Рекомендации по применению финансовых методов управления затрата

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \O «1-3» \H \Z \U HYPERLINK \l «_Toc185915963» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc185915963 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc185915964» 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ PAGEREF _Toc185915964 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc185915965» 1.1. Сущность и классификация затрат PAGEREF _Toc185915965 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc185915966» 1.2. Характеристика финансовых методов управления затратами PAGEREF _Toc185915966 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc185915967» 1.3. Роль и место управления затратами в системе управления предприятием PAGEREF _Toc185915967 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc185915968» 2. СИСТЕМА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТРАНСПОРТНАЯ ФИРМА «ОЧАКОВО»» PAGEREF _Toc185915968 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc185915969» 2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности PAGEREF _Toc185915969 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc185915970» 2.2. Механизм процесса формирования затрат на предприятии PAGEREF _Toc185915970 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc185915971» 2.3. Анализ существующей практики управления затратами предприятия PAGEREF _Toc185915971 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc185915972» 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЗАО «ТРАНСПОРТНАЯ ФИРМА «ОЧАКОВО»» PAGEREF _Toc185915972 \h 51

HYPERLINK \l «_Toc185915973» 3.1. Влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия PAGEREF _Toc185915973 \h 51

HYPERLINK \l «_Toc185915974» 3.2. Анализ чувствительности прибыли предприятия к применению финансовых методов управления затратами PAGEREF _Toc185915974 \h 56

HYPERLINK \l «_Toc185915975» 3.3. Рекомендации по применению финансовых методов управления затратами PAGEREF _Toc185915975 \h 64

HYPERLINK \l «_Toc185915976» Заключение PAGEREF _Toc185915976 \h 76

HYPERLINK \l «_Toc185915977» Список литературы PAGEREF _Toc185915977 \h 79

ВВЕДЕНИЕ

Прибыль и рентабельность при полной самоокупаемости и самоуправлении становятся главными ориентирами. На рынке всегда действуют продавцы и покупатели, и обмен результатами их труда происходит на основе взаимовыгодной купли-продажи. Это означает, что продавать, покупать и перепродавать нужные рынку и потребителю товары и услуги надо так, чтобы выручка от реализации была выше затрат на величину, обеспечивающую предприятию получение прибыли.

Обращение товаров требует затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией. Эти затраты живого и овеществленного труда, необходимые для изготовления и доведения товаров до потребителя, выраженные в денежной форме, называются издержками (затратами, расходами) производства и обращения предприятий. Проблема затрат — одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как динамика и структура издержек предприятий тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса движения товаров. Актуальность проблемы еще и в том, что затраты имеют тенденцию к значительному росту, особенно в современных условиях.

На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста прочих показателей. Поскольку экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и сбыт, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии.

Управление затратами – средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но распространяется на все элементы управления.

В условиях, когда в России закончился затянувшийся на несколько лет период спада производства и многие промышленные предприятия вступили в период восстановления и развития производства, они по-прежнему испытывают недостаток прибыли, этого основного источника развития. Большинство руководителей и специалистов осознали наконец, что только грамотное отношение к затратам на всех этапах производственного процесса позволит выправить положение. К этому решению подталкивает и систематический рост цен и тарифов на все виды ресурсов. Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности. И именно на предприятиях, при решении вопросов учета затрат, ценообразования всё больше ощущается потребность в разработке каких-то иных методов оценки результатов деятельности коллективов, поскольку прежние методы, действовавшие в условиях административной системы управления, уже мало кого удовлетворяют. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

определить экономическую сущность затрат

рассмотреть их классификацию

изучить основные приёмы и методы управления затратами предприятия

применить изученные методы и приёмы в усовершенствовании управления затратами предприятия ЗАО «Транспортная фирма Очаково»

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.

Несмотря на достаточное количество существующих подходов к управлению затратами в современной экономической науке имеется ряд проблем: отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами. В связи с этим становится совершенно очевидно, что необходим поиск решения методологических и методических задач, возникающих при формировании качественно нового механизма — стратегического управления затратами для реализации конкурентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. При этом следует акцентировать внимание на создании системы стратегического управления затратами, обеспечивающей предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.

Огромное влияние на современную теорию и практику управления затратами оказали работы таких всемирно известных специалистов как A.M. Белов, Х. Гернон, А.П.Градов, А. Дайле, Н.Г.Данилочкина, К. Друри, В.А.Ивлева, A.M.Карминского, Т.П. Карповой, И.Г. Кондратова, С.А.Котляров, Г.А.Краюхин, В.А.Крюков, Лукашевич М.Л., Майер Э., Манн Р., Мюлендорф Р., Мюллер Г., Оленев Н.И. Вопросам исследования теории стратегического управления затратами посвящены работы таких зарубежных исследователей, как Р. Акофф, С.Майерс, Б. Райан, А.А.Томпсон, Ч. Т. Хорнгрен и Дж. Фостер, Д. К. Шанк, В. Говиндараджан и др. Однако применение зарубежных методик на отечественных предприятиях представляется сомнительным.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение понятия и сущности затрат, их состава и структуры, факторов влияющих на уровень затрат и путей их оптимизации, а так же особенностей учета затрат, представление метода учета затрат по видам деятельности (метод АВС – activity-based costing) и возможностей его практического использования на примере ЗАО «Транспортная фирма Очаково».

Метод АВС — это один из новейших методов учета затрат, появился в начале 80-х годов. Его появление связано с тем, что в последние десятилетия резко возросла доля косвенных затрат по отношению к общим затратам предприятия, и стало очевидным, что не все косвенные затраты могут переноситься на прямые только на базе валовых показателей. В работе показывается обоснованность появления метода АВС, дается сравнение его с традиционными методами учета затрат, приводится пример построения модели затрат. На примере компании ЗАО «Транспортная фирма Очаково» анализируются затраты по различным направлениям деятельности компании за период с 2003 по 2005 годы. Приводится краткая характеристика предприятия, история становления бизнеса и необходимость применения метода АВС в компании. Динамика затрат представлена на основе данных реальных моделей затрат компании ЗАО «Транспортная фирма Очаково» за 2003 – 2005 годы. В заключении представлены основные направления оптимизации затрат за данный период и запланированные мероприятия руководства компании ЗАО «Транспортная фирма Очаково» на 2006 год.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления затратами, стратегического менеджмента; законодательные акты и решения Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. Исследование базируется на общенаучной методологии, в процессе исследования использовались методы системного анализа, математического и логического моделирования, структурного анализа, эконометрические методы и метод экспертных оценок.

Информационную базу дипломного исследования составляют данные бухгалтерской отчетности исследуемых предприятий, статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики; публикаций в открытой печати, материалы, представленные в сети Интернет.

В дипломной работе сделана попытка систематизации и комплексного представления изученного материала по рассматриваемой теме. Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство работ, услуг. Предметом исследования является процесс управления затратами.

На предприятии ЗАО «Транспортная фирма Очаково» осуществляется только планирование затрат и общий их учет через распределение по элементам затрат. Поэтому новизна рассматриваемой работы заключается в попытке практического применения таких важных элементов системы управления затратами, как анализ затрат, их учет по методу Директ-Костинг и контроль за их уровнем.

Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

При написании дипломной работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные дисциплине «Финансовый менеджмент».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

1.1 Сущность и классификация затрат

Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов – это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории – это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека. На практике же эти затраты проявляются в виде целенаправленного и упорядоченного движения и использования некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. На сегодняшний день определение затрат с позиций теории трудовой стоимости является недостаточно глубоким и полным и его нельзя признать приемлемым, а философско-теоретическое определение затрат с позиций логистической теории в практическом плане недостаточно разработано. Поэтому мы рассматриваем определение затрат с общепринятых практических позиций. Затраты характеризуют в денежном выражении объём ресурсов за определённый период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие, как «расходы» и «издержки». Причём многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание.

Представление о затратах предприятия основывается на трёх важных положениях.

Затраты определяются использованием ресурсов, отражая сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определённый период.

Объём использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчётах прибегают к денежному выражению затрат.

Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объём использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и её реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия.

Эффективность организации и ведения учёта затрат на производство и продажи продукции (работ, услуг), правильность оценки незавершённого производства, достоверность показателей себестоимости продукции работ, услуг и финансовых результатов от обычных видов деятельности организации во многом зависит от классификации затрат. Классификация производственных затрат выявляет объективно существующие группы затрат, процессы их формирования и взаимоотношения между их отдельными частями. Без классификации затрат невозможно решить задачи управления ими на предприятии. Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков, таких как:

экономическое содержание;

отношение к производственному (технологическому) процессу;

способы включения в себестоимость;

отношение к объёмам продуктов труда;

периодичность возникновения;

состав (комплексность);

целесообразность расходования;

назначение (характер);

объекты учёта и калькулирования;

возможность и необходимость планирования, лимитирования;

использование в принятии управленческих решений.

По экономическому содержанию затраты на производство продукции (работ, услуг) подразделяются на экономические элементы и статьи калькуляции. К экономическим элементам относятся однородные виды затрат. Состав элементов затрат определяется основными факторами производства, к которым относятся средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. потребление в производстве указанных ресурсов обусловливает возникновение затрат: материальных, на оплату труда с соответствующими отчислениями на социальные нужды, сумм амортизации средств труда. В целях формирования информации, необходимой для выявления фактических затрат на изготовление и продажу отдельных видов продукции (работ, услуг), определения фактической себестоимости выпуска готового продукта, а также в целях планирования (прогнозирования) затраты группируются по статьям затрат (калькуляционным статьям). В основе группировки затрат на производство по статьям должна быть их экономическая однородность по целевому назначению (к примеру, местно возникновения, носитель затрат – конкретный вид либо группа продукции работ, услуг). Состав калькуляционных статей жёстко не регламентирован и устанавливается организацией самостоятельно в соответствии с особенностями каждой отрасли, её производственной спецификой, характером продукции (работ, услуг).

По отношению к производственному (технологическому) процессу затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К ним относятся затраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда). Накладные затраты образуются в ходе обслуживания производственного процесса, управления деятельностью производственных подразделений организации. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Их величина зависит от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчётного периода, структуры предприятия и других факторов.

В зависимости от способов включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты группируются на прямые и косвенные. данная группировка затрат может рассматриваться по отношению к отдельным видам продукции либо объёму выпуска и продаж в целом. В первом случае прямые затраты могут непосредственно включаться в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг). При этом к прямым затратам преимущественно относятся расходы на сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, на оплату труда производственных рабочих с соответствующими начислениями. Косвенные затраты связаны с несколькими видами продукции (работ, услуг), не представляется возможным непосредственно включать их в затраты по соответствующим видам продуктов труда. Косвенными, как правило, являются затраты, связанные с обслуживанием и управлением производства продукции, продажей продукции, управлением организацией в целом.

По отношению к объёмам продуктов труда затраты делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся такие затраты, величина которых изменяется пропорционально объёмам продукции (работ, услуг). К переменным, как правило, относятся расходы сырья и основных материалов, заработная плата производственных рабочих, иные аналогичные расходы. Постоянные затраты зависят не от объёмов продукции (работ, услуг), а от условий деятельности хозяйствующего субъекта, связаны с сами фактом существования организации и имеют место даже при отсутствии продуктов труда. В составе постоянных затрат можно назвать заработную плату управленческого и обслуживающего персонала, затраты на рекламу, консультационные, аудиторские и информационные услуги, на подготовку и повышение квалификации кадров, другие общехозяйственные расходы.

Группировка затрат на постоянные и переменные определяется особенностями технологии и организации производства, производится специалистами хозяйствующего субъекта самостоятельно, не может быть раз и навсегда данной, должна периодически пересматриваться в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

В зависимости от периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные. К текущим относятся затраты на производство и продажи продукции в отчётном (плановом, анализируемом) периоде. Единовременные расходы связаны с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели (например, оплату отпусков, ремонт основных средств).

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. К первым относятся однородные виды затрат, такие, к, примеру, как заработная плата, амортизационные отчисления и пр. Комплексные включают несколько видов затрат. Например, в состав общехозяйственных расходов входят затраты материалов на общехозяйственные цели, заработная плата управленческого персонала, амортизация зданий и др. Группировка затрат по составу идентична их подразделению на элементы и статьи.

По целесообразности расходования затраты бывают производительными и непроизводительными. К производительным относятся затраты, необходимые для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с предусмотренными технологиями, планами, сметами, нормами и нормативами. Непроизводительные затраты свидетельствуют об отклонениях от нормальных условий производственно-хозяйственной деятельности (например, потери от простоев, оплата сверхурочных работ, брак в производстве).

По назначению затраты подразделяются на производственные, управленческие и расходы на продажи (коммерческие). Производственные затраты обусловлены изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг. К управленческим относятся затраты на содержание административных служб организации. Затраты на продажи связаны со сбытом продукции, работ, услуг.

В управленческом учёте актуальна группировка затрат по объектам учёта и калькулирования: по видам изделий, деталей, полуфабрикатов, работ, услуг; по переделам и стадиям технологического процесса; в разрезе производственных и функциональных подразделений организации (местам возникновения и центрам ответственности, в составе которых могут быть выделены центры затрат и формирования прибыли), по функциям управления. Группировка затрат по объектам зависит от используемых методов учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), способов организации производства и управления.

По возможности и необходимости планирования выделяются: планируемые затраты, которые, как правило, соответствуют требованиям технологического (производственного) процесса и условиям продажи (сбыта) продукции, работ, услуг; непланируемые затраты, которые свидетельствуют о нарушении нормальных условий производственного процесса (потери от брака).

Часть затрат в целях контроля за их целесообразностью подлежит лимитированию. Например, в производственном процессе основные ресурсы должны использоваться в соответствии с установленными нормами. На лимитируемые и нелимитируемые затраты подразделяются в налогообложении. По лимитируемым затратам, к которым, в частности, относятся командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу и др., законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы. Нелимитируемые затраты принимаются при исчислении себестоимости в фактических размерах.

Для целей принятия управленческих решений затраты подразделяются по степени значимости и реальности.

По степени значимости выделяются затраты:

— релевантные (зависящие от принимаемого решения);

— нерелевантные (неизбежные при любом варианте решения).

По признаку реальности следует выделить затраты:

— реальные (имевшие место и отражённые в бухгалтерском учёте);

— вменённые (упущенная выгода организации).

Особо хотелось бы отметить, что классификация не выполняет формальную роль, а является важным инструментом для построения системы управления затратами и принятия хозяйственных решений.

1.2 Характеристика финансовых методов управления затратами

Выработка и применение на практике различных методов управления затратами всегда являлись ответом на те или иные проблемы, возникающие в процессе управления деятельностью предприятия.

Информация о затратах на предприятии может использоваться по трём направлениям:

для оценки уровня затрат в тот или иной период и определения прибыли;

для принятия решений (в области политики цен, роста или снижения объёмов производства, обновления продукции и т.п.);

для контроля и регулирования.

Управление в области затрат должно охватывать совокупность методов, которые с опережением влияют на структуру и динамику затрат в сторону их снижения. В современной мировой практике используются следующие методы управления затратами предприятия:

Activity-Based-Costing (сокращённо – АВС-метод), согласно которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. Суть данного подхода состоит в следующем :эффективным направлением снижения затрат является ресурсосбережение. Управление затратами должно обеспечить их реальное снижение за счёт сокращения деятельности, не создающей добавленной стоимости, и совершенствование деятельности её создающей, т.е. повышающей ценность изделия.

Методологию системы АВС можно определить следующим образом:

— в отличие от традиционных методов учёта, базирующихся на положении о том, что выпускаемая продукция потребляет ресурсы, система АВС основана на принципе: продукция потребляет виды деятельности, а производственная деятельность потребляет ресурсы;

— для определения стоимости выявляются формирующие затраты факторы (так называемые кост-драйверы – от англ. cost drivers), которые связывают конкретные виды деятельности и соответствующие затраты, а также выступают мерилом деятельности, поскольку затраты изменяются пропорционально масштабу деятельности;

— на основе факторов, формирующих затраты, ресурсы распределяют между центрами производственной деятельности, а затем относят на конкретные изделия.

Важнейшим преимуществом этого метода является то, что он создаёт механизм для управления затратами в перспективе через контроль деятельности, которая выступает причиной затрат. В итоге повышается эффективность управления затратами, происходит сокращение или ликвидация видов деятельности, не добавляющих стоимости продукту, благодаря чему достигается снижение его затрат.

Система АВС обеспечивает учёт затрат по каждому виду продукции на каждом этапе производственного процесса. Она закладывает основу для управления затратами по производственным центрам, итогового анализа себестоимости конкретных изделий. Как показал опыт её внедрения, достоверное определение себестоимости конкретных изделий значительно повышает объективность оценки рентабельности продукции.

Система «Стандарт-костинг» является одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия, в основе которой лежит принцип учёта и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них. Термин «норматив» определяется как уровень, рассчитанный по какому-то стандарту (норме) и соответствующий требуемому, желаемому или возможному. Норматив устанавливают исходя из заранее определяемых затрат материалов, рабочего и машинного времени, накладных и других расходов на производство. Главная цель учёта, классификации и анализа изменений норм и отклонений от них состоит в том, чтобы определить, как влияет на уровень каждой статьи затрат изменение норм и нормативов в ходе производства и отклонений от них фактических затрат. Все виды изменений и отклонений группируют по причинам, центрам затрат и центрам ответственности с указанием частоты, периодичности и размера изменения или отклонения по абсолютной величине (в руб., нормо-ч и т.п.).

На основании анализа информации об изменениях и отклонениях определяют основные факторы, причины и подразделения, влияющие на изменение уровня затрат. вырабатывают оперативные меры воздействия в целях устранения (уменьшения) отклонения или пересчёта норматива.

Результаты анализа служат также исходным материалом для совершенствования конструкции, технологии, уровня организации производства и нормирования, планирования, учёта, стимулирования, прогнозирования выполнения плана по затратам и себестоимости продукции.

Главное в системе «стандарт-костинг» — контроль за наиболее точным выявлением отклонений от установленных стандартов затрат, что способствует совершенствованию самих стандартов затрат. При отсутствии ж такого контроля применение системы «стандарт-костинг» будет иметь условный характер и не даст надлежащего эффекта.

Вместе с тем этой системе присущи и недостатки. на практике очень трудно составить стандарты согласно технологической карте производства. Изменение цен, вызванное конкурентной борьбой за рынки сбыта товаров, а также инфляцией, осложняет исчисление стоимости остатков готовых изделий на складе и незавершённого производства. Стандарты можно устанавливать не на все производственные затраты, в связи с чем на местах всегда ослабляется контроль за ними. Более того, при выполнении производственной компанией большого количества различных по характеру и типу заказов за сравнительно коротко время исчислить стандарт на каждый заказ практически невозможно. В таких случаях вместо научно обоснованных стандартов на каждое изделие устанавливают среднюю стоимость, которая является базисом для определения цен на изделие.

Несмотря на эти недостатки, руководители фирм и компаний используют систему учёта «стандарт-костинг» как мощный инструмент контроля за издержками производства и калькулирования себестоимости продукции, а также для управления, планирования и принятия необходимых решений.

«Директ-костинг», в основе этого метода лежит исчисление сокращённой себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Маржинальный доход служит основным показателем при системе «Директ-костинг», с его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д.

Обобщённо сущность системы «Директ-костинг» состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объёма производства, причём себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчёт себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.

Основные преимущества системы учёта «Директ-костинг» можно свести к следующему:

Упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат.

Отсутствие процедур о составлению сложных расчётов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции.

Возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объёма продаж), запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа.

Возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции.

Возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции.

Возможность выбора между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне.

Вместе с тем теоретические и практические исследования системы «Директ-костинг» позволяют выделить присущие ей недостатки.

В случае использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам для достижения привилегированного положения на рынке по отдельным изделиям возникает опасность, что масса постоянных неделимых затрат не моет быть покрыта маржинальным доходом, т.е. предприятие попадает в зону убытков.

Противники системы «Директ-костинг» утверждают, что в практической деятельности возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные. Во многом оно зависит от длительности рассматриваемого периода времени и от анализируемого диапазона объёмов выпуска.

Ведение учёта в разрезе только производственной себестоимости, т.е. по сокращённой номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учёта, так как отсутствует расчёт полной себестоимости продукции, необходимы согласно законодательству.

Тем не менее, применение системы «Директ-костинг» способствует повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции.

«Таргет-костинг» (целевые затраты) – сравнительно новый метод стратегического управления затратами. Он позволяет вносить коррективы в структуру существующего объекта (изделия, услуги, работы) и создавать объект по заданным стоимостным рекомендациям, основывающимся на допустимом уровне затрат и информации о полезности свойств конечного продукта для потребителя.

Применение метода целевых затрат рекомендуется прежде всего при реализации инновационных проектов. Полученные при этом данные могут служить основой для анализа и планирования издержек по создаваемой продукции и базой для контроля и анализа отклонений. Надо отметить, что данный метод используется как для инновационных проектов, так и ля инноваций в процессы, в этом случае в качестве исходного пункта вместо целевой цены изделия будет рассматриваться допустимая цена процесса.

Итак, метод «Таргет-костинг» — это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

Система «Таргет-костинг» основывается на очень простой идее: если для успешного бизнеса изделие нужно продавать по цене, не превышающей рыночную, то определение себестоимости будущей продукции начинается именно с установления цены на неё. Сначала определяется рыночная цена на данный вид продукции, затем устанавливается желаемый размер прибыли, а потом рассчитывается максимально допустимый размер себестоимости. «Таргет-костинг» даёт возможность руководству компании принимать управленческие решения о производственной программе уже на ранних стадиях жизненного цикла продукта (на стадии его разработки), всецело ориентирует предприятие на рыночные условия. При этом выполняется основная задача: определение такой себестоимости продукции, которая при цене, жёстко заданной рынком, позволит предприятию получить планируемую прибыль. при этом разрабатываемы продукты должны соответствовать требованиям рынка по всем качественным характеристикам.

Таким образом, допустимый размер себестоимости по методу «Таргет-костинг» определяется следующим образом:

ЦЕНА – ПРИБЫЛЬ = СЕБЕСТОИМОСТЬ

Рыночная цена в данном методе называется целевой ценой (target price), желательная разница между себестоимостью и продажной ценой называется целевой прибылью (target profit), а себестоимость, по которой изделие должно быть изготовлено, называется целевой себестоимостью (target cost).

Таким образом, принципами системы «Таргет-костинг» являются следующие:

первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

учёт влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;

использование концепции жизненного цикла продукта.

Преимущество метода в том, что он обладает особенностями, которыми не обладает ни один другой метод ценообразования, а именно:

— позволяет стабилизировать цену на нужном уровне, что особенно важно для России, поскольку цена для российских потребителей в силу их слабой платёжеспособности является основным фактором при принятии решения для совершения покупки;

— позволяет заранее учесть модификации цены (скидки, бонусы);

— при комплексно изучении полностью учитывает интересы покупателя и производителя;

— при применении данного метода практически нет вероятности превышения цены, что позволяет избежать возвращения к этапу разработки и изменению в составляющих изделия для снижения его себестоимости.

Таким образом, метод целевых затрат позволяет осуществить комплексный оптимизационный анализ, проводимый на основе экономических и технологических показателей изучаемого объекта.

Выделим также основные недостатки, которые могут стать препятствием к реализации замыслов руководства предприятий, решивших внедрить эту концепцию у себя:

Система применима не ко всякому задуманному продукту.

Есть сложности в определении требований к продукту и анализу рынка.

Неготовность производственных возможностей отечественных предприятий. Несостоятельные организационные, информационные, методические и прочие составляющие работы отечественных предприятий.

Тем не менее, это действенный способ предохранения от экономических неудач, который поможет бизнесмену сберечь деньги ещё до того, как они будут потрачены. Такая цель оправдывает затраченные на неё средства.

Система JIT («just-in-time», т.е «точно в срок») – передовой метод организации труда и управления производством, применяемый в экономически развитых странах.

Суть системы JIT сводится к отказу от производства крупными партиями. Взамен этого создаётся непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, которое затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.

При применении этой системы часть затрат предприятия из разряда косвенных переходит в разряд прямых. Это, в свою, очередь, увеличивает точность исчисления себестоимости единицы продукции.

Потенциальные преимущества системы JIT многочисленны.

Во-первых, её применение приводит к уменьшению уровня запасов, что означает меньше вложений капитала в товарно-материальные запасы. Поскольку при этой системе требуется иметь в наличии для немедленного использования минимальное количество материалов, то существенно снижается общий уровень запасов.

Во-вторых, в условиях применения системы JIT надёжность выполнения заказа намного возрастает, так как значительно меньше времени отводится на закупку и хранение материалов.

В-третьих, при применении этой системы отмечается улучшение качества производства. Когда заказанное количество продукции невелико, источник проблем с качеством легко выявляется и коррективы вносятся немедленно.

Однако, эта технически и информационно насыщенная система требует больших первоначальных капитальных вложений и значительных текущих затрат на эксплуатацию. Кроме того, минимальное участие рабочих в производстве ведёт к тому, что каждый технический, информационный и организационный сбой ведёт к длительным простоям, а стало быть, значительным экономическим потерям.

Как видно из вышесказанного, внедрение JIT не всегда однозначно приводит к сокращению затрат на производство продукции, а значит, и ее себестоимости по сравнению с традиционным производством. Объясняется это еще и тем, что ряд преимуществ JIT трудно оценить в стоимостном выражении, однако они способствуют повышению производительности труда и снижению себестоимости.

Таким образом, проектирование методов управления затратами предприятия должно учитывать стратегический контекст, в котором будут применяться эти методы. Подобные методы должны учитывать технологии, организационную структуру, культуру и стиль управления предприятием.

Важнейшим выводом может быть следующее утверждение: предприятие формирует стратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней среды, а последняя задаёт требования к глобальной системе управления затратами на предприятии.

1.3. Роль и место управления затратами в системе управления предприятием

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно, увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому в системе развития предприятия в условиях значительных экономических ограничений повышение финансового результата непосредственно связано со снижением затрат. Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.

Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:

выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

определение затрат по основным функциям управления;

расчет затрат по операционным географическим сегментам, производственным подразделениям предприятия;

исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);

подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;

поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

выбор методов нормирования затрат;

выбор системы управлении затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Задачи управления затратами должны решать в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.

Управление затратами – это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на предприятии. При этом управление затратами шире, глубже и многообразнее, а, следовательно, и сложнее суммирования управления эффективностью использования отдельных производственных ресурсов, поскольку учитывает их комплексное использование, возможную взаимозаменяемость и различия в величине и сроках влияния на результаты работы предприятия.

Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг).

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Главным образом финансовые менеджеры и директора. Но я считаю, что роль финансового директора заключается не в непосредственном управлении затратами, а в разработке и внедрении инструментов, не допускающих проведение необоснованных затрат. При этом недостаточно разработать регламенты и внедрить типовые формы отчётности. Финансовому директору постоянно приходится жестко отстаивать созданную систему и контролировать её эффективность, т.е. финансовый директор в процессе управления затратами выполняет больше контрольные функции и лишь за редким исключением моет влиять на размер затрат. Управление затратами – дело всех менеджеров предприятия, а не только финансового директора. Ответственность за рост затрат и их удельный вес в выручке компании должна быть распределена между всеми топ-менеджерами предприятия.

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учёт и анализ.

Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования). Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и выпуска новой продукции (работ, услуг), увеличении мощности предприятия. Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия.

Организация — важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами.

Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятию избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Подобный образ действий может мотивироваться как материальными, так и моральными факторами.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений. Производственный учет входит в систему управленческого учета, позволяющего контролировать затраты и принимать решения об их целесообразности.

Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обусловливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если эти последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения производственных условий.

Итак, управление затратами — это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. именно с этих позиций следует подходить к созданию на предприятии системы управления затратами. Информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений, например, какую продукцию производить, от выпуска какой продукции отказаться, какую цену установить, производить или покупать комплектующие изделия и т.д.

В целом, управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определённого экономического результата, повышения эффективности работы.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТРАНСПОРТНАЯ ФИРМА «ОЧАКОВО»»

2.1 Краткая характеристика хозяйственной деятельности

Транспортная фирма «Очаково» одна из немногих российских компаний, сумевшая связать в единое целое весь спектр автоуслуг. Что дает возможность нашим клиентам реально экономить и время, и деньги. По продаже, ремонту, техническому обслуживанию автомобилей мы располагаем эксклюзивным набором предложений. Притом что «эксклюзивность» подкрепляют многолетний опыт и компетентность нашего персонала, понимающего важность удовлетворения клиента оказанной услугой.Вот только краткий перечень предлагаемых услуг:

— продажа автомобилей (KIA,GREAT WALL);

— ремонт импортных автомобилей вышеуказанных марок и продажа запчастей к ним;

— продажа автомобилей с пробегом;

— продажа мототехники (KAWASAKI, BALTMOTORS);

— все виды ремонта автомобилей (ГАЗель, Волга, ВАЗ);

— розничная и оптовая продажа запчастей на данные марки автомобилей;

— установка дополнительного оборудования.

2.2. Механизм процесса формирования затрат на предприятии

Свою работу предприятие оценивает, сравнивая фактические показатели отчета о прибылях и убытках с бюджетными. Однако отчет о прибылях и убытках содержит лишь информацию о том, сколько нами было заработано за истекший период, и сколько средств при этом было израсходовано. Анализ затрат традиционно сводился к определению количества ресурсов потребленных тем или иным отделом, не давая при этом представления о том, насколько рационально эти ресурсы были использованы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст