Рекомендации по совершенствованию демографической политики и раз

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \O «1-3» \N \H \Z \U HYPERLINK \L «_TOC266890596» Введение

HYPERLINK \L «_TOC266890597» 1. Динамика численности населения в южном федеральном округе

HYPERLINK \L «_TOC266890598» 1.1 Характеристика Южного федерального округа

HYPERLINK \L «_TOC266890599» 1.2 Динамика численности населения: тенденции и составляющие

HYPERLINK \L «_TOC266890600» 1.3 Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения субъектов ЮФО

HYPERLINK \L «_TOC266890601» 1.4 Половозрастная структура населения

HYPERLINK \L «_TOC266890602» 1.5 Городское и сельское население

HYPERLINK \L «_TOC266890603» 1.6 Миграция населения

HYPERLINK \L «_TOC266890604» 2. Занятость населения в народном хозяйстве региона

HYPERLINK \L «_TOC266890605» 2.1 Понятие и классификация факторов демографического развития. Социально-экономические факторы демографического развития

HYPERLINK \L «_TOC266890606» 2.2 Отраслевая структура народнохозяйственного комплекса

HYPERLINK \L «_TOC266890607» 2.3 Трудовые ресурсы и экономически активное население

HYPERLINK \L «_TOC266890608» 3. Проблемы рационального использования трудовых ресурсов региона

HYPERLINK \L «_TOC266890609» 3.1 Тенденции и перспективы социально-экономического развития юга России

HYPERLINK \L «_TOC266890610» 3.2 Современные подходы к регулированию демографических процессов в регионе

HYPERLINK \L «_TOC266890611» 3.3 Рекомендации по совершенствованию демографической политики и развитии рынка труда в Южном федеральном округе

HYPERLINK \L «_TOC266890612» Заключение

HYPERLINK \L «_TOC266890613» Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Успех в осуществлении экономических реформ, направленных на преодоление кризисного состояния в экономике и переход к рыночным отношениям в значительной степени зависит от формирования и реализации трудового потенциала экономически активного населения.

Наличие трудовых ресурсов с соответствующим уровнем образования и профессионально — квалификационной структурой является необходимым и неотъемлемым условием эффективного функционирования любого предприятия независимо от его формы собственности.

В современных условиях необходимости обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, как основы успешного функционирования рыночной экономики роль трудовых ресурсов существенно возрастает. На региональном уровне значимость данного фактора проявляется в том, что при прочих равных условиях, больше возможностей для успешного экономического развития имеет тот регион, который обладает трудовыми ресурсами необходимого количества и качества.

Вместе с тем, трудовые ресурсы динамичны, они находятся в процессе постоянной мобильности — как территориальной, так и внутрипроизводственной. Одним из видов территориальной мобильности трудовых ресурсов является трудовая миграция.

Различия в степени активности и направленности протекания трудовой миграции вызваны неодинаковыми воспроизводственными условиями в регионах, увеличением «разности их потенциалов» в ходе социально-экономических преобразований, усилением во многих из них социальной напряжённости, неодинаковыми темпами снижения уровня жизни, изменениями в содержании труда и в трудовой сфере в целом.

Массовая и неконтролируемая миграция трудовых ресурсов приводит к множеству социально-экономических проблем и последствий. Но в зависимости от направленности процесса трудовой миграции, её особенностей и масштабов, последствия эти чрезвычайно разнообразны. Так, если одни регионы сталкиваются с проблемой активного притока трудовых ресурсов, то другие их наоборот активно теряют. Общей и в том, и в другом случае является проблема эффективного использования трудовых ресурсов, но подходы к её решению будут различными.

Такое перераспределение трудовых ресурсов имеет не только текущие последствия, но и оказывает существенное влияние на возможности перспективного экономического роста территории. Страны и районы, из которых происходит отток трудовых ресурсов, неизбежно в будущем в условиях экономической стабилизации столкнутся с серьёзной проблемой отсутствия трудоспособного населения, имеющего необходимый профессионально — квалификационный уровень, который складывается не за один год и, следовательно, с проблемой своего дальнейшего экономического роста.

Управление восполнением трудовых ресурсов, как часть управления экономикой страны в целом или отдельного региона, направлено на удовлетворение потребностей всех субъектов управления в квалифицированных трудовых ресурсах. При этом данный процесс касается не только обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами в необходимом количестве, но и в качественном аспекте, т.е. с соответствующими знаниями, навыками и профессиональными способностями.

За последнее десятилетие трудовые ресурсы в РФ возросли с 83,9 до 88,4 млн. человек, что привело к экономическому росту за счет экстенсивной переменной. Однако трудовые ресурсы ограничены возрастными рамками и тесно связаны с изменением демографических показателей, в первую очередь, численности населения страны в целом. Демографический кризис, охвативший Россию с начала 90-х гг. XX века привел к стабильному снижению численности населения в большинстве регионов страны (за 2006 г. постоянное население РФ снизилось на 0,51%). В условиях уменьшения миграционного процесса, численные потери за счет естественной убыли были компенсированы лишь на 4,3%. Рост трудовых ресурсов до настоящего времени происходил за счет той части населения, которая родилась на демографическом пике 80-х гг. Однако уже к концу этого десятилетия трудовые ресурсы снизятся на 2-5%, а к 2025 г. — на 15-20%. Кроме того, старение нации приводит к возрастанию нагрузки на трудоспособное население (за последнее десятилетие доля населения в старшем возрасте увеличилась с 27,6 до 29,9 млн. человек).

Все вышесказанное породило проблему снижения численности трудоспособного населения, которое замедлит темпы экономического роста. Ситуация усугубляется лагом в 16-18 лет от момента роста рождаемости до вступления населения в трудоспособный возраст. И любая самая эффективная демографическая политика и ее внедрение приведут к росту трудовых ресурсов лишь к середине 20-х годов XXI века.

На восполнение трудовых ресурсов влияют и такие факторы, как социальное положение населения и проводимая в регионе социальная политика, экономическая ситуация, развитость инфраструктуры. Высокие значения факторов из этих групп определяют стабильность трудовых ресурсов в том или ином регионе, приток мигрантов, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Наоборот, регионы, которые находятся в кризисном или предкризисном состоянии, с низкими доходами населения сталкиваются с оттоком населения в трудоспособном возрасте.

За годы кризиса снижение государственных вложений в поддержание научного потенциала и систему образования в целом привело к закрытию части учебных заведений начального и среднего профессионального образования, сокращению численности наставников и преподавателей, что отразилось на качестве трудовых ресурсов. Из системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов исчезло целое звено профтехучилищ, которые создавались на базе предприятий. А именно эти учебные заведения готовили трудовые ресурсы применительно к потребностям экономики данного региона.

Существенные изменения произошли и в структуре валового внутреннего продукта (ВВП): существенно увеличилась доля услуг, сократились добавленные стоимости традиционных отраслей промышленности. Игнорирование этих изменений при подготовке специалистов соответствующими учебными заведениями приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, росту числа безработных среди молодежи и оттоку наиболее перспективной части трудоспособного населения в экономически стабильные регионы.

Выполнение среднесрочной программы экономического развития и удвоение ВВП невозможно без решения проблем восполнения трудовых ресурсов. В этой связи необходим комплексный подход к восполнению трудовых ресурсов, а именно, система управления восполнением трудовых ресурсов.

В экономической литературе, посвященной вопросам управления восполнением трудовых ресурсов, можно выделить несколько направлений исследования. Роль трудовых ресурсов как основного фактора экономики рассмотрена в работах А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других классиков экономической теории. Отдельным аспектам управления восполнением трудовых ресурсов посвящены исследования С. Струмилина, II. Витке, II. Керженцева, А. Гольцмана, В. Иноземцева, А. Лапина, В. Алиева, В. Куликова, В. Коровкина, Ю. Дмитриева, Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Д. Брайта, Ж. Фридмана, Т. Шульца, Г. Беккера, Д. Кейнса, Я. Пташека, М. Интрилигейтора.

В то же время проблеме формирования комплексной системы управления восполнением трудовых ресурсов не было уделено должное внимание.

В большинстве регионов России реализуемые целевые программы затрагивают лишь отдельные аспекты управления восполнением трудовых ресурсов и рассчитаны на краткосрочную перспективу — 3-5 лет. Это делает невозможным решение большинства проблем, требующих реализации долгосрочных мероприятий (например, активной демографической политики).

Объектом данного дипломного исследования является — Южный федеральный округ.

Предметом дипломного исследования является — изучение состояния использования трудовых ресурсов в регионе

Цель исследования — рассмотреть проблемы использования трудовых ресурсов на примере Южного федерального округа.

Исходя из цели задачами работы являются:

дать общую характеристику Южного федерального округа;

изучить динамику численности населения в Южном федеральном округе;

рассмотреть особенности занятости населения в народном хозяйстве Южного федерального округа;

изучить тенденции и перспективы социально-экономического развития Юга России;

рассмотреть современные подходы к регулированию демографических процессов в регионе;

дать рекомендации по совершенствованию демографической политики и развитии рынка труда в Южном федеральном округе.

Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Современная Россия поделена административно-территориально на семь федеральных округов, то есть на семь крупных макрорегионов. Все они по своим основным системным характеристикам разные и имеют как общие, так и специфические проблемы, потенциал и перспективы развития.

ЮФО — самый маленький среди федеральных округов по территории, с территорией — 589,2 тыс. км2, с населением — 21471 тыс. человек, с плотностью населения — 36,4 человека на 1 км2. Он больше по территории чем самая большая страна Европейского Союза — Франция, с территорией — 552 тыс. км2, с населением — 59000 тыс. человек, с плотностью населения — 107 человека на 1 км2. Южный Федеральный Округ сформирован в первую очередь по геополитическому принципу. На округ приходиться 1/7 часть населения страны.

Южный федеральный округ (ЮФО) включает в себя 13 субъектов Федерации. В состав Южного федерального округа входят: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

Центром Южного федерального округа является г. Ростов-на-Дону. Крупнейшими городами ЮФО являются Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Сочи, Махачкала, Владикавказ. Численность остальных городов не превышает 300 000 человек. Ростов-на-Дону является городом-миллионером. Всего на территории округа расположены 132 города.

Таблица 1.1

Некоторые показатели социально-экономического развития ЮФО в 2006 году

Показатель

Уровень

(+) Рост/ (-) падение к уровню 2005 г.

Индекс промышленного производства

105,1%

+1,9 п. п.

Произведено продукции (работ, услуг)

444 млрд.

+20,1%

Доля ЮФО в производстве промышленной продукции РФ

6,3%

-0,2 п. п.

Индекс цен производителей промышленной продукции

113,5%

+1,4 п. п.

Доля ЮФО в общем объеме продукции сельского хозяйства

19,4%

-0,7 п. п.

Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли

470 млрд. руб.

+18,6%

Оборот розничной торговли

469 млрд. руб.

+8,1%

Индекс потребительских цен

110,8%

-5,4 п. п.

Внешнеторговый оборот

5,9 млрд. долл.

+31%

Доля внешнеторгового оборота ЮФО в общем внешнеторговом обороте РФ

4,7%

+0,3 п. п.

Инвестиций в основной капитал в ЮФО

200 млрд. руб.

-6,2%

Доля инвестиций в основной капитал в ЮФО в общем объеме по РФ

9,2%

+0,0 п. п

Индекс цен производителей в строительстве

112,0%

-4,4 п. п.

Произведено платных услуг населению

144 млрд. руб.

+6,9%

Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа

666 млн. долл.

+13,6%

Поступление налоговых платежей

172 млрд. руб.

+20%

Геополитическое место Южного федерального округа в России уникально. Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией. Транспортно-дорожный комплекс Юга России представляет собой совокупность практически всех видов магистрального и промышленного транспорта, обеспечивающего важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. К числу ведущих портов и портовых комплексов относятся Новороссийский и Туапсинский, Махачкалинский, Таганрогский, Ейский, Кавказ и Темрюк.

ЮФО, занимающий второе место среди федеральных округов по плотности населения, после Центрального федерального округа, имеет по этому показателю почти в три раза меньшое значение по сравнению с Францией и это непременно отрицательно отражается в развитии внутреннего рынка ЮФО и его территорий.

Занимая третье место по численности населения (14,9% от населения РФ) среди федеральных округов, по объему промышленной продукции ЮФО занимает предпоследнее место среди федеральных округов (6,2% от объема промышленной продукции РФ). По отчислениям налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ ЮФО занимает предпоследнее место среди федеральных округов (6,7% от консолидированного бюджета РФ), а по показателю среднедушевых денежных доходов на человека занимает последнее место среди федеральных округов (1930 рублей в месяц). По экспорту и импорту ЮФО занимает соответственно последнее (4% от экспорта РФ) и предпоследнее (5% от импорта РФ) места среди федеральных округов.

Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстан, Азербайджан, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией.

Произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе и рейтинге Юга России. Будучи ранее внутренним регионом страны, Юг России теперь стал её приграничной территорией, приобретя стратегическую функцию представления и защиты геополитических интересов России на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах.

С точки зрения ресурсной составляющей Южный федеральный округ имеет серьёзные преимущества перед другими регионами России, которые много обсуждаются, но недостаточно используются. Это запасы нефти, газа и перспективные для разработки титановые, вольфрамовые, циркониевые, никель-молибден-кобальтовые, ртутные и другие месторождения.

Общее представление о характере социально-экономического развития Южного федерального округа и его территорий дает нижеприведенная таблица 1.1. Однако эта таблица охватывает далеко не все ключевые количественные и качественные индикаторы, характеризующие современный уровень развития ЮФО и его территорий, а также их потенциал для выбора оптимальной стратегии развития этого макрорегиона. Реальные проблемы и возможности на пути устойчивого развития ЮФО и его территорий гораздо шире, чем это показано в таблице. Поэтому при выборе оптимальной стратегии развития ЮФО и его территорий, в интересах существенного улучшения качества жизни, проживающих здесь людей, необходимо учесть более широкий круг проблем, ограничений и возможностей, существующих на Юге России. На сегодня это единственный региона, где наряду с застарелыми проблемами, связанными с межнациональными и межрелигиозными трениями в полиэтнических обществах сообществах Северо-Кавказских республик, существует тлеющий очаг терроризма и экстремизма в Чечне. Именно по этим причинам изучение демографической ситуации в ЮФО является непременной задачей не только Российского Правительства, но и многих азиатских и европейских государств.

В качестве основных показателей характеризующих изменения в демографической ситуации страны, региона, области принято считать: численность населения, соотношение мужчин и женщин, возрастной состав населения, коэффициент демографической нагрузки населения, коэффициенты миграционного прироста и т.д.

1.2 ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ

ЮФО является наименее урбанизированным районом страны. В городских поселениях региона проживает 57,3% всего населения, в то время как в России 73% населения живут в городских поселениях. В пяти регионах округа (Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Чечня) городские жители составляют менее половины их населения. Абсолютный минимум на начало 2002 года отмечался в Чеченской Республике — немногим более 26% жителей — горожане.

С 1992 года в России отмечается депопуляция, или сокращение численности населения. Это можно рассматривать как негативную тенденцию в демографическом развитии страны, особенно депопуляция опасна для приграничных регионов. В республиках ЮФО депопуляция пока не стала постоянной характеристикой демографической ситуации. В ЮФО депопуляция наблюдается довольно часто, так, по итогам 2004, 2005 и 2006 годов численность населения округа либо не увеличивалась, либо сокращалась (табл.1.2) .

На основе особенностей естественного и миграционного движения можно выделить несколько типов регионов ЮФО на основании критерия динамики численности населения. Так, весь округ можно разделить на две большие группы — благополучные и депрессивные в демографическом отношении регионы. Для первой группы характерно увеличение численности населения, а для второй — убыль. Причем благополучность и депрессивность тех или иных регионов связана с различной результативностью и характером процессов воспроизводства и миграции.

Первая — это демографически «благополучные» регионы с положительными показателями общего прироста населения и характеризующиеся увеличением численности населения. В нее в настоящее время входит четыре субъекта федерации: Республика Дагестан, Республика Ингушетия и Чеченская республика. Однако следует учитывать, что в этих регионах демографическое благополучие носит именно относительный, а возможно и временный характер.

В-третьих, во всей группе «благополучных» в демографическом отношении регионов мы можем наблюдать «провальные» годы, характеризующиеся небольшим сокращением численности населения и отрицательным показателем общего прироста населения.

Таблица 1.2

Численность постоянного населения ЮФО, тыс. человек

Территория

2004

2005

2006

Россия

143954,4

134963,7

144168,2

Южный федеральный округ

21.471,3

22891,9

22850,0

Республика Адыгея

444,9

446,8

445,2

Республика Дагестан

2.179,5

2581,4

2602,0

Республика Ингушетия

466,3

468,7

475,6

Кабардино-Балкарская Республика

782,0

901,1

899,0

Республика Калмыкия

305,6

291,9

290,6

Карачаево-Черкесская Республика

428,6

438,9

436,6

Республика Северная Осетия-Алания

678,2

709,7

707,0

Чеченская Республика

624,6

1105,4

1121,4

Краснодарский край

4.987,6

5119,9

5106,3

Ставропольский край

2.642,6

2732,5

2726,4

Астраханская область

1.008,7

1004,8

1001,2

Волгоградская область

2.636,5

2694,2

2673,1

Ростовская область

4.286,2

4396,7

4365,6

Группа благополучных в демографическом отношении регионов состоит из трех подгрупп. Первая подгруппа — это абсолютно благополучные регионы, где численность населения увеличивается за счет положительных показателей естественного, и миграционного прироста. На протяжении первой половины 1990-х годов к данной подгруппе относились практически все республики ЮФО, за исключением Калмыкии и Чечни, а в настоящее время сюда можно отнести только Ингушетию.

В республиках Дагестан и Ингушетия отмечается минимальная по региону смертность (чего нельзя с полной уверенностью сказать о Чеченской Республике) отмечается низкая смертность, которая в 2-3 раза ниже среди регионов Северного Кавказа и России в целом. В республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня относительный показатель рождаемости также в среднем в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по России.

Такая ситуация, на первый взгляд, выглядит крайне противоречивой, так как именно эти регионы пережили локальную войну и несколько межнациональных конфликтов, имеют множество социально-экономических проблем и одни из самых низких в России показатели уровня доходов. С другой стороны следует иметь в виду, что во многих республиках ЮФО не только социально-экономическая ситуация определяет рождаемость. Высокие показатели рождаемости отмечаются здесь и по другим причинам — скорее всего, это традиционные установки на высокую рождаемость, свойственные некоторым кавказским народам.

Вторая подгруппа — это благополучные относительно естественного прироста (ЕП) регионы, в которых значительный естественный прирост перекрывает миграционную убыль населения и в итоге приводит к увеличению численности населения региона. Такая ситуация с 2000-х годов наблюдается в Дагестане, эпизодически в середине 1990-х годов в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, а также по итогам 2003 года — в Чеченской Республике.

Особый тип формирования населения характерен для Чеченской Республики, демографическая ситуация в которой складывается с одной стороны высокой рождаемостью (по аналогии с республиками Ингушетия и Дагестан), а с другой стороны — значительной смертностью населения в военных условиях. Положительный показатель естественного прироста населения здесь отмечался даже в условиях военных действий. Существует точка зрения, которая объясняет высокую рождаемость в экстремальных условиях как своего рода внутренний механизм «самосохранения» народа (в данном случае чеченцев). Причем в 2000 и 2001 годах в Чеченской Республике отмечается миграционный приток населения — в итоге в республике наблюдается положительный общий прирост населения (табл.1.3) .

Третья подгруппа — благополучные регионы относительно миграционного прироста (МП). Здесь увеличение численности происходит за счет значительного миграционного прироста перекрывающего естественную убыль населения. С начала 1990-х годов такая ситуация была характерной для равнинных русскоязычных регионов ЮФО (Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области) и Республики Адыгея, к 1997 году из этой группы выбывают уже все области округа и Республика Адыгея, а также присоединяется Республика Северная Осетия-Алания. В 1998 году здесь остаются только Ставропольский край и Республика Се верная Осетия-Алания, которые также покидают ее в 1999 и 2001 годах соответственно.

Группа депрессивных в демографическом отношении регионов состоит из подгрупп абсолютно депрессивных, депрессивных относительно естественного прироста (ЕП) и депрессивных относительно миграционного прироста (МП) регионов.

Таблица 1.3

Компоненты изменения численности населения ЮФО, тыс. человек

Территория

2003

2004



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст