Самарская государственная академия путей сообщения

1802 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Вагоны»

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

к дипломному проектированию

для студентов специальности 190302 – Вагоны

очной и заочной форм обучения

Составители:Е.В. Александров

А.Н.Балалаев

В.А. Краснов

Т.В. Лисевич

М.А. Спирюгова

И.К. Шайтанова

Самара 2006

УДК 629.45/46.658.58

Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 190302 — Вагоны очной и заочной форм обучения [Текст] / составители : Е.В.Александров, А.Н.Балалаев, В.А.Краснов, Т.В.Лисевич, М.А.Спирюгова, И.К.Шайтанова. – Самара : СамГАПС, 2006. — 36 с.

Утверждены на заседании кафедры «Вагоны» 04.10.2005 г., протокол №1.

Печатается по решению редакционно-издательского совета академии.

В указаниях изложены цели и задачи дипломного проектирования, требования к оформлению пояснительной записки и графической части, методические рекомендации по выполнению разделов дипломного проекта.

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения специальности 190302 — Вагоны в ходе дипломного проектирования.

Составители:Евгений Владимирович Александров

Анатолий Николаевич Балалаев

Виталий Александрович Краснов

Тамара Васильевна Лисевич

Мария Александровна Спирюгова

Ирина Константиновна Шайтанова

Рецензенты: главный инженер службы вагонного хозяйства Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Г.П.Волошко;

к.т.н., доцент кафедры «Локомотивы» СамГАПС А.Ю.Балакин

Редактор: И.М. Егорова

Компьютерная верстка: М.Г. Кутлеметова

Подписано в печать 27.11.2006 . Формат 60*90 1/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл.п.л. 2,25.

Тираж 200 экз. Заказ № 222.

©

Самарская государственная академия путей сообщения, 2006

Введение

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающей территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.

По-прежнему ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % пассажирооборота страны.

Существенное влияние на качество работы железнодорожного транспорта оказывает состояние вагонного хозяйства, которые сейчас находится в достаточно сложном положении. Основная проблема вагонного хозяйства – это старение вагонного парка, ухудшение его технического состояния, отсутствие возможности закупок новых вагонов и запасных частей в необходимых количествах, с одной стороны, и недостаточно эффективная вагоноремонтная база, с другой стороны.

Решение данных проблем ведется параллельно с проведением структурной реформы железнодорожного транспорта. На проводимом в настоящее время третьем этапе реформы предусмотрено выделение из ОАО «РЖД» дочерних акционерных обществ, таких как «Грузовая компания», «Компания по перевозкам», «Федеральная пассажирская компания». В совокупности с ОАО «РЖД» они будут составлять единый холдинг.

В Стратегической программе развития железнодорожного транспорта до 2015 года намечены следующие мероприятия:

повышение доли контейнерных перевозок до 1,5 млн усл. контейнеров в связи с широким применением интермодальных перевозок;

переход от системы деповского ремонта вагонов по пробегу к системе ремонта по техническому состоянию на основе мониторинга состояния и автоматизированного диагностирования;

использование моделей полного жизненного цикла железнодорожной техники на основе отношения стоимости изготовления и технического обслуживания к стоимости выполненной работы при эксплуатации;

дооснащение базовых вагонных депо до требований технических регламентов;

завершение развития заводов по капитальному ремонту грузовых вагонов в соответствии с потребностями владельцев вагонов в их ремонте на основе бизнес-планов;

повышение качества ремонта и технического обслуживания вагонов за счет внедрения системы управления качеством всех технологических процессов;

внедрение системы сервисного обслуживания подвижного состава.

Намечено проведение модернизации тележек вагонов эксплуатационного парка при деповских видах ремонта, а также проведение модернизации тележек при капитальном ремонте вагонов.

1 Общие указания

1.1 Цели и задачи дипломного проектирования

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. №1155, дипломное проектирование является завершающим этапом обучения в вузе и имеет своей целью оценить умение студентов:

самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями при решении комплексных производственных проблем на современном научно-техническом уровне;

находить необходимую и научно-техническую информацию, творчески анализировать и самостоятельно применять ее в дипломном проекте;

обеспечить органическую связь всех разделов проекта, объединив их основной целью проектирования;

использовать современные достижения научно-исследовательских работ;

докладывать грамотно и логично основные результаты разработки проекта, кратко и четко отвечать на заданные вопросы.

Работе над дипломных проектом должна предшествовать тщательная подготовка. Во время дипломной практики дипломник изучает досконально конструкцию и компоновочные схемы оборудования соответствующего типа подвижного состава, знакомится с технологическими процессами технического обслуживания и ремонта вагонов, технической оснасткой, применяемой для реализации существующих технологических процессов, а также подбирает необходимые материалы для выполнения дипломного проекта. Параллельно с этим дипломник изучает техническую литературу по теме дипломного проекта, что позволит в дальнейшем осуществить разработки, обеспечивающие высокие технико-экономические показатели. Кроме того, в процессе практики важно подобрать чертежи технологической оснастки (машин), которая в дальнейшем будет объектом реконструкции (модернизации).

Весь собранный материал дипломник тщательно анализирует, после чего намечает план работы и согласовывает его с руководителем проектирования. После согласования с руководителем основных принципиальных положений по заданной теме проектирования дипломник приступает к детальной разработке отдельных вопросов, расчетам и выводам, выполняя одновременно графическую часть по соответствующим разделам проекта. Каждый законченный раздел он передает консультанту и руководителю проекта для проверки или утверждения, после чего подбирает все необходимые данные для пояснительной записки проекта, которую необходимо составлять последовательными частями и постепенно. В ходе консультаций дипломник получает от руководителя проекта конкретные указания и вносит все необходимые поправки в графический материал и пояснительную записку.

1.2 Тематика дипломных проектов

Тематика дипломного проектирования должна быть актуальной, т.е. соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники (железнодорожного транспорта).

Перечень тем дипломных проектов с указанием руководителей проектирования определяется выпускающей кафедрой. Он корректируется ежегодно и вывешивается для ознакомления студентов. Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта по его личному заявлению. Кроме того, назначаются консультанты по некоторым разделам проекта.

Студенты могут предложить для дипломного проекта свои темы с необходимым обоснованием целесообразности их разработки.

Руководитель дипломного проектирования в соответствии с темой выдает студенту задание на дипломный проект, утвержденное заведующей кафедрой.

В соответствии с решениями Правления ОАО «РЖД» Компания посчитала целесообразным разделить функции вагонных депо на предприятия, специализирующиеся на определенном виде деятельности – ремонте или эксплуатации вагонов, поэтому темы дипломных проектов делятся на группы:

проекты, связанные с плановым видом ремонта вагонов в депо;

проекты по совершенствованию технического обслуживания вагонов;

проекты по оснащению кабинетов и лабораторий кафедры «Вагоны» различного рода стендами, действующими моделями вагонов и их узлов, приспособлениями для проведения лабораторных работ по специальным дисциплинам;

исследовательские проекты, тематика которых формируется на основе планов научных исследований кафедры.

При выполнении дипломного проекта необходимо исходить из конкретного задания, решить комплекс задач по технологии, организации, экономике и конструкторской разработке механизации и автоматизации производственных процессов. Целесообразно включать в состав дипломного проекта элементы исследовательского характера (исследование неисправностей, послуживших причинами поступления вагонов в текущий отцепочный ремонт; исследование технологии ремонта деталей и узлов и разработка мероприятий по ее усовершенствованию и т. д.).

Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат рецензированию и защите.

1.3 Содержание дипломного проекта

Дипломный проект содержит пояснительную записку и графическую часть.

Общий объем пояснительной записки – 80-120 листов рукописного текста на стандартных листах писчей бумаги формата А4, включая расчеты с графиками и схемами. Возможно выполнение текста пояснительной записки на компьютере, при этом число листов может быть уменьшено из-за более плотного набора текста по сравнению с рукописным.

Графическая часть состоит из нескольких чертежей-плакатов – 8 — 10 листов стандартного формата А1.

В состав пояснительной записки входят: титульный лист, задание по дипломному проекту, реферат, оглавление, введение, расчет по укрупненным показателям основных производственных участков депо (общая часть); разработка одного из участков основного производства с технологическим процессом ремонта деталей, разборки или сборки отдельных узлов или агрегатов вагона (специальная часть); патентный поиск; конструирование или модернизация приспособлений, стендов, поточных линий, инструмента, способствующих повышению производительности труда (деталь проекта); экономическая часть; безопасность и экологичность проекта; безопасность движения; выводы; список использованных источников; приложения.

Пояснительная записка в зависимости от темы дипломного проекта может содержать, кроме перечисленных, и другие разделы. Состав и последовательность разделов зависят от конкретного содержания дипломного проекта и окончательно устанавливаются руководителем при разработке задания на дипломное проектирование.

Реферат должен содержать конкретные сведения об объеме пояснительный записки, количестве иллюстраций и таблиц, количестве использованных источников, а также сведения, отражающие сущность дипломного проекта и методы исследования или способы выполнения его отдельных частей.

Оглавление включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала.

