Реформирование школьного образования и здоровье учащихся

РЕФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Н.Т. Лебедева, А.К. Цыбин

Республиканский диспансер спортивной медицины

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Необходимость реформирования общеобразовательной средней школы — веление времени. Оно поддержано правительством РБ и реализовано Министерством образования в концепции (1996) и программе осуществления реформы (1997). Оба документа широко обсуждаются всеми, кто имеет отношение к школе, особенно учителями. На прошедшем в октябре 1997 г. 1-м Белорусском съезде учителей внесен ряд предложений по оптимизации школьного обучения и воспитания [31].

К сожалению, анализ концепции реформы позволяет выделить лишь одну строку в последнем абзаце раздела «Цели и принципы реформы», где написано: «Охрана здоровья молодого поколения» [16]. Косвенно аспекты здоровья вкладываются в понятия «гуманизация», «культура», «психофизическое развитие», «всестороннее развитие». В программе реализации школьной реформы проблемы сохранения и укрепления здоровья вовсе не заложены и не входят в число практических задач базового общего образования [33]. Вместе с тем, формирование здоровья происходит в детские, школьные годы. Именно здоровье позволяет реализовать в жизни знания, умения, навыки, полученные в учебно-воспитательных учреждениях.

Вызывает беспокойство факт, что ни на одном из 10 этапов реформирования общеобразовательной школы не запланировано участие врачей, и, прежде всего, научных работников профилактической медицины. Так на 1-м этапе (1997—1998 гг.), в эксперименте предусмотрено участие около 3000 учащихся 1-х и 5-х классов, 150 педагогических работников и вовсе не планируется медицинская оценка «цены здоровья», которая потребуется для освоения новой программы. Известное всем критическое состояние здоровья учащихся (только одна треть выпускников школ не имеет существенных отклонений здоровья), низкая успеваемость из-за перегрузок (недельная нагрузка старшеклассников 60 часов), обязывает привлечь медицинских специалистов к составлению учебных программ и экспертизе результатов их апробации в школе.

Такая необходимость обосновывается и тем, что приказ Минобразования и Минздрава РБ «О выполнении гигиенических требований» [30], санитарные правила для школ [36] выполняются лишь на 10—15%. Более того, в последних продолжает регламентироваться перегрузка учащихся: двухкомпонентный учебный план требует «не выше 40 часов в неделю». Кстати, отметим, что недельная нагрузка учителя составляет 18—20 часов. Игнорируются результаты многолетних исследований специалистов по гигиене детей и подростков РБ и РФ, а также НИИ возрастной физиологии, НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи. Наработки белорусских исследователей, посвященные оздоровлению подрастающего поколения и опубликованные в материалах научно-практической конференции «Актуальные вопросы гигиены детей и подростков» также не внедрены в жизнь школы. Не использованы разработки Госсанэпиднадзора России, внедренные в школах с 1 сентября 1997 г. [35]. В них уменьшена предельно допустимая недельная учебная нагрузка учащихся. Она составляет, например, в 1 классе 20 часов, в 8—9 — 32 часа, а в 10—11 классах — 33—36 часов. Важно и то, что «часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся».

Российские Санитарные правила и нормы для школ (СанПиН 2.4.2 — 576—96) содержат раздел о создании условий для удовлетворения биологической потребности школьников в движениях, дается примерный объем двигательной активности учащихся (заметим, что основы гигиенического нормирования двигательной активности школьников разработаны в Беларуси и взяты на вооружение в России, оставаясь незамеченными у нас [18])); включены положения о профилактических осмотрах учащихся и о комплексном оздоровлении в условиях школы детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Первый год работы школ Беларуси по новым программам не принес облегчения детям — перегрузки остаются. Сегодня еще нет методик преподавания, позволяющих улучшить усвоение материала за более короткий срок (совершенствование обучения идет за счет увеличения числа ежедневных уроков, в том числе и факультативных).

Ухудшает здоровье учащихся игнорирование школой биоритмов (суточных, сезонных, возрастных), что проявляется при составлении расписания уроков, нагрузок по учебным четвертям [4, 11, 18].

Профилактическая медицина, ее педиатрические и гигиенические службы, кафедры в медицинских вузах накопили немало материалов по профилактике заболеваний [2, 7-9, 11, 17, 20, 21, 23, 29, 34], формированию здоровья здоровых традиционными и нетрадиционными средствами и методами [3, 20, 24, 44], но их наработки остаются невостребованными школой.

Исполнители реформы скорее формально, чем по существу, привлекают медицину для решения задач реформирования школы, создания школы, оберегающей здоровье. Содержание издающихся учебников, пособий не рецензируется гигиенистами. В Национальном институте образования, Научно-методическом центре учебной книги и средств обучения нет медицинских специалистов (консультантов, рецензентов, членов авторских коллективов). Вместе с тем каждый школьный предмет (как справедливо отмечает В.Ф. Володько [10]) в определенной мере должен рассматриваться с позиций значимости его для каждого учащегося.

На всех этапах разработки и реализации школьной реформы необходимы совместные усилия педагогов, врачей и ученых. Эта работа может быть практически осуществлена через созданный в январе 1997 года координационно-аналитический центр Минобразования, а также центры на уровне регионов (областей, крупных городов), включающие разных специалистов, в том числе и медицинских. Однако практика свидетельствует, что педагоги (из лучших побуждений) сами берутся за подготовку медицинских аспектов в учебных программах, учебниках, методических руководствах, что существенно снижает качество последних.

Справедливости ради отметим инертность поликлинической медицины, которая загружена лечебной работой с больными. Недооценка профилактики [4, 7, 8, 12] привела к тому, что в школах нет врачей, хотя их ставки предусматривались приказом Минздрава СССР от 19.01.83 г. № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».

Углубленные осмотры учащихся выполняются формально. Например, распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводится без функциональной пробы сердечно-сосудистой системы, не диагностируется биологическая, моторная и школьная зрелость, затруднено диагностирование физического развития, т.к. современных стандартов нет. Более того, при осмотрах детям не даются развернутые немедикаментозные назначения по выравниванию выявленных отклонений здоровья, которые есть практически у каждого ученика. Формально ведется «листок здоровья класса». При таком подходе к фактическому оздоровлению школьников нет даже понимания необходимости донозологической диагностики (диагностики предболезни).

Министерство образования не направляет заявок в Министерство здравоохранения на подготовку врачей для школ. При современной организации работы врача в школе, он теряет свою квалификацию, т. к. от него требуется только исполнение обязанностей фельдшера по контролю за санэпидрежимом, прививками и организации санитарного просвещения.

В школьной реформе не отражен вопрос медицинского обслуживания, а следовательно не могут быть реализованы новые потребности школы и возможность сочетать работу врачей и со здоровыми, и с больными детьми в одном учреждении.

В общеобразовательных учреждениях необходимо обеспечить комплексное оздоровление детей с включением в его структуру психо-педагогической коррекции. В школах вместимостью свыше 500 учащихся запланирован медицинский блок с тремя помещениями, что позволяет выполнять не только профилактическую, но и лечебную, реабилитационную работу, предусмотренную перечнем практических навыков школьного врача-педиатра (приказ Минздрава РБ «О совершенствовании форм медицинского обеспечения школьников» от 30.08.1994 г. № 36/144). Медицинский блок школы может взять на себя врачебное обслуживание учителей. Медицинское обслуживание учащихся затруднено при действующей системе подростковой службы, когда школьники 15—17 лет обслуживаются не детской, а взрослой поликлиникой. Вместе с тем единое обслуживание, проверенное опытом Нижнего Новгорода, Твери, Воронежа, Санкт-Петербурга и др., подтверждает его целесообразность (улучшается диагностика, система реабилитационных мероприятий в учебно-воспитательном процессе).

Нет ожидаемой отдачи от работы «Центров здоровья» различных уровней (районных, городских), которые согласно положению об их работе осуществляют организационные мероприятия, ведут методическую, популяризаторскую деятельность среди населения, в том числе и в учебных заведениях. Центры здоровья недостаточно укомплектованы кадрами, имеют слабую материально-техническую базу. Самые лучшие памятки, лекции не могут заменить систематическую научно-методическую работу данных Центров. Необходимо повысить их статус — это должны быть научно-методические центры здоровья. Только в этом случае возможна так необходимая совместная работа с Министерством образования над сквозной системой разработки республиканских программ здорового образа жизни для учащихся с первого по выпускной класс, а также в вузах с первого по выпускной курс. Эту важную нишу заполнили педагоги, взяв на себя нужный, но качественно непосильный для них труд подготовки собственными силами специалистов по «новому» предмету — ВАЛЕОЛОГИИ.

Цель валеологии — дать знания (и умения) об индивидуальном здоровье человека, формируемом самим человеком. Валеология в своей основе — это гигиена детей и подростков, исполненная такими науками, как возрастная физиология, экология, социология, психология, педагогика. В настоящее время дискутируется понятие валеологии педагогами и врачами, наметилась их общая цель [15, 40— 42, 45]. Эта интегрированная дисциплина широко обсуждалась в НИИ возрастной физиологии в Москве 15-18 декабря 1997 г., где была организована «Школа по возрастной физиологии и валеологии». Участники школы — гигиенисты, морфологи, физиологи, психологи, педагоги разных регионов России знакомились с различными программами подготовки валеологов для школ, в обязанность которых входит внедрение системы обучения учащихся здоровью.

В большинстве регионов подготовка по данной специальности осуществляется на базе педагогических институтов (университетов) на протяжении 5-6 лет. Первые 3-4 года дается среднее медицинское образование, затем в течение 1-2 лет — психолого-педагогическое образование. По такой схеме уже заканчивается подготовка педагогов-валеологов для школ в Кемерово, Ростове-на-Дону, Саратове и др.

Есть опыт подготовки медицинских валеологов в Рязанском медицинском институте, институте повышения квалификации врачей Санкт-Петербурга [28]. В последнем преподается цикл валеологии по профилированным для разных специальностей врачей программам. Особое место в подготовке кадров занимает Санкт-Петербургская медицинская академия им. Мечникова (кафедра гигиены детей и подростков факультета постдипломной подготовки). Это самостоятельное структурное подразделение медицинской академии, которое готовит современных специалистов-педиатров, врачей-гигиенистов для практической работы в школах, при этом используется базовое высшее медицинское образование, которое существенно дополняется разделами профилактики, педагогики, психологии [8, 13, 14]. Такая подготовка врача для школ в наибольшей степени отвечает реформированию школьного образования.

В Беларуси подготовка педагогов-валеологов осуществляется при отсутствии базисной республиканской программы в различных вариантах (курсы, циклы и даже институт туризма и здоровья) часто с привлечением слабо подготовленных кадров. Усилия медицины, педагогики, психологии не объединены. Любой учитель, а не только валеолог, должен обладать знаниями по возрастной физиологии и гигиене детей и подростков, постоянно пополняя их в институтах повышения квалификации учителей. Изъян образования по разделам здравознания затрудняет формирование у каждого учителя знаний, умений и навыков по сохранению собственного здоровья. По нашему мнению, требуется принципиально иной подход в образовании и принципиально иная методология преподавания вопросов здоровья для обучающих и обучаемых. В учебных планах школ достаточно предметов, через которые можно и должно обучать детей здоровью без введения дополнительных часов на валеологию («Человек и его здоровье» 1-IV класс; «Биология», «Анатомия, физиология и гигиена», «Химия», «Охрана безопасности жизни», «Физическая культура» — V-XI классы).

Особо выделим физическую культуру, которая является мощным средством формирования здоровья [1, 5, 6, 15, 16, 18, 22, 25-27, 32, 39, 43]. Все дети нуждаются в оздоровлении средствами физической культуры. Необходимо усилить общеобразовательную и инструктивную направленности уроков: обучение способам и методам саморазвития, закрепление знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Нужен коренной пересмотр целей физического воспитания (гуманизация, задачи оздоровления), недопустима односторонняя ориентация на телесное развитие человека [10].

Концепция формирования физической культуры человека [23] предлагает использовать нагрузки, сбалансированные с индивидуальными возможностями и уровнем спортивных притязаний самого занимающегося. Она позволяет сформировать жизненно важные движения, заложить основы самоорганизации здорового стиля жизни, т.е. включает воспитание телесной культуры, интеллектуальное, социально-психологическое воспитание [22].

Разработки специалистов лаборатории мышечной деятельности НИИ возрастной физиологии научно обосновали необходимость формирования физической культуры с учетом наследственно обусловленной конституции телосложения. Она тесно взаимосвязана с функциональными и морфологическими особенностями организма и определяет специфическую для каждого типа реактивность.

Заслуживают внимания убедительные научные обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек на уроках физического воспитания. Разные сроки биологического, моторного созревания мальчиков и девочек, обусловливают различный уровень здоровья, сенситивные периоды становления двигательных, психоэмоциональных функций. Раздельные уроки лиц разного пола, начиная с дошкольного возраста, позволяют точнее учесть их анатомо-физиологические особенности, предложить адекватные, интересные для них физические нагрузки, закрепить навык самостоятельно использовать физкультуру для отдыха, укрепления здоровья [15, 18, 19, 24, 44].

Оздоровительная направленность школьной физической культуры должна явиться основным содержанием учебных программ при реформировании базисного образования. Новое осмысление понятия физической культуры вбирает в себя как минимум 5 разделов:

Физическая культура человека и общества.

Естественно-культурные основы физического развития и воспитания личности.

Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности.

Основы развития анатомо-физиологических и психофизиологических способностей человека и формирование здорового образа жизни.

Деятельный подход, включающий школьника в физкультурно-оздоровительную деятельность.

Каждому учителю (врачу) представляется возможность внести свой вклад в оздоровление детей средствами физической культуры. Вклад окажется более весомым, если педагог (врач) переосмыслит отношение к здоровью, и прежде всего к собственному здоровью, если будет считать укрепление своего здоровья профессиональным качеством и ежедневно будет сам использовать движения. Сегодня оздоровительную направленность физической культуры используют менее 3% учителей и 10% врачей.

Заслуживает внимания составление и выполнение ежегодной программы здоровья в каждой школе. Именно она объединяет усилия администрации школы, учителей всех профилей, медицинских и технических работников, направленные на реализацию максимально возможных систематических действий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Таким образом, реформирование школьного образования не может состояться без нового направления деятельности школы, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья обучаемых. Нужны не декларации, а реальные действия, направленные на:

— реализацию работы координационно-аналитического центра Минобразования при активном участии в нем профилактической медицины, вобравшей в себя всю многоплановость первичной, т.е. медико-социальной профилактики заболеваний;

— использование заказов медицине на разработку научных обоснований и организацию в школах новых форм медицинского обслуживания, школьных медико-психологических центров для учащихся и учителей;

— расширение сферы деятельности Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов по разделу научного обоснования физического воспитания школьников;

— подготовку (переподготовку) кадров, владеющих знаниями о физических и психических возможностях растущего организма и навыками организации и проведения учебно-воспитательной работы без нанесения вреда здоровью обучаемых;

— постоянное сотрудничество учителей со специалистами профилактической медицины при разработке учебных программ, методических материалов, новых технологий обучения;

— уточнение задач работы многочисленных организаций, называющихся «Центрами здоровья», при координации их деятельности;

— возобновление работы предприятий, изготовляющих оборудование для школ (парты, светильники, классные доски и т.д.), предметы детского обихода (одежду, обувь), отвечающие современным гигиеническим требованиям;

— создание информационного фонда социально-гигиенического мониторинга с блоком данных, характеризующих здоровье школьника;

— сотрудничество по реализации демонстрационного проекта программы СИНДИ «Здоровье школьника» с последующим внедрением профилактики важнейших неинфекционных заболеваний во всех регионах Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

Абросимова Л.И., Карасий В.Е. // Медицинские проблемы физической культуры.— М, 1978. — Вып. 6. — С. 38-41.

Абросимова Л.И. // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сб. науч. тр. — М., 1980. — С. 7-16.

Абросимова Л.И. // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания: Сб. тр. — М., 1989. — С. 6-16.

Апанасенко Г.Л. // Эволюция бионергетики и здоровья человека. — СПб.: «Петрополис», 1992. — 124с.

Баевский P.M. // Вестник АМН СССР. — Т. 189, № 8. — С. 73-78.

Байдонов В. Л. // Физическая культура и здоровье. — Мн., 1997. — № 6. — С. 119-124.

Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. — Уфа, 1992. — 133 с.

Веселов Н.Г. Социальная педиатрия (курс лекций). — СПб, 1996. — 396 с.

Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев: Штиинца, 1989.— 110 с.

Володько В.Ф. Суть и содержание предстоящей реформы школы. — Мн., 1996.— 13с.

Зайцева В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 1995.

Зайцева В. В., Сонькин В.Д. // Теория и практика физической культуры. — М., 1990. — № 7. — С. 46-51.

Захарченко М.П., Маймулов Б. Г., Шабров А. В. Диагностика в профилактической медицине. — СПб., 1997. — 514 с.

Kapaceвa T.B. Социально-экономические проблемы в организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с хронической патологией в условиях медицинского страхования: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. — Оренбург, 1995. — 35 с.

Клебанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. — СПб., 1998. — 230 с.

Концепция реформы общеобразовательной средней школы (постановление Кабинета Министров РБ от 21 августа 1996 № 554).

Лебедева Н.Т. // Физиология человека в природных условиях СССР. — Л., 1969. — С. 20—31.

Лебедева Н.Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. — Мн., 1973.

Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей. — Мн 1993. — 208 с.

Лебедева Н.Т., Пилютис Е.В., Цыбин А.К. // Здравоохранение Беларуси. —1994. — № 5. — С. 31- 34.

Лебедева Н.Т., Борисов Ц.К., Колосовская Л.А. // Здравоохранение Беларуси. — 1997. — № 10. — С. 26-28.

Лебедева Н. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. — Мн., 1996. -145 с.

Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.— М., 1992. — 120 с.

Методические рекомендации «Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников (6—10 лет)». — Мн., 1992. — С. 43.

Методические рекомендации по организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, гимназий и лицеев в 1997—1998 уч. году // Учительская газета. —1997. — 23 августа.

Минх А.Л. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. — М., 1976. — 383 с.

Муравов И.В. // Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. — Киев, 1989. — 270с.

Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота: В 5 томах. — СПб., 1996.

Пихтеев Б.А. // Педиатрия. — 1988. — № 12. — С. 57-61.

Приказ Министерства здравоохранения, Министерства образования Республики Беларусь «О выполнении гигиенических требований при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях» от 22.03.1995 г. № 99/34.

Приложение к докладу Министра образования РБ Стражева В. И. на 1-м съезде учителей РБ. — Мн., 1997. — 86 с.

Программа по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (переработанная и дополненная). — Мн., 1998. — 24 с.

Программа реализации реформы общеобразовательной школы РБ // Учительская газета (Минск). — 1997. — 8 февраля.

Ростовцев В.Н. // Мед. новости. — 1996. — № 8. — С. 11-16.

Санитарные правила и нормы для школ России (СанПиН 2.4.2-576-96).

Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. СанПиН № 14-46-96. — Мн., 1997. — 63с.

Сауткин М.Ф. Медико-биологические аспекты физического образования школьников и студентов. — М., 1991.- 103 с.

Стражев В. И. // Состояние и пути развития школьного образования в РБ (доклад Министра образования на 1-м Белорусском съезде учителей). — Мн., 1997. — 50 с.

Сухарев А.Г. // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991. — 270 с.

Татарникова Л. Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (для учащихся 5—7 классов). — СПб., 1997. — 278 с.

Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. — СПб., 1997. -415с.

Татарникова Л. Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология — основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени).— СПб., 1997. — 236 с.

Хрущев В. С. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. — Смоленск, 1997. — С. 226-227.

Цыбин А. К. Опыт отработки модели по совершенствованию оздоровительной работы в школе // Здравоохранение. — 1998. — в печ.

Шабров А. В., Маймулов В. Г. // Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача). — СПб., 1997. — С. 11-16.