С. В. Лозинский

Общество с ограниченной ответственностью «Бауман Инновейшн»

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА САЛЕХАРД – АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Руководитель проекта

_________________ С.В.Лозинский

«___» __________ 2006 год

Москва

2006-2007 гг.Содержание

TOC \O «1-4» \H \Z \U HYPERLINK \L «_TOC162078436» Содержание PAGEREF _TOC162078436 \H 2

HYPERLINK \L «_TOC162078437» Список ключевых исполнителей PAGEREF _TOC162078437 \H 5

HYPERLINK \L «_TOC162078438» Реферат PAGEREF _TOC162078438 \H 6

HYPERLINK \L «_TOC162078439» Стратегия развития города Салехард PAGEREF _TOC162078439 \H 7

HYPERLINK \L «_TOC162078440» Социально-экономическое положение города PAGEREF _TOC162078440 \H 7

HYPERLINK \L «_TOC162078441» Условия для реализации стратегии PAGEREF _TOC162078441 \H 14

HYPERLINK \L «_TOC162078442» Структура стратегии развития города Салехард PAGEREF _TOC162078442 \H 21

HYPERLINK \L «_TOC162078443» Взгляд в будущее и предназначение города PAGEREF _TOC162078443 \H 22

HYPERLINK \L «_TOC162078444» Основные цели и задачи PAGEREF _TOC162078444 \H 27

HYPERLINK \L «_TOC162078445» Направления реализации PAGEREF _TOC162078445 \H 28

HYPERLINK \L «_TOC162078446» Принципы реализации стратегии PAGEREF _TOC162078446 \H 30

HYPERLINK \L «_TOC162078447» Механизмы реализации стратегии PAGEREF _TOC162078447 \H 32

HYPERLINK \l «_Toc162078448» Позиция Стратегии среди целевых программ регионального и городского уровня, принятых к исполнению на территории города Салехард PAGEREF _Toc162078448 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc162078449» Принципы формирования организационной структуры городской администрации PAGEREF _Toc162078449 \h 33

HYPERLINK \l «_Toc162078450» Создание специализированных институтов развития. PAGEREF _Toc162078450 \h 42

HYPERLINK \L «_TOC162078451» Направления реализации стратегии и основные инициативы PAGEREF _TOC162078451 \H 43

HYPERLINK \l «_Toc162078452» Этапы реализации стратегии PAGEREF _Toc162078452 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc162078453» Общий список инициатив PAGEREF _Toc162078453 \h 45

HYPERLINK \l «_Toc162078454» Описание конкретных инициатив (примеры) PAGEREF _Toc162078454 \h 59

HYPERLINK \l «_Toc162078455» И.2. Создание агентства экономического развития г.Салехард и прилегающих районов. PAGEREF _Toc162078455 \h 59

HYPERLINK \l «_Toc162078456» И.3. Проведение серии PR-кампаний с целью продвижения города PAGEREF _Toc162078456 \h 63

HYPERLINK \l «_Toc162078457» И.5. Маркетинговые исследования с целью выявления потенциальных инвесторов в сферу услуг в городе и работа с потенциальными инвесторами PAGEREF _Toc162078457 \h 67

HYPERLINK \l «_Toc162078458» И.6. Работа с предпринимателями в городе по стимулированию изменения форматов предоставления платных услуг в сторону большей эффективности и более высокого качества PAGEREF _Toc162078458 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc162078459» И.8. Разработка и реализация программы развития культуры в г.Салехард PAGEREF _Toc162078459 \h 74

HYPERLINK \l «_Toc162078460» И.9. Постепенное приведение стоимости услуг ЖКХ в городе в соответствие с «нормальным» среднероссийским уровнем с учетом размера доходов населения PAGEREF _Toc162078460 \h 78

HYPERLINK \l «_Toc162078461» И.18. Создание бизнес-инкубатора в городе Салехард PAGEREF _Toc162078461 \h 82

HYPERLINK \l «_Toc162078462» Методические указания к реализации этапов стратегии развития PAGEREF _Toc162078462 \h 86

HYPERLINK \l «_Toc162078463» Предполагаемая система показателей PAGEREF _Toc162078463 \h 88

HYPERLINK \L «_TOC162078464» Приложение 1. Создание бизнес-инкубаторов: международный опыт и рекомендации для Салехарда. PAGEREF _TOC162078464 \H 91

HYPERLINK \L «_TOC162078465» Приложение 2. Экономика приполярных населенных пунктов PAGEREF _TOC162078465 \H 102

HYPERLINK \L «_TOC162078466» Введение PAGEREF _TOC162078466 \H 102

HYPERLINK \L «_TOC162078467» Общие черты приполярных регионов, обуславливающие особенности их развития PAGEREF _TOC162078467 \H 106

HYPERLINK \L «_TOC162078468» Экономика, политическая система и социальный контекст Юкона и Северозападных территорий (Канада) PAGEREF _TOC162078468 \H 108

HYPERLINK \l «_Toc162078469» Введение PAGEREF _Toc162078469 \h 108

HYPERLINK \L «_TOC162078470» Социальная и экономическая ситуация на Юконе. PAGEREF _TOC162078470 \H 108

HYPERLINK \L «_TOC162078471» Стратегия экономического развития Юкона: цели, задачи и система индикаторов PAGEREF _TOC162078471 \H 113

HYPERLINK \L «_TOC162078472» Неадекватность ВВП и необходимость других мер PAGEREF _TOC162078472 \H 113

HYPERLINK \L «_TOC162078473» Экономика Юкона – развитие местного бизнеса: результаты исследований проведенных YCEE (Yukon Council on the Economy and the Environment), Совет по Экономике и Развитию Юкона. Примеры. PAGEREF _TOC162078473 \H 122

HYPERLINK \L «_TOC162078474» Аляска PAGEREF _TOC162078474 \H 127

HYPERLINK \L «_TOC162078475» Социально-экономический контекст PAGEREF _TOC162078475 \H 127

HYPERLINK \L «_TOC162078476» На пути к диверсифицированной экономике и устойчивому развитию PAGEREF _TOC162078476 \H 130

HYPERLINK \L «_TOC162078477» Деятельность Совета по экономическому развитию города Juneau PAGEREF _TOC162078477 \H 132

HYPERLINK \L «_TOC162078478» Исландия – краткая справка PAGEREF _TOC162078478 \H 142

HYPERLINK \L «_TOC162078479» Финляндия: Стратегия развития туризма в Лапландии PAGEREF _TOC162078479 \H 145

HYPERLINK \L «_TOC162078480» Основные стратегические направления деятельности PAGEREF _TOC162078480 \H 146

HYPERLINK \L «_TOC162078481» Основные стратегические направления деятельности PAGEREF _TOC162078481 \H 147

HYPERLINK \L «_TOC162078482» Международное сотрудничество. Арктический Совет – программа сотрудничества Северного совета министров PAGEREF _TOC162078482 \H 155

HYPERLINK \L «_TOC162078483» Введение PAGEREF _TOC162078483 \H 155

HYPERLINK \L «_TOC162078484» Политические цели Совета Северных Министров в рамках Арктического Сотрудничества PAGEREF _TOC162078484 \H 156

HYPERLINK \L «_TOC162078485» Направления деятельности Совета на 2006-2008 гг., затрагивающие проблемы Арктики PAGEREF _TOC162078485 \H 157

HYPERLINK \L «_TOC162078486» Конкретные действия Совета PAGEREF _TOC162078486 \H 157

HYPERLINK \L «_TOC162078487» Инструменты сотрудничества PAGEREF _TOC162078487 \H 159

HYPERLINK \L «_TOC162078488» Литература PAGEREF _TOC162078488 \H 160

HYPERLINK \L «_TOC162078489» Приложение 3. Международный опыт агентств по экономическому развитию PAGEREF _TOC162078489 \H 162

HYPERLINK \L «_TOC162078490» Городские агентства по экономическому развитию PAGEREF _TOC162078490 \H 162

HYPERLINK \L «_TOC162078491» США, город Напервиль (Naperville) PAGEREF _TOC162078491 \H 163

HYPERLINK \L «_TOC162078492» Партнерство по развитию города (The Naperville Development Partnership) PAGEREF _TOC162078492 \H 164

HYPERLINK \L «_TOC162078493» Город Рочестер (Rochester), Миннесота , США PAGEREF _TOC162078493 \H 166

HYPERLINK \L «_TOC162078494» Агентство экономического развития города Рочестер RAEDI PAGEREF _TOC162078494 \H 169

HYPERLINK \L «_TOC162078495» Корпорация 504 – агентство городского экономического развития как посредник между местным бизнесом и федеральной программой финансирования. PAGEREF _TOC162078495 \H 171

HYPERLINK \L «_TOC162078496» Программа «504» PAGEREF _TOC162078496 \H 171

HYPERLINK \L «_TOC162078497» Процесс подачи заявки и роль корпорации 504 PAGEREF _TOC162078497 \H 172

HYPERLINK \L «_TOC162078498» Канада. Город St Thomas PAGEREF _TOC162078498 \H 173

HYPERLINK \L «_TOC162078499» Агентство экономического развития города St Thomas – EDC PAGEREF _TOC162078499 \H 175

HYPERLINK \L «_TOC162078500» История и контекст создания корпорации PAGEREF _TOC162078500 \H 176

HYPERLINK \L «_TOC162078501» Приложение 4. Анализ существующих и возможных федеральных проектов, которые могут оказать влияние на развитие г.Салехард и оценка такого влияния PAGEREF _TOC162078501 \H 179

HYPERLINK \L «_TOC162078502» Проект «Урал промышленный – Урал полярный»: PAGEREF _TOC162078502 \H 179

HYPERLINK \L «_TOC162078503» Разработка газовых и газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал: PAGEREF _TOC162078503 \H 183

HYPERLINK \L «_TOC162078504» Информация о федеральных целевых программах на 2007 и последующие годы, в которых может быть наиболее целесообразным участие муниципального образования город Салехард PAGEREF _TOC162078504 \H 187

HYPERLINK \l «_Toc162078505» 1. Программа «Жилище» на 2002-2010 годы PAGEREF _Toc162078505 \h 188

HYPERLINK \l «_Toc162078506» подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»; PAGEREF _Toc162078506 \h 191

HYPERLINK \l «_Toc162078507» подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» PAGEREF _Toc162078507 \h 196

HYPERLINK \l «_Toc162078508» подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» PAGEREF _Toc162078508 \h 201

HYPERLINK \l «_Toc162078509» подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» PAGEREF _Toc162078509 \h 204

HYPERLINK \L «_TOC162078510» 2. Программа «Культура России (2006-2010 годы)» PAGEREF _TOC162078510 \H 205

HYPERLINK \L «_TOC162078511» 3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы PAGEREF _TOC162078511 \H 207

HYPERLINK \l «_Toc162078512» 4. Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» PAGEREF _Toc162078512 \h 209

HYPERLINK \l «_Toc162078513» 5. Программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» PAGEREF _Toc162078513 \h 211

HYPERLINK \L «_TOC162078514» Приложение 5. Качество жизни в Салехарде PAGEREF _TOC162078514 \H 215

HYPERLINK \L «_TOC162078515» Характеристика исследования и выборки PAGEREF _TOC162078515 \H 215

HYPERLINK \L «_TOC162078516» Общая характеристика качества жизни PAGEREF _TOC162078516 \H 216

Список ключевых исполнителей

№ п/п

ФИО

Должность

Лозинский Сергей Викторович, к.э.н

ООО «Бауман Инновейшн», управляющий партнер

Праздничных Алексей Николаевич, к.пол.н

ООО «Бауман Инновейшн», партнер

Адов Дмитрий Александрович

ООО «Бауман Инновейшн», старший консультант

Попов Никита Игоревич

ООО «Бауман Инновейшн», аналитик

Рыбальченко Георгий Владимирович, д.ф.н.

ООО «Бауман Инновейшн», консультант

Шатохин Сергей Михайлович

ЗАО «ПРЭФИШ», генеральный директор

Реферат

Отчет содержит 227 стр., 54 рисунка, 17 таблиц.

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА САЛЕХАРД

Основной целью разработки стратегии социально-экономического развития города Салехард является формирование практического и реалистичного плана действий для администрации города и представителей ключевых групп интересов, позволяющего обеспечить устойчивое высокое качество жизни в городе и обеспечить долгосрочный экономический рост, в том числе и за счет диверсификации экономики.

В рамках этапа 3 «Разработка стратегии социально-экономического развития города Салехард» на основании согласованных стратегической концепции и основных направлений ее реализации Исполнитель должен завершить работу над стратегией, представить проекты стратегии социально-экономического развития города Салехард для согласования и внести необходимые коррективы в них с учетом пожеланий и замечаний Заказчика.

По результатам выполнения работ подготовлен данный проект стратегии.

Стратегия развития города Салехард

Социально-экономическое положение города

В настоящее время город Салехард, являясь столицей Ямало-Ненецкого автономного округа, является типичным моногородом, основная масса населения которого, однако, занята не в производстве, а в бюджетной сфере. Из общей численности 20 691 чел., занятых в экономике на постоянной основе (данные 2005 года) 10 842 человека (52,4%) заняты в государственном управлении, здравоохранении, образовании, оказании социальных услуг и т.п. 7 224 человека (34,9%), заняты в сфере услуг, строительстве, торговле, транспорте, связи, обслуживании недвижимости и т.п., и еще 1 847 человек, (8,9%) занято в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, т.е., в коммунальном хозяйстве. Таким образом, 96,2% населения Салехарда занято в обслуживающих, локальных отраслях. И только 3,8% населения Салехарда занято в сельском хозяйстве, рыболовстве, промышленности и т.п.

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Структура занятости в городе Салехард.

В то же время, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях составила по г.Салехард за июнь 2006 года 30 533 рубля (при этом среднемесячная заработная плата за 1 полугодие составила 26,5 тыс. руб.), что примерно в 3 раза больше средней зарплаты по России и в 4-5 раз больше, чем средняя заработная плата в большинстве регионов Центральной Европейской части России. Это означает, что производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в Салехарде будет заведомо неконкурентоспособным по сравнению с другими регионами. Это усугубляется высокой стоимостью прочих факторов, формирующих цену продукции, в Салехарде, а также существенными транспортными издержками на перевозку производимой продукции в другие регионы.

Исключением может являться производство отдельных видов потребительской продукции для экспорта за пределы города на локальном сырье, обладающем определенной редкостью (переработка рыбы, оленины, ягод и т.п.), а также производство отдельных видов продукции для внутреннего потребления. Природные условия (хорошая экологическая обстановка, расположение на берегу Оби, вдалеке от нефтегазовых месторождений) и низкий для ЯНАО уровень зарплат этому способствуют. Однако потенциальные масштабы такого производства не смогут существенно изменить ситуацию со структурой занятости населения в Салехарде.

Вместе с тем, фактическое отсутствие промышленного производства в Салехарде не является ограничением для обеспечения благоприятных условий проживания населения в городе.

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Сравнение уровня заработной платы в ЯНАО и других регионах России.

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Сравнение уровня заработной платы в Салехарде и других городах ЯНАО.

Основные статистические показатели демонстрируют, что уровень жизни в Ямало-Ненецком автономном округе является исключительно высоким по сравнению с другими регионами России. В свою очередь Салехард по некоторым показателям лидирует среди городов ЯНАО.

Например, за январь-июль 2006 года в Салехарде на душу населения было введено 561,1 м2 жилья на 1 000 человек населения, или примерно 0,6 м2 на человека: по этому показателю Салехард лидировал среди городов и районов ЯНАО, для «остальной» России этот показатель является исключительно высоким.

Уровень заработной платы в ЯНАО является самым высоким среди всех регионов России, и в Салехарде он в 1,58 раза выше, чем в Москве, хотя и ниже, чем в среднем по ЯНАО. Аналогичная ситуация складывается в сфере розничной торговли. Объём розничной торговли на душу населения в ЯНАО – один из самых высоких в России (более 90 тыс. руб. в 2005 году). Хотя Салехард, ввиду своей транспортной изолированности, занял по этому показателю предпоследнее место среди городов ЯНАО (62 460 руб. на душу населения), он обошёл, например, Санкт-Петербург.

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Сравнение ЯНАО и других регионов России по показателю оборота розничной торговли на душу населения.

По объему оказания как платных услуг в целом, так и бытовых услуг на душу населения Салехард является абсолютным лидером в Ямало-Ненецком автономном округе. По платным услугам за 1 полугодие 2006 года Салехард занял 1-ое место в округе с показателем в 41 590 рублей /н.д.н., что в 2,39 раза выше, чем в среднем по округу. По бытовым услугам за 1 полугодие 2006 года Салехард также занял 1-ое место в округе с показателем в 952 рубля /н.д.н., что также существенно – в 2,07 раз, — выше, чем в среднем по округу.

Однако в сфере общественного питания ситуация в сравнении с другими муниципальными округами ЯНАО достаточно неблагоприятная: Салехард за 1-ое полугодие 2006 года занял среди них лишь 9-ое место с показателем в 3 740 рублей/н.д.н., что в 2,08 раза ниже, чем в среднем по округу.

«Провалы» Салехарда по некоторым показателям (общественное питание, розничная торговля) среди городов ЯНАО являются не столько результатом плохой работы торговли, низких доходов населения или недоработок муниципальных властей, сколько обусловлены прежде всего транспортными проблемами города, не имеющего бесперебойно работающего транспортного сообщения с «большой землей» и не производящего собственной потребительской продукции для потребительского рынка.

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Сравнение Салехарда и других городов ЯНАО по показателю оборота розничной торговли на душу населения.

Тем не менее, даже в условиях транспортного «разрыва», проблемы со снабжением города потребительскими товарами, организацией торговли и общественного питания, могут быть решены, для чего в рамках разрабатываемой стратегии будут предложены инструменты и меры.

Достаточно высокий уровень жизни населения в городе Салехард обеспечивается прежде всего прямой и косвенной поддержкой Ямало-Ненецкого автономного округа (прямая поддержка – через бюджет города и округа, косвенная – через предоставление рабочих мест в окружных структурах для жителей города), в свою очередь благосостояние округа зависит прежде всего от перспектив развития добычи газа в ЯНАО. В долгосрочной перспективе (до 2020 года) изменение ситуации с газодобычей в ЯНАО в худшую сторону маловероятно и может быть вызвано только форс-мажорными обстоятельствами глобального характера.

Реализация стратегии развития города Салехард должна изменить ситуацию таким образом, чтобы увеличить долю собственных доходов в городском бюджете, увеличить долю занятых в негосударственных, желательно — экспортирующих секторах экономики и, таким образом, повысить самодостаточность и устойчивость города как экономической системы.

Вместе с тем, г.Салехард, являясь типичным арктическим городом, имеет много общего с другими арктическими городами, и это позволяет использовать многие уроки из практики арктических регионов и городов США, Канады и других стран. Специальное исследование, проведенное в рамках диагностики, позволило выделить основные факторы, влияющие на развитие арктических городов, и понять, какие рамки ограничивают возможности властей и бизнеса арктических городов, и какие перспективы для подобных городов доступны в принципе.

Результаты исследования международного опыта развития арктических городов приведены в приложениях к стратегии.

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Использование лучшего международного опыта для стратегии развития города Салехард.

Условия для реализации стратегии

Концепция развития города Салехард основывается на понимании выявленных в ходе диагностики основных сильных и слабых сторон «конкурентной платформы» города, в том числе:

EMBED PowerPoint.Slide.8

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Конкурентная платформа города Салехард.

Ниже эти сильные и слабые стороны описаны более подробно:

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1. Лидерство и эффективность администрации.

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Достаточно качественная и эффективная администрация муниципального образования по структуре и кадрам (по сравнению с другими российскими городами);

Качественная и эффективная администрация Ямало-Ненецкого автономного округа (по сравнению с другими российскими регионами);

Лидерские качества губернатора ЯНАО, доказанные многолетней практикой;

Лидерские качества мэра г.Салехард, доказанные многолетней практикой.

Недостаток ярких и активных бизнес-лидеров в городе, готовых брать на себя ответственность за развитие города;

Несмотря на достаточное взаимопонимание между властями города и округа, наличие двух подобных «центров принятия решения» не всегда играет положительную роль для развития города.

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 2. Бизнес-климат (БК) и качество жизни (КЖ).

Сильные стороны БК:

Слабые стороны БК:

Высокий платежеспособный спрос населения;

Достаточно низкий уровень административных барьеров;

Дружественная политика по развитию бизнеса со стороны окружных и городских властей;

Сравнительная доступность финансовых ресурсов;

Наличие резерва высококвалифицированных специалистов по экономическим, управленческим и юридическим специальностям;

Наличие специфических потребностей населения (с точки зрения спроса на продукты питания, одежду, товары для спорта и отдыха и т.п.), обусловленных природно-климатическими условиями;

Наличие аэропорта и грузопассажирского речного порта.

Крайне невыгодное географическое положение;

Практически полное отсутствие транспортно-логистической инфраструктуры для товарооборота с другими городами и регионами (кроме аэропорта и речного порта);

Проблемы с энергетической и прочей коммунальной инфраструктурой (высокая стоимость, ограничения по мощности, нехватка некоторых видов инфраструктуры, например очистных сооружений и т.п.);

Высокая стоимость и нехватка рабочей силы, как неквалифицированной, так и квалифицированных рабочих и технических специалистов;

Общая высокая стоимость ведения бизнеса;

Отсутствие в городе инфраструктуры для подготовки и переподготовки специалистов и для проведения научных исследований и разработок;

Проблемы с офисными и производственными помещениями, подготовленными земельными участками;

Отсутствие коммерчески привлекательных месторождений природных ресурсов.

Сильные стороны КЖ:

Слабые стороны КЖ:

Благоприятный общественный климат, включая личную безопасность, возможность найти пару для совместной жизни и т.п.;

Высококачественное школьное образование и широкие возможности для получения высшего образования;

Высокое качество медицинского обслуживания.

Крайне неблагоприятные природно-климатические условия;

Нехватка благоустроенного современного жилья;

Ограниченные возможности для досуга и отдыха;

Нехватка качественных потребительских товаров и услуг в сочетании с их высокой стоимостью;

Ограниченные возможности для выбора работы и карьеры.

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 3. Бизнес-портфель города.

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Достаточно развитая «неформальная» экономика, прежде всего среди коренных малочисленных народов Севера (что позволяет населению выживать в сложных ситуациях).

Практически полное отсутствие промышленного производства;

Практически полное отсутствие сферы услуг, рассчитанной на экспорт услуг за пределы региона (туризм, оптовая торговля, транспорт и логистика и т.п.)

Отсутствие конкуренции между компаниями в связи с малыми размерами рынка;

Слабое развитие локальных секторов экономики;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст