Российский вариант антиинфляционн

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ……………………………………5

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ

В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

Трансформирование административно-командной системы управления народным хозяйством в систему рыночной экономики в России сопровождается рядом болезненных явлений. Одной из них является инфляция. Нет нужды говорить, что она отрицательно влияет на все стороны жизнедеятельности общества, государства и экономики, и поэтому борьба с этой болезнью является «краеугольным камнем» экономической и денежно-кредитной политики России. Следует отметить, что отечественный тип инфляции уникален и отличается не только от классических, но, в той или иной степени, от любых других известных типов инфляции.

К настоящему моменту времени уровень инфляции удалось существенно снизить и в основном ввести в управляемые рамки. Однако эффективный механизм антиинфляционного регулирования экономики и ее оздоровления еще в полной мере не отработан и остается предметом дебатов. При этом экономисты считают, что при разработке путей и методов оздоровления денежно-кредитной системы необходимо учитывать основные цели реформирования российской экономики, стоящие на данном этапе, а именно — обеспечение перехода к росту производства, инвестиций, занятости и уровня жизни населения без возобновления инфляции. А также, изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой в решении подобных задач, учитывая особенности развития российской экономики необходимо находить специфические подходы. Причем немаловажную роль в решении вопросов инфляции играют методы, используемые Центральным Банком при проведении единой денежно-кредитной политики страны.

Написать реферат на тему «Российский вариант антиинфляционного регулирования экономики» меня побудила актуальность этой проблемы на современном этапе в России, а также неоднозначное отношение к этой теме руководящих организаций нашей страны (правительства, Центрального Банка). В то время как, по мнению Правительства РФ и руководства ЦБ, инфляция является врагом №1 для экономики России, существуют мнения о ее полезности и необходимости. Так, по мнению доктора экономических наук О.Л.Роговой (Институт экономики РАН), антиинфляционная политика – тоже миф, так как нет экономики без инфляции. Инфляция – это среда, в которой развивается экономика; это механизм перераспределения, связанный с денежным обращением. Нельзя сводить инфляцию к эмиссии денег, к росту цен. Теряется главное: понимание связи эмиссии с кредитом, а без кредита экономика мертва. Если эмиссия равна нулю, то это означает подавление кредита, денежных потоков и финансового потенциала экономики.

1. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена — заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики — подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рисунке ниже.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

EMBED PBrush

В результате QKQL=KL — это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит — неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок, и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной — в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.

Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операций помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен — 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 — 1994 и 130% — в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период — 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года — уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году — на 12% и в 1994 году — на 15%.

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 году — на 12% и в 1994 году — на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, то есть денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции?

Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: «Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной — инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой — это чисто монетарное явление».

В соответствии с монетарным подходом инфляция — это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции — снижению уровня цен.

Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Цель предлагаемой антиинфляционной модели – не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится согласованный низкий уровень инфляции.

На данном этапе борьбы с инфляцией экономистами предлагаются следующие основные направления экономической политики, направленной на оздоровление денежной системы нашей страны:

Общеэкономические меры.

Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем) в целях формирования рыночных отношений.

Необходима смена целевой ориентации экономической политики – с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП.

Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных пунктах. Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций, но в 1998 году и 1999 году (оценка) их ежегодный объем составил 3-4 млрд. долл., или 63% к 1997 году. Общий объем накопленных инвестиций составил около 12 млрд. долларов в январе 1999 года.

Сдерживание финансовых факторов инфляции.

Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России: неисполнения бюджета, секвестрование (сокращение) расходов на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранения, образование), нецелевое использование бюджетных средств, слабый контроль за исполнением госбюджета и т.д.

Реальное сокращение бюджетного дефицита, хотя формально за счет секвестрования.

Необходима такая налоговая политика, которая бы не парализовала бизнес и толкнула его в «теневую» экономику. Налоговая политика должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

Преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализации денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

Регулирование денежных факторов инфляции.

Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам – кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. По некоторым оценкам на руках у населения России сосредоточено 7 тонн золота.

Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30-40 % против 5-10 % в развитых западных странах).

Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Оздоровление банковской системы.

Важным элементом антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики является санация и реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом. Формирование в стране новой системы кредитования, адекватную переходной экономике, направленную на стимулирование производства и развитие инвестиций. Создание корректной кредитной инфраструктуры: информационного, методологического, научного, кадрового, технологического обеспечения.

Регулирование цен и заработной платы.

Шоковая либерализация цен в 1992 году под влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен. Предприятия-монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать производство. Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен от курса рубля к доллару, в связи с высокой долей импорта. В мировой практике в кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен государственным в виде лимитирования их роста.

Состояние фондового рынка.

Финансовый кризис, поразивший российский фондовый рынок в августе 1998 года, парализовал его. Лишь с октября постепенно росли торговые обороты и ликвидность на этом рынке. В комплексе мер по возрождению фондового рынка важное место занимает слияние инвестиционных и банковских структур, что является прямым продолжением стабилизации экономической обстановки и курса национальной валюты России. Перспективным инструментом привлечения российских инвесторов становятся корпоративные ценные бумаги, а наиболее привлекательными – валютные активы.

Разработка эффективного законодательства.

Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю.

Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 года политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.

Борьба с теневой экономикой.

Переход астрономических сумм в результате полного развала страны под контроль «теневой» экономики – мафии подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.

Реализация в комплексе данных направлений по финансовому оздоровлению, как надеются ведущие экономисты, позволит одновременно обеспечить достаточно низкие темпы инфляции, рост объемов производства и инвестиций в экономику, что является одними из основных задач стабилизации не только денежного обращения, но и оздоровления всей экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ю.Е. Власьевич, С.А. Бартенев. Экономика России: эффекты и парадоксы. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 272 с.

2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Р. Камаева – М.: Экономика, 2003г. – 357 с.

3. А. Шеремет, Е. Негашев. Методика финансового анализа. – М: Инфра-М, 2004г. – 465 с.

4. Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. С.А. Красавиной – М: Финансы и статистика, 2003г. – 472 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003г. – 520 с.

6. Журнал «Деньги и кредит». – 2002г. – №5.

7. Журнал «ЭКО». – 2003г. – №10.

8. Российский экономический журнал. – 2004г. – №3.

9. Журнал «Финансы и статистика». – 2002г. – №4.

10. Газета «Известия». – 2003г. – №7.

11. Российский экономический журнал. – 2003г. – №12.

12. Журнал «Деньги и кредит». – 2004г. – №2.

13. Газета «Коммерсант», 26 января 2003г. – №2.

14. Журнал «Экономические науки». – 2004г. – №8.

15. Журнал «Деньги и кредит». – 2003г. – №9.

Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. С.А. Красавиной – М: Финансы и статистика, 2003г. – с.86.

Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. С.А. Красавиной – М: Финансы и статистика, 2003г. – с.147.

Журнал «Деньги и кредит». – 2002г. – №5. – с.22.

Журнал «ЭКО». – 2003г. – №10. – с.5.

Ю.Е. Власьевич, С.А. Бартенев. Экономика России: эффекты и парадоксы. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – с.124.

Российский экономический журнал. «Инфляция». Лившиц А.Н. – 2004г. – №3. – с.12.

Журнал «Финансы и статистика». – 2002г. – №4. – с. 10.

Газета «Известия». – 2003г. – №7. – с.5.

Российский экономический журнал. – 2003г. – №12. – с.17.

Газета «Коммерсант», 26 января 2003г. – №2. – с.28.

Журнал «Экономические науки». – 2004г. – №8. – с.9.

PAGE

PAGE 14

PAGE