок раскрепощается . а раскрепостившись , он может творить . Конечно игра не должна уводить детей от усвоения трудных вопросов грамматики , но делать это усвоение прочным и интересным. Пробовали на уроке сами сочинять грамматические сказки о частях речи . иногда я читаю им такие сказки , что позволяет лучше запомнить орфограмму , глубже . прочнее , чем из сухих строчек учебника . После чтения сказки вопросы:

Какой вам представляется эта часть речи ?

Что нового узнали об этой сказке , об этой части речи?

Словесное рисование данной части речи .(Страдат. Причастие 7 класс. Грустное,кислое, со слезами).

Очень утомительны для детей уроки построения и анализ ошибок. Но я эти уроки даю так . чтобы теоретический материал сразу же отрабатывался на практике. Использую игры с мячом: говорю имя существительное бросаю мяч ребенку , он быстро должен подобрать прилагательное и другие игры. Для предупреждения неуспеваемости по предмету я часто детям советую вдумчиво ежедневно читать вслух . переписывание с книги и потом самим проверить написанное . В 5 классе дети часто 9 и нынче в том числе) приходят с разным уровнем подготовки . Интерес к предмету у них снижен . а у многих отсутствует совсем . Чтобы исправить это надо много и долго работать с учебником и родителями вместе . Вот здесь тоже важны игровые моменты . От игры перехожу к графическому обозначению орфограммы так как зрительно лучше запоминается . Провожу различные виды работ : орфографические , выборочные, словарные, свободные, объяснительные диктанты, на каждом уроке стараюсь провести от 5 до 10 минут проверочную работу(вставить буквы, расставлять знаки препинания , надписать части речи , обозначить падеж , спряжение и т.д.). Большое внимание уделяю работе со словами ‘с непроверяемыми написаниями. Ежедневно включаю их в словарный , орфографические диктанты , составлением предложения с ними , проговариваем по слогам . Некоторые слова проходят из диктанта в диктант , чтобы дети запомнили его написание. Словарный диктант и даже орфографический заранее прорабатывается , выделяются особо трудные слова. В начале изучения темы на стенде вывешивается словарный диктант по всей теме. И эти слова прорабатываются в упражнениях , во всех видах работ. В конце изучения темы пишется этот словарный диктант, но слово диктуется в другом порядке. До контрольного диктанта пишется предупредительный , где повторяются . объясняются все орфограммы .Часто детям дается задание просто списать текст без ошибок( за 1 -2 ошибки предупреждаю) .Это заставляет учащихся списывать

более внимательно, а это требует морально волевых качеств. На этом этапе, дети проверяют тетради друг у друга, исправляют ошибки и ставят оценки. Когда дети привыкают правильно списывать, дается задание сложнее : выбрать правильное написание (сне-к-г). Потом по результатам проверки проводятся индивидуальные задания , консультации , а позднее можно принять по этой теме зачет .Иногда даю задание на дом : проработать текст дома для написания диктанта, повторить правила, которые плохо были заучены. На следующем уроке пишем этот же текст под диктовку. Затем проводится орфографический разбор некоторых слов . И дети обращают внимание на это слово, запоминают как его писать .А на литературе чтобы заинтересовать чтением произведения, выделяю самые интересные моменты, зачитываю, заканчиваю на самом интересном месте и дети должны дома дочитать и узнать чем же заканчивается данный эпизод. Но сейчас я замечаю , что это мало на кого действует , дети не хотят читать, не хотят больше знать , не хотят знать , чем кончается этот эпизод, у них не выработаны волевые качества , так как у детей нет ‘дисциплины нет авторитетов , нет уважения друг к другу, учителям.

В 5 классе читали скороговорки, читали по многу раз, медленно хором. Шла Саша по шоссе. Никто не смог без запинки прочитать . Страшное косноязычие, неразвитость речи , узость кругозора , мышления, не желание учиться , уверенность в том, что «3» все равно поставят . Пропуски , опоздания , то есть минимум требований к ученикам в школе все это затрудняет получению хороших результатов от своей работы. Надо дать школам больше свободы в выборе методов и приемов воздействия на нерадивых учеников. Все требуют с учителя и никто не требует с ученика. Свобода и демократия для всех, но только не для учителя .Престиж знаний падает , ухудшается и прилежание учеников. Основа всего — требование к себе и учащимся . Потому что их совместная деятельность обеспечивается саморегуляцией , самонастроение, самоорганизация учащихся .

На уроках должны быть выделены четко этапы работы, четкие формулировки понятий , анализ основных признаков развития.

Логичность изложения материала, на которую опираются взаимосвязанные умозаключения и суждения . Не только учитель должен логически излагать материал, но и учить этому детей . на каждом уроке ( тогда не было бы такого результата, что наши дети многого не понимают , речь 8-9-10 классников на уровне 5 класса), не знают основных понятий исторических , географических, не могут мыслить глубоко.

Каждая минута урока должна заставлять мыслить , чувствовать , трудиться.

Справка. Ученик сидит 11420 уроков за 11 лет учебы .Если терять на каждом уроке по 2-3 минуты зря, то ученик теряет 760 уроков за годы обучения. Сколько же теряет ученик нашей школы , если на каждом уроке по 20-30 учеников гуляют по коридорам начала урока и конец.

(Все сделали — отпустили!) ?

На каждом уроке должно происходить развитие навыков самостоятельной работы (это одно из важных требований)- это формирование умения учиться , это нужно человеку на всю жизнь. Мы должны вооружить ученика методами получения научных знаний .

Использование ТСО ( компьютерная техника).

Нужно ускорять темпы урока, так как на современном этапе идет увеличение объема знаний за урок нужно изменить содержание . И все нужно успеть. Для

этого надо искоренять неэффективные моменты урока . При планировании надо знать и учитывать специфику класса, исходя из этого использовать определенные формы и методы работы. Основа всего.

Нужно учить детей умению применять знания для усвоения нового материала , т.е. новое получать только через известное.

На каждом уроке стараться развивать творчество учения . Необходимо каждому учителю выработать систему работы , а не пускаться во все крайности : один урок по Занкову, другой — по Шаталову , третий по ‘Ильину и т.д. Не надо спекулировать за счет других учителей : если на одном уроке ходят на головах, ничего не делают , приходят на следующий не могут собраться . Нужно сократить объем домашнего задания , больше эффективней работать на уроке.

И так вывод : перед современным уроком стоит важнейшая задача : на любом уроке надо формировать ученика как субъект учебной деятельности. Использование на уроке различных видов деятельности (о чем я уже говорила) выявляет и реализует потенциал школьников , поднимает престиж их знаний и умений . С этой целью на каждом уроке необходимо забота каждого учителя о развитии речевой деятельности учащихся . Почему только мы , языковеды , понимаем бедность наших учеников. Безграмотность наших детей — это результат отсутствия такой деятельности среди наших учителей . Чтобы не говорили ученики , заставляйте его доказывать свою точку зрения , защищать свой ответ. В современном уроке велика роль общения . стиля отношения между учителями и учащимися. От учителя , его характера , уровня воспитанности, его педагогического руководства зависит благоприятный психологический климат в классе , работоспособность учащихся и эффекта их работы.