2 Организация, методы и методики исследования, использованные в

При рассмотрении личностной особенности интровертированности — замкнутости после проведения коррекционных занятий у 7 человек наблюдается положительное изменение показателя тревожного поведения, у 2 не изменяется и у 4 отрицательное изменение параметра. Следовательно:

«+» — 7

Типичный сдвиг

«0» — 6

Нулевой сдвиг

«-» — 0

Нетипичный сдвиг

Типичное направление — нормализация агрессивного поведения. Gэмп – 0. N= 13 – 0= 13. Для данного значения Gэмп (0)≤ G0,01(1), то преобладание «типичного» сдвига является достоверным.

Следовательно, достоверное изменение у эмоционально – волевой и личностной сферах, в сторону стабилизации у детей с синдромом РДА, наблюдается по параметрам: школьная, самооценочная, межличностная тревожности, в уровне самооценки и уровне интровертированности — замкнутости по методике «Рисунок семьи». В целом, данные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.

Вывод по 2 главе

Результаты эмпирического исследования отражают особенности эмоционально – волевой сферы и личности детей с ранним детским аутизмом.

Данные констатирующего эксперимента по методике «Изучение уровня самооценки» представляют преобладании низкого уровня самооценки (84 %), намного ниже показатели адекватного уровня самооценки (12 %) и самые низкие показатели высокого уровня (4 %).

Результаты исследования тревожности по методике «шкала социально-ситуативной тревоги» показывают преобладание высокого уровня школьной тревожности (52 %), самооценочной (44 %), и межличностная ( 62 %) и общей (58 %). Анализ результатов позволяет констатировать высокий уровень всех видов тревожности, но наиболее высок показатель межличностной и школьной, что говорит о недостаточной адаптации младших школьников с показателями РДА к педагогической среде.

Результаты исследования по методике «Рисунок семьи» констатирует преобладание стремления школьников к защите взрослых и родителей (58%), выраженность тревожности (40%) и интровертированность, замкнутость – 62%.

По результатам констатирующего эксперимента были подобранны и проведены коррекционные занятия. На коррекционных занятиях ведущим являлся метод поведенческого тренинга. Он направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. При проведении коррекционно-развивающих занятий была замечена динамика проявления положительных и отрицательных эмоциональных — волевых и личностных проявлений в поведении испытуемых.

Результаты повторной диагностики показали динамику изменения уровня самооценки в экспериментальной группе испытуемых, всех видов тревожности ( преобладание среднего уровня). Результаты исследования по методике «Рисунок семьи» показали снижение замкнутости от 62% до 36%, тревожности с 50 до 24%, агрессии с 20 % до16%, стремление к защите взрослых с 58% до 50%. Также в данной группе наблюдается повышение демонстративности от 4% до 8% и стремлении к какой — либо деятельности от 32% до 40%. В контрольной группе испытуемых значимых изменений в результатах исследования не наблюдается.

С целью установления положительного влияния коррекционных занятий на стабилизацию эмоционально – волевой сферы и личности детей младшего школьного возраста с синдромом РДА нами применен критерий знаков. Достоверное изменение в эмоционально – волевой и личностной сферах, в сторону стабилизации у детей с синдромом РДА, наблюдается по параметрам: школьная, самооценочная, межличностная тревожности, в уровне самооценки и уровне интровертированности — замкнутости по методике «Рисунок семьи» на 1% уровне достоверности. В целом, данные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.

Заключение

Результаты теоретического и эмпирического исследования особенности и коррекции эмоционально – волевой сферы и личности детей с ранним детским аутизмом показали:

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что выполнен ряд исследований сущности, механизмов формирования, признаков и проявлений эмоционально-волевых нарушений первичного характера. За два последних десятилетия в отечественной специальной литературе появился ряд исследований, посвященных коррекционной работе с аутичными детьми. Однако коррекционных занятий направленных на коррекцию эмоционально – волевой сферы и личности у данных детей в полной мере не представлено.

Результаты эмпирического исследования отражают преобладание низкого уровня самооценки высокого уровня школьной тревожности, самооценочной, межличностная и общей. Преобладание стремления школьников к защите взрослых и родителей, выраженность тревожности и интровертированность, замкнутость.

По результатам констатирующего эксперимента были подобранны и проведены коррекционные занятия. При проведении коррекционно-развивающих занятий была замечена динамика проявления положительных и отрицательных эмоциональных — волевых и личностных проявлений в поведении испытуемых.

Результаты повторной диагностики показали динамику изменения уровня самооценки в экспериментальной группе испытуемых, всех видов тревожности (преобладание среднего уровня), снижение замкнутости, тревожности, стремление к защите взрослых.

Достоверное изменение в эмоционально – волевой и личностной сферах, в сторону стабилизации, наблюдается по параметрам: школьная, самооценочная, межличностная тревожности, в уровне самооценки и уровне интровертированности — замкнутости на 1% уровне достоверности.

Список литературы

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.

Адлер А. Воспитание детей.- Ростов н/Д: Феникс, 1998

Алешина Ю. В. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994.

Беляева О.А. Математические основы психологии.- Бирск, 2001

Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. М. , 1997.

Выгодский Л. С. Психология развития как феномен культуры.–М., 1996

Костина Л.М. Методы диагностики тревожности._- Спб.: Речь,2002

Кротов В.Г. Массаж мысли. – М., 1997

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М.: Сфера,2003

Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Просвещение, 1990.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.- М.: Просвещение, 1991

Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М.: Педагогика, 1990

Лешли ДЖ. Работать с маленькими детьми.- М.: Просвящение,1991

Лосева В.К. Рисуем семью- М., Российская академия образования, 1995

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994

Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Издательство «Речь», 2001.

Никольская О. С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма // Невралгия и психиатрия. 1980. № 10.

Никольская О. С., Лебединский В. В., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

Овчарова Р.В.Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогической запущенности детей.–М. 1994.

Овчарова Р. В. Психодиагностическое исследование как основа коррекционно-развивающей работы практического психолога в дошкольном учреждении. – Архангельск, 1994.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.

Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. – М., 1993

Раттер М. Трудные дети (перевод).М.: Прогресс, 1984.

Руководство по психиатрии /под ред. Рожнова. – М.: Медгиз, 1974

Сафин В.Ф. Психологические отклонения в развитии детей и методы их коррекции. – Уфа, 1994

Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.

Самоукина Н. В. Программа психокоррекционных игр для дошкольников. – М., 1990.

Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1989.

Сафин В.Ф. Психологические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа, 1994.

Справочник по психологии и психотерапии / Под.ред. Циркиной С.Ю..- СПб.: Питер,2001, с. – 665- 666

Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. – М., 1993.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

Филатов А. П. Аутогенная тренировка. – Киев, 1979.

Фролова О. В. Формирование адекватного уровня тревожности. – Бирск: БирГПИ, 2001.

Хельбрюгге Т., Деригн Г. Ребенок от 0 до 6. — М., 1992

Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития, методы исследования – Киев,1992

Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция // Вопросы психологии. – 1989. — №1.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л., 1990.

Хрестоматия по телесно – ориентированной психотерапии и психотехнике / Под. Ред. В.Ю. Баскакова. – М., 1997

Приложение 1

Тренинговая программа по коррекции аутизма

(Надь Н., Мулюкова С.)

Ориентировочный этап

Задачи:

— установление эмоционально – позитивного контакта с ребенком;

— ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах;

— знакомство с участниками группы.

Занятие 1

Вводная часть. Ритуал приветствия. Психолог здороваясь с ребенком должен назвать его по имени и коммуницировать ему вербально или невербально – радость и удовлетворение от встречи.

Упражнение 1. «Назови свое имя»

Упражнение 2 . «Игра в мяч»

Заключительная часть.

Упражнение 3. «Зеркало»

Упражнение 4. «Парапсихологическое воздействие»

Упражнение 5 «Каждый спит»

Ритуал прощания.

Этап объектирования трудностей развития

Задачи этапа:

— объектирование негативных тенденций эмоционально – волевого и личностного развития ребенка в игре, коммуникации со взрослыми, рисовании;

— эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия

Занятие 2

Приветствие.

Упражнение 1 «Слушай хлопки».

Упражнение 2 «Белые медведи».

Упражнение 3 «Слушай звуки»

Упражнение 4 «Иголка и нитка»

Упражнение 5 «Дракон кусает свой хвост»

Упражнение 6 «Рисование»

Ритуал прощания.

3 этап. Конструктивно – формирующий этап

Задачи этапа:

— Развитие коммуникативной компетентности.

— Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.

— Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

— Формирование способности к произвольной регулятивной деятельности.

Занятие 3

Приветствие.

Упражнение 1 «Пишущая машинка»

Упражнение 2 «Веретено»

Упражнение 3 «Вот он какой».

Упражнение 4 «Я не знаю»

Упражнение 5 «Шалтай — Балтай» Ритуал прощания.

Занятие 4

Приветствие.

Упражнение 1 «Игра снежки»

Упражнение 2 «Игра с камушками»

Упражнение 3 «Иголка и нитка»

Упражнение 4 «Расставь посты»

Упражнение 5 Сюжетно – ролевая игра с распределением ролей «Колобок»

Упражнение 6 «Каждый спит»

Занятие 5

Приветствие.

Упражнение 1 «Возьми и передай».

Упражнение 2 «Собака принюхивается»

Упражнение 3 «Рисование страха»

Упражнение 4 Сюжетно – ролевая игра с распределением ролей «Теремок»

Заключительная часть

Упражнение 5 «Смех»

Занятие 6

Приветствие.

Упражнение 1 «Собака принюхивается»

Упражнение 2 «Сосредоточенность»

Упражнение 3 «Рисунок по кругу»

Упражнение 4 «Дракон ловит свой хвост»

Заключительная часть

Упражнение 5 «Штанга»

Упражнение 6 «Парапсихологическое воздействие»

Занятие 7

Приветствие.

Упражнение 1 «Удивление»

Упражнение 2 «Ласка»

Упражнение 3 «Путанка»

Упражнение 4 «Расставь посты»

Заключительная часть Упражнение 6 «Смех»

Занятие 8

Приветствие.

Упражнение 1 «Золушка»

Упражнение 2 «Провинившийся»

Упражнение 3 «Сиамские близнецы»

Упражнение 4 «Марионетки»

Упражнение 5«Парапсихологическое воздействие»

Заключительная часть Упражнение 6 «Смех»

Обобщающее – закрепляющий этап.

Задачи этапа:

— Обобщение сформированных на предыдущем этапе адекватных способов коммуникации и эмоционально – волевого поведения,

— Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.

Занятие 9

Приветствие.

Упражнение 1 «Паровозик»

Упражнение 2 «Изображение животных»

Упражнение 3 «Тень»

Упражнение 4 «Путанка»

Упражнение 5 «Дракон ловит свой хвост»

Упражнение 6 «Каждый спит»

Занятие 10

Игра в любимые игры. Ритуал прощания.

Приложение 2

Социально – психологический портрет испытуемых

Имя испытуемого

Дополнительные сведения

Возраст

Обозначение

испытуемого

Фарит Г.

Семья неполная, в семье единственный ребенок

8

у

Евгений М.

Семья полная, в семье воспитывается двое детей

7

т

Венер Ш.

Семья полная, в семье воспитывается двое детей, материальный доход невысок

9

г

Марина З.

Семья полная, в семье воспитывается двое детей

7

с

Рамиль К.

Семья полная, в семье воспитывается двое детей

8

в

Лиля Н.

Семья полная, в семье воспитывается один ребенок

8

р

Егор К.

Семья полная, в семье воспитывается один ребенок

9

ф

Юра Л.

Семья неполная, в семье единственный ребенок



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст