Республиканская целевая программа «Развитие физической культуры

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 29 апреля 2009 г. N 146

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие физической культуры и спорта

в Чувашской Республике на 20102020 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2010–2020 годы»

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»;

Закон Чувашской Республики от 27 июня 2008 г. № 31 «О физической культуре и спорте»;

Указ Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 52 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике»

Государственный заказчик Программы

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

основными целями Программы являются:

развитие и удовлетворение потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом;

массовое приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

создание условий для укрепления здоровья населения путем развития и эффективного использования инфраструктуры физической культуры и спорта;

широкая пропаганда роли занятий физической культурой и спортом (включая спорт высших достижений)

В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовых основ мониторинга физического развития, здоровья различных категорий населения;

формирование государственных заданий для подготовки физкультурных кадров для физического воспитания различных категорий населения;

разработка и внедрение механизмов, позволяющих лицам с ослабленным здоровьем, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам регулярно заниматься физической культурой и спортом, путем развития сети универсальных физкультурно-спортивных комплексов;

разработка и внедрение эффективной системы организации и проведения физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий и соревнований;

развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва;

внедрение научного потенциала в процесс подготовки ведущих спортсменов к международным соревнованиям, а также при отборе наиболее талантливых молодых спортсменов;

разработка и внедрение нормативов подушевого финансирования физической культуры и спорта на основе единых минимальных государственных социальных стандартов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

удельный вес населения Чувашской Республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

единовременная пропускная способность спортивных сооружений;

доля учащихся, занимающихся в спортивных школах;

количество подготовленных спортсменов Чувашской Республики – членов сборных команд Российской Федерации;

удельный вес спортсменов массовых разрядов от общей численности учащихся в спортивных школах;

бюджетная эффективность за счет размещения государственных и муниципальных заказов по итогам торгов

Сроки реализации Программы

2010–2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

предполагаемый общий объем финансирования за 2010–2020 годы составляет 3813740,4 тыс. рублей (в ценах 2009 года), в том числе:

в 2010 году – 416329,9 тыс. рублей;

в 2011 году – 275621,6 тыс. рублей;

в 2012 году – 450080,3 тыс. рублей;

в 2013 году – 405628,6 тыс. рублей;

в 2014 году – 306164,8 тыс. рублей;

в 2015 году – 406660,1 тыс. рублей;

в 2016 году – 313534,6 тыс. рублей;

в 2017 году – 309118,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 309662,8 тыс. рублей;

в 2019 году – 307215,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 313724,7 тыс. рублей;

из них средства:

федерального бюджета – 1705200 тыс. рублей, в том числе:

в 2010 году – 152700,0 тыс. рублей;

в 2011 году – 207700,0 тыс. рублей;

в 2012 году – 200800,0 тыс. рублей;

в 2013 году – 180800,0 тыс. рублей;

в 2014 году – 130800,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 180800,0 тыс. рублей;

в 2016 году – 130900,0 тыс. рублей;

в 2017 году – 130900,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 130900,0 тыс. рублей;

в 2019 году – 129400,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 129500,0 тыс. рублей;

республиканского бюджета Чувашской Республики – 1969571,4 тыс. рублей, в том числе:

в 2010 году – 252294,9 тыс. рублей;

в 2011 году – 56406,6 тыс. рублей;

в 2012 году – 233776,3 тыс. рублей;

в 2013 году – 214145,6 тыс. рублей;

в 2014 году – 164493,8 тыс. рублей;

в 2015 году – 214812,1 тыс. рублей;

в 2016 году – 166396,6 тыс. рублей;

в 2017 году – 166802,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 167156,8 тыс. рублей;

в 2019 году – 166024,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 167262,7 тыс. рублей;

внебюджетных источников – 138969 тыс. рублей, в том числе:

в 2010 году – 11335,0 тыс. рублей;

в 2011 году – 11515,0 тыс. рублей;

в 2012 году – 15504,0 тыс. рублей;

в 2013 году – 10683,0 тыс. рублей;

в 2014 году – 10871,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 11048,0 тыс. рублей;

в 2016 году – 16238,0 тыс. рублей;

в 2017 году – 11416,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 11606,0 тыс. рублей;

в 2019 году – 11791,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 16962,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социальной и бюджетной эффективности

в результате реализации Программы к 2020 году ожидается:

увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 40 процентов от общей численности населения Чувашской Республики;

увеличение показателя единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 92,2 тыс. человек;

увеличение доли учащихся, занимающихся в спортивных школах, до 21,4 процента;

увеличение количества подготовленных спортсменов Чувашской Республики – членов сборных команд Российской Федерации до 136 человек;

увеличение удельного веса спортсменов массовых разрядов до 50 процентов от общей численности учащихся в спортивных школах.

Социальная эффективность Программы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых учреждениями физической культуры и спорта, спортивными сооружениями, снижении среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам на 15 процентов по сравнению с 2008 годом, формировании и пропаганде навыков здорового образа жизни.

Бюджетная эффективность за счет размещения государственных и муниципальных заказов по итогам торгов повысится с 10 до 15 процентов

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики.

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.

По окончании срока реализации Программы Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение

Республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2010–2020 годы» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», Законом Чувашской Республики от 27 июня 2008 г. № 31 «О физической культуре и спорте», Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 52 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике».

Настоящая Программа является логическим продолжением и развитием ранее действующих республиканских целевых программ в сфере физической культуры и спорта и ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

I. Характеристика проблемы и обоснованиенеобходимости ее решения программными методами

Физическая культура и спорт являются составными элементами культуры личности и здорового образа жизни, значительно влияют не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту, трудовом коллективе, оказывая непосредственное влияние на формирование личности и межличностных отношений.

В Чувашской Республике сформирована межведомственная система взаимодействия по вопросам развития физической культуры и спорта органов исполнительной власти Чувашской Республики с федеральными органами исполнительной власти, спортивными организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Благодаря совместным усилиям органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, общественных институтов за последние годы в системе развития физической культуры и спорта произошли положительные изменения, учреждения физической культуры и спорта преодолевают кризисные явления.

Основным показателем эффективности физкультурно-спортивной работы является охват населения систематическими занятиями физической культурой и спортом. Примером достаточно успешной работы в данном направлении являются данные, приведенные в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Доля населения Чувашской Республики,

систематически занимающегося физической культурой и спортом,

в 2003–2008 годах, процентов

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

Распределение общей численности занимающихся физической культурой и спортом по сферам деятельности представлено диаграммой 2.

Диаграмма 2

Соотношение общей численности занимающихся физической культурой и спортом по сферам деятельности

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

Следующим важнейшим показателем эффективности физкультурно-оздоровительной работы является наличие и доступность спортивных сооружений (табл. 1).

Таблица 1

(штук)

Спортивные сооружения

2003 г.

2006 г.

2008 г.

Всего

3489

3636

3703

в том числе:

стадионы

плоскостные площадки, поля

спортивные залы

плавательные бассейны

лыжные базы

стрелковые тиры

другие спортивные сооружения

8

1989

658

38

25

207

561

10

2113

691

40

29

201

549

10

2161

701

52

28

192

556

Современные условия жизни, функционирования общественного производства и развития народного хозяйства предъявляют требования решительного повышения эффективности труда, его производительности. Это возможно в первую очередь за счет наилучшего использования трудовых ресурсов, рациональной организации производства и труда, а также улучшения условий для трудовой деятельности и отдыха населения, укрепления их здоровья.

На начало 2009 года в республике в 558 коллективах физической культуры физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди работающего населения осуществляют 83 штатных инструктора. За 2008 год численность занимающихся физической культурой и спортом на предприятиях и в организациях увеличилась на 13816 человек и составила 67813 человек. По данным 2008 года, 16 процентов работающего населения посещали физкультурно-спортивные занятия. В среднем в республике доля работающего населения в общей численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет около 22 процентов.

Существенным фактором, обусловливающим недостатки в развитии физической культуры и спорта, является отсутствие личных мотиваций, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях у значительной части населения. Следует разработать профессионально подготовленные программы занятий, учитывающие особенности социально-демографических групп населения и характер труда, а также готовить специалистов по этим программам.

Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем, таких как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений, укрепление обороноспособности и др.

К сожалению, качество физического воспитания во многих школах не соответствует современным требованиям и интересам детей. Необходима ускоренная модернизация физического воспитания и развития детско-юношеского спорта в системе образования.

Следует развивать деятельность спортивных клубов образовательных учреждений, что даст возможность внедрить принципиально новый и более эффективный механизм проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.

В оценке деятельности общеобразовательных школ, связанной с образованием и воспитанием учащихся, важную роль играет уровень здоровья и физической подготовленности, а также вовлеченности школьников в спортивную деятельность.

В системе непрерывного образования должно осуществляться непрерывное физическое воспитание и спортивное совершенствование на протяжении всего периода обучения подрастающего поколения.

Одним из элементов процесса непрерывного физического воспитания является система студенческого спорта, которая представляет собой совокупность государственных и общественных форм организации физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для спорта высших достижений.

На сегодняшний день роль спортивных сооружений заключается не только в подготовке спортивного резерва в сборные команды России, но и в укреплении и обеспечении социального статуса учащихся спортивных школ, их способности конкурировать и быть достаточно активными при самоопределении в будущей взрослой жизни. Именно эта позиция конкретизирует и обеспечивает актуальность задаче современного детско-юношеского спорта, где его собственные силы направлены, прежде всего, на повышение возможностей человека.

В настоящее время в республике функционируют 44 ДЮСШ и 14 СДЮСШОР. В целях подготовки резерва спорта высших достижений и подготовки спортсменов высокого класса работают Чебоксарское и Новочебоксарское средние специальные училища олимпийского резерва, Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики. Всего в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности по 37 видам спорта занимается 30,5 тыс. человек, что на 2 тысячи больше, чем в 2003 году. В подведомственных Минспорту Чувашии учреждениях занимается 5,3 тыс. человек (17,4 процента).

По ведомственной принадлежности из 58 спортивных школ 13 находятся в ведении Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашкой Республики (далее– Минспорт Чувашии), 45 – органов местного самоуправления, 25 – при отделах образования.

Спортивные школы работают во всех муниципальных районах (21 школа) и городских округах (37 школ).

Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными группами населения, работу по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса в республике осуществляет 2283 специалиста, из них в учреждениях системы Минспорта Чувашии работают 220 человек, в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности – 804, в общеобразовательных учреждениях – 691, учреждениях профессионального образования – 298 человек, осуществляют физкультурно-оздоровительную работу на предприятиях и в организациях, а также по месту жительства 270 человек.

Успешное развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике в значительной мере зависит от создания системы финансирования и бюджетного планирования в данной отрасли, в том числе в сфере межбюджетных отношений всех уровней.

В период с 2003 года финансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики возросло в 7,2 раза и достигло в 2008 году 492,7 млн. рублей.

За 2008 год отрасль была профинансирована за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 492,7 млн. рублей, в том числе на проведение спортивных мероприятий, командирование на чемпионаты и первенства – 13,1 млн. рублей, на выплату пожизненных пособий выдающимся спортсменам – 0,4 млн. рублей.

Значительные изменения произошли в объемах инвестиций в сферу физической культуры и спорта. Так, в 2008 году было выделено на инвестиции за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики 299,9 млн. рублей, за счет федерального бюджета – 347,5 млн. рублей.

За указанный период общий объем инвестиций увеличился практически в 28 раз.

Кроме того, необходимо отметить, что значительно улучшилось финансовое положение физкультурно-спортивных учреждений, подведомственных Минспорту Чувашии. Затраты на их содержание в 2008 году составили 162,4 млн. рублей, или 33 процента от выделенных средств (в 2003 году – 61,5 млн. рублей, или 89,9 процента от выделенных средств).

Чувашская Республика активно участвует в реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – ФЦП).

В рамках реализации ФЦП в Чувашской Республике начиная с 2006 года сдано в эксплуатацию 13 физкультурно-спортивных комплексов (далее – ФСК).

Всего в 2006–2008 годах для строительства новых спортивных объектов и реконструкции существующих спортивных сооружений привлечены инвестиции в размере свыше 1 млрд. 703 млн. 17 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе на строительство ФСК – 1403,7 млн. рублей, на реконструкцию спортивных сооружений – 299,47 млн. рублей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст