С. А. Филимонова Профилактика агрессивного поведения ребёнка сре

С.А. Филимонова

Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Собственное методическое исследование

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………81. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности…………….20

1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………….31

1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………….41

Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48

2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49

2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59

2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………………………………………………….63

Заключение………………………………………………………………………….70

Библиографический список используемой литературы…………………………73

Приложения…………………………………………………………………………..77

Введение

Актуальность исследования.

Современное состояние российского общества, характеризующееся  изменяющейся социальной структурой, неблагоприятной экономической ситуацией, дифференциацией стилей жизни различных социальных групп обуславливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения.

Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Проявляющихся в период детства не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом, ведь она является отражением тех кризисных явлений, которые переживает семья и все общество в целом.

Проблема агрессивного поведения ребенка находит свое отражение в теоретических исследованиях. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов, но ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Особенно важным изучение агрессивности является в 6-7 летнем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие методики по ее профилактики в процессе педагогической, психологической и социально-культурной деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объяснения природы агрессивного поведения детей и выявления методов и технологий профилактики данной проблемы развития ребенка в процессе социально-культурной деятельности .

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.

Объект исследования — процесс социально-культурной деятельности ДОУ.

Предмет исследования — особенности профилактики агрессивного поведения ребенка 6-7 летнего возраста в процессе социально-культурной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого — педагогической литературы.

2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

3. Определить специфику взаимодействия ДОУ и семьи при решении проблем агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

4. Выявить особенности процесса социально – культурной деятельности, способствующего профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

5. Изучить состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников в условиях ДОУ.

6. Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения дошкольника в процессе социально-культурной деятельности.

7. Определить условия эффективности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольника в процессе социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования: если процесс социально-культурной деятельности ДОУ строится на взаимодействии педагогов и родителей, то это может способствовать профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

— повышение эмоционального благополучия ребенка в семье и группе детского сада;

— учет индивидуальных особенностей эмоционально когнитивной регуляции поведения ребёнка;

— освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов.

— использование в деятельности ДОУ системы методов и технологий СКД как средств в профилактике агрессивного поведения.

Методы исследования.

1. Контент — анализ педагогической, психологической литературы по теме исследования;

2. Целенаправленное наблюдение за агрессивными проявлениями старших дошкольников по отношению к сверстникам в естественных условиях группы детского сада.

3. Психологические и педагогические методы исследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней (тесты, беседы);

4. Опрос родителей с целью изучения особенностей их воспитания детей в семье.

База исследования: ДОУ №19 города Зеленогорска, подготовительная группа в составе 21 человека и их родителей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы профилактики агрессивного поведения ребенка в процессе социально-культурной деятельности.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности

Задачи:

1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого — педагогической литературы.

2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

3. Определить специфику взаимодействия ДОУ и семьи при решении проблем агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

4. Выявить особенности процесса социально – культурной деятельности, способствующего профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

1.1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях

Изучению и анализу проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования ( А. Адлер, А. Бассу, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, З.Фрейд, К. Лоренц, М.Зильман, Э.Фромм).

Проявления агрессии у людей бесконечны и разнообразны. Рассмотрим данные понятия с точки зрения А. Бассу:

— агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим;

— агрессия – это действия, включающие в себя намерение обиды или оскорбления;

— агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений;

— агрессия – это враждебное поведение в отношении окружающих людей;

— агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению А. Г. Бассу агрессия бывает двух типов: физическая и вербальная.

Физическая агрессия бывает:

— активная — прямая (применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, ранение огнестрельным или холодным оружием и активная – непрямая (направленная на другое лицо окольными путями);

— пассивная – прямая (стремление с помощью физической силы не позволить другому человеку достичь желаемой цели) и пассивная – непрямая (отказ от выполнения необходимых задач: отказ уходить с улицы в конце прогулки).

Вербальная агрессия бывает:

— активная – прямая (словесное оскорбление, критика, унижение другого человека) и активная – непрямая (распространение злой клеветы, сплетен о другом человеке);

— пассивно – прямая (отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы) и пассивно – непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения) [7].

Необходимо проанализировать наиболее известные теоретические подходы изучения агрессии, отраженные в теории: З. Фрейда и его дочери А. Фрейд, К. Лоренца, Дж. Долларда, Л. Берковица, А. Бандуры, К. Лоренца, А. Адлера, М. Зильмана.

Огромного внимания заслуживает теория влечения (психоаналитический подход), основоположником которой является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное. В человеке существует два мощных инстинкта: сексуальный (либидо), когда энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни и инстинкт влечения к смерти, когда энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.

Продолжателем идей З. Фрейда стала его дочь А. Фрейд, уделившая большое внимание проблемам детской агрессивности. На богатейшем клиническом материале А. Фрейд конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, психологическом «Я» ребенка.

Этологический подход представлен в работах К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что совпадало с позицией З.Фрейда. Он считал, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание и агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Функциями развертывания агрессивных действий будут количество накопленной агрессивной энергии и наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа имеют способность подавлять свои стремления, имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида, отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Обращает на себя внимание фрустрационная теория (гомеостатическая модель) предложенная Дж. Доллардом, которая противопоставляется двум, выше описанным. Агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.

Основные положения:

— фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

— агрессия всегда является результатом фрустрации.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации из-за угрозы наказания и происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека. Агрессивное поведение человека можно контролировать.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам известного ученого Леонарда Берковица, который является соавтором фрустрационной теории агрессии и выдвигает предположение о том, что фрустрация вызывает озлобленность и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.

Фрустрация, от латинского frustratio, — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека [22].

Если человек действовал по задуманному плану и ему помешали, то он ощущает большую досаду (фрустрацию), которая проявляется в гневе, враждебности, в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту [8]. В более поздних своих работах Л. Берковиц подверг пересмотру свою теорию и пришел к выводу, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы; признает, что агрессия бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка.

Заслуживает внимания теория социального учения (бихевиоральная модель), где А. Бандура описывает изучение человеческого поведения, ориентированного на образец как: агрессия, приобретаемая посредством биологических факторов (гормоны, нервная система) и учения (например, непосредственный опыт, наблюдение). Агрессия провоцируется:

1) воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

2) неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);

3) побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);

4) инструкциями (например, приказы);

5) эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями);

— агрессия регулируется:

1) внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);

2) викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);

3) механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

Значит, теория социального учения утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях [6].

В процессе своей работы Э. Фром рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную или «доброкачественную», которая способствует выживанию человека и имеет биологические корни и «злокачественную», это деструктивность и жестокость, которая определяется психологическими и социальными факторами [14]. А нобелевский лауреат Кондрат Лоренц писал, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сембернар, ньюфаундленд) [11].

Таким образом, З. Фрейд и К. Лоренц представили эволюционный подход к агрессии. Дж. Доллард и Леонард Берковец, являясь авторами фрустрационной теории предположили, что у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии и оно может быть перенесено с реального обидчика на другой объект или человека, то есть происходит смещение агрессии. И.Л.Берковец и К. Лоренц признают, что агрессия бывает импульсивной и не подвластной контролю рассудка, возникающей спонтанно и нуждающейся в разрядке. Альфред Адлер и М. Зильман описали, как большинство людей реагируют на провокацию ответной реакцией и чтобы избежать этого необходима выработка конструктивных и неагрессивных привычек. Согласно теории Альберта Бандуры, особенности поведения развиваются путем подражания другим людям и, наблюдая насилие в семье ребенок вырастит агрессивным. Необходимо найти возможности предотвращения агрессии или взять ее под контроль.

Итак, многие авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Для того чтобы, рассмотреть проблему агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии обратимся к мнению следующих ученых: А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготскому, Ю.Б. Можгинскому, И.А. Кудрявцеву, В.Г. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Как отмечает Асмолов А.Г. агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [22].

Л.М. Семенюк пишет, что встречаются разные трактовки этого понятия: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению; во-вторых, по мнению Ю.Б. Можинского, это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [22].

В отечественной психологии агрессивность подразумевает выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. А в некоторых случаях об агрессивных действиях говорят, как об энергично — наступательных и дают им положительную оценку. Например, когда речь идет о спортивных состязаниях и отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Такая «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкой специальной сфере.

Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь агрессия считается неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Структуру агрессивного проявления разработали Заградова Й., Осинский А.К., Левитов Н.Д. и классифицировали:

1) По направленности: агрессия, направленная вовне и аутоагрессия, направленная на себя.

2) По цели: интеллектуальная и враждебная.

3) По методу выражения: физическая и вербальная.

4) По степени выраженности: прямая и косвенная.

5) По наличию инициативы: инициативная и оборонительная.

Н.Д. Левитов под агрессией подразумевает вредоносное поведение: злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, бандитизм, убийство. Н.Д. Левитов выделяет:

— познавательный (ориентировка в ситуации, ее понимание, выделение объекта для нападения, идентификация своих «наступательных» средств);

— эмоциональный (появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями);

— волевой (целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость) компоненты агрессивного состояния.

Он разделяет агрессию на инициативную и оборонную, а также выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.) [32].

В нашем столетии предметом систематического научного исследования стали криминальные аспекты агрессии. Они раскрыты в работах Ю.М. Антонян, В.В. Гульдман, И.А. Кудрявцева. Ю.Б. Можгинский исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И.А. Фурмановым проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения. По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является необычной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии (драках, кусании, пинании ногами). Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность,  напряженность.

Важную роль в формировании агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Мудрик А.В. в книге «Социальная педагогика» признает, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс учения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми.

В данной проблеме, как указывает А.Г. Асмолов, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку [5].

А.Г. Асмолов в предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми», говоря о росте преступности среди детей, отмечает необычность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

Интересно мнение Льва Семеновича Выготского. Он описывал тему насилия в фантазиях современных детей и доказал, что агрессивные воображения формируются под воздействием увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается ребенком как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений [19].

Даниил Борисович Эльконин считает, что родители, педагоги и психологи должны регулировать инстинктивную жизнь ребенка и в игровой форме, когда он берет на себя роль взрослого, у него происходит укрепление собственного «Я», формируются высокие мотивы, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей. В игре ребенок воссоздает реальные отношения и проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (он в игре руководитель с агрессией или заботой, а ещё он заботливый, застенчивый и робкий). Он отмечает, что  ребенок должен жить в раздвоенном мире — в своем мире и в мире взрослых. Свой мир — мир удовольствий, взрослый мир — мир реальности, мир принуждения[53].

Как справедливо отмечает И.А. Фурманов, тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их профилактики, особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания [50].

Итак, отдельные вопросы изучения агрессии нашли отражение в работах отечественных психологов: Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Знакова, К. Изарда, Л.М. Семенюк, В.Н.Мясищева, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., которые под агрессией понимают состояние, включающее в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения. Профессор Н.Д.Левитов выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевые компоненты, которые требуют понимания ситуации.

К. Изард и А.А. Реан предполагают, что агрессивное состояние возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость, готовность к действию. А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений в изучении и объяснении феномена агрессивности: инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Следует отметить, что ни одно из направлений не может дать полные и всеобъемлющие ответы на вопросы, связанные с агрессией и агрессивностью, но позволяет изучать и объяснять их в дальнейшем. По мнению В.Г. Леонтьева  агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии.

Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует, насколько сложна проблема агрессивности и агрессивного поведения и различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

В дипломной работе мы опираемся на понятие агрессии как формы поведения, включающей в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения, не желающих подобного обращения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст