Роль инструментов торговой политики в обеспечении конкурентоспос

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Кафедра Регулирование внешнеэкономических отношений

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Роль инструментов торговой политики в обеспечении конкурентоспособности российского банковского сектора

Студент группы РВЭО

Ратошнюк Мария Андреевна

Научный руководитель

доцент кафедры торговой политики, к.э.н.,

Клочко Ольга Александровна

Консультант

доцент кафедры торговой политики, к.э.н.,

Майорова Екатерина Евгеньевна

Москва, 2013 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

1. Роль торговой политики государства в обеспечении экономических интересов бизнеса

Значение государственного регулирования в формировании конкурентоспособности отрасли……………………………………..…….8

Основные подходы к внешнеэкономической политике………………..……16

Многостороннее регулирование внешней торговли и Всемирная торговая организация ………………………………………………………………………….……..21

2. Особенности государственного регулирования банквоского сектора Российской Федерации

2.1 Общая характеристика банковсого сектора Российской Федерации……………………………………………………………………………………………………26

2.2 Факторы конкурентоспособности современного банковского сектора Российской Федерации…………………………………………………………………………………30

2.3 Торговая политика Российской Федерации в сфере банковских услуг………37

3. Направления обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации

3.1 Параметры формирования конкурентноспособной банковской

системы…………………………………………………………..………………….43

3.2 Параметры стабильного развития конкурентоспособной банковской системы………………………………………………………………………………51

3.3 Перспективы развития банковской системы России в результате вступления

в ВТО………………………………………………………………………………..55

Заключение………………………………………………………………………………60

Список источников и литературы……………………………………………………..64

Введение

Актуальность темы.

В современном мире взаимозависимость всех стран является основной причиной развития и углубления процессов глобализации. Усиление экономических и политических связей влечет за собой расширение сфер международных отношений, в частности финансовых. Будучи динамично развивающимся процессом, финансовая глобализация зачастую считается основной причиной возникновения экономических кризисов. В отношении либерализации торговли многие ученые-экономисты пришли практически к единогласному согласию о ее пользе, тогда как выгоды финансовой глобализации остаются под вопросом. По мнению Джозефа Стиглица например, неограниченность потоков капитала может негативно повлиять на мировую финансовую стабильность и вызывает потребность в введении контролирующих механизмов. По мнению других ученых, например Лоренса Саммерса, активное вовлечение в процессы финансовой глобализации особенно важно для развивающихся стран, желающих повысить уровень экономического роста. На сегодняшний день окончательного мнения об эффекте финансовой глобализации не сформулировано и в науке не существует официального подтверждения причинно-следственной связи между феноменом финансовой глобализации и глобальных финансовых кризисов.

Неоспорим тот факт, что финансовые институты являются одними из основных участников процесса финансовой глобализации, а их качество определяет ее уровень и результаты для той или иной страны. От устойчивости банковского сектора во многом завиисит стабильное развитие экономики страны в целом, особенно учитывая активность процессов международной глобализации. Национальные банковские системы перестали быть замкнутыми структурами.

Долгое время Россию можно было отнести к странам с умеренно либеральной политикой в отношении доступа иностранных поставщиков банковских услуг. До текущего года российское законодательство не содержало существенных ограничений для их деятельности.

Актуальность темы предопределена тем фактом, что многие страны настаивали на дополнительной либерализации сектороа финансовых услуг в процессе переговоров по вступлению России в ВТО.

Приход иностранных банков в Россию после вступления в ВТО может иметь разные последствия, как позитивные, так и негативные. С одной стороны, может последовать увеличение количества инвестиций в банковский сектор и повышение капитализации, а также прирост инвестиций в реальный сектор экономики, так как иностранные инвесторы предпочитают осуществлять этот процесс через иностранные банки. Иностранные банки усиливают конкуренцию на российском рынке, за счет предоставления услуг высокого качества и более широкой продуктовой линейки, от чего выигрывают потребители. С другой стороны, иностранные банки преследуют свои цели, которые не всегда совпадают с национальной стратегией развития.

Данная работа посвящена анализу конкурентоспособности российских поставщиков банковских услуг и изучению влияния торговой политики Российской Федерации на конкурентоспособность. Также будут рассмотрены конкурентные преимущества иностранных и российских банков и влияние первых на состояние российской банковской системы.

Степень изученности проблемы. Такие известные зарубежные экономисты и ученые, как М.А.Стерн, М.Портер, П.Кругман, А.А.Томпсон, занимались исследованием теоретических аспектов конкуренции, а также изучением проблем обеспечения конкурентоспособности стран, фирм и отраслей экономики, в том числе банковской системы.

В исследованиях таких экономистов как А.Смит, Д.Рикардо, А.Маршал, В.Ойкен, Дж.Гэлбрейт, большое значение придается вопросам необходимости государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Такие ученые, как О.И.Лаврушин, Н.И.Валенцева, И.В.Ларионова, И.Д.Мамонова, Р.Г.Ольхова, В.А.Бывшева, а также зарубежные специалисты — С.Л.Хейс, А. Карас, К. Схурс, Р. Вейл, занимались изучением отдельных аспектов повышения конкурентоспособности банковского сектора.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – на основе анализа актуальных направлений развития банковской системы Российской Федерации оценить влияние Торговой политики Российской Федерации на уровень конкурентоспособности отечественного банковского сектора, в том числе с учетом вступления России в ВТО. В ходе исследования стало очевидным, что анализироваться будет только внутренний рынок, так как конкурировать с иностранными банками отечественные пока не могут. Говорить о конкурентоспособности российских поставщиков банковских услуг на внешних рынках пока не приходится.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачаи:

проанализировать текущее состояние банковского сектора и выявить факторы, обеспечивающие конкурентоспособное функционирование банковской системы Российской Федерации;

изучить воздействие глобальных, макроэкономических, институциональных и микроэкономических факторов на устойчивость банковской системы;

определить направления развития банковского сектора Российской Федерации;

изучить правовую сущность механизма управления национальной банковской системой в условиях глобализации, в том числе при вступлении России в ВТО.

проанализировать влияние иностранных поставщиков банковских услуг на конкурентную среду на российском банковском рынке;

определить пути повышения уровня конкурентоспособности российской банковской системы;

Объектом исследования является современная банковская система Российской Федерации и факторы ее конкурентоспособности.

Предметом исследования — влияние инструментов и методов торговой политики на формирование конкурентоспособного банковского сектора в Росии.

Основная гипотеза работы – в целях повышения уровня конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации необходимо вмешательство со стороны государства. Концепция работы определена ее гипотезой и заключается в выявлении исторических причин низкой конкурентоспособности российской банковской системы, анализе ограничений, создаваемых текущей моделью развития банковской системы, изучении неоднозначного влияния государственного вмешательства на банковскую систему Российской Федерации. Концепция подкреплена методологической основой и эмпирической базой исследования.

Методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов в сфере управления банковскими процессами, конкурентоспособности. Эмпирическая база исследования состоит из законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации и федеральных законов в отношении функционирования и регулирования деятельности национальной банковской системы, официальных данных и информационно-аналитических материалов Центрального банка Российской Федерации, теоретических и научно-практических изданий, материалов СМИ.

Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из 3 глав, введения и заключения.

В первой главе – «Роль торговой политики государства в обеспечении экономических интересов бизнеса» – изучено значение внешнеэкономической политики государства в формировании конкурентоспособности отрасли, рассмотрены основные подходы к торговой политике государства и их роль в обеспечении конкурентоспособности, а также изучены инструменты многостороннего регулирования внешней торговли в рамках ВТО.

Во второй главе – «Особенности государственного регулирования банковского сектора Российской Федарации» — выявлены роль, место и функции банковской системы в современной российской экономике, изучены внутренние и внешние факторы конкурентоспособности российских поставщиков банковских услуг, изучены принципы государственного регулирования деятельности национальных банков, а также иностранных поставщиков банковских услуг.

В третьей главе – «Направления обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации» — были определены условия формирования и обеспечения устойчивого финансового равновесия в отечественной банковской системе, изучены плюсы и минусы вступления России во Всемирную торговую организация в разрезе сектора финансовых услуг, а также условия доступа иностранных поставщиков банковских услуг на российский рынок.

Заключение содержит основные выводы по результатам исследования.

1. Роль торговой политики государства в обеспечении экономических интересов бизнеса

1.1 Значение государственного регулирования в формировании конкурентоспособности отрасли

Конкурентоспособность – одно из сложных экономических понятий, рассматривать которое необходимо на нескольких уровнях:

конкурентоспособность страны;

конкурентоспособность отрасли;

конкурентоспособность фирмы;

конкурентоспособность товара

На сегодняшний день единого определения термина «конкурентоспособность» не существует. Будучи многомерным понятием, рассматриваться конкурентоспосбность должна на нескольких уровнях. Изучением термина конкурентоспособность как многостороннего понятия занималась российский ученый А.Ш. Хасанова. Согласно подходу ученого, конкурентоспособность, как элемент структуры конкурентных отношений, представляет собой совокупность конкурентных и монополистических отношений, а также нормативно-правовое регулирование этих отношений, реализация которого осуществляется как на уровне «объекта», так и на уровне «субъекта» рынка.

Конкурентоспособность фирмы может быть определена как способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать продукцию/услугу превосходя те, которые предлагают соперничащие фирмы, учитывая цену и неценовые качества. Конкурентоспособность фирмы — именно тот уровень конкурентоспособности, который вызывает наибольший интерес со стороны ученых и практиков. По мнению многих из них, нация может конкурировать только тогда, когда их фирмы могут конкурировать. По мнению М. Портера «на международных рынках конкурируют фирмы, а не страны». Внешние факторы, более или менее, одинаковы для всех конкурирующих на рынке фирм.

В то же время, повышения конкурентоспособности отрасли влияет на ее повышение на макроуровне.

Группа конкурентов, т.е. компаний, производящих аналогичные товары или услуги, и находящихся в конкуренции друг с другом формируют понятие отрасли. Конкурентоспособность отрасли формируются из степени удовлетворения потребителями качеством товаров и услуг, а также эффективностью производственной деятельности.

Конкурентоспособная отрасль учитывает изменяющиеся условия конкуренции, своевременно приспосабливается к изменившимся факторам, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Факторы, влияющие на конкурентоспособность, в свою очередь могут быть условно разделены на две группы: внутренние (конкурентные преимущества фирмы) и внешние (регулирование со стороны государства).

Будучи результатом предпринятых мер и действий, а также продуманной стратегии фирм, функционирующих в рамках конкретного сектора, отраслевая конкурентоспособность может рассматриваться как итоговый показатель стабильной работы фирм отасли.

Ниже приведены причины, по которым в рамках данного исследования логичнее рассматривать и изучать конкурентоспособность на отраслевом уровне, нежели на уровне фирмы:

Меры государственной экономической политики осуществляются, как правило, на отраслевом уровне;

Международные торговые соглашения чаще всего разрабатываются в отношении определенных отраслей;

Существует школа мысли в отношении конкурентоспособности, утверждающая, что международная конкурентоспособность существует только на отраслевом уровне.

Общая прибыльность компании в рамках отдельновзятой отрасли, окупаемость инвестиций, соотношение цены и качества – все эти параметры выстпупают мерами отраслевой конкурентоспособности. Зачастую отраслевая конкурентоспособность является лучшим индикатором экономического благосостояния страны нежели конкурентоспособность фирмы, так как благополучие конкретной компании может быть связано с использованием уникальных специфических факторов производства, в то время как успех нескольких фирм свидетельствует о наличие тех факторов, использование которых может быть распространено и на других игроков национального рынка. Оценивая конкурентоспособность отрасли, главной движущей силой которой является только одна фирма, необходимо проанализировать чем в большей степени объясняется ее успех – монопольной властью, государственной поддержкой или все таки истинной эффективностью.

Зачастую производительность выступает синонимом термина конкурентоспособность, а также ее существенным показателем. М.Портер определяет конкурентоспособность ростом производительности труда, что в свою очередь отражается на снижении затрат и дифференциации продуктовой линейки. В своей моделе «типовых стратегий» М.Портер также выделяет эти критерии. Существует мнение, что компания, отрасль или страна с высочайшей производительностью может расцениваться как наиболее конкурентоспособная.

В российской науке вопрос конкурентоспособности отрасли исследовался многими учеными. Согласно теории российского ученого Р. А. Фатхутдинова, крупнейшие фирмы того или иного сектора определяют конкурентоспособность всей отрасли. Крупнейшими фирмами в данном случае выступают те, на которые приходится больше половины объема продаж всей отрасли. В таком случае уровень конкурентоспособности сектора определяется следующим образом:

где n – количество фирм отрасли, — удельный вес фирмы по объему продаж среди n фирм, ,

— конкурентоспособность i-й фирмы.

Единого подхода в оценке конкурентоспособности на макроуровне пока что тоже не выработано. С одной стороны, конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны» с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам. В отношении данного вопроса существуют две крайние позиции, занимаемые П.Кругманом и М.Портером. По мнению М.Портера страновая конкурентоспособность определяется отраслевой. По мнению ученого конкретные факторы, например высококвалифицированная рабочая сила, специфические условия спроса, а также условия внутренней конкуренции предоставляют странам преимущества в международной торговле.

Конкурентоспособность страны в большой степени определяется позицией государстсва в системе международных отношений. Объем экспорта и потребления внутри страны во многом определяет ту долю мирового рынка, которой владеет отдельно взятая страна, это же может послужить данными для количественной оценки конкурентоспособности страны (Таблица 1).

Теория П.Кругмана основана на классической теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо и сводит понятие конкурентоспособности к производительности используемых факторов.

Таблица 1: Концептуальная схема формирования конкурентоспособности страны и целей ее повышения.

Источник: Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – стр 18

На практике вопросами страновой конкурентоспособности занимается целый ряд глобальных организаций. Международный институт развития менеджмента Лозанны и Всемирный экономический форум ежегодно занимаются исследованием уровня конкурентоспособности стран мира, а по результатам издают отчеты. В процессе исследования страны сравниваются по массиву данных, количественных и качественных – 194 показателя в системе анализа ВЭФ, 331 – в системе Международного института развития менеджмента, который ежегодно публикует результаты исследования в виде доклада – The IMD World Competitiveness Yearbook. До 1996 отчеты готовились совместно с аналитической группой ВЭФ.

ВЭФ ежегодно выпускает доклад, включающий в себя рейтинг глобальной конкурентоспособности — The Global Competitiveness Report, основанный на двух индексах: глобальной конкурентоспособности и конкурентоспособности бизнеса.

Результаты исследований конкурентоспособности стран и регионов, опубликованные в отчете The IMD World Competitiveness Yearbook, для целого ряда стран используются при определении политики по повышению национальной конкурентоспособности, а также менеджерами крупных компаний при формировании стратегии развития. Рейтинг стран формируется на основании 20 индикаторов – четрые основных показателя, каждый из которых включает в себя пять факторов. Общее состояние экономики, эффективность государственного регулирования, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры – каждый из этих четырех показателей, характеризующих ключевые аспекты экономического развития страны, имеют равный вес.

Согласно результатам нового исследования Института менеджмента от 2012 года, не изменив своей позиции, лидером стал Гонконг. Тройку лидеров дополнили Соединенные Штаты и Швейцария, а в первую десятку самых конкурентоспособных экономики мира вошли: Сингапур, Швейцария Канада, Тайвань, Норвегия, Германия и Катар.

По результатам 2011 года Россия находилась на 49 месте, а в 2012 году переместилась на 48 из 59 возможных, не смотря на то, что ключевые показатели, которые оказывают влияние на оценку, практически не изменились. Следует отметить, что Россия оказалась единственной страной из БРИК, которая улучшила свои позиции. Вместе с тем, она пропустила вперед другие страны БРИК: Китай занял 23 место, Индия — 35, а Бразилия — 46. Составители рейтинга считают, что развивающиеся экономики пока не застрахованы от влияния потрясений, происходящих в развитых странах мира, поэтому большинство экономик Восточной Европы, Азии и Латинской Америки продемонстрировали спад в прошедшем году.

На современном этапе развития рыночной экономики, государство наделено функцией своевременного выявление и адекватного воздействия на отрицательные результаты механизма конкурентных рыночных отношений. Государство использует различные инструменты регулирования экономических отношений, разделить которые можно на прямые и косвенные. К первым относятся административные меры влияния на регулируемые отношения. К вторым – экономические меры воздействия.

Роль государства – поддерживать сложившиеся экономические отношения и главный рыночный механизм – конкуренцию. Поддерживая конкурентные процессы, государство осущетсвляет выполнение своей основной экономической задачи – удовлетоворение потребностей населения через производство конкурентоспособных товаров и услуг.

Отношение научного сообщества к вмешательству государства в регулирование рынка и конкурентных отношений было различным на разных этапах развития экономики.

В период становления рыночных отношений государственное регулирование было признано необходимым аспектом для развития торговли и промышленности. Однако по мере развития рыночных отношений вмешательство государства стало рассматриваться как помеха в развитии экономики. А.Смит был одним из первых, кто наиболее полно обосновал идею экономического либерализма. Чем меньше степень вмешательства государства в экономику, тем эффективнее функционирует рынок – так считали А.Смит и его последователи. А.Маршал и сторониики его взглядов также считали, что хозяйство, основанное на конкуренции, способно к саморегулированию и отрицательно относились к вмешательству государства в отношения конкуренции, полагая, что в этом основная причина монополизации экономики.

Противоположной позиции придерживался Дж.М.Кейнс, отрицая способность рыночного механизма к саморегулированию. Кейнсианская концепция доказала необходимость кардинального вмешательства государства в рыночную экономику.

Эра высочайшей конкуренции в последние десятилетия вызвала необходимость продуманого управления конкурентоспособностью. Исходя из сказанного выше, для достижения максимальной конкурентоспособности на каждом уровне должны применяться соответствующие этим уровням механизмы и модели. На государство возложена важная роль по поддержанию высокого уровня конкурентоспособности страны на мировой арене, но достигнуть этого можно только применяя продуманную стратегию. Дело в том, что все страны не могут быть конкурентоспособными согласно единому подходу. Многие страны вообще не являются конкурентоспособными не по одному из определений данного понятия, однако это не мешает им конкурировать на мировых рынках. Понимание причин, по которым фирма, отрасль или страна конкурентоспособна, обозначает направление для усовершенствования компаний и модернизации национальной экономики. С задачей повышения производительности труда в различных отраслях промышленности сталкивается каждая страна, но государства, способные мыслить в масштабе всей экономики в целом, способны добиться высоко уровня национальной конкурентоспособности.

1.2 Основные подходы к внешнеэкономической политике

Внешнеэкономическая политика – целеноправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Торговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций, валютная политика – все это основные составляющие внешнеэкономической политики государства.

Одним из важнейших видов внешнеэкономической политики государства является торговая политика – политика, которая проводится государством в отношении внешней торговли посредством налогов, субсидий и ограничений на импорт или экспорт. Формируясь под воздействием экономических интересов национальных производителей и потребителей товаров и услуг, импортеров и экспортеров, будучи тесно связаной с внутренней экономической политикой государства, торговая политика может быть протекционистской или либеральной.

Одной из первых экономических школ считается меркантилизм, появившаяся в начале XVI века и применяющаяся до середины XVIII века. Основная идея, которую продвигали меркантилисты – поддержание положительного торгового баланса, за счет сдерживания импорта и поощрения экспорта. Тем самым обосновывалась необходимость активного государственного регулирования внешней торговли, в частности в форме протекционизма.

В эпоху меркантилизма основным источником богатства считалась торговля, а ее основной выгодой был ввоз золота и серебра в страну.

Эпоха раннего, или денежного, меркантилизма (XV – начало XVI вв.) характеризуется государственныи мерами, направленными на удержание денег в стране, такими как:

Ограничение ввоза товаров в страну через установление более высоких цен на импортируемую продукцию;

Государственная монополия на торовлю валютой;

Запрет на вывоз за границу денег, вырученных иностранцами. Суммы вырученные за продажу товаров необходимо было тратить на территории страны.

Согласно данному подходу, выгода одной страны реализовывалась за счет затрат другой страны, которая экспортировала золото и серебро – международная торговля не приносила никаких чистых доходов.

Эпоха позднего меркантилизма, получившая свое развитие в второй половине XVI века и в XVII веке, характеризовалась смещением акцента государственной экономической политики с идеи “денежного баланса” в сторону “торгового баланса”. По мнению сторонников данного подхода, чем больше разница между стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров, тем богаче государство.

Достичь этой разницы предлагалось двумя способами: снятие жестких ограничений на вывоз товаров из страны (для достижения большего богатства разрешался вывоз только готовой продукции, так как от продажи сырья денег выручается меньше) и снятие ограничений на вывоз денег из страны – для осуществления посреднической торговли.

Формирование активного торгового баланса могло быть достигнуто при помощи регулирования государством ввоза иностранных товаров, путем обложения пошлинами, и вывоза национальной продукции, через поощрение локальных производителей. Данные идеи и представляют собой теоретическую базу политики протекционизма. Начиная с XVII века в разной степени к политике протекционизма обращалась практически каждая страна мира.

А.Смит опровергал идею о том, что национальное богатство измеряется размером государственной казны в своем знаменитом трактате «Богатство народов». А.Смит выдвинул критику в отношении идей меркантилистов: во-первых, по мнению ученого, свободная торговля способствует выйгрышу для всех ее участников, во-вторых он утверждал, что страновая специализация позволяет экономить на масштабе, что в свою очередь повышает эффективность и подгоняет экономический рост. Наконец, А.Смит утверждад, что сговор между государством и производителями совершенно не выгоден для экономики.

В то время как политика меркантилизма осуществлялась в интересах государства, идея невмешательсва или свободного рынка, обоснование которой можно найти в трудах А.Смита, в более широком смылсе охватывала все население страны.

Политика свободной торговли позволяет странам сконцентрировать свои усилия на производстве продукции или оказании услуг, в той сфере, где они имеют сравнительные преимущества. Сформирулированная Давидом Рикардо в начале XIX века, сама модель сравнительных преимуществ основывается на теории абсолютных преимуществ Адама Смита. Выдвинув и обосновав принцип сравнительных преимуществ, Д.Рикардо смог обосновать выгоды, приносимые отдельным странам от международной специализации производства.

Д. Рикардо, так же как и А.Смит был сторонником ограничения вмешательства государства в экономику. Они придерживались мнения, что механизм дейсвтия экономических законов, при отсутсвии государственнго вмешательства, поддерживает экономическую систему в состоянии равновесия. Действие сил спроса и предложения и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы, устанавливающимся стихийно.

В середине ХХ века теория международной торговли, основанная на трудах Давида Рикардо, была дополнена трудами Эли Хекшера и Бертила Олина, в основе которой лежит теория сравнительных преимуществ на основе различий запасов факторов производства, а не межстрановых различий. Но в послевоенный период развитие международной торовли происходило в больше степени за счет интеграции стран с похожим уровнем развития, набирала обороты внутриотраслевая торговля. Именно эти причины послужили появлению новой теории международной торговли.

Так как классические модели не могли объяснить новых тенденции, в 1960-х годах ряд экономистов, Герберт Грубел и Бела Беласса например, стали заниматься изучением новой теории, а впоследствии Пол Кругман использовал их за основу своего исследования новых тенденций развития международной торговли.

Основной идеей новой теории международной торговли, основоположником которой считается Пол Кругман, является экономия от масштаба. Страны, не наделенные уникальными факторами производства, концентрируя свои силы в производстве того или иного продукта, за счет увеличения масштабов производства снижают свои издержки, тем самым их товары становятся более дешевыми и спрос на них растет. Оптимальное количество фирм достигается в момент, когда средние издержки становятся равными цене.

Главным отличием новой теории Пола Кругмана является факт выиграша от глобализации всеми участниками данного процесса. За счет снятия торговых барьеров число фирм, функционирующих на локальном рынке увеличивается, так как помимо отечественных появляются еще и иностранные, при этом для противостояния конкуренции фирмы укрупняются, становятся более эффективными, а их количество сокращается. В тоже время важно отметить, что данная модель описывает теорию торговли между экономически развитыми странами, для торговли между странами с разным уровнем развития актуальной остается теория Хекшера – Олина.

Новая теория международной торговли также учитывает роль государственного регулирования в поддержке новых отраслей и развития ключевых для экономики страны секторов. Развивающимся странам может понадобиться тарифная защита и субсидирование производства для стимулирования создания капиталоемких отраслей. Фирмы отраслей, получающих поддержку в течение нескольких лет, будут иметь возможность использовать эффект экономии от масштаба, а после достижения конкурентоспособности отказаться от государственной помощи. Введение тарифов может привести к замещению импорта отечественным производством, а так же к стимулированию экспорта.

Идея государственной поддержки новых отраслей промышленности является достаточно противоречивой. По мнению многих экономистов, государственная поддержка может привести к неэффективности в долгосрочной перспективе, так как правительство не всегда склонно поддерживать именно те отрасли, которые нуждаются в помощи, что в свою очередь создает тенденцию для влиятельных кругов бизнеса, полагающихся на помощь со стороны государства.

Протекционизм может быть использован как один из методов торговой дискриминации отдельных государств. В разрезе международной политики, введение протекционистских мер может спровоцировать иностранные государства к ответным мерам и в последствии к торговой войне, когда в убытке останутся все ее участники.

Сегодня процесс содействия развитию внешней торговли становится все более комплексным, набор инструментов государственного регулирования значительно расширяется. Внешнеэкономическая политика на современном этапе характеризуется развитием многосторонних отношений в системе международной торговли. В центре этой системы находятся международные организации, такие как Всемирная Торговая Организация, диктующая свои нормы и правила торговых отношений между странами участниками.

1.3 Многостороннее регулирование внешней торговли и Всемирная торговая организация

Как уже говорилось ранее, в центре современной многосторонней торговой системы находится Всемирная Торговая Организация. После вступления в ВТО, страна принимает на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, которые носят название «Многосторонние торговые соглашения», и состят из следующих приложений: «Многосторонние соглашения по торговле товарами», «Генеральное соглашение по торговле услугами», «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности», «Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров» и «Механизм обзоров торговой политики».

На сегодняшний день нормами и правилами ВТО регулируется около 97% мировой торговли товарами и услугами. ВТО является приемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле – ГАТТ, действовавшего с 1947 года. Соглашение об учреждении организации предусматривает контроль за реализацией установленных соглашений и договоренностей. Во многом принцип функционирования ВТО совпадает с ГАТТ, но имеет возможность контролировать не только вопросы соглашений в области торговли товарами, а также услугами и в области аспектов прав интеллектуальной собственности. Так же неотъемлемой частью ВТО является механизм разрешения торговых споров, уникальный в своем роде.

Основные принципы глобального, многостороннего регулирования международной торговли, заложенные в правовые документы ВТО, носят универсальный характер и могут рассматриваться как дальнейшее развитие правовых основ регулирования международной торговли. Ниже рассмотрены основные принципы регулирования международной торговли в рамках ВТО.

Основными правовыми положениями ВТО, которые отвечают за торговлю без дискриминации между членами, являются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Другими основополагающими принципами ВТО являются регулирование торговли тарифными методами и отказ от количественных и иных ограничений, прозрачноть торговой политики, а также разрешение торговых споров через консультации и переговоры.

Определение РНБ можно найти в первой статье ГАТТ и заключается оно в том, что страны-участницы предоставляют взаимный безусловный режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных торговых операций, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Кроме того, РНБ контролирует все юридические аспекты покупки и продажи товаров на внутренних рынках.

Принцип национального режима обязывает стран-участниц предоставлять иностранным товарам тот же режим, что и национальным, в отношении покупки и продажи товаров на внутреннем рынке. Определение национального режима сформулировано в Статье III ГАТТ.

Учитывая тематику данного исследования, важно подробно остановиться на принципах регулирования торговли услугами. Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС ялвяется правовой основой регулирования современной международной торговли услугами и включает в себя само соглашение; приложения, определяющие отдельные виды услуг, в отношении которых некоторые статьи соглашения должны применяться определенным образом, а так же изъятия; перечень обязательств участников ВТО в отношении отдельных видов услуг.

Торговля услугами определяется ГАТС как трансграничный обмен, потребление в пределах национальной территории, «коммерческое присутствие» и путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств. Сфера действия соглашения определена «Классификационной схемой ВТО» и включает в себя 161 вид услуг.

Подобно общим приципам ВТО, наиболее важными для ГАТС являются принцип РНБ, принцип прозрачности регулирования и принцип национального режима.

РНБ контролирует предоставление всем участникам процесса международной торговли услугами одинаковые условия. Приложение к ГАТС допускает изъятия из РНБ в силу существующего регионального сотрудничества между странами.

Учитывая специфику самого понятия «услгуа», ГАТС допускает предоставление национальным поставщикам лучших условий, чем иностранным, так как национальное регулирование по сути может быть единственным способом предоставления поддержки.

Благодаря либерализационной политике ВТО, барьеры на пути международной торговли за последнее время удалось значительно сократить. Регулирование международных торговых отношений сегодня развивается в сторону снижения роли классических инструментов ее регулирования, таких как квоты и пошлины, вследствие этого страны-участники стали чаще прибегать к так называемым «скрытым» мерам защиты своих рынков от конкуренции со стороные иностранных государств. Применение подобных мер сложно контролировать. Одной из наиболее распространенных мер скрытого протекционизма являются технические барьеры: соблюдение национальных стандартов, сертификаты качества, санитарные и фитосанитарные нормы.

Правила, регулирующие порядок использования подобных мер, могут изменить сложившуюся ситуацию. Данному вопросу страны-участники ВТО уделяют большое внимание. В целях соблюдения принципа национального режима, ВТО осуществляет деятельность, направленную на снижение злоупотреблений в области применения «скрытых» мер, таких как санитарные и фитосанитарные требования, технические стандарты. Однако этот процесс усложняется существенными различиями во внутренних стандартах между развитыми и развивающимися странами-участниками организации.

В последнее время члены ВТО также активно обсуждают возможность ограничения использования мер государственной поддержки национальных поставщиков товаров и услуг в системе международной торговли. Ведутся активные переговоры на тему корректировок законодательных норм, регламинтирующих применение стимулирующих нациоанальную поддержку мер государственной политики. В отношении международной торговли товарами степени либерализации достаточно высока. В отношении торговли услугами – находится на начальной стадии. Стабильный прирост доли услуг в ВВП не только развитых, но и развивающихся стран, способствует смещению приоритетов в область либерализации сектора услуг.

Принимая во внимание тот факт, что факторы, сдерживающие либерализацию, схожи как для торговли товарами, так и для торговли услугами, соблюдение странами-участниками режима наибольшего благоприятствования и национального режима в том числе и в международной торговле услугами должны стать результатом либерализации сектора услуг. В настоящее время многие участники ВТО устанавливают не всегда оправданные жесткие требования, например к уровню квалификации или национальной принадлежности к поставщикам услуг из зарубежа, в результате чего, в международной торговле услугами через трансграничные поставки или потребление за рубежом сохраняется высокий уровень защиты.

Достижение значительного уровня либерализации в области прямых иностранных инвестиций способствует развитию междунродной торговли услугами, осуществляемой через коммерческое присутствие фирм-поставщиков в принимающей стране. Развитые страны, выступающие в данном случае экспортерами капитала, активно лоббируют расширение прав инвесторов, что вынуждает зачастую страны с низшим уровнем развития принимать менее выгодные им условия, усиливая тем самым дифференциацию стран.

Обеспечение мобильности трудовых ресурсов имеет первостпенное значение в регулировании торговли услуг, осуществляемое путем передвижения рабочей силы. Данной области с стороны ВТО было уделено наименьшее внимание. Низкая мобильность неквалифицированной рабочей силы ограничивает возможности развивающихся стран в секторе услуг.

Перечисленные выше аспекты указывают на сложившийся торговый режим, от которого выигрывают страны, обладающие высококвалифицированной рабочей силой и использующие современные высокие технологии. Страны не имеющие подобных конкрутентных преимуществ, вынуждены принимать условия игры. Деятельность ВТО в области либерализации торговли услугами находится на начальном этапе.

Актуальные тенденции международной торговли требуют постоянного усовершенстования либерализационной политики ВТО, в связи с чем происходит постоянное увеличение разнообразия торговых инструментов и правил их применения. Вместе с тем, ВТО фокусируется на сфере услуг и вопросам движения капитала и технологий. Подобные изменения в первую очередь соответствуют интересам развитых стран, так как направлены на создание наиболее благоприятных условий для осуществления торгволи капиталоемкими товарами и услугами. До тех пор пока в стране не будет достигнут достойный уровень использования высоких технологий, она не сможет воспользоваться всеми преимуществами международной торговли.

2. Особенности государственного регулирования банквоского сектора Российской Федерации

2.1 Общая характеристика банковского сектора Российской Федерации

Понятие банковской системы чаще всего определяется как совокупность банков, финансовых организаций и инфраструктуры, обеспечивающих стабильное и устойчивое ее развитие. Банковская система Российской Федерации состоит из Банка России, кредитных организаций, а также представительств иностранных банков. Банки и финансовые организации в меньшей степени в нашей стране существуют как самостоятельный сектор, а в большей степени нацелены на поддержание функционирования реальных секторов экономики.

Актуальное состояние банковского сектора Российской Федерации во многом определяется состоявшимся глобальным финансово-экономическим кризисом и его последствиями.

На момент прихода глобального кризиса в Россию, национальная банковская система была достаточно слабой, что усугубило ситуацию, а также затруднило выход из кризиса. По мнению многих экспертов, сегодня все последствия глобального кризиса многим странами, включая Россию, еще не преодолены.

На фоне общего спада деловой активности, глобальный финансово-экономический кризис стал причиной существенных падений темпов экономического роста, который приобрел отрицательное значение. В промышленно развитых странах падение темпов роста ВВП колебалось от 2,4% (в США) до 5,2% (в Японии), в России за 2009 г. ВВП уменьшился по сравнению с предшествующим годом на 7,9%. В тяжелом финансовом положении оказались все субъекты экономических отношений, но особенно остро стояли проблемы перед банковским сектором, на котором разразившийся кризис отразился в первую очередь.

В целом, в период кризиса развитие банковского сектора сопровождалось серьезными проблемами: на фоне сохраняющейся низкой капитализации национальной банковской системы, банки столкнулись с активным увеличением зависимости от внешних источников финансирования – по данным на конец 2008 года внешний долг банков составлял около 20% национальной банковской системы.

Пареллелльное ухудшение еще нескольких факторов – банкротства американских банков, падение цен на нефть и как следствие дестабилизация финансовой системы Российской Федерации привели к массовому оттоку капитала со стороны инвесторов. Предпринятые в ответ на сложившуюся ситуацию меры Банка России и Правительства Российской Федерации были направлены на уменьшение негативного эффекта на национальную экономику и разработку, а также дальнейшее осуществление банковской антикризисной политики. Тем не менее, 2009 год, ставший периодом постепенного восстановления и адаптации к новым условиям, оказался достаточно сложным. Следствием ухудшения общеэкономических условий стало падение относительных и абсолютных значений показателей деятельности банковского сектора, стагнация кредитной активности, потеря качества и рост проблемных активов, снижение финансовых результатов деятельности.

Согласно данным Отчета о Развитии банковского сектора и банковского надзора в период кризиса произошло сокращение количества действующих кредитных организаций с 1136 до 1108, а 36 банков лишились лицензий, была произведена реорганизация в форме присоединения 5 кредитных организаций, было выдано 13 новых лицензий на осуществление банковских операций (по результатам 2008 года). За 2009 г. произошло сокращение количества действующих кредитных организаций почти на 5%, по результатам 2010 года с рынка ушли еще почти 5% действующих банков, 28 банков были лишены лицензии. Из приведенных выше данных следует, что в посткризисном периоде сохранился общий тренд на сокращение количества действующих кредитных организаций. Следует отметить, что сокращение количества действующих кредитных организаций не является критическим, таковым по мнению экспертов является уход с рынка 20% банков, и в то же время врядли стремительное сокращение связано исключительно с наступлением кризиса. По данным статистики Центрального Банка России в период с 2004 по 2009 год общее количество действующих кредитных организаций сократилось почти на 17%.

Отличительной чертой состояния банковского сектора Российской Федерации является высокий уровень концентрации активов у ограниченного круга банков. Актуальная банковская система Российской Федерации характеризуется высокой концентрацией – в нашей стране она ниже мировой. По результатам за 2012 год больше половины прибыли, полученной в данном секторе, приходится на пять государственных банков – Сбербанк, ВТБ, «Россельхозбанк», «Газпромбанк» и «Банк Москвы». Например в США за последние 20 лет концентрация капитала 25 крупнейших банков имела тенденцию к снижению. В Германии рыночная доля крупнейших банков находится на уровне 22%. Стоит также отметить не только тенденцию к укрупнению банков, но и достаточно активные процессы по слиянию и объединению в банковской сфере. Капитал банковского сетора Российской Федерации на 70% сконцентрирован в Москве, в более маленьких городах и регионах функционируют филиалы столичных банков, количество местных игроков сокращается. У филиалов крупных банков мало свободы в выборе направления развития, так как они подчиняются общей стратегии банка, которая часто не учитывает потребности регионов, в результате чего филиалы теряют потенциальных клиентов, а соответственно и прибыль. В данной ситуации одна из основных задач государства – создать эффективную антимонопольную среду: законодательные и институциональные рамки для справедливой конкуренции на рынке финансовых институтов.

Важным аспектом текущего состояния банковской отрасли является активное государственное участие в активах банковского сектора. По данным отчетов, в середине 1990-х годов, на долю банков с государственным участием в капитале приходилось около 31% банковских активов, по итогам 2009 года – 54%, на сегодняшний день она держится на уровне 51%. Сложившаяся ситуация имеет как свои плюсы, так и минусы. В первую очередь, госбанки способны обеспечивать устойчивость банковской системы в периоды экономических кризисов, а также они являются сильными конкурентами для иностранных поставщиков банковских услуг.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст