Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Волгоградский кооперативный институт (филиал)

А.П. Анисимов, И.Н. Житников, С.В. Нарушкевич

ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Учебно-методическое пособие

Волгоград, 2010

Содержание

Введение

Примерный тематический план учебного модуля

Содержание учебного модуля

Модульное занятие 1. Эколого-правовой статус граждан и их объединений

Модульное занятие 2. Общественный (публичный) экологический интерес

Модульное занятие 3. Правовое регулирование в области защиты экологических прав граждан

Модульное занятие 4. Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Модульное занятие 5. Способы защиты экологических прав граждан и их объединений…..

Модульное занятие 6. Участие общественности в принятии экологически значимых решений. Общественный экологический контроль

Модульное занятие 7. Инициирование дел, связанных с защитой экологических прав граждан, и их информационное обеспечение

Модульное занятие 8. Составление юридических документов

Модульное занятие 9. Работа с доказательствами по экологическим делам

Модульное занятие 10. Анализ состояния исполнения экологического законодательства в Волгоградской области

Модульное занятие11. Проведение тренинговых занятий по учебным делам

Практическая апробация модульного обучения

Список источников и литературы……………………………………………

Материалы правоприменительной практики по экологическим делам…

Введение

Данное учебно-методическое пособие разработано с целью организации модульного обучения в высших учебных заведениях. Модульный подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации студентов.

Кроме того, модульный подход к обучению позволяет создать ощущение успешности у каждого обучающегося, благодаря самой организации учебного процесса, в рамках которого студент может и должен сам управлять своим обучением, нести ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем — за собственный профессиональный рост и карьеру.

Преимущество модульных программ состоит в:

— возможности ясно и четко формулировать цели и задачи программ обучения, соответствующие потребностям работодателям, но в тоже время, учитывающие общественные интересы;

— реальной индивидуализации процесса;

— возрастании эффективности личной деятельности и ответственности студентов и преподавателей;

— реальной подготовке студентов к трудовой деятельности;

— повышение гибкости программ обучения;

— создании стандартных, объективных, независимых условий оценки качества освоения программ обучения.

В ходе оценки освоения данного модуля студентам необходимо продемонстрировать, что их умения и знания действительно соответствуют требованиям, определенным по каждой компетенции в рамках установленной области профессиональной деятельности. При итоговой оценке компетенций рекомендуется применять комплексный подход. Необходимо четко фиксировать используемые методы оценки и промежуточные результаты освоения модуля. Представляется, что оптимальным методом оценки данного модуля служит демонстрация умений и знаний при работе с учебными делами, позволяющая получить подтверждение компетенций студентов в условиях имитации реальной трудовой деятельности.

Данное учебно-методическое пособие включает в себя программу учебного модульного курса, содержание учебного модульного курса, примеры упражнений по курсу, ролевую игру, учебное дело и приложения.

Целями изучения являются:

— выработать понимание экологических прав, обязанностей и экологической ответственности граждан и их объединений;

— сформировать представление понятия и сущности общественного (публичного) экологического интереса как правовой категории, его отличительных черт от других общественных и частных интересов;

— углубить изучение и закрепление полученных знаний в области защиты экологических прав;

— выявить пробелов регионального законодательства и путей их преодоления;

— воспитать у студентов профессионально значимые черты характера;

— принять участие в решении экологических проблем отдельных граждан и их объединений своего региона.

Задачами изучения курса:

— овладение профессиональными навыками;

— совершенствование профессиональных навыков, основанных на компетенциях.

Занятия проводятся по интерактивным методикам, которые включают в себя творческие (проблемные) задания, работу в малых группах, интерактивные выступления, сократический диалог, методику мозгового штурма, «займи позицию», ролевые игры, техники комментирования (обратной связи), учебные дела.

Возможность модульного обучения предполагает возможность тренировать отдельные профессиональные навыки, используя для отработки навыка любую тему данного учебно-методического пособия. Для реализации модуля нет необходимости обновлять содержательную базу модуля, можно использовать материал, наработанный в ходе преподавания дисциплин, либо содержащийся в других учебных пособиях, сборниках деловых игр.

Составители пособия надеются, что собранный и прошедший апробацию материал может служить основой для дальнейших практических и теоретических разработок в области юридического образования. При работе над данным материалом были использованы фактические материалы и документы. Мы искренне благодарим за предоставленную возможность директора Волгоградской областной общественной организацией «Информационный центр «Волгоград-Экопресс» Васильеву Е.А., председателя Совета Дальневосточной межрегиональной экологической организацией «Экодаль» Богдан И.Б. Отдельная благодарность заведующей кафедрой таможенного права Тверского государственного университета Васильчук Ю.В.за возможность при составлении данного пособия использовать материалы семинара на тему «Развитие специализированных клиник: защита экологических прав», состоявшегося на юридическом факультете ТГУ в 2006 г.

Предложенные в конце пособия Материалы правоприменительной практики по экологическим делам позволят преподавателю самостоятельно моделировать практические задания в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Разработчиками данного учебно-методического пособия являются:

Анисимов Алексей Павлович — доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал);

Житников Игорь Николаевич – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Земельное право» ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»;

Нарушкевич Светлана Витальевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал).

Примерный тематический план учебного модульного курса «Защита экологических и земельных прав граждан и их объединений»

№п/п

Наименование модульных занятий

Всего

Лекции

Практические занятия

1.

Эколого-правовой статус граждан и их объединений

4

1

3

2.

Общественный (публичный) экологический интерес

4

1

3

3.

Правовое регулирование области защиты экологических прав граждан

4

1

3

4.

Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

4

1

3

5.

Способы защиты экологических прав граждан и их объединений

4

1

3

6.

Участие общественности в принятии экологически значимых решений. Общественный экологический контроль.

4

1

3

7.

Инициирование дел, связанных с защитой экологических прав граждан, и их информационное обеспечение

6

1

5

8.

Составление юридических документов

4

1

3

9.

Работа с доказательствами по экологическим делам

6

1

5

10.

Анализ состояния исполнения экологического законодательства в Волгоградской области.

4

4

11.

Проведение тренинговых занятий по учебным делам

20

20

Итого:

64

9

55

Содержание учебного модульного курса «Защита экологических и земельных прав граждан и их объединений»

Модульное занятие 1. Эколого-правовой статус граждан и их объединений

Понятие экологических прав человека и гражданина. Субъекты и объекты экологических прав. Понятие благоприятной окружающей среды. Качество окружающей среды.

Право граждан на экологическую информацию. Юридическое понятие информации. Сведения, относящиеся к экологической информации, требования, предъявляемые к экологической информации.

Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Возмещение вреда в добровольном и судебном порядке.

Нормативно правовые акты, закрепляющие экологические права граждан. Защита нарушенных экологических прав. Оценка эффективности способов защиты нарушенных экологических прав граждан.

Правовой статус общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Модульное занятие 2. Общественный (публичный) экологический интерес

Общественный (публичный) экологический интерес как правовая категория. Отличие публичного экологического интереса от других общественных и частных интересов (например, в сфере градостроительной деятельности). Публичный экологический интерес как самостоятельный объект правовой защиты.

Правовые способы обеспечения публичных экологических интересов; экологические требования, установленные к различным стадиям хозяйственной деятельности; установление запретов на определенные виды деятельности; ограничение прав на природные ресурсы; установление ограничений при использовании природных ресурсов; обеспечение свободного доступа к природным объектам. Эффективность способов защиты публичных интересов.

Модульное занятие 3. Правое регулирование в области защиты экологических прав граждан

Международно-правовое регулирование защиты экологических прав граждан и их объединений. Этапы формирования в международном праве понятия «право человека на благоприятную окружающую среду».

Орхусская Конвенция «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», как важнейший документ в области охраны окружающей среды. Процедура и порядок получения экологической информации.

Формы участия граждан в принятии экологически значимых решений: участие в принятии решений по конкретным видам деятельности; участие в решении вопросов, касающихся программ и политики, связанных с окружающей средой; участие в подготовке законопроектов в сфере охраны окружающей среды.

Недостатки правового регулирования в области экологических прав на федеральном уровне.

Региональное законодательство в области закрепления экологических прав. Пробелы регионального экологического законодательства и возможные способы их устранения.

Деятельность органов местного самоуправления по созданию дополнительных гарантий реализации экологических прав граждан и их объединений.

Модульное занятие 4. Экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности

Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.

Общие, специальные и дополнительные требования.

Нормативно-правовые акты, устанавливающие экологические требования. Правовая природа установленных законодательством требований при осуществлении экологически вредной деятельности.

Соотношение экологических требований и технических регламентов.

Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности. Формы участия общественности при принятии экологически значимых решений.

Модульное занятие 5. Способы защиты экологических прав граждан и их объединений

Способы защиты экологических прав граждан и их объединений: общая характеристика.

Виды ущерба, причиненного экологическим правонарушением: ущерб, нанесенный окружающей среде; ущерб, нанесенный неблагоприятной окружающей средой жизни, здоровью и имуществу граждан.

Судебная защита права на благоприятную среду.

Защита права на определенное качество окружающей среды при помощи отраслевых правовых средств. Экологические гарантии, планирование и нормирование качества окружающей среды; государственный и общественный экологический контроль; экологическое страхование.

Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан вследствие экологических правонарушений.

Особенности возмещения ущерба, причинного экологическим правонарушением.

Административно-правовые гарантии. Система уголовно-правовых гарантий права на благоприятную окружающую среду как крайняя мера обеспечения экологических прав граждан. Составы экологических преступлений.

Модульное занятие 6. Участие общественности в принятии экологически значимых решений. Общественный экологический контроль Нормативно-правовое регулирование участия общественности в принятии экологически значимых решений.

Формы общественного участия: участие общественности в нормотворчестве; референдумы по экологическим вопросам; участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду; участие в проведении государственной экологической экспертизы; организация и проведение общественной экологической экспертизы; участие в решении вопросов, касающихся прав на землю; общественные слушания при установлении публичных сервитутов.

Общественный экологический контроль, его цель и результаты. Формы и виды общественного экологического контроля.

Правовые последствия неучастия общественности в принятии экологически значимых решений.

Модульное занятие 7. Инициирование дел, связанных с защитой экологических прав граждан, и их информационное обеспечение

Защита экологических прав без наличия реального клиента.

Оценка сильных и слабых сторон инициированного дела.

Региональная специфика при инициировании дел по защите экологических прав граждан и их объединений.

Оценка общественного восприятия предстоящего инициирования дел. Способы изучения общественного мнения.

Специфика работы с законодательной базой, содержащей информацию по рассматриваемому примеру. Выработка стратегии компании.

Методика проведения.

Модульное занятие 8. Составление юридических документов

Виды юридических документов, их классификация.

Требования, предъявляемые к юридическим документам по экологическим делам. Типичные ошибки при составлении юридических документов.

Основные этапы составления: сбор данных, цели, определение вида документа; составление проекта, анализ возможных последствий, оформление документа. Специфика составления обращений, исковых требований, кассационных жалоб.

Модульное занятие 9. Работа с доказательствами по экологическим делам

Доказательства по делу: понятие и виды.

Перечень доказательств и оценка их допустимости.

Систематизация доказательств: обвинительные или оправдательные; в пользу исковых требований или против.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст