2 Организация, методы и методики исследования, использованные в

84

Данные таблицы 1 констатируют о преобладании низкого уровня самооценки (заниженная) (84 %), намного ниже показатели адекватного уровня самооценки (12 %) и самые низкие показатели высокого уровня (4 %). Преобладание неадекватного уровня самооценки мы считаем неблагоприятным фактором становления личности детей младшего школьного возраста.

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

График 1 Особенности самооценки дошкольников

График 1 отражает тенденцию преобладания заниженной самооценки, что связано с личностными особенностями детей с ранним детским аутизмом младшего школьного возраста.

Результаты исследования тревожности по методике А.М. Прихожан «шкала социально-ситуативной тревоги»

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Результаты исследования тревожности по методике «шкала социально-ситуативной тревоги», в%

Таблица 2

Уровни тревожности

Виды тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

высокий

52

44

62

58

средний

22

32

30

22

низкий

16

24

8

20

Показатели тревожности показывают преобладание высокого уровня школьной тревожности (52 %) (таблица 2), это связано, что в младшем школьном возрасте учение становится ведущим видом деятельности, и поэтому у детей наиболее высок уровень учебной тревожности; несколько ниже самооценочной (44 %), поскольку у детей возникают проблемы и страхи при самовыражении перед одноклассниками и учителями и неадекватными эмоциональными реакциями при достижении школьных успехов, низкой самооценкой школьников; далее межличностная ( 62 %), что констатирует о значении системы отношений со значимыми взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками и возникающими при этом состоянии боязни, страхов, тревожности и общая (58 %) значение всех школьных факторов на неблагополучное состояние детей в школе.

Средний уровень тревожности представлен при оценке общей тревожности (22 %), далее самооценочной (32 %), школьной (22 %), межличностной (30 %). Низкий уровень тревожности проявляется при межличностной тревожности (8 %), что может быть связано со сменой ценностей школьника, переходим от наиболее значимого круга отношений с семьей (родители, педагоги) к значимым отношениям со сверстниками, несколько ниже при самооценочной (24%), ниже общей (20 %) и школьной (16 %) тревожности. Анализ результатов позволяет констатировать высокий уровень всех видов тревожности, но наиболее высок показатель межличностной и школьной, что говорит о недостаточной адаптации младших школьников с показателями РДА к педагогической среде.

Результаты исследования по методике «Рисунок семьи»

Результаты исследования по описанному методу представлены в таблице 3 и графике 2.

Результаты исследования симптокомплексов школьников по методике «Кинестетический рисунок семьи», в %

Таблица 3

Симптокомплексы

Количество испытуемых, в %

Интровертированность, замкнутость

62

Тревожность

50

Агрессия и враждебность

20

Демонстративность, стремление к лидерству

4

Стремление к защите взрослых, родителей

58

Стремление к какой – либо деятельности

24

Результаты исследования согласно таблице 3, показывают преобладание стремления школьников к защите взрослых и родителей (58%). Выражена и тревожность (40%). При этом на рисунке ребенка просматривается штриховка, линии с сильным нажимом, стирание, преувеличенное внимание к деталям, преобладание вещей, двойные и прерывистые линии, подчеркивание отдельных деталей. Присутствует интровертированность, замкнутость – 62%. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, выделение некоторых фигур, изоляция отдельных фигур, неадекватная величина отдельных фигур, преобладание вещей. Наименее выражены: стремление к какой – либо деятельности по 24%, стремление к лидерству – 4%, а также агрессия и враждебность (20%).

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

График 2 Результаты исследования методике «Рисунок семьи»

Данные графика 2, также наглядно отражают результаты исследования.

«Внутреннее» отношение ребенка к своей семье и к себе, представленные на рисунках можно считать неблагоприятным.

2.2.2. Анализ реализации формирующего эксперимента

На коррекционных занятиях ведущим является метод поведенческого тренинга. Он направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. Теоретической основой данного метода является бихевиоризм.

Оперантное научение – основано на механизме оперантного обуславливания, суть которого состоит в выборе нового поведения через модификацию уже усвоенных ранее поведенческих реакций путем манипулирования положительными и отрицательными подкреплениями.