Во введении необходимо дать краткую характеристику состояния организации и технологии производства на современных предприятиях вагонного хозяйства, отразив передовые методы ремонта вагонов, их технического обслуживания, уровень механизации и автоматизации производства. При этом должны быть ссылки на приказы МПС, ОАО «РЖД» по вопросам технической политики, проектирования технологических процессов, организации производства. Излагается цель и задачи дипломного проекта, вытекающие из задания.

В выводах кратко описывается, что выполнено в каждом из разделов, приводится оценка результатов работы в виде сравнения полученных показателей с существующими, основные выводы, рекомендации.

В конце пояснительной записки приводится вся литература, которая использовалась при выполнении дипломного проекта.

Объем графической части согласовывается с руководителем дипломного проекта.

На листах графической части проекта по теме, связанной с плановым видом ремонта вагонов выполняются:

планировка основного производственного корпуса со строительным разрезом;

план одного из участков основного производства с размещением оборудования по технологическому потоку;

дефекты узлов и деталей, ремонтируемых на участке (в специальной части);

карта технологического процесса дефектации;

маршрутные карты технологического процесса ремонта узлов или деталей вагона;

механизмы и приспособления, применяемые при ремонте деталей, узлов вагона;

чертежи самостоятельных конструкторских разработок – деталь проекта (поточных линий, стендов, механизмов, средств механизации производства, модернизации оборудования, станков);

технико-экономические показатели нового технологического процесса или новой конструкторской разработки;

графический материал, связанный с разработкой вопросов охраны труда, безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

другие графические материалы (расчетные схемы, графики, результаты исследований).

В графической части по теме, связанной с совершенствованием технического обслуживания вагонов, отображаются принятые в дипломном проекте технические решения:

диаграммы отцепок вагонов в текущий ремонт по отказам основных узлов, в зависимости от задания – по неисправностям конкретного узла;

последовательность контроля технического состояния вагонов;

карты технологического процесса устранения неисправностей вагонов (дефектация и ремонт узлов и деталей);

размещение оборудования в парках ПТО или схема специализированных путей ремонта вагонов;

размещение основных устройств и оборудования сетевого ПТО;

схема взаимодействия систем технической диагностики подвижного состава в пути следования;

схема информационного взаимодействия АРМов подразделений вагонного хозяйства линейного уровня;

средства механизации трудоемких процессов при текущем безотцепочном ремонте вагонов в пунктах технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам;

план участка для производства текущего отцепочного ремонта;

охрана труда, безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

1.4 Требования к оформлению дипломного проекта

1.4.1 Пояснительная записка

Пояснительная записка дипломного проекта оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 – ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».

Текстовые документы могут быть выполнены машинописным, рукописным и с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ.

Выполнение текста пояснительной записки на компьютере производится шрифтом « Тimes New Roman» №14 с 1,5 межстрочным интервалом.

Нумерация страниц пояснительной записки ведется с титульного листа (на титульном листе номер не ставится), далее располагаются задание, календарный план, реферат, оглавление и т.д. Номера страниц проставляются внизу страницы по центру, если листы имеют стандартные рамки, то номера страниц находятся в специально отведенных для них полях.

Разделы нумеруются арабскими цифрами, точка после цифры не ставится, заголовок раздела пишется строчными буквами, начиная с прописной. Раздел может содержать подразделы (обязательно несколько), нумерующиеся арабскими цифрами через точку, точка после последней цифры не ставится. Подразделы могут иметь пункты (обязательно несколько), нумерующиеся аналогично. В тексте могут быть перечисления в пределах предложения, в этом случае они даются через точку с запятой, пишутся строчными буквами, выделяются буквой или цифрой с закрывающей скобкой без точки.

Формула должна размещаться по центру, в этой же строке по правому краю должен быть номер формулы, арабскими цифрами в круглых скобках. Все буквенные обозначения в формулах должны быть расшифрованы с указанием размерностей в системе СИ в следующем порядке: «слева – направо», «сверху – вниз».

Нумерация формул, таблиц и рисунков ведется в пределах разделов. Рисунку или таблице должна предшествовать ссылка на них в тексте, причем, слова «рисунок», «таблица» пишутся без сокращений.

У рисунков сначала располагается сам рисунок, затем подрисуночные надписи, затем (по центру) номер и наименование, например, «Рисунок 1.1 – Детали прибора».

У таблиц сначала располагаются номер и заголовок таблицы (по левому краю или по ширине), затем сама таблица в виде заголовков столбцов, номеров столбцов и строк, например, «Таблица 1.1 – Сведения об оборудовании».

Приложения нумеруются прописными буквами, сначала по центру пишется «Приложение А», следующей строкой пишется (по центру) заголовок приложения. Если в приложении есть рисунки или таблицы, они нумеруются в пределах приложения, например, «Рисунок А.1 – Схема процесса».

Точки на концах заголовков разделов, подразделов, пунктов, приложений, рисунков и таблиц не ставятся.

На все использованные в пояснительной записке источники в тексте должны быть ссылки. Ссылки на источники даются в порядке их упоминания, обозначаются арабскими цифрами в квадратных скобках. Нумерация – сквозная через все разделы.

Список использованных источников оформляется по ГОСТ 7.1-2003, источники приводятся в соответствии с номерами, полученными при ссылках на них в тексте. Ниже приводится пример описания библиографии источников.

Гамбург, П.Ю. Расчет солнечной радиации в строительстве. Учет тепла, вносимого солнечной радиацией [Текст] / П.Ю. Гамбург. – Изд. 2-е исправ. и доп. – М.: Изд. лит. по строительству, 1966. – 140 с.

Яковлева, Т.Г. Железнодорожный путь [Текст]: Учебник для вузов ж.д. транс. / Т.Г. Яковлева, Н.И. Карпущенко, С.И. Клинов и др. / Под. ред. Т.Г. Яковлевой. – Изд. 2-ое с измен. и доп. – М.: Транспорт, 2001. — 407 с.

Герасименко, Л.Н. Об остывании нефтепродуктов в горизонтальной трубе с учетом конвекции [Текст] / Л.Н. Герасименко, 3.Ф. Новоселов // НТС УФНИИ. — 1968. — Вып.2. — С. 190 — 195.

Першин, С.П. Температурные воздействия на рельсовый путь и их влияние на его устройство и условия эксплуатации [Текст] / С.П. Першин // Труды МИИТ. — Вып. 318. – М.: Транспорт, 1969. — С. 3 — 135.

Разработка устройства для замены пятника вагона. Разработка и внедрение влагомаслоотделителей для АКП вагонных депо: Отчет о НИР (заключительный) / ЦНИИТЭИ МПС; Руководитель Т.В. Лисевич; № ГР00304014; шифр темы 30/00. — Самара, 2000. — 175 с.

Свид. РФ на полезную модель № 24401, МКИ7 B 04 C 5/103. Циклон / А.Н. Балалаев, М.А. Паренюк. — № 2002100854/20; Заявлено 08.01.02; Опубл. 10.08.02; Приоритет 08.01.02 // Изобретения. Полезные модели. – 2002. — № 22 (III ч.). – С. 617.

ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования: межгосударственный стандарт. – Введ. 01.07.97 // Стандарт по издательскому делу / Сост. С.Ю. Калинин. – М.: Изд-во стандартов, 1998. – С. 132-137.

Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм [Текст]: СП 32-104-98: Свод правил по проектированию и строительству. — М.: Госстрой России, 1999. — 90 с.

1.4.2 Общие требования к графической части

Чертежи выполняют на листах бумаги определенного формата (размера). Форматы листов определяются размерами внешней рамки чертежа, выполненной тонкой линией. Формат размером 841х1189 мм (А0) считается наибольшим из основных форматов и имеет площадь 1 м2, остальные форматы получаются путем последовательного деления предыдущего большего формата на две равные части, параллельно его меньшей стороне (рисунок 1).

EMBED PBrush

Рисунок 1 – Разбиение формата А0 на другие форматы

Правила оформления формата листа показаны на рисунке 2.

EMBED PBrush

Рисунок 2 – Оформление формата листа

Обозначения и размеры сторон основных и дополнительных форматов определяются в соответствии с ГОСТ 2.301-68 «ЕСКД. Форматы» (таблица 1).

Дополнительные форматы образуются увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную размерам.

Допускаются при необходимости применять формат А5 с размерами сторон 148х210 мм.

Таблица 1 — Обозначение и размеры основных и дополнительных форматов

Основные форматы

Дополнительные форматы

Обозначение

Размеры сторон, мм

Обозначение

Размеры сторон, мм

А0

841х1189

А0х2

А0х3

1189х1682

1189х2523

А1

594х841

А1х3

А1х4

841х1783

841х2378

А2

420х597

А2х3

А2х4

А2х5

594х1261

594х1682

594х2102

А3

297х420

А3х3

А3х4

А3х5

А3х6

А3х7

420х891

420х1189

420х1486

420х1783

420х2080

А4

210х297

А4х3

А4х4

А4х5

А4х6

А4х7

А4х8

А4х9

297х630

297х841

297х1051

297х1261

297х1471

297х1682

297х1982

А5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст