Роль социальной инфраструктуры общества в экономике россии

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc134266025» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc134266025 \h 2

HYPERLINK \l «_Toc134266026» 1. Роль инфраструктуры в социальном развитии общества. PAGEREF _Toc134266026 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc134266027» 2. Структура социальной инфраструктуры. PAGEREF _Toc134266027 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc134266028» ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc134266028 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc134266029» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc134266029 \h 17

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация России, ее экономики, общества, всей социально-экономической инфраструктуры является сегодня критически важной задачей. Повышение конкурентоспособности России в современном мире – вопрос существования российского общества и государства.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует более глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.

Научно-технический и социальный прогресс значительно актуализирует необходимость комплексного решения социально-экономических проблем. Резко усиливается взаимовлияние экономических и социально-политических процессов. В полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В значительной мере возрастает необходимость учета человеческого фактора во всех сферах общественной жизни.

Вот почему вопросы социального развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов – все это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства.

1. Роль инфраструктуры в социальном развитии общества.

Инфраструктура – это экономическая категория, которая представляет собой часть сферы материального производства, способствующая получению большого количества конечной продукции. Она является неотъемлемой частью производительных сил общества, обеспечивающей нормальное функционирование предприятий. Инфраструктуру принято подразделять на две группы: производственную и социальную. В производственную инфраструктуру входят отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство, в социальную – отрасли, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы.

Возникновение инфраструктуры тесно связано с материальным производством, развитие которого рождает новые виды производства, обслуживающих и интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих и нее отраслей и определенным функциональным назначением.

Социальная инфраструктура – совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин «социальная инфраструктура» стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.

Остро встает вопрос об инфраструктуре духовного производства, инфраструктуре всех элементов социальной жизни, это ведет к необходимости уточнить понимание смысла и характера материально-вещественных элементов, создающих условия для эффективного функционирования системы жизнеобеспечения человека во всех сферах общественной жизни и объединяемых понятием «социальная инфраструктура».

Когда мы говорим о системе жизнеобеспечения, или о жизненной среде, то имеем в виду необходимые условия жизнедеятельности человека: жилище, продукты питания, одежду, обувь, средства передвижения, сферы образования, здравоохранения, среду обитания, воспитания, досуга, обслуживания его самого и семьи.

По мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, как скажем, орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс.

Такой средой жизнеобеспечения становится сфера производства и потребления различных видов услуг и духовных благ. Возникновение данной сферы связано с углублением общественного разделения труда, когда из сферы материального производства выделяется деятельность по «обработке людей людьми». Своим дальнейшим развитием данная сфера обязана, с одной стороны, росту производительности труда в материальном производстве, что позволяет высвобождать ресурсы для развития производства услуг и духовных благ; с другой – растущими потребностями населения в услугах и духовных благах, которые вместе с материально-вещественными благами составляют фонд личного потребления человека.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое направлено на оптимизацию общественного развития, на реализацию всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию образа жизни. Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

Такое понимание социальной инфраструктуры позволяет трактовать ее как относительно самостоятельный элемент материально-вещественной основы общественного развития, обладающий специфическими особенностями формирования и функционирования в обществе.

Учитывая возросшие масштабы и роль инфраструктуры, и социальной в том числе, в эффективном развитии экономики, ряд исследователей даже считают целесообразным говорить не только о I подразделении (производство средств производства) и II подразделении (производство предметов потребления), но и о III подразделении, основу которого составила бы инфраструктура. Однако, на взгляд большинства исследователей, нецелесообразно ставить вопрос о правомерности выделения инфраструктуры в качестве абсолютно самостоятельного подразделения. Достаточно того, что мы признаем ее возросшее влияние, а также тот реальный факт, что постепенно выкристаллизовывается тенденция усиления ее роли в развитии общества.

В связи с этим встает задача исследования тех специфических функций социальной инфраструктуры, которые ни один другой социальный институт выполнить не может.

Приступая к анализу функций социальной инфраструктуры, мы исходим из того, что функции любого объекта в обществе отражают особую форму взаимозависимости между компонентами единого процесса общественного развития, когда изменения одного из них с неизбежностью оказываются производными от изменений других. Это ориентирует нас на исследование тех конкретных процессов, с которыми непосредственно связано развитие социальной инфраструктуры.

Функции социальной инфраструктуры:

1.Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

2.Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);

3.Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);

4.Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Далее, проблема функций того или иного института, как известно, тесно связана с вопросом о цели, ради которой он создается, каким образом он влияет на общественное развитие. Поэтому было бы, видимо, точнее поставить вопрос о целевых функциях инфраструктуры, который имеет огромное теоретическое и практическое значение.

От того, как сформулирована цель, насколько четко определены пути и возможности ее достижения, в значительной степени зависит успешное решение задач оптимизации общественного развития, реализация достижений научно-технической революции, умелое использование ресурсов и потенциальных возможностей современного общества.

2. Структура социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения.

Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для нормального развития производственного процесса. Роль социальной инфраструктуры состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводству и закреплению их в сельской местности, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Подразделения социальной инфраструктуры участвуют в создании условий для удовлетворения коммунальною-бытовых потребностей, как работников предприятия, так и членов их семей. На рисунке 1 рассматривается состав элементов социальной инфраструктуры.

INCLUDEPICTURE «http://www.smartcat.ru/books/book_43/files/Img3.jpg» \* MERGEFORMATINET

Рис. 1. Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры

Социальная инфраструктура включает социально-бытовую и социально-духовную инфраструктуры. В социально-бытовую входят некоторые элементы материального производства в торговле, общественном питании, производственные услуги бытового обслуживания и др. В отраслевой классификации социальная инфраструктура представлена образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, транспортом и связью по обслуживанию населения. Каждая отрасль имеет свои особенности развития и размещения.

К числу важнейших объектов социально-бытовой инфраструктуры относят жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство занимается предоставлением жилья с его благоустройством (с электро, водо, канализацией, газоснабжением, отоплением и горячей водой, телефоном, мусоровывозом, лифтами в многоэтажных зданиях). В последнее десятилетие строительство жилья осуществляется за счет государственного финансирования, делового участия предприятий, организаций, частных лиц, личных средств населения.

Обеспеченность жильем населения определяется, исходя из потребности квадратных метров общей площади жилья на данный период. Она складывается из численности населения и санитарно-гигиенической нормы на одного жителя по каждому населенному пункту.

Также уровень развития жилищного хозяйства определяется и другими показателями, которые характеризуют стоимость жилищного фонда, благоустройство и его уровень. Это зависит от обеспеченности жилья отоплением, горячим водоснабжением, ванной и душем, водопроводом канализацией.

Бытовое обслуживание – это обширная группа отраслей, в которых можно выделить, прежде всего, отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства. Это ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели и т.п.

В другую, еще более разнообразную группу, входят услуги связанные с личной гигиеной (прачечные, бани, парикмахерские, химчистки, салоны красоты), уходом за домом (уборка, мытье окон), личным транспортом, пункты проката различных предметов, фотографии, также «пожарное депо», кладбища и др.

Современное бытовое обслуживание представляет собой конгломерат более чем двадцати отдельных подотраслей, выполняющих различные функции, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей населения. Отрасли находятся на различном уровне развития и по количественным и по качественным показателям, располагают неодинаковой материально-технической базой. Деятельность предприятий бытового обслуживания имеют локальный характер, поскольку услуги не могут накапливаться транспортироваться. Поэтому степень предприятий загруженности предприятий находиться в прямой зависимости от текущего спроса населения. Основное требование, предъявляемое к требованию предприятий – наибольшая степень приближенности услуг к потребителю. Уровень развития материально-технической базы бытового обслуживания числом предприятий бытового обслуживания и территориально-обособленных приемных пунктов в расчете на 10000 жителей. При оценке деятельности предприятий службы быта широко используются показатели объема реализации бытовых услуг на одного жителя.

Необходимые звенья повседневной жизни – торговля и общественное питание, которое включает в себя сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и др. Постоянная потребность населения в услугах данных отраслей обуславливает такую особенность размещения предприятий торговли и общественного питания, как непосредственная близость к потребителю. Уровень развития материальной базы торговли характеризует показатель торговой площади магазина на 10 тысяч жителей. Результатом функционирования отраслей является показатель, отражающий один из аспектов уровня жизни населения – товарооборот в расчете на одного жителя.

Особое место в социально-бытовой сфере занимают транспорт и связь по обслуживанию населения, средства массовой информации, так как они обеспечивают разнообразие «выходов» населения за пределы микросреды постоянного проживания.

Пассажирский транспорт – занимает особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом (почта, визит врача, мастера бытовых услуг и многое другое). Услуги связи – почта, телеграф, телефоны-автоматы и международные переговорные пункты и др. Возможности получения услуг вязи отражают такие показатели как: число работников связи на 1000 жителей. Деятельность почтовых предприятий характеризуется показателем количества продукции связи (письма, посылки, бандероли, денежные переводы) на одного жителя. Обеспеченность населения телефонной связью определяется числом телефонных станций и абонентов, которые позволяют удовлетворить потребности населения в обмене информации.

Формирование и поддержание здоровья населения, как важнейшего социального потенциала, разнообразными факторами внешней среды, но и, прежде всего, уровнем развития здравоохранения. Медицинское обслуживание – население обеспечивается системой учреждений (больницы, поликлиники, аптеки и др.) Система здравоохранения, как важная часть социальной политики, призвана осуществлять, в первую очередь, полное обеспечение людей всеми видами качественной, квалифицированной медико-санитарной помощью. Это достигается, прежде всего, рациональным размещением учреждений и работников медицины относительно населения.

К учреждениям здравоохранения относятся больницы, специализированные диспансеры, лечебно-профилактические и амбулаторно-поликлинические учреждения. Основными количественными показателями, определяющими уровень материальной базы, являются: число больничных учреждений (больницы, родильные дома, диспансеры) и количество коек в них; число амбулаторно-клинических учреждений: санаториев, домов отдыха и количество мест в них; число аптек, врачей, работников среднего медицинского персонала на 1000 жителей.

К качественным показателям относятся: обеспеченность населения больничной и внебольничной помощью – число коек на одну тысячу жителей, в количестве амбулаторных посещений в расчете на одну тысячу человек населения. В комплексе эти показатели определяют уровень развития здравоохранения. Степень и полноту удовлетворения потребности людей в лекарственных препаратах. Оценка обеспеченности жителей медикаментами характеризуется общим товарооборотом аптек в расчете на одного жителя.

Особое место с позиции перспектив развития личности и общества в целом занимают объекты народного образования. В настоящее время система просвещения включает в себя разнообразные типы организаций и учреждений, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров для народного хозяйства и повышение квалификации.

К учреждениям образования относятся: общеобразовательные школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, высшие и средние специальные заведения, профессионально-технические училища, лицеи и т.п. Детские дошкольные учреждения – это начальное звено воспитания. В их состав входят детские сады, ясли, площадки. В качестве основного показателя для оценки обеспеченности населения дошкольными учреждениями может быть принят «удельный вес» детей, посещающих детские сады и ясли. Важным качественным показателем является обеспеченность кадрами, имеющими высшее и среднее образование, специальное – руководителями, воспитателями, музыкальными и медицинскими работниками.

Важная роль в системе образования отведена общеобразовательной школе. Она должна готовить всестороннее развитых членов общества, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое образование учащихся. Материальную базу школ характеризует обеспеченность учеников классными комнатами. Данный показатель имеет большое значение для определения потребности в школьных помещениях, учительских кадрах, финансовых ресурсов. От количества классов зависят и многие качественные показатели. Например, доля обучающихся во вторую смену детей, численность учителей на 1 тыс. учащихся.

Культурное обслуживание – сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев), а также клубы и дома культуры. К этой сфере можно отнести в значительной степени деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу СМИ радио и телевидения, книготорговлю.

Важную роль в повышении интеллектуального уровня населения играет библиотечное обслуживание. Степень обеспеченности библиотеками отражает показатель числа библиотек 10 тыс. жителей. Повышение культурного уровня населения во многом способствует деятельность клубных учреждений, театров, кинотеатров и т.д. Большую просветительную работу выполняют Дома культуры и клубы. Основная функция этих учреждений – это организация культурного отдыха населения. Основные показатели обеспеченности населения клубными учреждениями – число клубов на определенное количество жителей и число мест в зрительных залах в расчете на 1 тыс. жителей.

В целом, развитие социально-духовное инфраструктуры имеет большое значение для жизни любого современного общества.

Таким образом, рассмотрев характер функционирования различных объектов социальной инфраструктуры, видно, что он зависит не только от уровня ее развития, но и от качества обслуживания, возможностей выбора услуг, интеллектуального развития населения, транспортно- временной доступности объектов социальной сферы. Для определения уровня развития инфраструктуры чаще всего используются количественные показатели (в расчете на определенное количество жителей). Для определения интенсивности процессов обслуживания населения используют среднеподушевой показатель.

Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.

Итак, мы можем сделать вывод, что уровень развития социальной инфраструктуры, несомненно, оказывает огромное влияние на экономические показатели и экономику России в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, социальная инфраструктура – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания – население – состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

1.Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

2.Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

3.Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

эффективное использование трудовых ресурсов;

обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

улучшение и сохранение физического здоровья населения;

рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Это, прежде всего, решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. – М., 2000.

Гольц Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. – 2000. — № 2.

Дебабов С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. – Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). – М., 2002.

Еременко А.Д. Инфраструктура общества. – М.: Наука, 2001.

Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» – М. 2002.

Краснопольский Х.Б. Инфраструктура в системе регионального народохозяйственного комплекса. – М., 1999.

Крутякова Ю.А. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 97 с.

Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – М., 2002.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: 2003.

Синельников А.Г. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. – Спб.: 2003.

Солюс Г.П. Инфраструктура. – Экономическая энциклопедия. – М.: 2001.

Социальная инфраструктура и ее финансирование // Экономика. – М.: 2001. – № 7.

Социальная инфраструктура, повышении эффективности ее функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям. – Ниж. Новгород, 1991.

Сфера услуг: новая концепция развития. – М., 1990.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. – М., 2003.

Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура. – Новосибирск, 2002.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: 2003.

Синельников А.Г. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. – Спб.: 2003.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. – М., 2003.

Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура. – Новосибирск, 2002.

Социальная инфраструктура, повышении эффективности ее функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям. – Ниж. Новгород, 1991.

Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. – М., 2000.

Крутякова Ю.А. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 97 с.

Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» – М. 2002.

Сфера услуг: новая концепция развития. – М., 1990.

Еременко А.Д. Инфраструктура общества. – М.: Наука, 2001.

Дебабов С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. – Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). – М., 2002.

Гольц Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. – 2000. – № 2.

PAGE

PAGE 18