При проведении коррекционно-развивающих занятий была замечена динамика проявления положительных и отрицательных эмоциональных — волевых и личностных проявлений в поведении испытуемых.

Во время проведения первых 2-х занятий, которые требовали выступления перед одногрупниками, выполнения продукта деятельности, дети выражали чувство беспокойства, неуверенности, страха перед неудачей, отказывались взаимодействовать. При проведении ролевых игр, школьники испытывали сложность в разыгрывании ситуаций, перевоплощением в персонажи и не проявляли нужной эмоциональности при этом.

Боялись не только изображать различных персонажей в играх, но даже не смогли «собраться» и ответить на вопросы экспериментатора, при этом они опускали глаза, краснели, постоянно что-то теребили в руках. Данное состояние детей связано с тревожностью и страхом при выступлении перед аудиторией, незнакомыми людьми, у них наблюдается фрустрация при самовыражении и все это сопряжено с неуспехами в учебной деятельности.

На 3-4 занятие дети с интересом продолжали посещение. Здесь проявлялись попытки инициативности, активности, заинтересованности. Испытуемые предпочитали чтение сказок, разыгрывание их по ролям, рисование и продуктивная деятельность, а также подвижные игры.

В течение следующих 5- 6 занятий поведение детей начинает заметно изменяться. При выполнении коллективных заданий, не требовалось столь частого вмешательства психолога, дети самостоятельно и инициативно подходили к цели. Большинство школьников не проявляли первоначального волнения и беспокойства, хотя негативные эмоциональные проявления присутствовали (тревожность, страх, неуверенность в себе).

При проведении 4-х последующих занятий замечено повышение положительных эмоциональных установок школьников. У детей ярко стало проявляться чувство сплоченности, коллективизма, принятие детей друг другом. Испытуемые научились расслабляться, выражать адекватные эмоции при разыгрывании ситуаций и выполнении упражнений.

Упражнения на релаксацию выполнялись с желанием и интересом. Испытуемые научились обыгрывать ситуации коллективно, самостоятельно распределять при этом роли. Наблюдалось повышение чувства доверия, раскованности, уверенности при выполнении заданий, а также снижение волнения, беспокойства, замкнутости, скованности.

Для получения более достоверных данных по окончанию психокоррекционной работы был проведен психодиагностический контрольный срез для изучения динамики эмоционально –волевого и личностного состояния детей после их участия в психокоррекционных занятиях.

2.2.3. Результаты контрольного эксперимента

Результаты исследования по методике «изучения самооценки»

Результаты изучения самооценки представлены в таблице 4.

Особенности самооценки дошкольников

Таблица 4

Вид самооценки

Количество испытуемых, в %

до коррекции

после

до коррекции

после

Завышенная

8

8

8

24

Адекватная

16

24

16

48

Низкая

76

68

76

28

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Данные таблицы 4 констатируют динамику изменения уровня самооценки в экспериментальной группе испытуемых. Завышенная самооценка повысилась от 8 до 24 %, адекватная от16 до 48%. И низкая понизилась от 76 до 28%.

В контрольной группе значимых изменений не проявилось.

Результаты исследования тревожности детей по методике А.М. Прихожан

Результаты уровня тревожности до и после коррекции

по методике А.М. Прихожан в экспериментальной группе

Таблица 5

Уровни тревожности

Виды тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

до коррекциипоследо коррекциипоследо коррекциипоследо коррекциипослевысокий5236442862365836средний2246325830541840низкий16162416882424

Показатели тревожности наглядно констатируют (таблица 5 и 6) преобладание среднего уровня по всем видам тревожности. Заметно ниже показатели высокого уровня (36%; 28 %; 36%; 36 %) и показатели низкого уровня тревожности не изменился (16 %; 16 %; 8 %; 24 %). Средний уровень преобладает при рассмотрении самооценочной тревожности (58%), общей (40 %) и школьной (46 %), далее межличностной (54%).

Результаты уровня тревожности до и после коррекции

по методике А.М. Прихожан в контрольной группе

Таблица 6

Уровни тревожности

Виды тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

до коррекциипоследо коррекциипоследо коррекциипоследо коррекциипослевысокий52524436626258средний22223240303018низкий161624248824

В контрольной группе испытуемых значимых изменений в результатах исследования не наблюдается.

Данная тенденция (динамика изменения тревожности) может быть определена возрастными особенностями эмоциональной сферы младших школьников, его взаимоотношениями со сверстниками и значительным людьми (педагоги, родители), отношением к самому себе, а также эффективным воздействием программы на стабилизацию данных видов эмоционально –волевой и личностной сфер.

Результаты исследования по методике «Рисунок семьи» на контрольном этапе

Результаты исследования по данному методу представлены в таблице 7.

Результаты исследования симптокомплексов по методике «Рисунок семьи» до и после проведения формирующего эксперимента

Таблица 7

Уровень проявления

Количество испытуемых, в %

До проведения формирующего эксперимента

После

Интровертированность, замкнутость

62

62

62

36

Тревожность

50

50

50

24

Агрессия и враждебность

20

20

20

16

Демонстративность, стремление к лидерству

4

4

8

8

Стремление к защите взрослых, родителей

58

58

58

50

Стремление к какой – либо деятельности

24

24

32

40

Группы испытуемых

Контр. гр.

Экспр. гр.

Контр. гр.

Экспр. гр.

Результаты исследования согласно таблице 6, раскрывают изменения которые произошли с испытуемыми экспериментальной группы: снижение замкнутости от 62% до 36%, тревожности с 50 до 24%, агрессии с 20 % до16%, стремление к защите взрослых с 58% до 50%. Также в данной группе наблюдается повышение демонстративности от 4% до 8% и стремлении к какой — либо деятельности от 32% до 40%.

Данная динамика изменения результатов исследования в экспериментальной группе является позитивной, что может констатировать о положительном влиянии коррекционных занятий на экспериментальную группу.

Результаты применения метода математической статистики

С целью установления положительного влияния коррекционных занятий на стабилизацию эмоционально – волевой сферы и личности детей младшего школьного возраста с синдромом РДА нами применен критерий знаков.

При рассмотрении школьной тревожности после проведения коррекционных занятий у 9 человек наблюдается положительное изменение показателя тревожного поведения, у 5 не изменяется и у 0 отрицательное изменение параметра. Следовательно:

«+» — 9

Типичный сдвиг

«0» — 5

Нулевой сдвиг

«-» — 0

Нетипичный сдвиг

Типичное направление — нормализация школьной тревожности поведения. Gэмп – 0. N= 13 – 0= 13. Для данного значения Gэмп (0)≤ G0,01 (1), то преобладание «типичного» сдвига является достоверным.

При рассмотрении самооценочной тревожности после проведения коррекционных занятий у 7 человек наблюдается положительное изменение показателя тревожного поведения, у 6 не изменяется и у 0 отрицательное изменение параметра. Следовательно:

«+» — 7

Типичный сдвиг

«0» — 6

Нулевой сдвиг

«-» — 0

Нетипичный сдвиг

Типичное направление — нормализация самооценочной тревожности. Gэмп – 0. N= 13 – 0= 13. Для данного значения Gэмп (0)≤ G0,01 (1), то преобладание «типичного» сдвига является достоверным.

При рассмотрении межличностной тревожности после проведения коррекционных занятий у 10 человек наблюдается положительное изменение показателя тревожного поведения, у 3 не изменяется и у 0 отрицательное изменение параметра. Следовательно:

«+» — 10

Типичный сдвиг

«0» — 3

Нулевой сдвиг

«-» — 0

Нетипичный сдвиг

Типичное направление — нормализация агрессивного поведения. Gэмп – 0. N= 13 – 0= 13. Для данного значения Gэмп (0)≤ G0,01(1), то преобладание «типичного» сдвига является достоверным.

При рассмотрении уровня самооценки после проведения коррекционных занятий у 7 человек наблюдается положительное изменение показателя тревожного поведения, у 2 не изменяется и у 4 отрицательное изменение параметра. Следовательно:

«+» — 7

Типичный сдвиг

«0» — 6

Нулевой сдвиг

«-» — 0

Нетипичный сдвиг

Типичное направление — нормализация агрессивного поведения. Gэмп – 0. N= 13 – 0= 13. Для данного значения Gэмп (0)≤ G0,01(1), то преобладание «типичного» сдвига является достоверным.



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст