«Изучение динамики частоты сердечных сокращений у волейболисток

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

ПЛАХОТНИКОВОЙ КСЕНИИ АНДРЕЕВНЫ

«Изучение динамики частоты сердечных сокращений у волейболисток 17-19 лет на стандартную специальную нагрузку в отдельные периоды тренировки».

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

студента 321 группы специальности 050720 физическая культура

Работа допущена к защите на ГАК

Председатель ПЦК

Научный руководитель

Королькова Мария Митрофановна

Королькова Мария Митрофановна

преподаватель

Дата «___» _________ 2012 г.

Дата «___» _________ 2012 г.

Заместитель директора по научно-методической работе ____________________ В.Б. Гончаров

МП

Минусинск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы изменения частоты сердечных сокращений на стандартную специальную нагрузку в отдельные периоды тренировки.

1.1 Возрастные особенности девушек 17-19 лет………………………………6

1.2 Волейбол как средство развитие сердечнососудистой системы…………8

1.2.1 Понятие и история развития волейбола…………………………………..10

1.2.2 Методика волейбола в тренировочном процессе……………………….13

1.2.3 Строение сердечнососудистой системы и её показатели. ……………..22

Глава II. Методы, организация и результаты исследования

2.1 Методы определения показателей сердечнососудистой системы………26

2.1.1 Частота сердечных сокращений………………………………………….28

2.1.2 Артериальное давление…………………………………………………..32

2.1.3 Коэффициент выносливости………………..…………………………….34

2.2 Организация и результаты исследования………………………………….35

Заключение и выводы…………………………………………………………..50

Приложение………………………………………………………………………52

Библиографический список…………………………………………………….54

Введение

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья. Система физического воспитания ставила конкретную цель — подготовить сильного, смелого, выносливого человека, умеющего хорошо бегать, прыгать метать копье, владеть приемами борьбы. В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире. «Физическая культура многофункциональна. На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки для разработки проблемы формирования функциональных резервных возможностей организма за счёт правильной организации учебного процесса, в том числе тренировочного. Методологические основы тренировочного процесса, подхода к организации этапов тренировки и разработка методов контроля за функциональными показателями организма отражены в работах Желязков.Ц.О. Французским ученым Ж. Пуазейлем и немецким ученым К. Людвигом была изучена механика передвижения крови, а Э. Марейем — динамика деятельности сердца при различных видах организации двигательной деятельности. Деятельность сердца, функциональные показатели глубоко изучил русский физиолог И.П.Павлов. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека. Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества. Одним из важнейших эффектов оздоровительной физической культуры является волейбол, направленный на повышение функциональных возможностей сердечнососудистой системы человека. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейболе являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Волейбол как средство физического развития улучшает трофические процессы в сердце и во всем организме. Увеличивает кровоснабжение сердца за счет усиления венечного кровотока, раскрытия резервных капилляров и развития коллатералей, активизируют обмен веществ. Все это стимулирует восстановительные процессы в миокарде, повышает его сократительную способность. Эффект тренировки заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной. В результате систематических тренировок формируется эффект физической тренировки – урежение сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки, так как по мере роста тренированности и снижении потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки. Несмотря на интенсивность исследований, проблема формирования адаптационных показателей сердечнососудистой системы в процессе тренировки остается актуальной.

Цель исследования: Разработать методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса при стандартной специальной нагрузке в отдельные периоды тренировки формирующие

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2.Уточнить понятие тренировочный процесс, показатели сердечно-сосудистой системы, рассмотреть особенности формирования адаптационных возможностей. Изучить возрастные особенности девушек 17-19лет

3. Подобрать и разработать диагностический инструментарий для изучения

функциональных показателей сердечно-сосудистой системы.

4. Организовать педагогические условия, способствующие формированию адаптационных показателей сердечнососудистой системы

Объект: учебно-тренировочный процесс

Предмет: функциональные показатели сердечнососудистой системы

Гипотеза: динамика функциональных показателей сердечнососудистой системы на разных этапах тренировки будет положительной , если будут созданы условия организации тренировочного процесса с целью формирования адаптационных показателей сохранения здоровья.

Глава I. Теоретические основы изменения частоты сердечных сокращений на стандартную специальную нагрузку в отдельные периоды тренировки.

1.1 Возрастные особенности девушек 17-19 лет

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. [3] Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. В научной литературе широко представлены антропометрические параметры и показатели, относящиеся к детскому и зрелому возрастам. Возраст в 17 — 19 лет представлен мало, хотя является критическим периодом перехода от подросткового к юношескому и от юношеского к зрелому. Этапам развития, когда закладывается соответствующий уровень здоровья на последующие годы жизни. В последние годы все большее число девушек занимается спортивными упражнениями, причем не только для повышения работоспособности, но и для улучшения своего физического состояния, коррекции фигуры. Абсолютные физические показатели у девушек намного ниже, чем у юношей: сила девушек составляет 60-80 % силы парней.[1] В общих чертах методика развития силы для обоих полов совпадает.

Вместе с тем имеются некоторые различия:

— Особенности спортивной тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между юношами и девушками;

— Девушки в среднем меньше и легче юношей;

— Гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;

— Доля мышц в общей массе тела у девушек значительно меньше и составляет всего 30-35 % по сравнению с 40-47 % у юношей;

— Центр масс тела девушек находится ниже, чем у юношей в связи с особенностями телосложения — у женщин более длинное туловище и более короткие ноги;

— Девушки, в силу более быстрого созревания их организма, на 2-4 года быстрее юношей достигают своих физических, в том числе и силовых, кондиций;

— Для женщин характерным является увеличение жировых отложений на бедрах и ягодицах («груши»), у мужчин на животе («яблоки»).

— Девушки, в среднем. Обладают большей гибкостью по сравнению с юношами;

— Девушки имеют более высокий болевой порог (то есть они более «терпеливы»), чем юноши.

Девушки более склонны к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. На первый план в образе «Я» постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества. Самооценка к старшему юношескому возрасту становится более адекватной. Особенностью юношеского возраста в этом плане является специфический эгоцентризм: им часто кажется, что окружающие обязательно обращают на них внимание, негативно думают о них, вообще оценивают их. Именно поэтому часто их первая реакция на других — защита. Одна из важных психологических характеристик юношества — самоуважение. Девушки с низким самоуважением, как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно относятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам. [7] Они тяжело переживают неуспехи в деятельности, особенно если это происходит на людях. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются также со снижением социальной активности личности. Эти девушки реже участвуют в общественных мероприятиях, избегают руководящих обязанностей и соревнований.

1.2 Волейбол как средств развитие сердечнососудистой системы

Одной из причин увеличения количества заболеваний сердечнососудистой системы является снижение двигательной активности современного человека. Поэтому для предупреждения этих болезней необходимы регулярные занятия физкультурой, включение в режим дня различной мышечной деятельности. При наличии заболевания занятия физическими упражнениями оказывают лечебный эффект и приостанавливают дальнейшее его развитие. Строго дозированные, постепенно возрастающие физические нагрузки повышают функциональные возможности сердечнососудистой системы, служат важным средством реабилитации. При хронических заболеваниях, после того как достигнуто устойчивое улучшение и дальнейшее совершенствование функций сердечнососудистой системы невозможно, физические упражнения применяются как метод поддерживающей терапии. Таким образом, физические упражнения, лечебная физкультура (кинезотерапия) являются важным средством профилактики, лечения, реабилитации и поддержания достигнутых результатов. Применение физических упражнений при сердечно-сосудистых заболеваниях позволяет использовать все 4 механизма их лечебного действия: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций. При многих заболеваниях сердечнососудистой системы ограничивается двигательный режим больного. Больной угнетен, «погружен в болезнь», в центральной нервной системе преобладают тормозные процессы. [10] В этом случае физические упражнения приобретают важное значение об оказания общего тонизирующего воздействия. Улучшение функций всех органов и систем под воздействием физических упражнений предупреждает осложнения, активизирует защитные силы организма и ускоряет выздоровление. Улучшается психоэмоциональное состояние больного, что, несомненно, также положительно влияет на процессы саногенеза. Волейбол как средство физического развития улучшает трофические процессы в сердце и во всем организме. Увеличивает кровоснабжение сердца за счет усиления венечного кровотока, раскрытия резервных капилляров и развития коллатералей, активизируют обмен веществ. Все это стимулирует восстановительные процессы в миокарде, повышает его сократительную способность. Волейбол улучшает и общий обмен в организме, снижает содержание холестерина в крови, задерживая развитие атеросклероза. Очень важным механизмом является формирование компенсаций.[4] При многих заболеваниях сердечнососудистой системы, особенно при тяжелом состоянии больного, используются физические упражнения, оказывающие действие через вне сердечные (экстракардиальные) факторы кровообращения. Так, упражнения для мелких мышечных групп способствуют продвижению крови по венам, действуя как мышечный насос и вызывая расширение артериол, снижают периферическое сопротивление артериальному кровотоку. Дыхательные упражнения способствуют притоку венозной крови к сердцу за счет ритмического изменения внутрибрюшного и внутригрудного давления. Во время вдоха отрицательное давление в грудной полости оказывает присасывающее действие, а повышающееся при этом внутрибрюшное давление как бы выжимает кровь из брюшной полости в грудную. Во время выдоха облегчается продвижение венозной крови из нижних конечностей, так как внутрибрюшное давление при этом снижается. Волейбол играет большое значение для профилактики заболеваний сердечнососудистой системы, так как восполняет недостаток двигательной активности современного человека.[7] Физические упражнения повышают общие адаптационные (приспособительные) возможности организма, его сопротивляемость к различным стрессовым воздействиям, давая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние. Физическая тренировка по волейболу развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность. Активизация двигательного режима различными физическими упражнениями совершенствует функции систем, регулирующих кровообращение, улучшает сократительную способность миокарда и кровообращение, уменьшает содержание липидов и холестерина в крови, повышает активность противосвертывающей системы крови, способствует развитию коллатеральных сосудов, снижает гипоксию, т. е. предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечнососудистой системы. Таким образом, занятия волейболом показана всем здоровым не только как оздоровительное, но и как профилактическое средство.[16] Особенно она необходима для тех лиц, которые в настоящее время здоровы, но имеют какие-либо факторы риска к сердечнососудистым заболеваниям. Для лиц, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, физические упражнения являются важнейшим реабилитационным средством и средством вторичной профилактики.

1.2.1 Понятие и история развития волейбола

Волейбол (английское volley ball) — спортивная командная игра с мячом на площадке (9 м на 18 м), разделенной пополам сеткой (на высоте 2,43 м для мужских и 2,24 м для женских соревнований).

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. В своём реферате я расскажу о развитии волейбола в мире и в нашей стране, о правилах этой игры, о её технике и тактике.

История развития волейбола.

Волейбол – один из самых популярных в мире видов спорта. Родина волейбола – Соединенные Штаты Америки. Новую игру изобрел в 1895г. Вильям Морган – руководитель физического воспитания в Союзе молодых христиан в городе Гелиок – штат Массачусетс. Он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2м. Название новой игре дал доктор Альфред Холстед – преподаватель Спрингфильдского колледжа: “волейбол” – летающий мяч. В 1896г. волейбол был впервые продемонстрирован перед публикой. А через год в США были опубликованы первые правила игры, которые имели всего 10 параграфов. Прошло несколько лет, и с волейболом познакомились в Канаде, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилии, Уругвае, Мексике. В 1913г. на Паназиатских играх состоялся турнир по волейболу, в котором участвовали команды Японии, Китая, Филиппин.В Европу волейбол был завезен в начале XX века. В 1914г. в него начали играть в Англии. Особенно популярным волейбол становится во Франции, где появился в 1917г. В 20-х годах он развивается в Польше, Чехословакии, СССР. Начинают, проводится первые официальные первенства стран по всему Европейскому континенту. Наряду с распространением волейбола в мире совершенствовались правила игры, изменялись техника и тактика, формировались технические приемы. Волейбол становится коллективной игрой. Игроки начинают применять силовые подачи, широко вводят в игру обманные удары, большое внимание уделяют технике передачи, возрастает роль защиты, игра становится динамичнее. На родине волейбола, в США, первые официальные соревнования состоялись в 1922г. в Бруклине. Тогда же американцы выступили с предложением включить волейбол в программу Олимпийских игр 1924г., но это предложение не получило поддержки. В 1934г. на международном совещании представителей спортивных федераций в Стокгольме предлагается создать техническую комиссию по волейболу. В комиссию вошло 13 Европейских стран, 5 стран американского континента и 4 азиатские страны, за основу были приняты американские правила игры.

Олимпийское признание волейбол получил только в 1957г., но в программу игр был впервые включен лишь на XVIII Олимпиаде 1964г. в Токио. Тогда в Японскую столицу приехали шесть женских и десять мужских команд. Первыми олимпийскими чемпионами стали сборные СССР (мужчины) и Японии (женщины). На токийских играх волейбол отличался атлетизмом. Превосходство мощного нападения над обороной было очевидно, поэтому международная федерация несколько модернизировала правила волейбола. Игрокам обороняющейся команды было разрешено при блокировании переносить руки на сторону соперника и вторично касаться мяча после блокирования. Нововведение уравновесило возможности атаки и защиты. Волейбол стал более скоростным и эмоциональным. На олимпийских турнирах наибольших успехов достигли сборные СССР: женщины в 1968, 1972, 1980 и 1988 годах, мужчины в 1964, 1968 и 1980 годах и сборная Японии: женщины в 1964 и 1976 годах, а мужская сборная в 1972 году. В нашей стране волейбол начал широко развиваться в 1920-1921 годах в районах Средней Волги (Казань, Нижний Новгород). Затем он появился на

Дальнем Востоке – в Хабаровске и Владивостоке, а в 1925 году на Украине.

Волейбол той поры в шутку называли в стране “игрой актеров”. В Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров – Мейерхольда, Камерного, Революции, Вахтангова.

28 июля 1923 года в Москве состоялся первый официальный матч, в котором встретились команды Высших художественных театральных мастерских и

Государственного техникума кинематографии. Первопроходцами нового вида спорта стали мастера искусств, будущие народные артисты СССР Николай Боголюбов, Борис Щукин, будущие знаменитые художники Георгий Нисский и Яков Ромас, хорошими игроками были знаменитые актеры А.Кторов и Р. Зеленая. С этой встречи и ведется летоисчисление нашего волейбола. Важным событием в развитии волейбола в нашей стране явился чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве. В нем участвовали мужские и женские команды Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянная судейская коллегия. Для развития волейбола большое значение имели массовые соревнования, проводившиеся на площадках парков культуры и отдыха. Эти игры были хорошей школой не только для москвичей, но и для зарубежных гостей. Недаром в начале 30-х годов в Германии были изданы правила соревнований по волейболу под названием “Волейбол – народная русская игра”.

Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза. Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 году были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по афганским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу. В годы Великой Отечественной войны волейбол продолжали культивировать в воинских частях. Уже в 1943 году начинают оживать волейбольные площадки в тылу. С 1945 года возобновляются первенства СССР, год от года совершенствовались техника и тактика. Наши волейболисты не раз выступали в качестве реформаторов игры. Год 1947-ой ознаменовался выходом наших волейболистов на международную арену. На первом Всемирном фестивале молодежи в Праге был проведен турнир по волейболу, в котором победили советские волейболисты. В 1948 году Всесоюзная секция волейбола вступила в члены Международной федерации волейбола (и не американские, а наши правила игры легли в основу международных), а в 1949 году наши игроки впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях. Волейболистки сборной СССР дебютировали на чемпионате Европы в Праге и сразу же завоевали титул сильнейших. И первыми олимпийскими чемпионами на Олимпиаде 1964 года в Токио стала наша мужская сборная. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико в1968г., и в Москве в 1980г. А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988 гг.) завоевывала титул олимпийских чемпионов. Волейбол только с виду прост. На самом деле это игра очень тонкая.

Настрой команды, удачное варьирование составом, умело выбранная тактика – от всего этого, не в меньшей степени, чем от класса игроков, зависит общий успех. И хотя, может быть, в теперешнем волейболе нет такого количества ярких игроков, как 30 лет назад, нынешние игроки обладают более высоким классом, большей эффективностью игры.

1.2.2 Методика волейбола в тренировочном процессе

Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку.[39] При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке.[5] Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Для любителей волейбол — распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.

Существуют многочисленные варианты волейбола, ответвившиеся от основного вида — пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол (утверждённый конгрессом FIVB в ноябре 1998 года в Токио).

Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет».[9] Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6 x 15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.

Общие правила

«Зоны» на площадке и перемещение игроков

Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине сеткой. Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м.

Основная статья: Волейбольная площадка

Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65—67 см весом 260—280 г.

Основная статья: Волейбольный мяч

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле в каждый момент времени могут находиться 6 игроков. Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко.[25] Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода права подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.

Подача

Подача в прыжке

Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём.[9] До того как игрок не коснётся мяча при подаче, ни одна часть его тела не должна коснуться поверхности площадки (в особенности это касается подачи в прыжке). В полёте мяч может коснуться сетки, но не должен касаться антенн или их мысленного продолжения вверх. Если мяч коснётся поверхности игровой площадки, подающей команде, засчитывается очко. Если игрок, который подавал, нарушил правила или отправил мяч в аут, то очко засчитывается принимающей команде. Не разрешается блокировать мяч при подаче, прерывая его траекторию над сеткой. Если очко выиграно командой, которая подавала мяч, то подачу продолжает выполнять тот же игрок.

В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке[10]. Её противоположностью является укороченная (планирующая, тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.

Приём мяча снизу

Приём подачи

Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания (нельзя дважды подряд трогать мяч) и максимум после третьего касания перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника.[23] При этом, если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приема силовой подачи требуется уже 3 игрока.

Защита (приём атаки)

Приём атакующего удара отличается от приёма подачи, так как в защите в обязательном порядке всегда участвуют все 6 игроков находящихся на площадке, некоторые игроки передней линии ставят блок (иногда все трое), а все остальные играют в защите. Цель защищающихся оставить мяч в игре и по возможности довести его пасующему. Защита может быть эффективной только в случае согласованных действий всех игроков команды. Поэтому были разработаны схемы игры в защите, из которых прижились только две, «углом назад» и «углом вперёд».[5] В обеих схемах крайние защитники стоят по боковым линиям, выходя из-за блока в 5-6 метре от сетки, а вот защитник в 6 зоне в соответствии с названием схемы играет или непосредственно позади блока (ловит скидки за блок) или за лицевой линией (играет дальние рикошеты от блока).

Атака

Обычно при позитивном приёме мяч принимается игроками задней линии (1-е касание) и доводится до связующего игрока, связующий передаёт (2-м касанием) мяч игроку для выполнения атакующего удара (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами. При этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Запрещено атаковать (то есть наносить удар по мячу выше линии верхнего края сетки) только либеро.

Различают атакующие удары: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары (скидки).

Блокирование

Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил.[21] Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия.

Блок может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Касание блока не считается за одно из трёх касаний. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии, то есть в зонах 2, 3, 4.

Либеро

Двое из 14 игроков (с 2009 года, ранее назначался только один либеро из 12 игроков) команды могут быть назначены либеро. Игроки этого амплуа не могут участвовать в атаке, в блоке и подавать. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например, с центральным блокирующим.

Специальная стандартная нагрузка

Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.[ 24] При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений можно выделить такие аспекты:

* функциональные эффекты тренировки

* пороговые, «критические» нагрузки для возникновения тренировочных эффектов.

* обратимость тренировочных эффектов

* специфичность тренировочных эффектов

* тренируемость, определяющая величину тренировочного эффекта.

Последние два аспекта наиболее важны в спортивной тренировке. Систематическое выполнение определенного рода физических упражнений вызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:

* Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем.

* Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем.

Первый эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнении предельных тестов. [7] Они отражают текущие максимальные возможности организма, существенные для данного вида упражнений. Второй эффект проявляется в уменьшении функциональных сдвигов в деятельности других органов и систем организма при выполнении определенной работы. Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного и нетренированного наблюдаются более низкие показатели для последнего.

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами:

* Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических.

* Восстановительно-оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы.

* поддержание существующей тренированности на существующем уровне.

* Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.

Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок во втором и третьем случаях. Сложнее обстоит дело с выбором нагрузок в первом случае, что и составляет основное содержание лечебной физической культуры. В последнем случае повышение функциональных возможностей отдельных органов и всего организма, т.е. достижение тренировочного эффекта, достигается в том случае, если систематические тренирующие нагрузки достаточно значительны, достигают или превышают в процессе тренировки некоторую пороговую нагрузку. [8] Такая пороговая тренирующая нагрузка должна превышать повседневную нагрузку.

Принципом пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверх нагрузки. Основным правилом в выборе пороговых нагрузок заключается в том, что они должны соответствовать текущим функциональным возможностям данного человека. Так, одна и та же нагрузка может быть эффективной для малотренированного человека и совсем неэффективной для нетренированного человека. Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается на принцип пороговых нагрузок. Из него следует, что при определении тренировочных нагрузок как тренер – преподаватель, так и сам тренирующийся должны иметь достаточное представление о функциональных возможностях своего организма.

Принцип постепенности в повышении нагрузок также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенно возрастать с ростом тренированности. В зависимости от целей тренировки и личных способностей человека физические нагрузки должны иметь разную степень. Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения или поддержания уровня существующих функциональных возможностей. Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. [26] Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность – интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий. Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т.д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная).

Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке.[8] Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который является максимальной нагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз.

При оптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельном напряжении. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.

Существует несколько физиологических методов для определения интенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления кислорода (л/мин) – абсолютный или относительный (% от максимального потребления кислорода). Все остальные методы – косвенные, основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями.

Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений.[29] В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений. Для определений интенсивности нагрузки у разных людей используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост).

Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. Выделено четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок, каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):

1. Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75% от ее максимального значения (ЧСС макс.);

2. Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85% от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения;

3. Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95% от ЧСС макс. и переходным аэробно-анаэробным режимом энергообеспечения;

4. Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95% от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений.[30] Пороговая частота сердечных сокращений – это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений – это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом, могут быть:

Пороговая – 75%

Пиковая – 95%

от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности она должна постепенно расти, вплоть до 80–85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты сердечных сокращений).

У каждого человека имеются свои индивидуальные границы зон интенсивности нагрузки. Для более точного определения этих границ с целью последующего контроля спортивных нагрузок используется специальное тестирование. В основе его лежит ступенчато возрастающая до максимально возможного («работа до отказа») уровня тестовая нагрузка.

Нетренированным и слабо подготовленным людям подобное тестирование противопоказано.[6] Для определения зон интенсивности в этом случае используется более простой расчетный метод. Можно легко рассчитать границы каждой зоны интенсивности, зная возрастное значение ЧСС макс., которое определяется по формуле 220 минус возраст.

Для оздоровительных целей, как правило, рекомендована физическая нагрузка в пределах I и II зон интенсивности. Нагрузки большей интенсивности являются привилегией спорта и требуют достаточно высокого уровня подготовленности.

Исследования показали, что нагрузка с интенсивностью 60–70% от ЧСС макс. наиболее эффективна для сжигания жира, поэтому она используется для коррекции избыточного веса тела:

Целевая зона

Возраст (лет)

ЧСС (уд./мин)

20

120–140

30

114–133

40

108–126

50

102–119

60

96–112

Для повышения тренированности сердечнососудистой системы используется нагрузка с интенсивностью 60–80% от ЧСС макс.

Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.

• до 120 – подготовительная, разминочная, основной обмен.

• до 120–140 – Восстановительно-поддерживающая.

• до 140–160 – развивающая выносливость, аэробная.

• до 160–180 – развивающая скоростную выносливость

• более 180 – развитие скорости.

Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска.

Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорционально длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.[28] Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.[6] Однако, использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту-угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.

Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.

1.2.3 Строение сердечнососудистой системы и её показатели.

Сердечнососудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови по организму человека и животных. Движение жидкости по сердечно-сосудистой системе дополняет лимфатическая система. В состав сердечнососудистой системы входит сердце — орган, который заставляет кровь двигаться и кровеносные сосуды — полые трубки, по которым она движется. Основное значение сердечно-сосудистой системы состоит в снабжении кровью органов и тканей.[31] Кровь непрерывно движется по сосудам, что дает ей возможность выполнять все жизненно важные функции.[33] К системе кровообращения относятся сердце и сосуды — кровеносные и лимфатические. Сердце представляет собой биологический насос, благодаря работе которого кровь движется по замкнутой системе сосудов. Каждую минуту сердце перекачивает в кровеносную систему около 6 л крови, в сутки — свыше 8 тыс. л, в течение жизни (при средней продолжительности — 70 лет) — почти 175 млн. л крови.

Кровеносные сосуды — это полые трубки, по которым движется кровь. Сосуды, несущие кровь от сердца к органам называются артериями, а от органов к сердцу — венами. В артериях и венах не осуществляется газообмен и диффузия питательных веществ, это просто путь доставки. Обмен веществами между кровью и интерстициальной жидкостью происходит через проницаемую стенку капилляров — мелких сосудов, соединяющих артериальную и венозную системы. За одну минуту через стенки всех капилляров человека просачивается около 60 литров жидкости. Хотя кровь с кислородом называется артериальной, а кровь с углекислым газом — венозной, совсем не обязательно артериальная кровь течет по артериям, а венозная — по венам. Это зависит от кругов кровообращения. Сосудистая система может быть замкнутой — когда кровь внутри сосудов движется по кругу, и незамкнутой — когда просвет сосудов свободно открывается в межклеточное пространство и кровь изливается туда, смешиваясь с межклеточной жидкостью. Кровеносные сосуды изучает наука Ангиология.

Сердце (лат. Cor) — полый мышечный орган, который последовательностью сокращений и расслаблений перекачивает кровь по сосудам. В зависимости от биологического вида внутри может разделяться перегородками на две, три или четыре камеры. Анатомия сердца во многом определяет степень основного обмена, разделяя животных на теплокровных и холоднокровных. Сердце чаще всего находится в грудном сегменте тела. [32] Сердце изучает наука Кардиология.

Там, где сосудистая система замкнута, она образует круг кровообращения. У человека и всех позвоночных животных есть несколько кругов кровообращения, обменивающихся кровью между собой только в сердце. Сердце весит около 300г и по форме напоминает грейпфрут (Рисунок 1); имеет два предсердия, два желудочка и четыре клапана; получает кровь из двух полых вен и четырех легочных вен, а выбрасывает ее в аорту и легочный ствол. Сердце перекачивает 9 л крови в день, делая от 60 до 160 ударов в минуту. Сердце покрыто плотной фиброзной оболочкой — перикардом, образующим серозную полость, заполненную небольшим количеством жидкости, что предотвращает трение при его сокращении. Сердце состоит из двух пар камер — предсердий и желудочков, которые действуют как самостоятельные насосы. Правая половина сердца «прокачивает» венозную, богатую углекислым газом кровь, через легкие; это — малый круг кровообращения. Левая половина выбрасывает насыщенную кислородом кровь, поступившую из легких, в большой круг кровообращения. Венозная кровь из верхней и нижней полых вен попадает в правое предсердие. Четыре легочные вены доставляют артериальную кровь в левое предсердие. Атриовентрикулярные клапаны имеют особые сосочковые мышцы и тонкие сухожильные нити, закрепленные на концах заостренных краев клапанов. [34]Эти образования фиксируют клапаны и предотвращают их «проваливание» (пролапс) обратно в предсердия во время систолы желудочков. Сердце находится в грудной клетке позади грудины и перед нисходящей частью дуги аорты и пищеводом. Оно закреплено на центральной связке мышцы диафрагмы. С обеих сторон расположено по одному легкому. Сверху находятся главные кровеносные сосуды и место разделения трахеи на два главных бронха. Левый желудочек образован более толстыми мышечными волокнами, чем правый, так как он противостоит более высокому давлению крови в большом круге кровообращения и должен совершать большую работу по его преодолению во время систолы. Между желудочками и отходящими от них аортой и легочным стволом находятся полулунные клапаны.

Сердечнососудистая система человека образует два круга кровообращения: большой и малый.

Большой круг кровообращения обеспечивает кровью все органы и ткани, он начинается в левом желудочке, откуда выходит аорта, а заканчивается в правом предсердии, куда впадают полые вены.[32] Малый круг кровообращения ограничен циркуляцией крови в лёгких, здесь происходит обогащение крови кислородом и выведение углекислого газа; он начинается правым желудочком, из которого выходит лёгочный ствол, а заканчивается левым предсердием, в которое впадают лёгочные вены.

Показателем сердечно сосудистой системы является частота сердечных сокращений.

Пульс (от лат. pulsus — удар, толчок) — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца, поэтому в клинике различают артериальный, венозный и капиллярный пульс.

Исследования пульса с диагностической целью в Александрии во времена династии Птолемеев (из которой происходила Клеопатра) применяли Герофил Халкедонский и Эразистрат (последователи Гиппократа). Герофил был автором труда «Peri sphigmon pragmateias», который считался лучшим трактатом древности о пульсе. Герофил полагал, что пульс есть «движение артерий» и при помощи пульса можно узнать «существование в организме болезни и предвидеть грядущие». Именно ему принадлежат термины «систола» и «диастола».В I веке нашей эры в Римской империи был популярен врач Архиген из Сирии. Под термином «сфигмос» Архиген понимал нормальное движение артерий и сердца, различал систолу и диастолу и выделял четыре такта: систола-диастола и две паузы. Архиген предложил классификацию пульса по продолжительности диастолы (большой, малый, средний), по характеру движений сосуда (скорый, редкий, сильный), по тонусу давления (сильный, слабый, средний), по силе пульсового удара, по времени покоя, по состоянию стенки сосуда (твердый, мягкий, средний), по ровности или неровности, по правильности или неправильности, по полноте или густоте, по ритму. Он различал дикротический, муравьиноподобный, газелевидный, волнистый пульсы. Известный хирург Руф Эфесский, который задолго до Гарвея описал механику кровообращения, пульс здоровых людей называл «эвритмический», болезненный — «параритмический».[34] Он описал экстрасистолию, дикротический, альтернирующий пульс и нитевидный (pulsus vermicularis) у агонирующих больных. Клавдий Гален написал о пульсе 7 книг (334 страницы), выделял 27 видов пульса, каждый вид делил еще на три разновидности. Он описал синусовую и дыхательную аритмию. Именно по пульсу он поставил диагноз болезни желудка императору Марку Аврелию. Врач Аэций из Амида, работавший в Александрии и Константинополе, в своей книге «Tetrabiblion» описал особенности пульса при анемии, обезвоживании, малярии. Врач Архиматей из Салерно описал методику пальпации пульса, которую мы используем и сейчас.[32] Парацельс предложил пальпировать пульс на руках, ногах и шейных и височных артериях, грудной клетке и в подмышечных впадинах.

Вывод по первой главе.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Глава II. Методы, организация и результаты исследования.

2.1. Методы определения показателей сердечнососудистой системы.

Для организации исследования применялись следующие методы: теоретические – анализ литературы; вербально – коммуникативные – анкетирование; экспериментальный – изучение функциональных показателей.

Метод изучения литературных источников позволил проанализировать 38 учебных, методических, справочных пособий, в том числе один интернет ресурс. В результате данной работы были изучены теоретические аспекты волейбола, как средства влияния на показатели сердечнососудистой системы, причём в отдельные периоды тренировки данные показатели зависят от стандартной нагрузки.

Вербально – коммуникативные методы – это группа психологических в частности психодиагностических методов на основе речевого обобщения, к которым относятся метод анкетирование.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?») и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные [об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе] и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — А. не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

А. может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; «почтовое» А., когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым А., как правило, проводятся пробные опросы (50—100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов. Применяя методы экспериментальной диагностики производят изучение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы по следующим показателем: частота сердечных сокращений, артериальное давление, коэффициент выносливости.

2.1.1 Частота сердечных сокращений

Артериальный пульс — это ритмические толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с изменением их кровенаполнения. Существует несколько методов исследования пульса:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст