Сборник

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

Т. П. Дурасанова,

О. А. Волкова

СБОРНИК ПРОГРАММ ПРАКТИК

для студентов специальности 350500 «Социальная работа»

Балашов 2005

УДК 368

ББК 65.27я73

Д84

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

В. Я. Фетисов;

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

Т. А. Юмашева.

Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Дурасанова, Т. П.

Д84 Сборник программ практик для студентов специальности 350500 «Социальная работа» / Т. П. Дурасанова, О. А.Волкова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 28 с.

ISBN 5—94035—191—3

ISBN 5—94035—191—3© Дурасанова Т. П., Волкова О. А., 2005

С о д е р ж а н и е

TOC \o «1-2» \u I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc98915797 \h 4

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc98915798 \h 5

III. ПРОГРАММЫ ПРАКТИК PAGEREF _Toc98915799 \h 10

Программа ознакомительной практики PAGEREF _Toc98915800 \h 10

Программа учебной практики для студентов 3 курса ОЗО PAGEREF _Toc98915801 \h 13

Программа учебной практики для студентов 3 курса дневного отделения PAGEREF _Toc98915802 \h 15

Программа производственной практики PAGEREF _Toc98915803 \h 18

Программа практики-стажировки PAGEREF _Toc98915804 \h 20

IV. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ И ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИК PAGEREF _Toc98915805 \h 22

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc98915806 \h 24

ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc98915807 \h 26

I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Закон Российской Федерации «Об образовании» определил образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней, удостоверяемых соответствующим документом. Система образования определена как совокупность преемственных образовательных программ государственных образовательных стандартов различного уровня, а также сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления.

Практики являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста, бакалавра и магистра социальной работы и выступают как одно из средств формирования у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности (12).

Все виды практик позволяют последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в учреждениях всех типов социальной сферы. В ходе практик решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Материалы, полученные на практиках, как правило, ложатся в основу экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ.

Практика реализует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки, формирует и развивает профессиональные навыки и умения, способности будущего дипломированного специалиста социальной работы, тем самым помогая приблизить требования государственных образовательных стандартов к квалификационному минимуму такого специалиста.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственный образовательный стандарт специальности 350500 «Социальная работа» предусматривает следующие виды практик:

ознакомительная — 2 недели;

учебная — 4 недели;

производственная — 10 недель;

преддипломная (стажировка) — 8 недель.

Всего: 24 недели.

Структура практики

Вид

Тема

Режим

Дневное отделение

Заочное отделение

курс

семестр

курс

семестр

Ознакомительная

Наблюдение за организацией социальной работы

2 недели

2

4

2

4

Учебная

Освоение технологий социальной работы

4 недели

3

6

4

7

Производственная

Определяется темой курсовой работы и ВКР практиканта

10 недель

4

8

5

9

Практика-стажировка

Работа в качестве стажера

8 недель

5

9

6

12

Программы предусмотренных Госстандартом дополнительных практики по специальным дисциплинам (2 недели) и практики по специализации (4 недели) за счет часов, отведенных на изучение данных дисциплин, в данный сборник не включены, разрабатываются отдельно, в соответствии с темой специализации и содержанием указанных дисциплин.

Прохождение практик обязательно для всех студентов, учащихся по направлению и специальности «социальная работа», в том числе обучающихся по очно-заочной и заочной системе (12).

Вузом устанавливается форма отчетности по каждому из видов практик: отчет, доклад, реферат, контрольная работа, участие в деловой игре, отзыв и характеристика с места прохождения практики и т. п. (12).

Цели и задачи практики

Основная цель, которую ставит кафедра социальной работы при организации и проведении практик — предоставить возможность студентам:

соединить их теоретические знания о социальных проблемах и формах их решения, о социальном законодательстве, технологиях и методах социальной работы с практическим опытом;

попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме.

Целью практики со стороны студентов является:

использование на практике теоретических знаний, их расширение и дополнение;

— участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы, включение в работу по решению проблемы;

овладение методами и технологиями социальной работы, участие в разработке инновационных технологий;

овладение навыками оформления соответствующих документов;

овладение навыками общения с клиентом;

составление документации по итогам проделанной работы;

сбор материалов для курсовых и выпускной квалификационной работ.

Основными задачами практики являются:

воспитание устойчивого интереса к специальности «Социальная работа», убежденности в правильности ее выбора;

формирование у студентов целостной научной картины профессиональной деятельности и профессионального мышления;

формирование у студентов достаточных умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

развитие у будущих специалистов профессиональных способностей;

развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании;

приобщение к опыту профессиональной творческой деятельности, исследовательскому подходу в работе;

формирование профессионально значимых и необходимых личностных качеств будущего специалиста и его активной творческой позиции;

оказание помощи учреждениям социальной сферы в решении насущных вопросов.

В ходе практик должны активно вырабатываться профессиональные умения:

нахождение контакта с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

установление с клиентом отношений, отличающихся одновременно чуткостью и профессионализмом, эмпатией и искренностью;

творческое применение полученных в ходе учебного процесса знаний;

способность выводить человека на существующие системы поддержки и создавать при необходимости таковые;

умение выступать посредником и защитником;

знание и использование широкого диапазона формальных и неформальных ресурсов, имеющихся в социуме;

умение консультировать индивидов, семьи и группы;

способность критически осмысливать и оценивать свою деятельность, видоизменять ее по мере накопления опыта.

Организация и проведение практики

Организация практики зависит от ряда обстоятельств: от типа учреждения социальной сферы, уровня социальной работы в нем, задач и содержания практики на том или ином курсе. Однако можно выделить общие для всех курсов элементы этой организации.

Установочная конференция проводится накануне начала практики. Ее основная цель заключается в окончательном уточнении всех организационных вопросов, уяснении студентами цели, задач и содержания практики, а самое главное — в создании психологического настроя на практику. Ответственность за ее организацию лежит на руководителе практики курса. В ней принимают участие представители деканата, институтский и факультетский руководители практики, заведующий кафедрой, методисты, представители учреждений, где проходит практика.

День практики имеет несколько последовательных этапов. Начальный этап — организационный, основная функция которого состоит в подготовке к практической работе в учреждении. Студент совместно с методистом определяют объем и содержание задания на день, о чем ежедневно делается запись в дневнике практики.

Второй этап — выполнение этого задания. Студенты знакомятся с опытом работы учреждения, специалистов, продумывают и осуществляют свое участие в этой работе, соотнося его с целью и задачами практики.

Третий этап дня практики — анализ проделанной работы, подведение итогов дня. Основные его задачи связаны с систематическим определением результативности пребывания на практике. Соответствующая запись в дневнике делается ежедневно.

Промежуточная аттестация студентов-практикантов проводится в сроки, установленные кафедрой (при продолжительности практики 2 недели — один раз, 4 недели и более — не менее двух раз), после посещения методистом мест прохождения практики. Форма аттестации — собеседование, цель — оценка результатов практической деятельности студентов, качества и своевременности выполнения заданий, полноты освоения программы практики, определения степени активности студентов и пр. Итоги аттестации фиксируются в дневнике практики, заверяются подписью методиста с указанием числа ее проведения.

Итоговая конференция проводится после завершения практики (не более чем в 10-дневный срок) и проверки документации. Организует ее курсовой руководитель практики, присутствуют представители деканата, институтский и факультетский руководители, методисты, специалисты базовых учреждений.

До начала конференции рекомендуется подготовить выставку документов, отражающих итоги практики, наглядных материалов. На конференции выступают студенты с анализом проведенной работы, обобщением опыта, предложениями по совершенствованию организации и содержания практики. В выступлениях руководителей и методистов практики отмечается отношение студентов к ней, уровень и качество выполнения заданий, дается анализ работы студентов. Курсовой и факультетский руководители подводят общие итоги работы, обращают внимание на положительные результаты и недочеты.

Зачет проводится по группам в соответствии с программой практики при наличии отчетной документации (дневник, отчет по практике или документ, его заменяющий, характеристика с оценкой деятельности практиканта или документ, ее заменяющий, с подписью руководителя и печатью базового учреждения. Для комплекта документации обязательно наличие титульного листа). По итогам ознакомительной и учебной практики студенту выставляется зачет, а результаты производственной практики и стажировки оцениваются дифференцированным зачетом. Оценка выставляется групповым руководителем в ведомость и зачетную книжку.

Критерии оценки выполнения практики

На «отлично» оценивается работа студента, который выполнил все задания, требуемые программой практики, показал глубокую теоретическую подготовку и умело применил полученные знания во время прохождения практики, ответственно и с интересом относился к своей работе, грамотно, в соответствии с требованиями сделал анализ проделанной работы, оформил документацию.

На «хорошо» оценивается работа студента, полностью выполнившего программу практики, но допустившего незначительные ошибки при выполнении задания, работавшего самостоятельно, проявившего заинтересованность в работе с клиентами и оказавшего помощь сотрудникам учреждения, в котором проходил практику.

На «удовлетворительно» оценивается работа студента, который также выполнил программу практики, однако в процессе работы не проявил достаточной самостоятельности, инициативы и заинтересованности, допустил существенные ошибки при выполнении заданий практики, не сумел установить тесный контакт с сотрудниками и клиентами учреждения.

«Неудовлетворительно» оценивается документация по практике, в которой не выполнена программа практики, студент мало участвовал в повседневной работе, показал неглубокую теоретическую подготовку, все виды работ провел на низком уровне.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант обладает следующими правами:

защищать свои профессиональные взгляды;

обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, деканатов, кафедр;

выбирать тип учреждения в соответствии с индивидуальными интересами или тематической направленностью курсовых и выпускных квалификационных работ.

обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения, специалисту по социальной работе, получать своевременную научную и методическую помощь со стороны руководителей практики;

пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них методическими пособиями как в университете, так и на месте прохождения практики.

Обязанности студентов-практикантов заключаются в следующем:

своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

проявлять организованность, дисциплинированность, профессиональный такт;

подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения, в котором проходит практика;

вести документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры), давать анализ проделанной работы.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший документацию в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

В обязанности руководителей практик входит:

планирование процесса прохождения практик, составление их графиков совместно с деканатом;

определение учреждений и организаций как баз практик, содействие заключению с ними договоров;

разработка и уточнение заданий на практики, в том числе индивидуальных;

организация и проведение установочных и итоговых собраний (конференций) студентов по практикам;

взаимодействие с работниками учреждений и организаций (баз практик), ответственными за организацию и проведение практик;

контроль прохождения практик студентами;

проверка отчетности по практикам (12).

III. ПРОГРАММЫ ПРАКТИК

Программа ознакомительной практики

Тема: «Наблюдение за организацией социальной работы в различных учреждениях».

Объекты наблюдения: работники социальной сферы, клиенты.

Предмет наблюдения: организация социальной работы, профессиональная деятельность специалистов по социальной работе, их личностные и профессиональные качества, проявляемые в процессе этой деятельности, формы и методы этой работы, умение налаживать взаимодействие с клиентом.

Цель практики: освоить метод наблюдения, ознакомиться с практикой работы социальных служб, проанализировать эту работу, выявить в ней положительные и негативные моменты, категорию и проблемы клиентов, решение этих проблем; сбор данных (теоретического, практического, статистического материала для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория социальной работы».

Задания практиканту

Освоить метод наблюдения

изучить теоретический материал (см. список литературы);

отработать его на практике, применяя к работе учреждения в целом, специалистам и клиентам;

отразить в документации результаты наблюдения, его виды, особенности проведения.

Определить

ведомственную принадлежность учреждения, где проводится практика (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки и т. д.);

нормативно-законодательные акты, на основании которых осуществляется деятельность учреждения и ведется работа с клиентами;

категорию клиентов, с которыми работают в учреждении;

особенности этой работы;

ее основные виды;

наиболее значимые профессиональные и личностные качества, необходимые специалисту.

Проанализировать

проявляются ли в деятельности специалиста важнейшие профессиональные и личностные характеристики, особенности эмоциональной сферы, умения и ценности, которыми он должен обладать;

умеет ли специалист устанавливать взаимодействие с клиентами;

что положительного можно вынести из наблюдения за его работой;

есть ли негативные стороны в его работе, какие именно;

наиболее типичные проблемы, которые приходится решать специалисту;

в результате какой жизненной ситуации клиенты стали пользоваться услугами социальных учреждений;

какие именно услуги они получают.

Методические указания

Перед уходом на практику студенты должны тщательно проработать теоретический материал о наблюдении как о методе исследования. Ознакомительная практика должна стать отработкой этого метода в полевых, т. е. естественных условиях — в реальной обстановке того учреждения, где проходит практика. Сложность заключается в том, что студенты имеют довольно небольшой объем теоретических знаний, еще не приступили к изучению таких учебных дисциплин, как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Методика исследований в социальной работе». Поэтому велика важность самостоятельной работы в подготовке к практике.

В ходе этой работы студенты должны уяснить сущность наблюдения, его достоинства как вида сбора информации, формы, способы организации. Многие литературные источники дают различные определения этому понятию. В частности, имеется следующее толкование: наблюдение — метод сбора информации, при котором производится непосредственная регистрация происходящих событий. Следует обратить внимание на то, что основным достоинством этого метода является непосредственный личный контакт наблюдателя с изучаемым объектом (явлением).

Необходимо изучить классификацию наблюдений: включенное и невключенное; открытое и инкогнито; стандартизированное и нестадартизированное; полевое и лабораторное.

Студент должен четко определить вид используемого наблюдения и отразить это в документации практики.

Распространенной ошибкой студентов является то, что они путают наблюдение как научный метод с простейшими житейскими наблюдениями. Для того чтобы избежать этой ошибки, следует:

сформулировать цель наблюдения (до начала наблюдения ответить на вопрос «что наблюдать?»);

составить план (ответить на вопрос: «как наблюдать?»);



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст