Республика Татарстан, г. Казань 420111, город Казань, ул. Кремле

INCLUDEPICTURE «http://edu.ksu.ru/design/print_logo.gif» \* MERGEFORMATINET

Республика Татарстан, г.Казань420111, город Казань, ул. Кремлевская, дом 9(8432) 92 90 03, Факс (8432) 92 75 41e-mail: [email protected]

Содержание и методическое сопровождение

1.08.2005,  Печатается по решению Ученого совета Института развития образования Республики ТатарстанПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЯЗЫКОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ русский язык и литература, татарский язык и литература, английский язык Часть 1 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Казань, 2005

ПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЯЗЫКОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ русский язык и литература, татарский язык и литература, английский язык Часть 1

Печатается по решению Ученого совета Института развития образования Республики Татарстан

В сборник (в 2-х частях) включены профильно-ориентированные элективные курсы учителей-практиков, методистов, ученых.

В нем содержатся рекомендации по проектированию элективных курсов, построению индивидуальной образовательной карты ученика, итоговой аттестации учащихся.

Адресован работникам образования — учителям и руководителям школ РТ.

© Профильно-ориентированные элективные курсы по языковым дисциплинам: русский язык и литература, татарский язык и литература, английский язык. Часть 1. /Редактор-составитель В.Ф. Габдулхаков. // Материалы к августовским совещаниям. — Казань, 2005.

 

ВВЕДЕНИЕ

В сборнике представлены профильно-ориентированные элективные курсы по языковым дисциплинам. Для полноценного их использования актуальным является вопрос о проектировании индивидуальной образовательной карты ученика.

Что должно стать содержательной основой такой карты?

Наиболее важным представляется вопрос о результативности профильного образования для каждого конкретного ученика. Главным концентром содержания образования становится интенсивное развитие качеств растущего человека. Для определения эффективности профильного образования важно проследить динамику роста показателей (они фиксируются у каждого учащегося) некоторых наиболее значимых в этом отношении качеств личности растущего человека:

· информационной обеспеченности (знакомства, представления, знания, тезаурус, понимания и др. как на рационально-логическом, так и на эмоционально-образном уровнях);

· функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений учителя, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, умение обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);

· технологической умелости (способность выполнять трудовые операции, стандартизированные программами курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, освоенность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, правильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);

· интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, рефлексия трудовой деятельности, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, способность проводить сравнения предметов по различным показателям, аддитивное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и др. Для рационального планирования деятельности, в том числе совместной);

· волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить работу, задания на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.).

Уровни оценивания измерений показателей каждый педагог может выбрать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Наиболее точным можно считать оценивание по 10-ти балльной системе, но на начальной стадии диагностирования допустимо воспользоваться четырьмя уровнями оценивания:

— низкий, недостаточный, неопределенный (0 баллов);

— средний, приемлемый, удовлетворительный, определенный (1 балл);

— высокий, планируемый, желаемый, подтверждаемый (2 балла);

— отличный, выше планируемого, уникальный (3 балла).

Измерение показателей производятся путем субъективного оценивания преподавателем:

· наблюдений за учащимся на каждом занятии и/или за определенный отрезок времени в воспитательно-образовательном процессе;

· результатов выполнения стандартных учебных заданий;

· результатов выполнения специальных и нестандартных учебных заданий;

· вопросов, задаваемых учащимся при выполнении им практических работ;

· результатов ответов, высказываний, выступлений, реплик учащегося, задаваемых им вопросов, участия в коллективной дискуссии;

· конструктивности общения во внеклассное время;

· результатов опросов, контрольных работ, тестов и т. п.;

· результатов написания и защит рефератов, эвристических сочинений, дайджестов и др.;

· результатов выполнения и защит проектов.

Таким образом, преподаватель располагает достаточно большим объемом информации, позволяющим ему конструировать интегральную оценку как по каждому измерителю, так и по показателю в целом.

Открытый массив измерителей и условий измерения показателей эффективности профильного образования состоит из 35 вопросов, на которые преподаватель должен формировать ответы:

1. Информационная обеспеченность

1. 1. Насколько учащийся знаком с объектами изучения и познания?

1. 2. Насколько увеличился объем знакомств учащегося?

1. 3. Насколько велик объем его представлений об объектах познания?

1. 4. Насколько увеличился объем представлений учащегося?

1. 5. Насколько свободно он ориентируется в пройденном учебном материале?

1. 6. Насколько он освоил частный и общий тезаурус предметной (профильной) области?

1. 7. Насколько он реализует межпредметные связи при познании профильного учебного материала?

2. Функциональная грамотность

2. 1. Каков уровень восприятия учащимся установок и объяснений учителя?

2. 2. Каков уровень восприятия письменных текстов?

2. 3. Каков уровень восприятия графических текстов (рисунков, графиков, схем, чертежей и т. д.)?

2. 4. Каков уровень восприятия физических объектов?

2. 5. Каков уровень умения учащегося надлежащим образом обращаться с техническими объектами?

2. 6. Насколько им усвоены приемы безопасной работы?

2. 7. Насколько он способен создать письменный текст, графическое изображение, схему, технический рисунок, чертеж?

3. Технологическая умелость

3.1. Насколько ученик способен выполнять трудовые операции, стандартизированные программой профильного и предметного образования?

3. 2. Насколько успешно он манипулирует объектами и средствами труда?

3. 3. Насколько правильно применяет основные технологические инструменты и приспособления?

3. 4. Насколько им освоены ручные и машинные технологические операции?

3. 5. Насколько правильно ученик понимает свойства основных конструкционных материалов?

3. 6. Насколько рационально организовано у него рабочее место?

3. 7. Насколько надежно он обеспечивает личную безопасность при выполнении практических работ?

4. Интеллектуальная подготовленность

4. 1. Насколько ученик способен вербализовать выполняемые трудовые операции?

4. 2. Каков уровень понимания учеником постановки учебных задач и заданий?

4. 3. Насколько он способен сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, материалу и назначению?

4. 4. Насколько он восприимчив к новой информации?

4. 5. Насколько способен самостоятельно пользоваться различной учебной литературой и другими дидактическими материалами?

4. 6. Насколько может рационально планировать свою деятельность?

4. 7. Насколько умеет конструктивно общаться с учителем и товарищами в совместной деятельности?

5. Волевая подготовленность

5. 1. Насколько велико стремление выполнять задания с высоким уровнем качества?

5. 2. Насколько велико стремление у ученика тщательно выполнять все установленные требования и указания учителя?

5. 3. Насколько успешно преодолевает различные трудности при выполнении учебных заданий?

5. 4. Насколько стремится выполнять все учебные задания для увеличения своих знаний и умений?

5. 5. Насколько стремится получать и выполнять учебные задания повышенной сложности?

5. 6. Насколько он способен работать с перегрузкой, преодолевать усталость, восстанавливать внимание?

5. 7. Насколько он способен восстанавливать внимание?

5. 7. Насколько мотивирован учащийся на расширение представлений о своей предполагаемой профессиональной деятельности выполнением различных учебных заданий?

Таким образом обеспечивается обратная связь в воспитательно-образовательном процессе, позволяющая судить о результативности профильного образования для каждого конкретного ученика.

Для профильного образования принципиально важным становится понятие самоопределения. Развитие способности к жизненному самоопределению — приоритетная задача профильной школы. Самоопределение большинства старших школьников носит спонтанный и случайный характер. В связи с этим профильное образование старших школьников приобретает функцию упорядочения индивидуального выбора, реализации модели самоопределения. Сегодня разработаны и проверены на практике новые подходы к самоопределению школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки. При этом самоопределение рассматривают как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетентностей (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), позволяющих действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. Целью такой работы в основной школе и старшей школе можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности.

Предлагаемая схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать в практической работе. В основе данной схемы ЛПП (личной профессиональной перспективы) положена схема, предложенная Е. А. Климовым, только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами.

В левой части — компоненты схемы построения ЛПП, а в правой — соответствующие вопросы для работы с учениками.

Схема построения личной профессиональной перспективы

(ЛПП)

Компоненты ЛПП

Вопросы и задания для учащихся (на отдельных листочках проставляют номер вопроса или задания и сразу дают ответ)

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы

2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться

3.Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

3. Когда в России жить станет лучше?

4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения)

4. Даны три буквы М, Н, С — за три минуты напишите профессии, начинающиеся с этих букв. (Если всего более 17 профессий, то это уже неплохо).

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями

5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через 20-30 лет?

6.Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели)

6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте

Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора)

Выпишите три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три — связанных с обучением в вузе или колледже

 

 

8.Представление о своих возможностях и недостатках, способных оказать влияние на достижение поставленных целей

8. Какие ваши личностные качества и черты характера могут помешать вам достигнуть поставленных целей? (О «лени» писать нельзя — ответ должен быть более конкретным)

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей)

9. Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)?

10. Представление о внешних препятствиях на пути к достижению целей

10. Кто и что могут помешать вам в достижении целей?

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий

11. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)

12. Есть ли у вас резервные варианты выбора?

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда

13. В чем вы видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего вы хотите приобретать профессию и работать)?

14. Начало практической реализации ЛПП

14. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что вы хорошо учитесь, нельзя — что вы делаете сверх хорошей учебы?)

Работа проводится с классом. Каждый ученик самостоятельно работает с опросником в течение 25-30 минут. Листочки подписываются и сдаются, после чего результаты обрабатываются. Существуют разные варианты обработки результатов.

Первый вариант. Качество ответов оценивают сами учителя и психологи. Критерии оценок (по каждому вопросу):

1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла — минимально конкретизированный ответ (например: «Собираюсь поступать в институт, но не решил пока, в какой…»);

4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбирают 1-2 анонимных работы, и ученики осваивают систему оценки на чужих примерах), затем их оценивают психологи и учителя и сравнивают с самооценками школьников.

Если внимательно посмотреть на предложенную схему ЛПП, можно заметить, что в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация — очень сложная и развернутая во времени работа.

Как уже отмечалось выше, существенной для учащихся старших классов становится проблема выбора. Условия постоянного выбора — неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса профильного образования. В том числе актуальной становится для учащихся старшей профильной школы и проблема выбора профессии Е. А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии: 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способностей («могу») и 3) учет потребностей рынка труда («надо»). Опираясь на эти составляющие, уже можно рассуждать о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Однако для более обстоятельного размышления Е. А. Климов предлагает использовать восемь основных факторов профессионального выбора (Климов Е. А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Науч. тр. ВНИИ профтехобразования. — Л., 1976. — Вып. 32). Для удобства эти факторы можно представить в виде геометрической фигуры, которую можно использовать как практическую методику.

Склонности

Мнение Информированность

родителей

Уровень

притязаний Мнение

товарищей

Способности Потребности рынка

ЛПП

Методику можно применять в 8-11-х классах для формирования у школьников способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения. Надо разобраться, как строится ЛПП (все ли факторы и насколько учтены при построении своих планов на будущее). Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или неучета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией. В целом оценивается, удачно построена профессиональная перспектива или нет. Самооценку ситуации самоопределения можно использовать для сбора и уточнения информации о данном ученике (что особенно важно при постоянной работе с классом). Данную геометрическую фигуру можно использовать в индивидуальной работе с подростком. Такая работа предполагает реальное взаимодействие учителя и ученика, т. е. обеспечивает настоящий диалог.

В перспективе общий инновационный план профильного образования по замыслу стремится выродиться в индивидуальные планы воспитательно-образовательного процесса развития личности, подготовки к выбору жизненного пути, плана непрерывного образования и деловой карьеры каждым учащимся на уровне окончания школы.

Для развития и формирования мышления, умений принимать рациональные решения в различных жизненных ситуациях содержание профильного образования должно включать взаимосвязанные блоки. Инновационный план предполагает гибкое варьирование размерами блоков в зависимости от достигаемых каждым учащимся результатов.

Содержание блоков личностно ориентированного профильного образования представлено таблицей, составленной П. С. Лернером, в правой части ее названы области личностного приобщения к видам деятельности:

Блок 1. Функциональная грамотность.

1.1. Работа с книгой 1.2 Графическая грамотность 1.3. Культура общения 1.4. Культура умственного труда 1.5. Развивающие интеллектуальные игры 1.6. «Я»-знания 1.7. Вероятностно-статистический характер современного знания

Блок 2. Технико-технологическое мышление

2.1. Основы техники 2.2. «Сумма технологий» материального производства 2.3. Основы материального производства 2.4. Техники решения изобретательских задач 2.5. Основы проектирования и конструирования 2.6. Подготовка материального производства 2.7. Фундаментальная и прикладная науки 2.8. Наука — техника — производство — общество

Блок 3. Экономическое мышление

3.1. Основные представления о реальном секторе экономики 3.2. Организация материального производства 3.3. Основы производственного менеджмента 3.4. Экспертирование качества товаров и услуг 3.5. Предпринимательство, малый и средний бизнес 3.6. Основы экономической демократии 3.7. Национальные трудовые ресурсы 3.8. Национальная экономическая безопасность

Блок 4. Имидж и культура поведения

4.1. Психология общения 4.2. Культура поведения 4.3. Стиль личный и фирменный 4.4. Психология отношений «руководитель — подчиненный» 4.5. Деловая карьера 4.6. Здоровье 4.7. Самоимиджирование

Блок 5. Гуманитарная образованность специалиста

5.1. Труд людей в зеркале литературы и искусства 5.2. История развития технических идей и техники 5.3. Философия техники 5.4. Популяризация науки и техники 5.5. Педагогические технологии профессионального образования 5.6. Профессионально важные качества личности специалиста 5.7. Индустриальный дизайн 5.8. Инженерная психология 5.9. Инженерное обеспечение архаичных производств 5.10. Декоративно-прикладное искусство

Блок 6. Индивидуальные формы профильного самообразования

6.1. Эвристические сочинения и контрольные работы 6.2. Экскурсии в музеи и на специализированные выставки 6.3. Чтение и реферирование специальной литературы 6.4. Творческие задания и проекты 6.5. Получение целенаправленной информации в Интернете, на СD и др. 6.6. Посещение Дней открытых дверей учебных заведений 6.7. Дискуссии, брифинги, конференции, семинары 6.8. Просмотры учебных видеофильмов 6.9. Самостоятельная работа с эксклюзивными учебными пособиями на бумажных и магнитных носителях 6.10. Участие в подготовке и создании учебных видеофильмов и др. учебных пособий 6.11. Участие в творческих конкурсах 6.12. Консультирование психологов, профориентаторов 6.13. Получение помощи тьюторов, фацилитаторов

Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельностного участия в проверочных и тренировочных занятиях.

Индивидуальная образовательная карта ученика должна способствовать достижению высоких результатов каждым учащимся профильных классов, целевому интенсивному продвижению его вперед по линиям предпрофессионального и профессионального самоопределения.

Итоговая аттестация школьников.

Одним из ориентиров качественного обновления оценки результатов предпрофильной подготовки и профильного обучения является портфолио.

Портфолио сейчас предлагают использовать в качестве одного из новых механизмов аттестации выпускников основной школы и организации поступления в старшую профильную школу. В портфолио учитываются различные достижения учащихся, позволяющие объективно оценить уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю и создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.

В документах по организации и проведению эксперимента по профильному обучению, результаты экзаменов, проводимых на объективной, «внешней» основе (государственные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Важнейшей, но не единственной. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и иными образовательными достижениями ученика, полученными им в «внеэкзаменационных формах». Особенно значимым это становится, когда речь идет о выявлении объективных оснований выбора учеником профиля обучения в ближайшем будущем.

Основной смысл портфолио — дать возможность самому ребенку «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает:

— смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет (что обычно и происходит во время опроса в классе или на экзамене), на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету, в той или иной сфере деятельности и т.д.;

— интеграцию количественной и качественной оценок, что предполагает оценку не только в баллах, но и с описанием глубины, оригинальности представленной работы и т.д.;

— перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, что предусматривает активное отношение самого школьника к полученным результатам.

На основе зарубежного и российского опыта создания портфолио учащихся и в соответствии с целями и задачами эксперимента по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению разработан рамочный стандарт портфолио. В этом варианте портфолио состоит из трех разделов: 1. «Официальные документы»; 2. «Творческие работы»; 3. «Отзывы, рекомендации и самоотчеты».

При оценке разделов портфолио следует считать приоритетными «профильные» достижения, т.е. результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10-11-й классы профилю обучения.

Портфолио при переходе на профильное обучение должно стать весомым фактором формирования образовательного рейтинга ученика. Экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль и при равных баллах, полученных на экзаменах (двух обязательных письменных — по русскому языку и по алгебре — и двух по выбору), в схему исчисления образовательного рейтинга включается портфолио ученика. Однако остается нерешенным вопрос о «весе» портфолио в формировании образовательного рейтинга.

Одни координаторы эксперимента занимают позицию, в соответствии с которой портфолио максимально может быть представлен 10 баллами, тогда максимальная балльная оценка составляет 30 баллов (5 + 5 — за обязательные экзамены, 5 + 5 — за экзамены по выбору и 10 за портфолио); другие — считают, что портфолио может иметь «вес» до 50% от общей суммарной оценки. И тот, и другой подходы имеют право на существование (в зависимости от местных условий).

ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ

Ф.И.О. ученика: ________________________________________

Дата диагностики: ______________________________________

№ п/п

Ключевые характеристики

Уровень выраженности

1.

Знания и умения

опти-мальный

достаточный

критический

недопустимый

1.1

Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения

 

 

 

 

1.2

Умение переждавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации

 

 

 

 

1.3

Владение умением ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения

 

 

 

 

1.4

Умение систематизировать материал в пределах учебной темы

 

 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст