Республиканская целевая программа «Развитие лесного хозяйства в

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 15.10.2012 № 439

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие лесного хозяйства в Чувашской Республике на 2012–2020 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

республиканская целевая программа «Развитие лесного хозяйства в Чувашской Республике на 2012–2020 годы» (далее – Программа)

Основание для принятия решения о разработке Программы

Соглашение о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 24 февраля 2012 года

Государственный заказчик – координатор Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды Чувашии)

Государственные заказчики Программы

Минприроды Чувашии, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Минприроды Чувашии

Цели Программы

повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров;

минимизация социально-экологического ущерба, наносимого лесными пожарами;

повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов, неблагоприятных факторов;

обеспечение эффективного воспроизводства лесов;

формирование условий для интенсификации использования лесов и качественного выполнения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Чувашской Республики;

модернизация и техническое перевооружение действующих производств, создание новых производств, в том числе обеспечивающих комплексную переработку древесины

Задачи Программы–создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров;

развитие и внедрение современных методов профилактики возникновения и распространения лесных пожаров;

модернизация материально-технической базы обнаружения и тушения лесных пожаров;

предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств;

планирование и осуществление лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий в виде выборочных, сплошных санитарных рубок и уборки захламленности как наиболее действенного и быстрого способа, позволяющего улучшить санитарное состояние насаждений и уменьшить потери древесины в результате гибели древостоя;

планирование и проведение по мере необходимости мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

увеличение площади лесов на территории Чувашской Республики;

увеличение доли лесных культур, создаваемых посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;

улучшение качественного состава лесов за счет эффективных рубок ухода, особенно рубок ухода в молодняках;

ведение государственного лесного реестра, интенсификация использования лесов;

развитие системы государственной инвентаризации лесов;

создание эффективной системы лесоустройства, лесного проектирования и планирования;

внедрение системы кадастрового учета лесных участков в лесном хозяйстве;

повышение эффективности осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации;

повышение эффективности управления предприятиями, профессионально-квалифицированного уровня управленческого персонала;

развитие производства конкурентной продукции; формирование интегрированных структур на базе лесопромышленных предприятий;

решение социальных проблем, сохранение существующих и создание новых рабочих мест

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы–к 2021 году предусматривается достижение следующих показателей:

лесистость территории Чувашской Республики – 32,6 процента;

доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда – 41,0 процента;

объем платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда – 138,1 рублей/га;

соотношение поступивших платежей в федеральный бюджет за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, и объема израсходованных средств из федерального бюджета на осуществление переданных органам государственной власти Чувашской Республики полномочий Российской Федерации в области лесных отношений – 44,1 процента;

соотношение поступивших платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, и объема израсходованных средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление переданных органам государственной власти Чувашской Республики полномочий Российской Федерации в области лесных отношений – 113,0 процента;

удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от лесных пожаров, – 0,092 процента;

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по числу случаев), в общем количестве ликвидированных пожаров – 74,0 процента;

удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, – 0,009 процента;

доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления – 77,8 процента;

соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений – 65,0 процента;

доля площади созданных лесных культур с улучшенными наследственными свойствами древесных пород в общей площади искусственного лесовосстановления – 35,7 процента;

доля покрытых лесной растительностью земель, занятых хвойными породами, – 32,3 процента;

доля покрытых лесной растительностью земель, занятых твердолиственными породами, – 22,4 процента;

доля площади лесов, на которых проведено лесоустройство, – 100,0 процента;

доля лесов, охваченных регулярной государственной инвентаризацией лесов, – 100,0 процента;

увеличение количества выполненных заявок на предоставление выписок из государственного лесного реестра – 105,0 процента;

уровень постановки лесных участков на кадастровый учет – 100,0 процента;

доля площадей земель лесного фонда, предоставленных для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, – 12,5 процента;

соотношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства и суммы нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства – 38,0 процента;

увеличение объема отгруженной продукции (к 2011 году) – 250,8 процента;

индекс производства (к предыдущему году) – в среднем 106,0 процента;

рост производительности труда (к 2011 году) – 275,8 процента;

рост среднемесячной заработной платы (к 2011 году) – 274,9 процента

Срок и этапы реализации Программы

2012–2020 годы

I этап – 2012–2014 годы;

II этап – 2015–2017 годы;

III этап – 2018–2020 годы

Перечень подпрограмм

«Охрана лесов от пожаров»;

«Защита лесов от вредных организмов, неблагоприятных факторов»;

«Воспроизводство лесов»;

«Обеспечение использования лесов, ведение государственного лесного реестра, осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации»;

«Развитие лесопромышленного комплекса»

Объемы и источники финансирования Программы–общий объем финансирования Программы в 2012–2020 годах составит 2493795,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 189461,4 тыс. рублей;

2013 год – 246556,0 тыс. рублей;

2014 год – 287017,6 тыс. рублей;

2015 год – 290322,7 тыс. рублей;

2016 год – 269828,1 тыс. рублей;

2017 год – 301640,2 тыс. рублей;

2018 год – 303759,7 тыс. рублей;

2019 год – 296086,9 тыс. рублей;

2020 год – 309122,6 тыс. рублей,

из них:

средства федерального бюджета – 1268704,6 тыс. рублей (50,9 процента), в том числе по годам:

2012 год – 144017,2 тыс. рублей;

2013 год – 149544,6 тыс. рублей;

2014 год – 156870,4 тыс. рублей;

2015 год – 145670,4 тыс. рублей;

2016 год – 134520,4 тыс. рублей;

2017 год – 134520,4 тыс. рублей;

2018 год – 134520,4 тыс. рублей;

2019 год – 134520,4 тыс. рублей;

2020 год – 134520,4 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 252265,3 тыс. рублей (10,1 процента), в том числе по годам:

2012 год – 25435,2 тыс. рублей;

2013 год – 49905,5 тыс. рублей;

2014 год – 42748,2 тыс. рублей;

2015 год – 31654,4 тыс. рублей;

2016 год – 20504,4 тыс. рублей;

2017 год – 20504,4 тыс. рублей;

2018 год – 20504,4 тыс. рублей;

2019 год – 20504,4 тыс. рублей;

2020 год – 20504,4 тыс. рублей;

внебюджетные средства – 972825,3 тыс. рублей (39,0 процента), в том числе по годам:

2012 год – 20009,0 тыс. рублей;

2013 год – 47105,9 тыс. рублей;

2014 год – 87399,0 тыс. рублей;

2015 год – 112997,9 тыс. рублей;

2016 год – 114803,3 тыс. рублей;

2017 год – 146615,4 тыс. рублей;

2018 год – 148734,9 тыс. рублей;

2019 год – 141062,1 тыс. рублей;

2020 год – 154097,8 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социальной и бюджетной эффективности

создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров;

развитие современных методов профилактики возникновения и распространения лесных пожаров;

модернизация материально-технической базы обнаружения и тушения лесных пожаров;

обеспечение эффективной системы контроля за развитием патогенной обстановки в лесах, расположенных на территории Чувашской Республики;

уменьшение площади действующих очагов вредных организмов в лесах;

сокращение ущерба, причиняемого вредными организмами;

обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса и темпов лесовосстановления;

внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, создание постоянной лесосеменной базы;

формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами и лесных питомников по выращиванию селекционного посадочного материала;

обеспечение регулярного проведения ухода за лесными культурами;

своевременное обеспечение работ по воспроизводству лесов и лесоразведению;

создание условий для освоения лесных участков, использования их в целях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации;

создание условий для достоверной оценки лесных ресурсов и объемов использования лесов как в целом по Минприроды Чувашии, так и в разрезе лесничеств (участковых лесничеств), развитие системы государственной инвентаризации лесов;

развитие арендных отношений;

реализация приоритетных инновационных проектов в области освоения лесов;

ведение государственного лесного реестра;

уменьшение ущерба, причиняемого нарушениями лесного законодательства;

увеличение налоговых платежей организаций лесопромышленного комплекса в бюджетную систему Российской Федерации не менее чем в 2,0 раза к уровню 2011 года;

увеличение инвестиций в организации лесопромышленного комплекса – 336,2 млн. рублей;

создание на менее 305 новых рабочих мест в организациях лесопромышленного комплекса;

обеспечение поступления платежей от использования лесов в федеральный бюджет в размере 331,0 млн. рублей и в республиканский бюджет Чувашской Республики в размере 148,2 млн. рублей;

создание в лесном хозяйстве 250 рабочих мест, в том числе более 150 рабочих мест в организациях малого и среднего бизнеса и у индивидуальных предпринимателей

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минприроды Чувашии.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Минприроды Чувашии.

Минприроды Чувашии ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.

По окончании срока реализации Программы Минприроды Чувашии до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Минприроды Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение

Леса представляют собой один из главных компонентов природы Чувашской Республики и занимают 632 тыс. га, или 32,2 процента ее общей территории.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Минприроды Чувашии реализует от имени Чувашской Республики установленное право владения, пользования и распоряжения лесами, осуществляет их охрану, защиту и воспроизводство.

В ведении Минприроды Чувашии находится 596,9 тыс. га земельного фонда, в том числе лесных земель – 568,3 тыс. га (95 процентов), нелесных земель – 28,6 тыс. га (5 процентов). Из общей площади лесных земель на земли, покрытые лесной растительностью, приходится 556,7 тыс. га (98 процентов) и на не покрытые лесной растительностью земли – 11,6 тыс. га (2 процента). По целевому назначению леса, расположенные в границах Чувашской Республики, делятся на защитные и эксплуатационные. Защитные леса занимают 326,4 тыс. га (55 процентов).

В республике на душу населения приходится 0,51 га лесов.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В настоящее время охрана лесов от пожаров приобрела характер общегосударственной задачи.

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки для возникновения лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем 7 месяцев в году.

Годы с экстремальными и засушливыми периодами повторяются 3–4 раза в десятилетие.

Из-за недостаточного финансирования органов лесного хозяйства в последние годы материально-техническая база пожарно-химических станций недоукомплектовывалась, оснащение их современной высокоэффективной специальной техникой и оборудованием не производилось. Средства на подготовительные мероприятия выделялись в незначительных объемах.

Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и передача им части полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов приводят к повышению ответственности субъектов Российской Федерации и необходимости своевременного проведения противопожарного обустройства лесов, созданию действенных структур по борьбе с лесными пожарами, оснащению их современной противопожарной техникой и средствами пожаротушения.

В целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 г. № 375 «О создании бюджетных учреждений Чувашской Республики» создано бюджетное учреждение Чувашской Республики «Лесопожарная служба» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Лесопожарная служба) путем изменения типа существующего республиканского государственного учреждения «Лесопожарная служба» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Наблюдается тенденция к увеличению повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Аномально сухая и жаркая погода пожароопасного сезона 2010 года в значительной степени способствовала этому, в результате сильных лесных пожаров погибло лесных насаждений на площади более 6,0 тыс. га.

Вследствие гибели лесов на значительных площадях произошло увеличение площадей лесных насаждений с очагами вредных организмов, особенно со стволовыми вредителями леса.

Недостаточное финансирование не позволяет охватить всю территорию лесов мероприятиями по локализации и ликвидации очагов распространения вредных организмов.

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины по всем видам рубок (расчетная лесосека) по Минприроды Чувашии, который установлен Лесным планом Чувашской Республики, утвержденным Указом Президента Чувашской Республики от 8 июня 2009 г. № 30, и лесохозяйственными регламентами лесничеств, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 г. № 134, составляет 633,4 тыс. куб. м ликвидной древесины, из них 335 тыс. куб. м – деловой древесины.

В 2011 году фактически заготовлено 588,1 тыс. куб. м ликвидной древесины, включая объем заготовки при разработке горельников, или 92,9 процента от установленного объема ежегодного изъятия ликвидной древесины по всем видам рубок. При этом в первую очередь разрабатываются площади лесных насаждений, пройденные в 2010 году верховыми и высокоинтенсивными низовыми пожарами, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок. Заготовлено ликвидной древесины:

на арендованных лесных участках – 48,3 тыс. куб. м;

на основании государственных контрактов – 334,8 тыс. куб. м;

по договорам купли-продажи лесных насаждений для заготовки гражданами древесины для собственных нужд – 199,0 тыс. куб. м;

по договорам купли-продажи лесных насаждений в целях обеспечения государственных нужд в исключительных случаях – 6,0 тыс. куб. м.

Объем заготовленной древесины в 2011 году при проведении рубок спелых и перестойных лесных насаждений составил 193,5 тыс. куб. м, или 56,1 процента от установленного объема ежегодного изъятия ликвидной древесины.

Из общей площади земель лесного фонда площадь переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины составляет 57 тыс. га, или 9,5 процента общей площади. Объем заготовки древесины арендаторами лесных участков составил 62,8 тыс. куб. м, или 9,9 процента от установленного объема ежегодного изъятия древесины.

На долю лесопромышленного комплекса приходится 2,2 процента от объема отгруженной продукции обрабатывающих производств республики. Отрасль обеспечивает 1,0 процента налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Среднесписочная численность работников отрасли по полному кругу организаций за 2011 год составила 4,5 тыс. человек. Доля Чувашии в общероссийском производстве древесной продукции составляет менее 1 процента.

Практически все предприятия отрасли находятся в частной собственности, только Кирский лесокомбинат – в муниципальной. На территории республики можно выделить 3 района с достаточно хорошо развитыми предприятиями лесопромышленного комплекса: Алатырский, Ибресинский, Шумерлинский, а также гг. Чебоксары и Новочебоксарск.

В лесном фонде на территории Чувашской Республики преобладают мягколиственные породы деревьев (около 60 процентов), тогда как лесопромышленный комплекс республики направлен на переработку хвойных пород деревьев. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки, приводит к неосвоению расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству. Недостаток хвойных пород в лесном фонде республики не позволяет загрузить имеющиеся производственные мощности.

Последнее лесоустройство на территории Чувашской Республики проведено в 1993–1995 годах. Имеющиеся в лесничествах материалы лесоустройства в настоящее время утратили юридическую силу, повыдельная база данных устарела, таксационные описания и картографические материалы на электронных носителях отсутствуют. Необходима их актуализация, что позволит планировать проведение лесохозяйственных работ с учетом всех лесоводственных требований, осуществлять регистрацию лесопользователей в установленном порядке при постановке на кадастровый учет. Для решения данной проблемы необходимо поэтапное проведение лесоустройства на территории 11 лесничеств (по 2–3 ежегодно) с привлечением средств как из федерального бюджета, так и из республиканского бюджета Чувашской Республики.

Ежегодное неполное освоение расчетной лесосеки затрудняет проведение лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, приводит к захламлению леса. Необходимо развитие долгосрочных арендных отношений, привлечение инвестиций в переработку мелкотоварной и низкосортной древесины мягколиственных пород, реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В результате интенсивного проведения работ по восстановлению лесов в последние годы в республике не допущен разрыв между рубкой и восстановлением лесов, площадь земель, не покрытых лесной растительностью, ежегодно снижается. Так, в 2009 году лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 805 га, в 2010 году – 700, в 2011 году – 1303 га. Увеличение объемов работ по лесовосстановлению связано в основном с восстановлением горельников 2010 года.

Статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Законом Чувашской Республики от 19 июля 2007 г. № 48 «О порядке использования лесов гражданами для собственных нужд» утверждены Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ель или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и иные подобные лесные ресурсы) и Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2007 г. № 102 утверждены ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

До введения в действие в 2007 году Лесного кодекса Российской Федерации заготовкой и сбором вышеуказанных лесных ресурсов кроме граждан занимались 17 лесхозов, подведомственных Агентству лесного хозяйства по Чувашской Республике. Кроме того, лесхозы занимались заготовкой древесины с рубок ухода за лесом и их переработкой. Удельный вес собственных средств в общем объеме финансирования составлял в 2004 году 77,0 процента, в 2005 году – 72,1 и в 2006 году – 71,3 процента.

В настоящее время заготовку и сбор осуществляют как граждане, так и арендаторы лесных участков, использующие леса для вышеуказанных целей. Всего имеется 7 договоров аренды на заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на площади 7,39 га, 206 договоров на ведение сельского хозяйства (в основном для пчеловодства) на площади 252,25 га и 1 договор на выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений на площади 54 га.

Согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 г. № 134 «О лесохозяйственных регламентах лесничеств» можно осуществлять заготовку и сбор хвороста, веточного корма, еловых и сосновых лап, елей для новогодних праздников, мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и тростника, веников, ветвей, коры деревьев, бересты, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, березового сока) и иных подобных лесных ресурсов.

В лесах в Чувашской Республике предусматривается ежегодный объем заготовки и сбора: хвороста – 283 тыс. куб. м, веточного корма – 1049 т, еловых и сосновых лап – 995 т, елей для новогодних праздников – 342 тыс. шт., мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и тростника – 383 т, веников, ветвей и кустарников – 170 т, древесной зелени – 490 т, коры деревьев и луба – 37,8 т, выкопки деревьев и кустарников – 387 тыс. шт., бересты – 20 т, ягод – 188,9 ц, грибов – 425,4 ц, орехов – 152 ц, лекарственного сырья – 57,7 ц, березового сока – 1654 ц.

Для эффективного и рационального использования лесных ресурсов необходимо продолжить работу по предоставлению лесных участков в аренду, в том числе для развития лесного фермерства.

Лесистость территории – это соотношение площади земель, покрытых лесной растительностью, и общей площади территории республики, что на начало 2010 года составило 32,4 процента. В результате лесных пожаров 2010 года лесистость территории уменьшилась до 32,2 процента.

Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъему его на современный уровень, а также применения новых подходов к организации непрерывного многоцелевого использования лесов на генетико-селекционной основе.

Должного развития не получили научно-исследовательские работы в области воспроизводства лесов Чувашии, мониторинга состояния лесов, а также проектные работы по проблемам воспроизводства лесов и создания защитных лесных насаждений на эродированных землях.

Актуальность и значимость разработки и реализации Программы определяется необходимостью:

обеспечения охраны лесов от пожаров;

защиты лесов от вредителей и болезней;

проведения в лесах республики лесоустроительных работ;

проведения мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению на площади 700–900 га ежегодно, в том числе посадочным материалом из улучшенных семян на площади 200–300 га;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст