Рекомендации. Заключение. Список использованной литературы. Введ

«Формирование навыков

аудирования у школьников

старшей ступени на

базе КИМ для ЕГЭ»

Автор:

учитель ин. яз.

Фомичёва Л.А.

МБОУ «СОШ №3»

Муром – 2011

Содержание.

Введение.

Что такое аудирование.

Функции аудирования.

Цели аудирования и соответствующие умения.

Трудности при восприятии текста на слух.

Требования к текстам для аудирования.

Типология текстов для аудирования.

Трёхступенчатая модель обучения аудированию.

Типы заданий КИМ для ЕГЭ в разделе «Аудирование».

Примеры заданий при работе с текстами для аудирования.

10. Анализ типичных ошибок учащихся.

11. Рекомендации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Целью обучения иностранному языку (ИЯ) на всех этапах является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения всеми аспектами языка (грамматики, фонетики и лексики), а также развития умений в различных видах речевой деятельности, одним из которых является аудирование. Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения.

В современных учебниках по ИЯ обучению аудированию уделяется большое внимание, поскольку оно составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Задания на контроль понимания речевых сообщений входят в различные международные экзамены и ЕГЭ. Правильная организация обучения аудированию является одним из основных условий успешного овладения ИЯ в целом. До недавнего времени обучение аудированию было одним из наименее разработанных разделов практики и теории обучения. В связи с этим в данной работе уделяется внимание именно этой теме. [2]

Что такое аудирование?

Аудирование является одним из четырёх видов речевой деятельности наряду с чтением, говорением и письмом. Причём аудирование, как и чтение, относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время как говорение и письмо – к продуктивным. Рецептивная природа аудирования означает, что основная деятельность человека при аудировании заключается в восприятии, понимании и переработке услышанной информации. [1] Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений). В результате анализа и синтеза значений всех этих единиц происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись, иными словами, наступает смысловое понимание, позволяющее слушающему прийти к определённому умозаключению. [2]

Функции аудирования.

Выступая в учебно-воспитательном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно коммуникативной, роли выполняет и педагогические функции. Оно стимулирует речевую деятельность учащихся, обеспечивает управление процессом обучения, используется для знакомства учащихся с новым языковым, речевым и культуроведческим материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности, помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью, повышает эффективность обратной связи и самоконтроля. [2]

Цели аудирования и соответствующие умения.

1) Понимание общего содержания аудиотекста.

Умения:

понимать цель общения / аудиотекста;

понимать тематику аудиотекста;

определять участников общения / говорящего;

понимать основные идеи аудиотекста.

2) Выборочное понимание аудиотекста.

Умения:

отделять главную информацию от второстепенной;

извлекать из аудиотекста необходимую информацию;

выделять факты и аргументы в соответствии с вопросами.

3) Полное понимание аудиотекста.

Умения:

определять логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов, событий);

понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т. п.;

анализировать содержание аудиотекста;

определять отношение говорящего к предмету обсуждения;

прогнозировать развитие событий;

выражать своё суждение, мнение об услышанном. [3]

Трудности при восприятии текста на слух.

Аудирование на ИЯ имеет свои специфические особенности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении. К таким трудностям относятся:

Языковые трудности. Они могут возникать при наличии в речи говорящего нового грамматического материала (грамматические конструкции, сокращённые разговорные формы), новой лексики (слова, идиоматические выражения), при особенностях в произношении (интонация, акцент, ритм, скорость высказывания).

Контекстуальная осведомлённость. Аудирование на родном языке не происходит вне контекста. Мы всегда слушаем с конкретной целью, имея определённые знания и / или ожидания от аудироемого текста. Незнание контекста и фоновой информации может снизить уровень понимания материала и усложнить процесс восприятия информации.

Психологические трудности. Боязнь не понять речь собеседника или прослушиваемый материал может способствовать концентрации учащихся не на основном смысле текста, а на конкретных незнакомых словах. Это значительно снижает результативность аудирования. [1]

Требования к текстам для аудирования.

При развитии аудитивных умений основной единицей обучения является аудиотекст, как правило, диалогического и монологического характера. Отсюда очевидна актуальность обеспечения учебного процесса соответствующим текстовым материалом. К параметрам, которые одинаково важны при отборе текстового материала на любом этапе обучения, относится информативность аудиотекста, определяющаяся количеством и качеством содержащейся в тексте информации. Качество информации тем выше, чем больше слушающий получает новых сведений. Однако информативная перенасыщенность текста отрицательно сказывается на восприятии новой информации и не способствует её усвоению. Поэтому в аудиотексте следует чередовать высокоинформативные и низкоинформативные части. Низкоинформативные части дают время для осмысления и усвоения новой информации и в определённой степени гарантируют безошибочность рецепции, так как позволяют восстанавливать сообщение даже тогда, когда слушающий по какой-либо причине не понял отдельные элементы текста. [2]

В современном образовательном стандарте говорится о необходимости использования при обучении аудированию аутентичных текстов, т.е. начитанных носителями языка. Учащиеся должны получить возможность услышать, кроме речи и акцента своего учителя, речь носителей языка – эталонов языковой нормы. Аутентичные материалы служат развитию языковой догадки и обогащению словарного запаса учащихся, как активного, так и пассивного. [1]

Типология текстов для аудирования.

Развитие умений аудирования должно осуществляться на материале типов текстов, с которыми обучающиеся встретятся в реальной жизни при обучении в стране ИЯ или её посещении. Приведём примеры таких типов текстов:

прогноз погоды, новости, спортивные репортажи;

лекции по предметам в школе / вузе;

лекции во время экскурсий по культурно-историческим местам стран ИЯ;

объявления по радио, телевидению, в аэропортах, на вокзалах, в общественном транспорте;

инструкции (как куда добраться, как что-либо сделать, рекомендации врача, учителя);

фильмы, театральные постановки, телевизионные программы;

интервью, собеседования во время экзаменов;

ситуации общения со сверстниками и обсуждение различных социально-острых тем.

Этот перечень не претендует на универсальность, однако он достаточно полно отражает большую часть сфер общения на ИЯ. Большинство типов текстов также обозначены в стандарте среднего общего образования по ИЯ. [1]

Трёхступенчатая модель обучения аудированию.

Для преодоления объективных трудностей учащиеся при аудировании иноязычного текста, для повышения качества аудирования на ИЯ, а также для развития аудитивных умений методистами была разработана трехступенчатая модель обучения аудированию.

Стадия 1. До прослушивания.

В реальной жизни общение невозможно вне контекста. Воспринимая речь собеседника или текст на слух, каждый из нас в большинстве случаев обладает так называемой фоновой информацией о предмете обсуждения, которая позволяет строить некие ожидания и предположения. Именно владение фоновой информацией позволяет более точно сконцентрироваться на тексте и выработать необходимую для человека стратегию аудирования: от общего понимания смысла текста до извлечения из текста необходимой информации. Кроме того, именно фоновые знания – знания контекста ситуации – позволяют адекватно и социокультурно правильно интерпретировать услышанное. В этой связи, основной направленностью стадии до прослушивания является погружение обучающихся в контекст предстоящего текста.

Стадия 2. Прослушивание.

В реальной жизни каждый из нас всегда слушает информацию с какой-то определённой целью: для понимания основного содержания текста, с целью выборочного понимания необходимой информации или относительно полного понимания теле- и радиопередач, устных диалогов, монологов, полилогов и т.п. В соответствии с этими целями методистами разработаны задания, направленные на обучения учащихся различным видам аудирования. Для обучения различным видам аудирования – аудированию с разными целями, — необходимо проигрывать аудио/видеозапись несколько раз. Как правило, первый раз запись прослушивается с целью более детального изучения и понимания подробностей. В зависимости от объёма, текст рекомендуется разбивать на смысловые фрагменты.

Стадия 3. После прослушивания.

Прослушав аудио- или видеотекст и выполнив ряд заданий на понимание его содержания, учащиеся могут использовать информацию текста для дальнейшего развития коммуникативных умений. Чаще всего после аудирования текста следуют задания на продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо. Учащимся может быть предложено в диалогической или монологической, устной или письменной форме обсудить содержание аудиотекста, выразить своё оценочное отношение к нему, развить одну из идей, затронутых в аудиотексте, и т.п. Очень часто задания стадии прослушивания на полное понимание информации служат опорой для говорения и письма. [1]

Типы заданий КИМ для ЕГЭ в разделе «Аудирование».

В таблице представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности и тематике контрольных измерительных материалов (КИМ) в разделе «Аудирование».

Задание

Примерное

количество

вопросов

Проверяемые умения

Примерные типы текстов

Тип задания

Возможная

тематика

B1

Базовый

Уровень

6

Понимание основного содержания услышанного

6 коротких высказываний

Задание на установление соответствия

Путешествия.

Изучение языков.

Спорт. Театр.

Школьная жизнь.

Интернет.

Профессии.

Описание мест.

Походы.

Проблемы подростков.

A1-A6

Повышенный уровень

7

Понимание выборочной информации

Короткие диалоги

Задание с выбором ответа (True/False/

Not stated)

Работа и отдых.

Взаимоотношения в семье.

Домашние животные.

Учеба в колледже.

Досуг и спорт.

Путешествия.

Благотворительные организации.

Забота об окружающей среде.

A7-A13

Высокий уровень

6

Полное

понимание

содержания услышанного

Интервью;

рассказ

Задание с множественным выбором ответа

Искусство.

Профессии.

Изучение языков.

Жизнь и интересы подростков в разных странах.

Проблемы образования в разных странах мира.

Примеры заданий при работе с текстами для аудирования.

До прослушивания:

1. Прочитайте заголовок и посмотрите на иллюстрацию, выразите своё предположение по поводу предстоящего текста.

2. В группах обсудите следующие вопросы.

3. Выделенные слова помогут вам понять текст. Прочитайте следующие предложения. Определите значения слов из контекста предложений. Затем подберите синонимы или напишите свои собственные определения слов.

4. Соедините слова с их определениями.

5. Раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола.

Задания на понимание основного содержания текста:

1. Прослушайте интервью и ответьте на следующий вопрос (общий вопрос на понимание основной идеи текста).

2. Прослушайте текст, который разбит на четыре части. Каждая из них содержит определенную идею. После прослушивания каждой части ответьте на вопрос.

3. Основное содержание аудиотекста представлено в восьми картинках. Поставьте картинки в порядке, согласно очерёдности изложения материала в аудиотексте.

Задания на относительно полное понимание текста:

1. Прочитайте утвердительные предложения по каждой из частей текста. Затем прослушайте каждую часть отдельно. Во время прослушивания поставьте True рядом с предложениями, которые соответствуют содержанию текста, False рядом с теми, которые не соответствуют, и Not stated, если в тексте об этом не говорилось.

2. Закончите предложения, используя информацию из прослушанного текста.

3. Прочитайте фрагмент текста и обозначьте фактические ошибки и информацию, которая не содержалась в проигрываемом аудиотексте.

4. Посмотрите на картинку и прослушайте аудиотекст ещё раз. О каких предметах, нарисованных на картинке, информации в аудиотексте не было?

5. Послушайте монолог вашего сверстника о предстоящем путешествии и обозначьте его маршрут на карте.

6. Послушайте текст ещё раз и заполните таблицу, обозначая имена, возраст, профессию, место жительства, хобби героев.

После прослушивания:

1. Обсудите с одноклассником в форме диалога основную идею прослушанного текста.

2. Напишите минисочинение, выражающее ваше мнение по поводу одной из идей, затронутых в аудиотексте.

3. Проанализируйте в устном монологическом высказывании поступке героев текста.

4. Придумайте диалог на тему, затронутую в аудиотексте, поставив себя на место главных героев. [1]

Анализ типичных ошибок учащихся.

При выполнении задания на установление соответствия некоторые учащиеся:

невнимательно читают инструкцию к заданию и соответственно неправильно заносят ответы в бланк ответов.

неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах.

В задании на выбор из 3 вариантов ответа (True/False/Not stated) особые затруднения у учащихся вызывают задания с правильной опцией «в тексте не сказано», при этом они неверно выделяют необходимую информацию из аудиотекста и не могут точно подобрать и интерпретировать синонимичные выражения.

Типичными ошибками, которые учащиеся допускают в задании с выбором ответа, являются следующие:

школьники не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах;

учащиеся выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.

Рассмотрим подробнее одно из заданий, представляющее трудность для учащихся. В разделе «Аудирование» второе задание (А1-А7) проверяет понимание запрашиваемой информации. Задание имеет следующий формат: дается некое связанное со звучащим текстом утверждение и предлагается выбрать ответ из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». В самой формулировке задания подчеркивается, что формулировка «в тексте не сказано» означает, что «на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа». Тем не менее, типичной ошибкой являются попытки учащихся дать положительный или отрицательный ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и общих знаний. Так, например, в одном из предложенных аудиотекстов девушка обсуждает с другом отдых в Таиланде и, отвечая на его вопрос, чем море на юге Франции отличается от увиденного в Таиланде, говорит только о цвете моря. Учащимся предлагалось следующее утверждение:

The sea at Phuket is much clearer than in the south of France.

1) True            2) False                       3) Not stated

Правильным ответом является ответ 3 — «в тексте не сказано». К сожалению, многие учащиеся не поняли, что сравнение шло совсем по другой линии – по признаку цвета и выбирали ответ 1 или ответ 2 в соответствии со своими представлениями, но без опоры на текст. 

Следование данным ниже рекомендациям помогут  повысить результат выполнения этой части экзаменационной работы. Отметим, прежде всего, что во время выполнения теста по аудированию перед каждым заданием дана пауза с тем, чтобы учащийся смог просмотреть вопросы к заданию. Прочитав сначала инструкцию к заданию, затем вопросы  в данном задании, учащийся должен подумать, какого рода информация понадобится, чтобы установить правильный ответ.

Чрезвычайно важно понимать разницу между вариантом «неверно» и вариантом «в тексте не сказано». Ответ «неверно» означает, что утверждение противоречит тексту. Ответ «в тексте не сказано» означает, что в тексте ничего не говорится по этому поводу. Подчеркнем, что, выбирая вариант ответа, надо опираться исключительно на текст, который учащийся слушает, и не следует привлекать общие знания или опираться на свое или чужое мнение. Опираться следует исключительно на содержащуюся в тексте информацию, даже если учащемуся кажется, что она противоречит каким-то общим представлениям.  Так, в другом тестовом вопросе к тому же аудиотексту правильным является ответ  «верно», хотя может показаться странным, что даже в недорогих гостиницах есть современные удобства: 

There are modern conveniences in cheap hotels in Phuket.

1) True                        2) False                                   3) Not stated

При прослушивании текста учащемуся не следует концентрировать внимание на незнакомых словах. От него не требуется полное понимание текста. Ему надо сосредоточиться на запрашиваемой информации, т.е. на том, о чем говорится в утверждениях — тестовых вопросах. Обратите внимание учащихся, что эти утверждения никогда не повторяют текст слово в слово. Как правило,  используется перефразирование или синонимы. В разобранном выше примере словосочетанию «modern conveniences», использованному в тестовом вопросе, в тексте соответствует развернутое описание «hot and cold running water, a telephone and a colour TV set».

Особого внимания требуют утверждения, имеющие отрицательный смысл, поскольку в тексте им могут соответствовать предложения без отрицания. Простой пример поможет понять эти сложные соотношения. Если в тексте сказано «He wasn’t poor at all» и дается утверждение «He was rich», то это утверждение является верным. Возможна и обратная ситуация, когда правильный ответ имеет положительную форму и включает слово, противоположное по смыслу тому, которое дано в тексте в отрицательном предложении. Иногда предложения, имеющие отрицательный смысл не содержат грамматического отрицания. Например,  «He failed to come» означает «он не пришел», «He lacked courage» означает «он не был храбр» или «ему недоставало храбрости», но при этом предложения не содержат отрицания в прямом смысле  этого слова. Осторожности требуют также такие слова, как «barely, hardly, scarcely».

Рекомендации.

Исходя из характера ошибок, допущенных экзаменуемыми, несомненно, будут полезны следующие рекомендации по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий:

•         При формировании умений учащихся в аудировании необходимо использовать те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ. Надо поставить перед учащимися задачу выработать умение выделять при прослушивании ключевые  слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.

•         Аудирование с пониманием основного содержания или с пониманием запрашиваемой информации не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение воспринимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания/запрашиваемой информации, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания/запрашиваемой информации. При этом следует помнить, что в аудио тексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе. Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. До прослушивания текста по вопросам задания необходимо определить, какая информация запрашивается. Таким образом, учащиеся могут заранее сориентироваться в том, какие детали текста необходимо услышать и понять.

•         Следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях  прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу. Необходимо приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.

•         В заданиях на полное понимание прослушанного текста следует обращать особое внимание на разные способы выражения одного и того же смыслового содержания и развивать у учащихся более критический взгляд на прямой повтор слов, словосочетаний, фраз из текста в тестовых вопросах.

•      Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр.

Заключение.

Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. И аудирование, и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации. Очевидны также взаимосвязь и взаимообусловленность аудирования и говорения, поскольку они представляют две стороны единого явления, называемого «устной речью». Видимо, поэтому долгое время аудирование рассматривалось как побочный результат обучения говорению и чтению, а формирование аудитивных умений не относилось к числу специальных методических задач.

В последние годы методика обучения аудированию совершенствуется с учётом специфики и сложности данного вида речевой деятельности. Описаны трудности аудирования, разрабатываются упражнения для развития фонематического и интонационного слуха, языковой догадки механизмов аудирования: внутреннего проговаривания, сегментации речевой цепи, оперативной памяти идентификации понятий, вероятностного прогнозирования, осмысления воспринимаемой информации и т.п. [2]

Список использованной литературы.

Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования. // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4.

Григорьева Е.Я. Особенности обучения аудированию по УМК “Objectif” для Х и ХІ классов. // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4.

Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух. // Иностранные языки в школе. – 2008. – №1.

Вы услышите разговор друзей. Определите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста (1 ─ True), какие не соответствуют (2 ─ False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 ─ Not stated).

1. It is a conversation between George and Ann.

1) True 2) False 3) Not stated



Страницы: 1 | 2 | Весь текст