С учителями математики в 20122013 учебном году

Содержание и организация методической работы

с учителями математики в 2012/2013 учебном году

Крылович М. В. ,

методист высшей категории

управления учебно-методической работы

Государственного учреждения образования

«Академия последипломного образования»

Совершенствование качества математического образования является основной целью методической работы в 2012/2013 учебном году.

Основными направлениями совершенствования качества математического образования являются:

реализация на практике деятельностного подхода к организации процесса обучения;

минимизация информационного стиля обучения;

оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учётом познавательных возможностей учащихся;

формирование внутренней мотивации учебной деятельности и общеучебных умений учащихся при изучении математики;

выявление затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета;

активизация работы с учащимися, проявляющими интерес к математике.

В методической работе с педагогами в 2012/2013 учебном году рекомендуем уделить особое внимание актуализации знаний и практических навыков по применению современных методов обучения, эффективному использованию электронных средств обучения, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и проведению факультативных занятий.

По-прежнему, в образовательном процессе по математике преобладают информационный стиль обучения, объяснительно-иллюстративные методы изучения учебного материала, в то время как задачи личностного развития учащихся лучше реализуются на основе проблемного обучения, введения в практику обучения исследовательских, поисковых, проектных методов. Поэтому качественная организация деятельности учащихся в образовательном процессе позволит получить прочные знания, приобрести опыт их применения на практике, развить общеучебные умения, сформировать культуру общения и совместной работы, преодолеть учебные затруднения и возникающие проблемы.

Республиканский уровень методической деятельности

В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» с целью качественного обеспечения повышения квалификации в 2012/2013 учебном году предполагается проведение следующих мероприятий:

повышение квалификации:

руководителей методических объединений учителей математики по теме «Современный урок математики» (с 17 по 29 сентября 2012 г.);

учителей математики учреждений общего среднего образования по теме «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе по математике» (с 28 января по 2 февраля 2013г.) на платной основе обучения;

учителей математики учреждений общего среднего образования, в которых учебный предмет «Математика» изучается на повышенном уровне (с 8 по 20 апреля 2013 г.);

проведение семинаров:

«Развитие познавательного творческого потенциала учащихся при изучении математики» (авторская методика Г. В. Ламинской) с 31 октября по 2 ноября 2012 г. на платной основе обучения;

«Современный урок математики. Создание авторской дидактической системы» (лауреат конкурса «Учитель года 2004» Мацкевич Д.Г.) с 27 по 29 марта 2013г. на платной основе обучения;

«Планирование деятельности учреждений дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями математики» (15 мая 2013 г.).

Областной уровень методической деятельности

Методическая работа в межкурсовой период должна обеспечить полное усвоение педагогами нормативной правовой и научно-методической базы организации образовательного процесса по математике в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, организационно-методических особенностей образовательного процесса математического образования на основе современных подходов к проектированию образовательного процесса.

Исходя из вышесказанного, на базе областных, Минского городского институтов развития образования рекомендуем провести следующие межкурсовые мероприятия:

1. Инструктивный семинар-совещание для методистов Р(Г)УМК, которые курируют преподавание математики, «Содержание и методика организации образовательного процесса по математике в 2012/2013 учебном году».

2. Обучающий семинар «Совершенствование общеучебных умений учащихся в процессе обучения математике».

Вопросы для обсуждения:

— рациональная организация учебной деятельности учащихся;

— формирование навыков осмысленного запоминания математических терминов и понятий, применения знаний в стандартной и измененной учебной ситуации;

— методика обучения учащихся анализировать, контролировать, оценивать и корректировать результаты своей учебной деятельности;

— методика обучения учащихся анализу, обобщению, систематизации учебного материала; самостоятельной работе с учебником, дополнительной литературой;

— способы устранения пробелов в знаниях учащихся: проведение качественного анализа результатов контрольных работ, рефлексии учебной деятельности учащихся и т.п.

3. Обобщающий семинар «Применение современных методов обучения в образовательном процессе по математике».

Вопросы для обсуждения:

— современные подходы к организации процесса обучения математике: деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский;

— возможности современных методов обучения в повышении качества математического образования;

— построение процесса обучения на основе нормативных функций деятельности учителя;

— обмен опытом педагогов по применению современных методов обучения при обучении математике.

Районный уровень методической деятельности

Базовым звеном в методической работе с учителями математики по обеспечению их непрерывного образования и совершенствованию профессионального мастерства являются районные (городские) методические формирования (МФ).

В течение года рекомендуется провести 4 заседания методического объединения (МО) учителей математики, организовать работу творческих групп (ТГ), школ совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ), школ молодого учителя (ШМУ), школ передового педагогического опыта (ШППО), проблемных групп (ПГ). На итоговом мероприятии для МФ или итоговом (пятом) заседании МО следует провести анализ работы за год и подвести итоги работы над общей темой.

Примерная тематика и содержание заседаний

районных (городских) методических объединений учителей математики

Для работы МО учителей математики в 2012/2013 учебном году предлагается следующая тема: «Пути предупреждения типичных ошибок и затруднений учащихся при освоении содержания учебного предмета «Математика».

Заседание 1 (август)

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

Тема: «Организация образовательного процесса по математике и особенности методической работы в 2012/2013 учебном году»

Вопросы:

Научно-методический блок

Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по математике в 2012/2013 учебном году; учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по математике в 2012/2013 учебном году и новые издания для педагогов и учащихся; результаты республиканского мониторинга качества математического образования; особенности организации процесса обучения и воспитания в учреждении общего среднего образования в 2012/2013 учебном году с учётом анализа результатов обучения и воспитания в районе за 2011/2012 учебный год; содержание работы методических объединений учителей математики в 2012/2013 учебном году.

Учебно-методический блок

Анализ результатов образовательного процесса с позиции реализации требований концепции, стандарта и программ инвариантного и вариативного компонентов математического образования за 2011/2012 учебный год.

Организация образовательного процесса по математике в 2012/2013 учебном году: организационно-методические особенности преподавания математики в учреждениях общего среднего образования; особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, в которых учебный предмет «Математика» изучается на повышенном уровне; организация образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения (в связи с изменениями в правилах белорусской орфографии).

Практический блок (руководители МО и других МФ)

Определение содержания работы методических формирований учителей математики в 2012/2013 учебном году: планы работы районных (городских) МО и других МФ, формы и методы работы; образовательный продукт и форма его представления на промежуточных и итоговом заседаниях МО, роль каждого педагога в работе над темой.

Заседание 2 (ноябрь)

Форма проведения: семинар-практикум

Тема: «Деятельностный подход к организации процесса обучения математике»

Вопросы:

Научно-методический блок

Деятельностный подход к организации процесса обучения. Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся средствами учебного предмета. Планирование урока с позиции качества математического образования. Оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебном занятии. Активные формы и методы обучения учащихся. Роль рефлексии в образовательном процессе по математике. Формирование умения самостоятельной познавательной деятельности по овладению предметными знаниями. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей при изучении математики.

Учебно-методический блок

Построение содержания урока на основе деятельностного подхода к организации процесса обучения.

Практический блок

Проектирование учебного занятия на основе деятельностного подхода к обучению и требований образовательного стандарта. Проектирование и представление системы уроков на основе реализации внутрипредметных и межпредметных связей.

Разработка методических рекомендаций по организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода, применения активных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Заседание 3 (январь)

Форма проведения: круглый стол

Тема: Совершенствование общеучебных умений и навыков, опыт изучения трудных тем (специальных умений и навыков)

Вопросы:

Научно-методический блок

Приёмы и методы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, способов активизации познавательной деятельности.

Опыт изучения трудных тем: особенности содержания и структура трудной темы, методика формирования основных математических понятий, законов, принципов, изучаемых в данной теме. Организация контроля результатов учебной деятельности учащихся в рамках трудной темы.

Средства коррекции и предупреждения типичных ошибок у учащихся при изучении математики. Способы устранения пробелов в знаниях учащихся.

Эффективность использования электронных средств обучения в образовательном процессе по математике. Развитие творческих способностей учащихся в образовательном процессе по математике.

Учебно-методический блок

Учебное занятие с применением приёмов и методов формирования общеучебных умений и навыков, способов устранения пробелов в знаниях учащихся. Система работы педагогов, отражающая их деятельность по организации и проведению факультативных занятий, а также занятий, проводимых во внеучебное время.

Практический блок

Анализ урока с позиции управления учебной деятельностью учащихся по формированию общеучебных умений. Представление опыта работы по изучению трудных тем школьного курса математики; эффективного использования электронных средств обучения; по организации и проведению факультативных занятий, а также занятий, проводимых во внеучебное время.

Разработка методических рекомендаций:

методика использования электронных средств обучения в образовательном процессе по математике;

календарно-тематическое планирование изучения трудных тем;

средства коррекции и предупреждения типичных ошибок и затруднений учащихся.

Заседание 4 (апрель)

Форма проведения: семинар-практикум, тренинг

Тема: Контроль, оценка и отметка на учебном занятии по математике.

Вопросы:

Научно-методический блок

Организация работы по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по математике. Контрольно-оценочная деятельность учащихся в соответствии с нормативными требованиями. Этапы формирования умения учащихся осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку собственной деятельности. Учёт и коррекция знаний и умений учащихся. Домашнее задание с учётом результатов учебной деятельности учащихся на учебном занятии.

Учебно-методический блок

Роль оценки результатов учебной деятельности учащихся в образовательном процессе по математике (из опыта работы педагогов). Анализ фрагментов учебного занятия, спроектированного с учетом применения активной оценки учебного процесса и результатов учебной деятельности учащихся. Тренинг по оцениванию контрольных и самостоятельных работ учащихся и др.

Практический блок

Представление моделей опыта педагогов, отражающих контрольно-оценочную деятельность учителя и учащихся на учебном занятии.

Разработка методических рекомендаций:

по приёмам и методам осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе по математике;

критерии и показатели для самооценки учащихся при выполнении учебных заданий по математике.

Заседание 5 (май) итоговое

Форма проведения: методический фестиваль

Подведение итогов работы МФ за учебный год. Презентация полученных образовательных продуктов: сборники методических рекомендаций, статей, сценариев учебных занятий и занятий, проводимых во внеучебное время и др., результатов работы по темам самообразования педагогов. Диагностика уровня профессиональной компетенции учителей по вопросам подготовки, проведения и самоанализа урока, факультативного занятия и занятия, проводимого во внеучебное время.

Примерная тематика заседаний районных (городских)

методических формирований учителей математики

Школа молодого учителя

Для работы ШМУ района (города) на 2012/2013 учебный год предлагается следующая тема: «Качество урока математики».

Школа молодого учителя объединяет молодых специалистов, а также педагогов, пока не достигших уровня высокого мастерства, который накапливается с опытом и годами. Для повышения эффективности работы ШМУ необходимо разработать такую тематику занятий, чтобы оказать целенаправленную помощь педагогам данного формирования в приобретении практического опыта в организации образовательного процесса по математике в рамках единой методической темы.

Примерная тематика занятий:

1. Планирование урока с позиции качества математического образования

Выбор оптимальных форм организации учебно-познавательной деятельности. Регламентация всех видов деятельности учителя и учащихся. Подходы к отбору и структурированию содержания образования. Оптимальность и доступность содержания учебного материала. Ранжировка учебного материала по степени сложности. Организация самостоятельной работы и др.

2. Технология целеполагания. Актуализация знаний учащихся

Требования к постановке цели урока: актуальность, реалистичность, диагностичность, временная определённость, конечный результат. Способы постановки целей и задач урока. Постановка цели урока через конечный результат урока, т.е. через действия, которыми учащиеся должны владеть к концу урока. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

3. Слагаемые эффективности этапа изучения нового материала

Выделение главного, его многократная, вариативная проработка. План работы – что требуется получить, как будет контролироваться процесс. Восприятие – сжатое и выразительное изложение нового материала или организация самостоятельной работы по первичному восприятию учебного материала. Запоминание – воспроизведение материала вслух (в парах, группах) или про себя. Осмысление – повторное краткое объяснение материала или его проработка по учебному пособию, наглядным пособиям с установлением связей, закономерностей; краткий пересказ, заполнение схем, таблиц и т.п.

4. Этап закрепления, обобщения и систематизации в формировании прочных знаний учащихся

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование целостной системы ведущих знаний по пройденному материалу. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

5. Роль рефлексии в образовательном процессе. Приёмы рефлексии.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

6. Анализ и самоанализ урока

Школа совершенствования педагогического мастерства

В рамках работы над единой методической темой для работы ШСПМ района (города) на 2012/2013 учебный год предлагается следующая тема: «Современные подходы к конструированию урока и факультативного занятия по математике». Свою работу ШСПМ строит на основе диагностики проблем и затруднений, испытываемых педагогами в практике преподавания математики. При организации работы данного формирования можно запланировать следующие тематические занятия:

1.Реализация деятельностного подхода к процессу обучения математике.

Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся средствами учебного предмета. Проектирование образовательного процесса по математике на основе современных образовательных технологий.

2. Отбор оптимальных методов и приемов обучения, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебном занятии с учетом современных подходов к организации образовательного процесса по математике.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебном занятии. Активные методы и приемы обучения учащихся. Организационно-методические особенности использования активных методов и приёмов обучения. Формирование умений самостоятельной познавательной деятельности по овладению предметными знаниями.

3. Развитие творческих способностей учащихся в образовательном процессе по математике.

Пути и средства развития интеллектуального потенциала личности на уроке и во внеурочной деятельности. Возможности современных образовательных и информационных технологий в развитии творческих способностей учащихся. Факультативные занятия как средство и условие развития творческого потенциала личности учащегося и привития интереса к предмету. Система подготовки учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям.

Школа передового педагогического опыта

Для работы ШППО района (города) на 2012/2013 учебный год предлагается следующая тема: «Совершенствование общеучебных умений учащихся в процессе обучения математике». ШППО – это профессиональное формирование педагогов, в основе деятельности которого лежит изучение лучшего опыта работы своих коллег и педагогов республики. Здесь происходит анализ педагогического опыта по определённой теме с целью его распространения и внедрения в собственную практику и практику педагогической деятельности своих коллег. При организации работы этого формирования можно запланировать следующие тематические занятия:

1. Приёмы и методы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков:

использование активных форм и приёмов организации учебной деятельности учащихся; организация процесса обучения математике, предусматривающая включение учащихся в различные виды деятельности; оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учётом познавательных возможностей учащихся; методика формирования внутренней мотивации учебной деятельности учащихся; формирование умения самостоятельной познавательной деятельности учащихся по овладению предметными знаниями.

2. Учёт и коррекция знаний и умений учащихся.

Методические приёмы и подходы в обучении учащихся анализировать, контролировать, оценивать и корректировать результаты собственной учебной деятельности. Методические приёмы и подходы в обучении учащихся анализу, обобщению, систематизации учебного материала, оценке и корректировке результатов своей учебной деятельности.

3. Эффективность использования на учебном занятии электронных средств обучения.

Дидактические условия эффективного применения ЭСО. Программные обучающие и контролирующие продукты. Способы организации учебного занятия с использованием электронных средств обучения. Конструирование и анализ урока с использованием ЭСО. Методические особенности авторских разработок уроков с использованием ЭСО. Примеры авторских разработок и методика их анализа. Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения.

Проблемная группа

Проблемная группа создаётся для изучения и анализа конкретной методической проблемы. Здесь работают опытные педагоги, которые могут найти пути решения существующих проблем. Актуальными темами работы учителей математики в ПГ района в рамках методической сети являются:

1. Средства коррекции и предупреждения типичных ошибок учащихся при освоении содержания математического содержания. Способы устранения пробелов в знаниях учащихся: проведение качественного анализа результатов контрольных работ, результатов работы на каждом уроке, объяснение практической значимости изучаемого материала.

2. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей при изучении математики.

Реализация принципа интеграции предметов естественнонаучного цикла при организации образовательного процесса по математике. Проектирование и представление системы уроков на основе реализации межпредметных связей.

3. Методика изучения трудных тем в школьном курсе математики.

Место выбранной темы в школьном математическом образовании. Особенности содержания и структура трудной темы. Методика формирования основных математических понятий, законов, принципов, изучаемых в данной теме. Учёт межпредметных связей при изучении учебного материала. Организация контроля результатов учебной деятельности учащихся в рамках рассматриваемых тем.

Творческая группа

Учителей, работающих в ТГ, объединяют общие педагогические интересы. Целью деятельности ТГ является создание новых методических материалов по определённой тематике. Разработанные ими материалы позволяют педагогам более качественно организовать образовательный процесс. В 2012/2013 учебном году ТГ можно предложить работать по следующим актуальным вопросам:

1. Контрольно-оценочная деятельность учащихся по математике в соответствии с нормативными требованиями.

Диагностическое целеполагание и обратная связь как инструменты оценки. Активная оценка учебного процесса и результатов учебной деятельности учащихся. Этапы формирования умения учащихся осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку собственной деятельности. Объективная оценка результатов учебной деятельности учащихся.

2. Домашнее задание (объём, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке, индивидуальных познавательных возможностей учащихся. Методика проведения проверки домашнего задания.

3. Организация повторения, систематизации и обобщения знаний на уроке математики.

Систематизация теоретических знаний учащихся. Организация и проведение итогового повторения. Методические особенности самостоятельной работы учащихся с учебной литературой, дополнительной литературой.

Для подготовки семинаров и заседаний МО рекомендуем использовать

научно-методическую литературу:

1. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. – Спб. : Питер, 2006. – 384 с.

2. Груденов, Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я. И. Груденов. – М. : Просвещение, 2005.

3. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. / М. А. Холодная. – Спб. : Питер, 2004. – 384 с.

4. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике / Л. М. Фридман. – Москва : Либроком, 2009. – 248 с.

статьи авторов:

1. Валаханович, Т. В. Психолого-педагогические предпосылки развития пространственных представлений учащихся в курсе планиметрии / Т. В. Валаханович, В. В.Шлыков // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2010. – № 1; Геометрическая графика как средство развития пространственного мышления учащихся в курсе планиметрии – 2010. – № 1;

2. Карелина, Т. М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии / Т. М. Карелина // Математика в школе. – 1999. – № 6.

3. Левитас, Г. Г. Образовательная технология при всеобуче / Г. Г. Левитас // Математика в школе. – 2010. – № 9. – С. 17-23.

4. Пирютко, О. Н. Интеграция различных разделов школьного курса математики / О. Н. Пирютко // Народная асвета. – 2009. – № 9. – С. 16-22.

5. Пирютко, О. Н. От учебной задачи – к учебному исследованию / О. Н. Пирютко // Народная асвета. – 2009. – № 11. – С. 27-32.

6. Пирютко, О. Н. Сложные темы в школьном курсе математики: преодоление трудностей / О. Н. Пирютко // Народная асвета. – 2010. – № 8. – С. 32-37.

7. Луговский, С. А. Формирование познавательной активности школьников при изучении математики / С. А. Луговский, Е. П. Цыбуля // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.

8. Пирютко, О. Н. Учебное исследование по геометрии (в помощь учителям при организации исследовательской деятельности со школьниками)/ О. Н. Пирютко, И. В. Бощук // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 6.

9. Корлюкова, И. А. Особенности организации работы с одарёнными и способными учащимися в школе точных наук / И. А. Корлюкова, Ю. Я. Романовский // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

10. Старовойтова, Е. Л. Применение межпредметных задач на уроках математики для осуществления прикладной направленности обучения/ Е. Л. Старовойтова // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 2.

11. Тюко, В. В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений школьников на уроках математики/ В. В. Тюко// Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 3.

12. Канашевич, Т. Н. О развитии математических способностей учащихся в условиях перехода с I на II ступень общего среднего образования / Т. Н. Канашевич // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 3.

13. Прохоров, Д. И. Особенности использования информационно-образовательных ресурсов при обучении математике /Д. И. Прохоров // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 5.

14. Новик, И. А. Формирование конструктивных математических умений учащихся при практико-ориентированном обучении алгебре в VIII–IX классах / И. А. Новик, Е. И. Лакша // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 5.

15. Новик, И. А. Предупреждение математических ошибок учащихся при обучении в подвижных группах / И. А. Новик, С. И. Зенько // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 6.

16. Якименко, И. В. Роль практико-ориентированных задач в развитии личности школьника / И. В. Якименко // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2011. – № 6.

17. Лисова, М. И. О формировании математической компетентности учащихся / М. И. Лисова, О. Н. Карневич // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2012. – № 1.

18. Пучковская, Т. О. Как развивать математическую интуицию учащихся / Т. О. Пучковская // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2012. – № 1.